ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1733/2013 от 01.11.2013 Буденновского городского суда (Ставропольский край)

дело № 2-1733/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Буденновск 01 ноября 2013 года

Буденновский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Чулкова В.Н.,

при секретаре Бураковой Е.А., с участием:

представителя истца Буденновского межрайпрокурора - помощника ФИО1,

представителя ответчика администрации Буденновского муниципального района ФИО2, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика - заведующей Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 26 «Золотая рыбка» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буденновского межрайонного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Буденновско­го муниципального района и муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 26 «Золотая рыбка» <адрес> о понуждении произвести необходимые дей­ствия по обеспечению беспрепятственного доступа в учреждение,

У С Т А Н О В И Л:

Буденновский межрайонный прокурор обратился в суд с иском указывая, что центральный и иные входы в здание МДОУ «Детский сад №26 Золотая рыбка», расположенного по адресу <адрес> не приспособлены для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения, так как не обеспечи­вают беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в помещения, расположенные в данном здании, не имеют пандусов, наруж­ные лестницы центрального входа в здание учреждения не имеют поручней с уче­том технических требований к опорным стационарным устройствам. Однако обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Феде­ральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 г. № 832, и продолжает оставаться таковой в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175. В связи с чем просит обязать администрацию Буденновского муниципального района и муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 Золотая рыбка» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здание МДОУ «Детский сад №26 Золотая рыбка», расположенного по адресу: <адрес> оборудовать центральный вход в здание учреждения пандусами либо иными специальными приспособлениями (перилами, на­стилами, рельсами).

В судебном заседании помощник Буденновского межрайпрокурора ФИО1 заявленные исковые требования поддержал, суду пояснил, что обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2005 г. № 832 и продолжает остаться таковой в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2001-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 г. № 175.

Представитель администрации Буденновского муниципального района ФИО2 суду пояснила, что в соответствии с законом администрация должны обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в учреждение, но выполнить данные требования не имеет возможности из-за дефицита бюджета. Имеется федеральная программа «Доступная среда» на 2001-2015 годы, средств, которые выделяют, хватает на несколько учреждений в год, в связи, с чем обеспечить пандусами все учреждения нет возможности из-за недостатка финансирования.

Представитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 26 «Золотая рыбка» ФИО3 суду пояснила, что детский сад № 26 «Золотая рыбка» <адрес> введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ года, построен был по проекту ДД.ММ.ГГГГ года. В проекте не было предусмотрено приспособление для нужд инвалидов. В настоящее время не представляется возможным провести реконструкцию здания, для беспрепятственного доступа инвалидов в детский сад, а также чтобы пандус соответствовал ГОСТу Р 51261.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям).

Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов приняты в Указе Президента РФ от 02.10.1992 №1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (в ред. Указа Президента РФ от 03.11.1999 N 1474) и в постановлении Правительства РФ от 07.12.1996 №1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».

В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения.

Так, нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СНиП 35-01-2001), которые относят к маломобильным группам население людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками. Вышеуказанный СНиП 35-01-2001 предусматривает, в том числе требования к лестницам и пандусам (раздел 3.14, 3.17, 3.27-3.33).

Согласно п. 3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п.3.14 СНиП 35-01-2001). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах - колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями (п.3.32 СНиП 35-01-2001).

В соответствии с пунктом 3.13 указанных СНиП в здании должен быть как минимум один вход с поверхности земли, приспособленный для маломобильных групп граждан.

В соответствии с пунктом 1.2 Приложения № 1 к СНиП 02.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» здания общеобразовательных учреждений относятся именно к группе общественных зданий.

В судебном заседании, объективно установлено, что ни один из входов в МДОУ «Детский сад № 26 «Золотая рыбка», в том числе центральный вход, не оборудован специальным приспособлением - пандусом для инвалидов (в том числе детей-инвалидов) и других маломобильных групп населения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Положениями ст. 17 названного Закона установлено, что в целях решений вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов, в том числе, создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Согласно п. 2, 4 ч. 1 ст. 31 Закона №3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 1.10 Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 26 «Золотая рыбка» <адрес> учредителем учреждения и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Буденновский муниципальный район Ставропольского края.

Согласно п. 1.8 Устава, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации за счет средств бюджета Буденновского муниципального района, на основании бюджетной сметы.

В связи с этим, в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» администрация Буденновского муниципального района и МДОУ «Детский сад № 26 «Золотая рыбка» <адрес> до настоящего времени не создали условия для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в общественное здание - помещение детского сада, что противоречит требованиям ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года «№181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Отсутствие при входе в здание детского сада пандуса, облегчающего доступ инвалидов и маломобильных граждан, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку определить количество граждан, желающих посетить образовательное учреждение не возможно.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Учитывая, что в данном случае нарушаются права и законные интересы лиц со стойким расстройством организма, количество которых, желающих посетить образовательное учреждение определить не возможно, требования прокурора района, обратившегося в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, суд считает необходимым возложить обязанность на администрацию Буденновского муниципального района и МДОУ «Детский сад № 26 «Золотая рыбка» <адрес>, оборудовать вход в здание детского сада по адресу: Ставропольский край г. <адрес> специальным приспособлением, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.

Однако требования прокурора о выполнении указанных действий в срок до 01 февраля 2014 года, суд считает необоснованным, поскольку это связанно с необходимостью разработки и утверждения проектной документации, определения подрядной организации для выполнения строительных работ. В связи, с чем суд считает, что для выполнения указанных работ потребуется более длительный срок и поэтому определяет срок для исполнения возложенной обязанности до 01 июля 2014 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Буденновского межрайонного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о возложении обязанности произвести необходимые дей­ствия по обеспечению беспрепятственного доступа в учреждение - удовлетворить.

Обязать администрацию Буденновского муниципального района и муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 «Золотая рыбка» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать центральный вход в здание МДОУ «Детский сад №2 6 «Золотая рыбка», расположенного по адресу: Ставропольский край, <адрес> пандусами либо иными специальными приспособлениями (перилами, на­стилами, рельсами), в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здание.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ставропольский краевой суд через Буденновский горсуд в течение месяца со дня его принятия.

отпечатано

в совещательной комнате

Председательствующий: Чулков В.Н.