ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1734/2021 от 23.06.2021 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2-1734/2021

43RS0003-01-2021-002208-81

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2021 года г. Киров

Первомайский районный суд г. Кирова в составе:

председательствующего судьи Маловой Н.Л.,

при секретаре Глухих М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шадриной Надежды Борисовны к КОГАУК «Вятская филармония» о признании результатов аттестации недействительными,

У С Т А Н О В И Л:

Шадрина Н.Б. обратилась в суд с иском к КОГАУК "Вятская филармония" о признании результатов аттестации недействительными. В обоснование указано, что с {Дата} истец занимает должность артиста камерного оркестра в КОГАУК «Вятская филармония». На основании приказа КОГАУК «Вятская филармония» {Номер}-к от {Дата} была создана аттестационная комиссия. Аттестация состоялась {Дата}. В качестве аттестационного задания необходимо было исполнить оркестровые партии виолончели следующих произведений: Вивальди «Концерт для струнных и бассо континуо ми минор», часть 1, Чайковского «Серенада для струнного оркестра», часть 3. По результатам проведенной аттестации в отношении истца было вынесено следующее решение: «Не соответствует присвоенной высшей категории, присвоить первую квалификационную категорию. Количество голосов членов аттестационной комиссии: «за» 5, «против» 4, соответствует занимаемой должности: «за» 9, «против» 0». По итогам проведенной аттестации и на основании вынесенного аттестационной комиссией решения, ответчиком был изготовлен приказ {Номер}-к от {Дата} об итогах проведенной очередной аттестации. В соответствии с этим приказом истца признали не соответствующей присвоенной высшей квалификационной категории и ее понизили до первой квалификационной категории. Считает, что установленный порядок проведения аттестации был нарушен, результаты аттестации являются необоснованными, понижение квалификационной категории по итогам данной аттестации незаконно. Согласно п. 1.1 Положения о порядке проведения аттестации работников КОГАУК «Вятская филармония» указано, что цель аттестации реализуется через проверку профессиональных навыков, деловых качеств или специальных теоретических знаний работника, а также его умения применять их при выполнении трудовой функции, определенной трудовым договором. Основными критериями при проведении аттестации служат квалификация работника, деловые качества работника, а также результаты, достигнутые им при исполнении должностных обязанностей (п. 1.2 Положения). Члены аттестационной комиссии при оценке уровня квалификации, соответствия истца как артиста камерного оркестра, занимаемой должности использовали следующие формулировки: «Это уже не высшая категория, на высшую категорию не тянет...». Считает, что подобного рода мнения никак не могли послужить основанием для понижения квалификационной категории, оценка должна была быть всесторонней объемной и объективной. Аттестационной комиссии были нарушены основные подходы оценке деловых качеств истца и квалификации, фактически вывод о несоответствии присвоенной квалификационной категории был сделан на основании неизвестных критериев. Просит признать результаты ее аттестации, проведенной {Дата} КОГАУК «Вятская филармония» недействительными; признать понижение ее квалификационной категории на основании приказа {Номер}-к от {Дата} КОГАУК «Вятская филармония» незаконным; отнести на ответчика судебные расходы по настоящему делу(л.д.4).

В судебном заседании истец и ее представительпо доверенности Чеботарев Я.Е. настаивали на удовлетворении исковых требований.

Представители ответчика КОГАУК «Вятская филармония» по доверенностям Аскирханова А.Л., Введенская Е.С. возражали против удовлетворения иска, поддержав доводы отзыва.

Выслушав участников процесса, осмотрев видео выступления истца на аттестации и обсуждение членов аттестационной комиссии, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В силу ч. 2 ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации (п. 3 ч. 1 настоящей статьи) устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

В силу ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ под квалификацией работника понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Согласно ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит дефиниции аттестации и не регламентирует ее проведение.

В п.31 постановления ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от {Дата} N 2 «О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» указано, что аттестация проводится в соответствии с нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами.

Ведомственными нормативными актами регулируется проведение аттестации в бюджетных учреждениях образования, культуры.

Министерством культуры Российской Федерации разработаны Основные положения о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства с целью оказания методической помощи федеральным учреждениям культуры и искусства, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при разработке учреждениями локальных нормативных актов (письмо от {Дата} N 7790-44/04-ПХ).

