ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1733/2021 от 24.02.2022 Советского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-81/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«24» февраля 2022 года г. Новосибирск

Советский районный суд города Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Яроцкой Н.С.,

при секретаре Смородиновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к мэрии г. Новосибирска, ФИО2, ФИО3 о признании сделок недействительными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к мэрии г. Новосибирска, ФИО2 о признании недействительным соглашения от 16.02.2021 г. об образовании новых земельных участков между собственниками земельных участков путем их перераспределения, заключенного между мэрией г. Новосибирска и ФИО2, применении последствий недействительности сделки в виде прекращения права собственности ФИО2 на земельные участки с кадастровыми номерами , снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами .

В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования и дополнил требования также к ответчику ФИО3

В окончательной редакции требований истец просит:

1. Признать недействительным соглашение от 16.02.2021 г. об образовании новых земельных участков между собственниками земельных участков путем их перераспределения, заключенному между мэрией <адрес> и ФИО2

2. применить последствий недействительности сделки в виде прекращения права собственности ФИО2 на земельные участки с кадастровыми номерами , , снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами

3. Признать сделку по отчуждению земельного участка с кадастровым номером от ФИО2 в пользу ФИО3 недействительной.

4. Применить последствия недействительности сделки – прекратить право собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером 54:35:091000:805.

В обоснование иска указано, что на основании решения суда от 05.06.2020 г. по делу №2а-671/2020 был частично удовлетворен административный иск ФИО2 к Мэрии г. Новосибирска о признании незаконным постановления от 28.10.2019 г. об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка. На основании данного соглашения между мэрией г. Новосибирска и ФИО2 было заключено соглашение от 16.02.2021 г. об образовании новых земельных участков между собственниками путем их перераспределения. В результате соглашения в собственность ФИО2 перешел земельный участок с кадастровым номером . Впоследствии земельный участок с кадастровым номером был разделен на два участка с кадастровыми номерами

13.05.2021 г. кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции решение от 05.06.2020 г. было отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

В ходе заключения соглашения от ДД.ММ.ГГГГ в собственность ФИО2 и ФИО3 отошел земельный участок, на котором расположены газопроводы высокого и низкого давления, принадлежащие истца ФИО1 на праве общей долевой собственности. В отношении газопроводов установлены охранные зоны. При этом в охранных зонах запрещается строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.

Земельный участок с кадастровым номером 54:35:091000:744 не мог быть предоставлен ФИО2 для индивидуального жилищного строительства, т.к. в перераспределённой части земельного участка действуют ограничения охранной зоны в том числе запрет на индивидуальное жилищное строительство.

Сделки, на основании которых земельные участки с кадастровыми номерами поступили в собственность ответчиков являются недействительными на основании ст. 168 ГК РФ, как нарушающие нормы пп.3 п.9 ст. 39.29 Земельного Кодекса РФ и п. 5 ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ.

Оспариваемые сделки нарушают права истца, как собственника газопровода высокого и низкого давления, являющегося источником повышенной опасности.

Истец ФИО1 действующий за себя и в интересах третьего лица ООО «БЭС» по доверенности, в судебном заседании доводы иска поддержал, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что земельные участки с кадастровыми номерами огорожены, каким образом они используются ответчиками истцу не известно. На участках находится газопровод и ЛЭП имеющие охранную зону, распространяющуюся на всю территорию участков. В связи с чем, на указанных участках запрещено индивидуальное жилищное строительство, перегораживание. Кроме того, согласно проекту планировки территории, утвержденной Постановлением мэрии г. Новосибирска от 21.09.2012, перераспределенный участок находится на <адрес> был предоставлен в нарушение существующих ограничений и запретов, ответчики не могут использовать его по назначению. На уточняющие вопросы суда пояснил, что истцу не было известно соглашение на основании которой земельный участок с кадастровым номером перешел в собственность ФИО3, в связи с чем, истец реквизиты данного соглашения в иске не указал. Из материалов регистрационного дела следует, что таким соглашением является договор от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО3

