ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1733/2017 от 20.06.2017 Борского городского суда (Нижегородская область)

Дело 2-1733/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июня 2017 года Борский городской суд Нижегородской области в составе судьи Кандалиной А.Н., при секретаре Красильниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации городского округа города Бор Нижегородской области, третье лицо: Администрации Приокского района г.Н. Новгорода, Администрации г.Н.Новгорода, Государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Детский Дом № 3» обязать включить в список лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда, признать отказ администрации городского округа города Бор Нижегородской области незаконным, признать право состоять в списке лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, ФИО2, ФИО4 обратились в суд с исковыми требованиями к Администрации городского округа города Бор Нижегородской области, третье лицо: Администрации Приокского района г.Н. Новгорода, Администрации г.Н.Новгорода, Государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Детский Дом № 3» обязать включить в список лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда, признать отказ администрации городского округа города Бор Нижегородской области незаконным, признать право состоять в списке лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда

В ходе судебного заседания установлено, что в настоящий момент ФИО4 вышла замуж и имеет фамилию ФИО3, произведена замена истца.

В обоснование иска указано, что решением Приокского районного суда г.Н. Новгорода от ДД.ММ.ГГГГФИО5 (мать истцов) лишена родительских прав, отец умер.

Истцы, будучи несовершеннолетними воспитывались и находились в детском доме № 3 г.Н. Новгорода.

На основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ был произведен обмен квартиры в которой были зарегистрированы истцы на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>., впоследствии данный жилой дом согласно распоряжения Администрации Борского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ был признан аварийным.

ДД.ММ.ГГГГ истцы обращались в Администрацию Борского района с вопросом постановки их в очередь как детей сирот.

По причинам невыполнения своих обязанностей по защите их законных интересов со стороны администрации Борского района они не были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО4 в зал судебного заседания не явились, о дне и месте слушания дела извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель Ответчика Администрация городского округа города Бор Нижегородской области ФИО6 с иском не согласна, поскольку не имеется оснований для предоставления жилых помещений, поскольку истцы до достижения возраста 23 лет не встали на учет для получения жилого помещения в качестве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Третье лицо: Администрация Приокского района г.Н. Новгорода, Администрация г.Н.Новгорода, Государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Детский Дом № 3» в зал судебного заседания не явились, о дне и месте слушания дела извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав представителя ответчика, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ году, ФИО7 родилась ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Приокского районного суда г.Н. Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 (мать истцов) лишена родительских прав (л-д28), отец истцов ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ году (л-д29).

Истцы воспитывались и находились до совершеннолетия в детском доме № 3 г.Н. Новгорода.

На основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ был произведен обмен квартиры в которой были зарегистрированы истцы на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>., (л-д.43-44), в результате обмена истцы получили в собственность жилой дом и земельный участок, впоследствии данный жилой дом согласно распоряжения Администрации Борского района Нижегородской области от 01.06.2009 года № 1865 был признан аварийным и подлежащим сносу (л-д.24).

Судом установлено, что истцы зарегистрированы по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права у ФИО1 имеется в собственности 124/781 доли квартиры (л-д45), 2/3 доли комнаты (л-д47), у ФИО2 имеется в собственности ? доли жилого дома (л-д155), у ФИО3 отсутствуют объекты недвижимости в ЕГРН.
Согласно имеющихся материалов дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Администрацию Борского района с просьбой рассмотреть вопрос о постановке их в очередь по улучшению жилищных условий как детей сирот, что подтверждается ответом Администрации Борского района от ДД.ММ.ГГГГ (л-д.52), но на момент подачи данного заявления истцы имели в собственности жилье, жилой дом на <адрес>, данный жилой дом был признан аварийным только лишь ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела (л-д.24).

Согласно ст.8 ФЗ РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996г. « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшей на момент подачи заявления

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Исходя из вышеизложенного судом установлено, что на момент подачи заявления 15.04.2009 года истцы не являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку имели в собственности жилье, которое на момент подачи заявления не являлось непригодным для проживания.

Судом установлено, что истцы до достижения возраста 23 лет не были поставлены на учет для получения жилого помещения в качестве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; доказательств отказа истцам для постановки на учет до достижения возраста 23 лет не представлено, при том, что препятствий для соответствующего обращения у них не имелось.

Ст. 40 Конституции РФ провозглашает право граждан, нуждающихся в жилище, на предоставление им жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года (в первоначальной редакции), вне очереди жилое помещение предоставлялось гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям.

В ст. 37 ЖК РСФСР Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 45-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми вне очереди жилые помещения стали предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

С 01 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ, согласно ч. 1 ст. 57 которого жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусматривал возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, в частности, для детей-сирот (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст. 31 ЖК РСФСР и ст. 52 ЖК РФ носило заявительный характер и было возможным при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Согласно положениям п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В связи с приведенными изменениями Федерального закона было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 указанного выше закона и Жилищного кодекса РФ в приведенной редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из анализа приведенных выше норм следует, что по достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Следовательно, до достижения возраста 23 лет в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением лица указанной категории должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Согласно вышеназванным нормам права на момент вступления указанных изменений в законную силу (01 января 2013 года) у истца должно иметься нереализованное право на обеспечение жилым помещением, как ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Однако по ранее действующему законодательству истцы своевременно не заявили о своем праве, в связи с чем данное право утратили.