Указанные Основные положения разработаны с целью оказания практической методической помощи федеральным учреждениям культуры и искусства, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при разработке учреждениями локальных нормативных актов в связи с введением новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений культуры.

Согласно п. 1.1 Основных положений об аттестации, аттестация работников учреждений культуры и искусства осуществляется с целью установления соответствия работника занимаемой должности и призвана способствовать улучшению подбора, расстановки и воспитания кадров, повышению уровня профессионального мастерства, деловой квалификации, качества и эффективности работы руководителей, специалистов и служащих, усилению и обеспечению более тесной связи заработной платы с результатами труда, приведению в соответствие наименований должностей квалификационным требованиям.

Основными критериями при проведении аттестации служат квалификация работника и результаты, достигнутые им при исполнении должностных обязанностей. По каждому показателю, применяемому для оценки квалификации и профессиональной компетентности работника, в разрабатываемом Положении об аттестации необходимо описать конкретные критерии, характеризующие соответствие работника предъявляемым требованиям, с тем, чтобы аттестационные комиссии имели возможность на основе материалов, представленных на каждого аттестуемого, и непосредственного знакомства с аттестуемым (в процессе собеседования с применением оценочных тестов, заслушивания его ответов на вопросы и т.п.) дать объективную оценку его деятельности (п. 1.2 Основных положений об аттестации).

Согласно п. 2.1 Основных положений об аттестации, периодичность проведения аттестации устанавливается на уровне учреждения самостоятельно. При этом для различных категорий работников может быть установлена разная периодичность проведения аттестации, но обязательно одинаковая для работников одной и той же категории.

В соответствии с п. 2.3 сроки, графики проведения аттестации, состав аттестационных комиссий, основания проведения аттестации (если аттестация внеплановая), регламент оформления результатов аттестации доводятся до сведения работников, подлежащих аттестации, не менее чем за месяц до начала аттестации и должны быть изложены в приказе об аттестации.

Непосредственному началу проведения аттестации предшествует разъяснительная и подготовительная работа, организуемая администрацией учреждения культуры и искусства с целью информирования работников и аттестационных комиссий о задачах, условиях и формах проведения аттестации (п. 3.1 Основных положений об аттестации).

За две недели до начала проведения аттестации на каждого аттестуемого непосредственным его руководителем подготавливается представление, содержащее всестороннюю оценку работника: соответствие профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности; профессиональная компетентность; отношение к работе и выполнению должностных обязанностей; результаты работы за прошедший период (п. 3.3 Основных положений об аттестации).

За месяц до начала аттестации аттестуемый должен ознакомиться с графиком проведения аттестации (п. 2.3 Основных положений об аттестации). За одну неделю до аттестации аттестуемый должен ознакомиться с материалами, подготовленными на него для комиссии, и при необходимости представить недостающие документы (п. 3.4 Основных положений об аттестации);

Аттестация проводится на основе объективной оценки деятельности аттестуемого работника в условиях полной гласности и при строгом соблюдении действующего трудового законодательства. Формы аттестации подбираются в зависимости от специфики трудовой деятельности аттестуемого (письменное тестирование, собеседование, практическое занятие, письменный экзамен и т.д.) (п. 3.2 Основных положений об аттестации).

Пункт 3.5 предусматривает, что аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. Обсуждение работы аттестуемого должно проходить в обстановке требовательности, объективности и доброжелательности, исключающей проявление субъективизма.Решение аттестационной комиссии доводится до сведения аттестуемого непосредственно после подведения итогов голосования, о чем он расписывается в аттестационном листе.

По результатам аттестации комиссия может вынести следующие рекомендации (п. 4.1 Основных положений об аттестации): работник соответствует занимаемой должности; работник не соответствует занимаемой должности; работник соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии; работник соответствует занимаемой должности и рекомендован для перевода на другую вышестоящую или вышеоплачиваемую должность.

В случае, когда по результатам аттестации работник признан не соответствующим занимаемой должности, в течение двух месяцев со дня аттестации его освобождают от работы или переводят на другую работу (с письменного согласия работника) (п. 4.5 Основных положений об аттестации).

Судом установлено, что истец работает в КОГАУК Вятская филармония» с {Дата} артистом камерного оркестра.

Согласно представления, работник имеет высшее образование, общий трудовой стаж составляет 38 лет 05 мес.

Работодателем {Дата} был издан приказ {Номер}-к о проведении аттестации.