Ответчик мэрия <адрес> в судебное заседание представителя не направила, извещена надлежащим образом.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ФИО2ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснил, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, оспариваемые сделки соответствуют нормам закона. Поддержал доводы письменного отзыва, в соответствии с которым во исполнение решения Советского районного суда от 05.06.2020 г. мэрия г. Новосибирска повторно рассмотрела заявление ФИО2 и в порядке своих полномочий при отсутствии оснований для отказа, на основании постановления №3784 от 26.11.2020 г. предоставила земельный участок в собственность ФИО2 Определением Советского районного суда от 30.09.2021 г. производство по делу №2а-1784/2021 было прекращено, при этом судом подтверждена незаконность ранее вынесенного постановления мэрии <адрес> от 28.10.2019 г. об отказе в предоставлении ФИО2 земельного участка. Таким образом, довод истца о том, что суд обязал мэрию г. Новосибирска заключить с ФИО2 соглашение о перераспределении земельного участка противоречат фактическим обстоятельствам дела. Ссылка истца на п.п. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ в качестве основания недействительности соглашения основан на неверном толковании норм материального права. Согласно пп.3 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если на земельном участке будут находится здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, за исключением сооружения или объекта, размещенного в соответствии с п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ.

Наличие линейных объектов на земельном участке, не препятствует перераспределению земельных участков. Гарантией обеспечения законных интересов владельцев таких объектов является положение п. 8 ст. 90 ЗК РФ. Каких-либо запрещенных видов деятельности в пределах охранных зон ФИО2 не осуществляется, доказательств обратного истцом не представлено. Доказательств нахождения на представленном в собственность ФИО2 участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся в собственности граждан, организаций, государственной или муниципальной собственности не представлено.

Принадлежность истцу и третьим лицам вышеуказанных линейных объектов, входящие в перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, не является препятствием для предоставления земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке перераспределения в частную собственность ФИО2 Предоставленный земельный участок не являлся ограниченным или изъятым из оборота. В течение длительного периода времени часть вышеуказанных земель была благоустроена истцом (посажены земелные насаждения, газон) и использовался исключительно для подъезда и стоянки личного транспорта. В границах предоставленного ФИО2 земельного участка не имеется объектов к которым мог бы понадобиться постоянный доступ. До момента предоставления земельного участка ФИО2 необходимости доступа к газопроводу и ЛЭП для обслуживания и ремонта отсутствовала в течение длительного времени. Истец и третье лицо могут беспрепятственно пользоваться своим имуществом. С предложением о заключении какого-либо соглашения в целях доступа к инженерным коммуникациям истец к ФИО2 не обращался. ФИО2 не препятствует доступу истца к газопроводу. На основании изложенного просит в удовлетворении иска отказать.

Ответчик ФИО3 и его представитель ФИО5, допущенный к участию в деле по устному заявлению, в судебном заседании возражали против удовлетворения иска. Поддержали доводы письменного отзыва, в соответствии с которыми 23.04.2021 г. между покупателем ФИО3 и продавцом ФИО2 был заключен договор купли-продажи земельного участка, согласно которому продавец передал в собственность покупателя а покупатель принял и оплатил земельный участок площадью 330+/- 5 кв.м, место положение: Новосибирск, <адрес>, с кадастровым номером: . В ЕГРН ФИО3 зарегистрировал право собственности ДД.ММ.ГГГГ Какие-либо ограничения или обременения на земельный участок не зарегистрированы. Согласно пп.3 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если на земельном участке будут находится здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, за исключением сооружения или объекта, размещенного в соответствии с п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов. Указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством РФ. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ. Пунктом 4 ст. 39.36 ЗК РФ установлено, что в случае, если объекты, размещенные в соответствии с п. 3 настоящей статьи, предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставление гражданам, юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых или под поверхностью которых размещены указанные объекты, не влечет за собой принудительный снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. об утверждении перечня объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, такой перечень включает линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ. газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа.

