ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1734/2018 от 17.04.2018 Курчатовского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

дело № 2-1734/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 апреля 2018 года город Челябинск

Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Потехиной Н.В.

при секретаре Латышовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Курчатовскому управлению социальной защиты населения администрации г.Челябинска о признании незаконным отказа в предоставлении компенсации,

установил:

ФИО2 просит признать незаконным отказ Курчатовского управления социальной защиты населения администрации г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капительный ремонт в размере 50% по квартире <адрес>, обязать ответчика предоставить указанную компенсацию с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-7).

В обоснование исковых требований указала, что достигла возраста 70 лет, проживает одна в принадлежащей ей на праве собственности квартире по вышеуказанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но получила отказ со ссылкой на то, что не относится к категории граждан, имеющих право на получение данной льготы, так как в квартире совместно с ней зарегистрирована по месту жительства ФИО1 Полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку ФИО1 вместе с ней (истцом) фактически не проживает, а постоянно проживает в Австралии.

Стороны и представители третьих лиц – Министерства социальных отношений Челябинской области, СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» - в судебное заседание не явились, извещены.

Представитель истца – ФИО3 в судебном заседании подтвердила доводы иска.

Выслушав представителя истца, исследовав все материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.

Социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. п. "ж", "к" ч. 1 ст. 72, ч. ч. 2 и 5 ст.76 Конституции Российской Федерации).

В силу ч.1, 2.1 ст.169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.

Таким образом, предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт является правом субъекта Российской Федерации, а не обязанностью, в связи с чем субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить порядок предоставления такой компенсации.

В соответствии со ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (ч.1).

Согласно ч.3 названной статьи компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению

Правоотношения по вопросу предоставления гражданам мер дополнительной социальной поддержки в виде компенсации расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме регулируются нормами Закона Челябинской области от 14 февраля 1996 года N 16-03 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Челябинской области" (далее Закон Челябинской области от 14.02.1996 N 16-03).

Согласно п.п. 6 - 9 ст.3 Закона Челябинской области от 14.02.1996 N 16-03 к числу лиц, имеющих право на компенсацию, относятся: одиноко проживающие неработающие граждане, достигшие возраста семидесяти лет; неработающие граждане, достигшие возраста семидесяти лет, проживающие в семьях, состоящих из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, которые достигли возраста семидесяти лет, и (или) инвалидов; одиноко проживающие неработающие граждане, достигшие возраста восьмидесяти лет; неработающие граждане, достигшие возраста восьмидесяти лет, проживающие и семьях, состоящих из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, которые достигли возраста семидесяти лет, и (или) инвалидов.

Компенсация предоставляется собственникам в отношении жилого помещения, используемого гражданином в качестве места постоянного проживания (ч.1 ст.7.1 Закона Челябинской области от 14.02.1996 N 16-03).

Порядок и условия предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах отдельным категориям граждан пожилого возраста утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 16.02.2016 № 59-П.

Согласно п.2 данного Порядка одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов.

В соответствии с пунктами 3, 4 Порядка назначение и выплата компенсации расходов гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, осуществляются органами социальной защиты населения городских округов и муниципальных района Челябинской области по месту постоянного проживания.

Согласно пункту 6 Порядка заявление подается гражданином пожилого возраста лично, через его законного представителя или в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июля 2011 N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов".

Для назначения компенсации заявители (их представители) подают в орган социальной защиты населения заявление, а также копию документа, удостоверяющего личность заявителя; документ, содержащий сведения о количестве лиц, зарегистрированных в жилом помещении, с указанием их даты рождения; копию документа, содержащего сведения о фактических начислениях на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и отсутствии задолженности.

В силу п.5 Порядка предоставления компенсации расходов орган социальной защиты населения в целях предоставления компенсации гражданам, указанным в п.2 Порядка, самостоятельно в рамках межведомственного электронного взаимодействия запрашивает в соответствующих органах следующие документы (их копии или сведения, содержащиеся в них): 1) сведения, подтверждающие право собственности заявителя на жилое помещение в многоквартирном доме, в котором заявитель зарегистрирован по месту жительства; 2) сведения о трудовой деятельности заявителя.

Таким образом, закрепив право пожилых людей на получение за счет средств областного бюджета меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме и определив условия его возникновения, Правительство Челябинской области, учитывая финансовые возможности субъекта Российской Федерации и иные факторы, предусмотрело и специальные условия для получения компенсации.

В частности законодателем определено, что предоставление компенсации расходов по уплате взносов на капитальный ремонт осуществляется неработающим лицам, достигшим установленного возраста (70 или 80 лет), имеющим в собственности жилое помещение, в котором они проживают одни. В целях определения соответствия заявителя данной категории граждан и принятия решения о назначении компенсации Порядком предоставления компенсации расходов установлен перечень представляемых заявителем документов, к числу которых относится документ, содержащий сведения о количестве зарегистрированных в жилом помещении лиц.

ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире <адрес> (13-17). Истец является ветераном труда, имеет право на льготы, предусмотренные Федеральным законом от 30.11.2004 N 327-ЗО (л.д.11).

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме, поскольку проживает одна и достигла возраста 70 лет (л.д.32).

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение об отказе в предоставлении ФИО2 государственной услуги в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в связи с несоответствием заявителя указанной категории граждан, поскольку истец состоит на регистрационном учете в принадлежащем ей жилом помещении совместно с ФИО1, не достигшей пенсионного возраста (л.д.30).

По мнению истца, отказ носит незаконный характер, поскольку она (ФИО2) фактически проживает в принадлежащем ей жилом помещении одна. Регистрация в квартире ФИО1 носит формальный характер, не отражает её фактического проживания с истцом, в связи с чем не может являться основанием к отказу в предоставлении гарантированной меры социальной поддержки.

Обратившись с заявлением о предоставлении соответствующей компенсации, ФИО2 представила документы, перечисленные в п.4,5 Порядка предоставления компенсации расходов, в том числе справку ООО «ПЖРЭО Курчатовского района» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой совместно с заявителем в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрирована по месту жительства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.18).

Основаниями для отказа в предоставлении компенсации являются: 1) несоответствие заявителя категориям лиц, указанным в п.2 Порядка; 2) непредставление документов, указанных в п.4 Порядка (п.6-1).

Поскольку на момент обращения ФИО2ДД.ММ.ГГГГ в орган социальной защиты населения на регистрационном учете в принадлежащем ей жилом помещении по адресу: <адрес> состоит ФИО1, то истец в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 16.02.2016 № 59-П не может считаться одиноко проживающей и имеющей право на предоставление меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме.

Вопреки доводам истца фактическое проживание ФИО1 в жилом помещении, принадлежащем истцу, не является юридически значимым, поскольку нормы, связанные с предоставлением социальных гарантий, трактуются буквально.

Документы о проживании ФИО1 в Австралии не могут считаться допустимыми доказательствами одинокого проживания заявителя, так как в силу специального правового регулирования данное обстоятельство должно быть подтверждено только документом о количестве зарегистрированных в жилом помещении лиц. При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

Руководствуясь ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении иска ФИО2 к Курчатовскому управлению социальной защиты населения администрации г.Челябинска о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капительный ремонт, предоставлении указанной компенсации отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Председательствующий