Приказом КОГАУК «Вятская филармония» {Номер}-к от {Дата} была создана аттестационная комиссия.

Разработан график проведения аттестации {Номер} от {Дата}.

Аттестация состоялась {Дата}.

В качестве аттестационного задания необходимо было исполнить оркестровые партии виолончели следующих произведений: Вивальди «Концерт для струнных и бассо континуо ми минор», часть 1, Чайковский «Серенада для струнного оркестра», часть 3.

По результатам проведенной аттестации в отношении истца было вынесено следующее решение: «Не соответствует присвоенной высшей категории, присвоить первую квалификационную категорию. Количество голосов членов аттестационной комиссии: «за» 5, «против» 4, соответствует занимаемой должности: «за» 9, «против» 0».

По итогам проведенной аттестации и на основании вынесенного аттестационной комиссией решения, ответчиком был изготовлен приказ {Номер}-к от {Дата} об итогах проведенной очередной аттестации.

Истец считает, что установленный порядок проведения аттестации был нарушен, результаты аттестации являются необоснованными, а понижение квалификационной категории по итогам данной аттестации - незаконно.

Согласно п. 1.1 Положения о порядке проведения аттестации работников КОГАУК «Вятская филармония» указано, что цель аттестации реализуется через проверку профессиональных навыков, деловых качеств или специальных теоретических знаний работника, а также его умения применять их при выполнении трудовой функции, определенной трудовым договором. Основными критериями при проведении аттестации служат квалификация работника, деловые качества работника, а также результаты, достигнутые им при исполнении должностных обязанностей (п. 1.2 Положения).

Согласно Положению о порядке проведения аттестации работников Кировского областного государственного автономного учреждения «Вятская филармония» п. 2.1.2 состав аттестационной комиссии утверждается приказом директора учреждения не менее чем за две недели до начала аттестации», а так же в обязательном порядке в аттестационную комиссию включаются руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты, представитель профсоюзного комитета учреждения.

Приказом {Номер}-к от {Дата}. в состав комиссии включены, в том числе: ФИО8, заслуженный артист Российской Федерации, доктор искусствоведения, профессор ФГБОУВО «Ростовская государственная консерватория имени СВ. Рахманинова», ФИО9,кандидат искусствоведения, член союза композиторов России, доцент кафедры инструментовки и чтения партитур ФГКВОУВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, ФИО10,заслуженный деятель искусств Республики Карелия кандидат искусствоведения, профессор ФГБОУВО «Петрозаводская государственная консерватория им. ФИО11», ФИО12, заслуженный артист Российской Федерации, доцент кафедры скрипки ФГБОУВО «Московская государственная консерватория имени ФИО13»

По результатам аттестационной комиссии принимается одно из следующих решений: а) соответствует занимаемой должности, б) не соответствует занимаемой должности.

Согласно п.3.5 Положения аттестация и голосование проводятся при участии в заседании не менее 2/3 состава аттестационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов. При равенстве голосов аттестуемый работник признается соответствующим определенной должности.

Из представленного протокола заседания аттестационной комиссии от {Дата}{Номер} следует, что на комиссии присутствовали 9 человек. Из них голосовали за несоответствие истца занимаемой должности 5 человека, против-4, голосовавших за признание работника несоответствующей занимаемой должности.

Согласно п.3.1. Положения об аттестации в течение всей процедуры аттестации секретарем ведется протокол. Протокол подписывается в день проведения аттестации председателем, членами аттестационной комиссии.

Согласно п.4.3 Положения о порядке проведения аттестации работников {Адрес} государственного автономного учреждения «Вятская филармония» квалификационная категория присваивается работнику учреждения, согласно рекомендациям аттестационной комиссии в случае, если работник не подтвердил соответствие ранее присвоенной квалификационной категории. Квалификационная категория может быть снята приказом директора учреждения, согласно рекомендациям аттестационной комиссии, в случае, если работник не подтвердил соответствие ранее присвоенной квалификационной категории, но при этом ему может быть присвоена квалификационная категория ниже, чем была ранее.»

Работодателем издан приказ {Номер}-к от {Дата} Об итогах проведенной очередной аттестации: п. 49 «Считать ФИО3, артиста камерного оркестра художественно-творческого отдела: концертного коллектива «Вятский камерный оркестр» соответствующей занимаемой должности и не соответствующей присвоенной высшей категории;» п. 50 «Присвоить ФИО3, артисту камерного оркестра художественно-творческого отдела: концертного коллектива «Вятский камерный оркестр» первую квалификационную категорию с 01. Февраля 2021 года». С данным приказом истец была ознакомлена {Дата}, что подтверждается ее росписью.