Линейные объекты истца и третьего лица (газопровод и ЛЭП) подпадают под данный перечень.

На предоставленном в собственность ФИО2 земельном участке, в порядке перераспределения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, находящиеся в чьей-либо собственности отсутствуют. Следовательно, доводы истца о нарушении при заключении соглашения от 16.02.2021 г. о перераспределении земельного участка п.п. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Принадлежащие истцу и третьим лицам вышеуказанные линейные объекты ранее размещались на землях, находящихся в государственной собственности и использовались ими без предоставления данных земель, земельных участков и установления сервитутов. Действующим законодательством возможность приобретения истцом и третьими лицами права собственности или аренды на земли и земельные участки, в связи с нахождением на них линейных объектов не предусмотрена. Гарантией обеспечения законных интересов владельцев таких объектов является положения п. 8 ст. 90 ЗК РФ. Особенностью охранных зон является особый порядок пользования земельным участком, установленный законодательством РФ. Земельные участки в границах охранных зон у собственников не изымаются используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

В течение длительного периода времени часть вышеуказанных земель была благоустроена ФИО3 и ФИО2, фактически используется для проезда и стоянки личного транспорта. Каких-либо действий, нарушающих права истца ФИО3 не совершалось, доказательства обратного отсутствуют.

Истцом не представлено доказательств противоречия соглашения от 16.02.2021 г. и договора купли-продажи земельного участка от 23.04.2021 г. требованиям закона или иного нормативно-правового акта. Истец не является и не являлся правообладателем, принадлежащих ответчикам земельных участков, не обладал исключителен правом на их приобретение. С предложением о заключении соглашения в целях доступа к инженерным коммуникациям истец к ответчикам не обращался. В случае необходимости обеспечения доступа истца, третьих лиц к принадлежащим им коммуникациям ФИО3 готов заключить соглашение об установлении сервитута.

На основании изложенного просят в удовлетворении иска отказать.

Третье лицо ФИО6 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (п.1).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.

Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли (п.2).

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (п.3).

В соответствии с п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.

В соответствии с п. 2 ст. 167 ГК РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Статьей 168 ГК РФ предусмотрено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.1).

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.2).

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», в целях строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов систем газоснабжения земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в соответствии с земельным законодательством. Для размещения линейных объектов систем газоснабжения в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть установлены сервитут, публичный сервитут, предоставляющие право лицам, в пользу которых они установлены, осуществлять на земельных участках и (или) землях строительство, реконструкцию, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт линейных объектов систем газоснабжения. На земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 утверждены Правила охраны газораспределительных сетей. Данные Правила действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность (п. 2).

Пунктом 14 названных Правил предусмотрено, что на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил:

а) строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения;

б) сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями;

в) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений;

г) перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно-измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей;

д) устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ;

е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;

ж) разводить огонь и размещать источники огня;

з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра;

и) открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики;

к) набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них;

л) самовольно подключаться к газораспределительным сетям.

Согласно п. 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе:

а) набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи;

б) размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов;

в) находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи;

г) размещать свалки;

д) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).

Охранная зона для газопровода до 1,2 Мпа составляет 2 метра с каждой стороны газопровода.

Охранная зона воздушной линий электропередач напряжением 0,4 кВ составляет 2 метра в обе стороны. Охранная зона воздушной линий электропередач напряжением 10 кВ составляет 10 метров в обе стороны.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного Кодекса РФ (далее ЗК РФ) земельные участки образуются, в том числе при перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Согласно ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (п.4).

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (п. 5).

Образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (п.6).

В силу подпункта 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса.

При этом, согласно п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В случае, если объекты, размещенные в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставление гражданам, юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых или под поверхностью которых размещены указанные объекты, не влечет за собой принудительные снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием) (п. 4 ст. 39.36 ЗК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Согласно данному перечню, к таким объектам относятся: линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Из материалов дела следует, что газопровод высокого давления жилого микрорайона «Благовещенка» с кадастровым номером находится в долевой собственности ФИО1 и ФИО6 (л.д. 24, 25).