Как уже было отмечено, жилищное законодательство предусматривало заявительный порядок учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Факт такого учета означал констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

Доводы истцов о ненадлежащем исполнении обязанностей должностными лицами Администрации Борского района (письмо от 30.04.09г.№ 1885 (л-д.52), как считают истцы, являющегося незаконным отказом что, по мнению истцов, привело к нарушению их прав, отклоняются, так как применительно к обстоятельствам данного дела недееспособными истцы не признаны, при том, что имели возможность самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижения им совершеннолетия и до достижения им 23 лет.

Данным письмом им был разъяснен только лишь порядок постановки, но не было отказано в данной постановке на учет, кроме того просят истцов предоставить пакет документов и прибыть в отдел для разрешения их вопроса. Как уже было отмечено, жилищное законодательство предусматривало заявительный порядок учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, данные заявления отсутствуют. Кроме того, на момент подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> являлся пригодным для проживания и является до настоящего времени их собственностью.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии с абз. 1, 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список принимается в случае отсутствия предусмотренных действующим законодательством оснований для включения в список.

Действовавшим до 1 января 2013 г. законодательством в отношении детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма при достижении ими 18 лет и наличии определенных условий (ст. 57 ч. 2 п. 2 ЖК РФ).

Так, ранее в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставлялись жилые помещения по договорам социального найма по внеочередном порядке по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом, ст. 5 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. предусматривалось обеспечение жильем в таком порядке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены существенные изменения в порядок предоставления жилья лицам указанной категории лицам, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ признан утратившим силу, внесены изменения в ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, глава 9 настоящего кодекса дополнена ст. ст. 98.1 и 109.1, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции.

Дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, в том числе, на обеспечение жилой площадью, в соответствии с действующим законодательством распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

В силу вытекающей из ст. ст. 7, 38 и 39 Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Изложенному не противоречит положение п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абз. *** ч. 1 ст. 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.

Действительно, п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем, в силу норм Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, право на приобретение жилья сохраняется по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, ранее наступления данного возраста путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.

Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении истцы не поставлены.

В силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным Федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

По смыслу и содержанию упомянутого Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан.

В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Так, по достижении 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. В противном случае достижение 23-летнего возраста влечет утрату указанного права, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет.

Доводы истцов о том, что они не были своевременно поставлены на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по категории "дети-сироты" по причине бездействия органа опеки и попечительства, органом местного самоуправления были допущены нарушение жилищных прав истцов, не могут быть во внимание, поскольку обязанности по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежат на органе опеки и попечительства только до достижения такими детьми совершеннолетия, в настоящий момент истцы являются совершеннолетними и сами должны реализовать свои права.

В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истцы не представили суду доказательства уважительности причин, в силу которых своевременно не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, равно как и доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствующих им обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения возврата 23 лет.

Следовательно, поскольку в предусмотренный законом срок - до достижения 23 летнего возраста истцы не приняли меры к реализации права на меры социальной поддержки, не представили в органы местного самоуправления необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд считает требования истцов не подлежащими удовлетворению.

Доводы истцов о ненадлежащем исполнении органами опеки и попечительства должностных обязанностей, что, по мнению истцов, привело к нарушению их жилищных прав, судом отклоняются, так как применительно к обстоятельствам данного дела полное государственное обеспечение истцов было окончено в связи с совершеннолетием, дальнейшим самообразованием и трудоустройством, постинтернатное сопровождение истцов не осуществлялось, недееспособными истцы не признаны.

Сама по себе правовая неграмотность истцов, учитывая длительность периода, истекшего со дня достижения совершеннолетия, а также исполнения 23 лет, до обращения с иском в суд, не может являться уважительной причиной, препятствующей обращению в орган местного самоуправления с заявлением.

Отсутствие уважительных причин пропуска срока на постановку на учет в качестве нуждающихся, а также принимая во внимание, что на момент обращения с иском в суд истцам исполнилось более 23 лет, суд считает, что в удовлетворении исковых требований о включении в список лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, признании отказа незаконным и признании право состоять в списке отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации городского округа города Бор Нижегородской области, третье лицо: Администрации Приокского района г.Н. Новгорода, Администрации г.Н.Новгорода, Государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Детский Дом № 3» обязать включить в список лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда, признать отказ администрации городского округа города Бор Нижегородской области незаконным, признать право состоять в списке лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Борский городской суд в течение месяца, начиная с 26 июня 2017 года.

Судья А.Н. Кандалина

Решение не вступило в законную силу