Газоснабжение жилого м/р «Благовещенка» с кадастровым номером 54:35:000000:10100 находится в долевой собственности ФИО1 и ФИО6 (л.д. 27-29).

В соответствии со справкой кадастрового инженера ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ №КИ 14/03, согласно данных топографического плана, подготовленного МБУ <адрес> «Геофонд» на земельном участке с кадастровым номером , площадью949 кв.м. расположены следующие объекты капитального строительства:

1) здание – гараж. Нежилое (частично находится на смежном земельном участке с кадастровым номером );

2) сооружение – водоповод, полиэт 100, с кадастровым номером

3) сооружение – газопровод высокого давления, сталь 100, с кадастровым номером

4) сооружение – газопровод низкого давления, сталь 100, с кадастровым номером ;

5) сооружение – воздушная линия электропередач, низковольтная 0,4 кВ, с кадастровым номером ;

6) сооружение – воздушная линия электропередач, высоковольтная 10 кВ, с кадастровым номером . (л.д. 30).

19.07.2018 г. между арендодателем ООО «ФОРа» и арендатором ООО «БЭС» был заключен договор аренды на объекты ( сети электроснабжения, распределительные пункты, кабельные линии, ТП), расположенные в микрорайоне Благовещенский (л.д. 188-193).

Ранее в собственности ФИО2 находился земельный участок с кадастровым номером .

В Советском районном суде г. Новосибирска рассматривалось административное дело № 2а-1784/2021 по административному иску ФИО2 к мэрии <адрес> о признании незаконным отказа в перераспределении земель, собственность на которые не разграничена и земельного участка находящегося в частной собственности.

Решение суда от 05.06.2020 г. (дело №2а-671/2020) исковые требования ФИО2 удовлетворены частично, признано незаконным постановление мэрии г. Новосибирска от 28.10.2019 «Об отказе ФИО2 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка по <адрес> и земель, государственная собственность на которые не разграничена». На мэрию г. Новосибирска возложена обязанность рассмотреть заявление о заключении соглашения о перераспределения земельного участка и рассмотреть схему расположения земельного участка, представленную ФИО2, по результатам рассмотрения которых принять законное и обоснованное решение.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 22.09.2020 г. решение суда оставлено без изменений.

Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.05.2021 г. решение суда от 05.06.2020 г. и апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ отменены дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Основанием для отмены судебных актов послужил вывод кассационной инстанции о том, что судом значимые для разрешения требования обстоятельства не были установлены, в том числе имеет ли испрашиваемый к перераспределению земельный участок признаки территории общего пользования в связи с прохождением по нему проезжей части улицы, не установлены параметры данной улицы, не определено наличие зон особого использования, в связи с прохождением линии водопровода, газопровода, канализации.

Однако, до рассмотрения кассационной жалобы мэрии г. Новосибирска ДД.ММ.ГГГГ между мэрией <адрес> и ФИО2 было подписано соглашение о перераспределении земель и земельного участка . Согласно условиям соглашения, стороны достигли соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером площадью 503 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего ФИО2 на праве собственности. В результате перераспределения образовался земельный участок с кадастровым номером площадью 949 кв.м с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (2.1) – индивидуальные жилые дома. Право собственности на образованный земельный участок возникает у ФИО2 после полной оплаты цены за увеличение площади земельного участка и государственной регистрации права собственности (л.д. 58, 59).

При повторном рассмотрении дела а -1784/2021 по административному иску ФИО2 к мэрии <адрес> о признании незаконным отказа в перераспределении земель, собственность на которые не разграничена и земельного участка находящегося в частной собственности истцом было представлено заключение ООО «Абрис» в подтверждение доводов административного иска.

В соответствии с заключением эксперта ООО «Абрис» от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки с кадастровыми номерами , образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , не находятся в пределах территории земель общего пользования и не являются территорией общего пользования (дорогами, проездами и т.п). В пределах земельного участка с кадастровым номером расположены инженерные коммуникации – водопровод полиэтиленовый диаметром 100 мм., газопровод стальной диаметром 100 мм и газопровод стальной диаметром 63 мм.

В связи с тем, что права ФИО2 перестали нарушаться, заявленный к перераспределению истцом участок согласован, ДД.ММ.ГГГГ суд вынес определение о прекращении производства по делу а- 1784/21 на основании ст. 225 КАС РФ.

Согласно выписке из ЕГРН на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером имел площадь 949 +/-9 кв.м, располагался по адресу: <адрес>, был образован из объекта с кадастровым номером ; относился к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Находился в собственности ФИО2 Регистрация ограничений или обременений отсутствовала (л.д. 8-13).

Земельный участок с кадастровым номером был разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами:

1) , площадью 330 +/- 5 кв.м, вид разрешенного использования: коммунальное обслуживание (3.1) – гаражи и мастерские для обслуживания уборочной и аварийной техники;

2) , площадью 619 +/-7 кв.м, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (2.1) – индивидуальные жилые дома (л.д. 14-23, 131 -135).

В соответствии с копией регистрационного дела на земельный участок с кадастровым номером , 23.04.2021 г. между продавцом ФИО2 и покупателем ФИО3 был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером (л.д. 157).

23.04.2021 г. ФИО2 и ФИО3 подписали акт приема-передачи указанного земельного участка (л.д. 160).

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано за ФИО3 11.05.2021 г.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:35:091000:806 зарегистрировано за ФИО2ДД.ММ.ГГГГ.

На сновании собранных и исследованных доказательств, следует, что газопровод, принадлежащий истцу на праве общей долевой собственности, расположен на земельном участке с кадастровым номером , которой принадлежит ответчику ФИО3

Охранная зона указанного газопровода, а также линии электропередачи распространяется на земельные участки , находящиеся в собственности ответчиков. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости соблюдения собственниками участков требований закона об ограничениях в использовании земельного участка, расположенного в охранной зоне.

Между тем, наличие охранной зоны не препятствует передачи участков в частную собственность, в том числе в порядке перераспределения земель с соблюдением вида разрешенного использования.

Истец как собственник газопровода не наделен исключительном или преимущественным правом на приобретение земельного участка, на котором расположен газопровод, в собственность.

Действующее законодательство не содержит запрета на перераспределение земель, находящихся в государственной собственности, и на которых расположен газопровод с характеристиками, заявленными в иске, гражданам в соответствии с категорией и назначением земель.

Соглашение о перераспределении земель и земельного участка от 16.02.2021 г., заключенное между мэрией г. Новосибирска и ФИО2 не противоречит нормам Земельного Кодекса РФ, Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», иным нормативно-правовым актам в области установления охранных зон газопроводов.

В результате указанного перераспределения ФИО2, к ранее находящемуся в его собственности земельному участку под индивидуальным жилищным строительством присоединил, часть земли, с аналогичным назначением и может пользоваться всем участком без осуществления застройки в части охранной зоны.

Таким образом, соглашение о перераспределении земель и земельного участка от 16.02.2021 г. соответствует требованиям закона и не нарушает прав истца.

Аналогичным образом, договор купли-продажи земельного участка от 24.04.2021 г., заключенный между ФИО2 и ФИО3 соответствует требованиям закона и не нарушает прав истца.

Оснований для признания Соглашения от 16.02.2021 г. и договора купли-продажи от 23.04.2021 г. недействительными сделками не имеется.

При этом истец в случае нарушения его прав, не лишен возможности прибегнуть к иным способам защиты гражданских прав (ст. 274, 304 ГК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в срок 1 месяц с даты изготовления в мотивированной форме.

Судья подпись Н.С. Яроцкая

Мотивированное решение изготовлено 03.03.2022 г.