Из анализа содержания протокола аттестации работника следует, что членами аттестационной комиссии обсуждались только исполнение оркестровой партии виолончели. Другим знаниям истца по существу оценка не давалась. В протоколе отсутствует информация о выполнении или невыполнении истцом должностных обязанностей, указанных в Едином квалификационном справочнике.

По убеждению ФИО2, при аттестации истца аттестационной комиссией не в полном объеме исследованы выполнение должностных обязанностей и знания истца.

При этом в п.10 приказа Минздравсоцразвития РФ от {Дата}{Номер}н, утвердившим ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Аналогичное положение содержится и в п.3.3-3.4. Положения о порядке проведения аттестации.

Согласно названному приказу Минздравсоцразвития РФ от {Дата}{Номер}н артист камерного оркестра (раздел 2.4.2 Музыкальные и танцевальные коллективы) в соответствии с требованиями дирижера разучивает и исполняет оркестровые партии соответствующего музыкального инструмента. Обладает развитыми навыками ансамблевого музицирования, бегло читает ноты с листа. Возглавляет при необходимости группы однотипных оркестровых инструментов. Постоянно работает над повышением своего профессионального уровня, музыкальной культуры исполнения, созданием нового репертуара.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся концертной деятельности; музыкальную литературу для соответствующего музыкального инструмента; теорию музыки и сольфеджио; методы самостоятельной работы над оркестровой партией; текущий репертуар коллектива; основы организации концертного дела, трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Выдающиеся музыкальные данные; владение в совершенстве навыками чтения оркестровых партий, высоким уровнем техники и музыкальной культуры исполнения.

Высокий уровень техники и музыкальной культуры исполнения; владение навыками чтения оркестровых партий с листа.

Заслуживают внимания доводы стороны истца о том, что член аттестационной комиссии ФИО14, работающая секретарем у работодателя, не имеет специального музыкального образования, либо иного специального образования в области культуры и искусства, что в силу специфики занимаемой истцом должности (артист камерного оркестра) имеет принципиальное значение.

Когда голоса членов аттестационной комиссии разделились поровну «за» и «против» за присвоение работнику высшей квалификационной категории, то в соответствии с п.3.5 Положения о порядке проведения аттестации работников КОГАУК «Вятская филармония» это является основанием для аттестуемого работника признания его соответствующим определенной должности, категории, на присвоение которой он претендует по итогам аттестации, либо которая ему присвоена.

По убеждению суда недостаточная квалификация работника результатами аттестации не подтверждена, доказательств того, что члены аттестационной комиссии в полной мере отразили оценки квалификации артиста ответчиком не представлено.

Судом установлено, что истец имеет длительный стаж артистом камерного оркестра – 38 лет 05 месяцев, доказательств существенного изменения профессиональных и деловых качеств работника с момента предыдущей аттестации в 2018 году ответчиком не представлено.

Доводы стороны ответчика о том, что согласно приказу от {Дата}{Номер}н «Об утверждении ЕКС должностей руководителей специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», п. 2.3 «Должности специалистов», истец не могла получить квалификацию высшей категории, поскольку не является концертмейстером, заместителем концертмейстеров первых скрипок и виоланчелей, также солистом оркестра, о убеждению суда опровергаются результатами аттестации работника в 2018 году, когда истцу присвоили высшую категорию и работодатель не считал это незаконным.

При таких обстоятельствах в совокупности суд приходит к выводу, что результаты аттестации работника, проведенной {Дата}, являются недействительными.

В связи с чем, понижение квалификационной категории работника в соответствии с приказом работодателя {Номер}-к от {Дата}, является незаконным.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Киров» подлежит взысканию госпошлина в размере 600 руб.

Руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Шадриной Надежды Борисовны к КОГАУК "Вятская филармония" о признании результатов аттестации недействительными удовлетворить.

Признать результаты аттестации Шадриной Надежды Борисовны, проведенной {Дата} КОГАУК «Вятская филармония» недействительными.

Признать понижение квалификационной категории Шадриной Надежды Борисовны на основании приказа {Номер}-к от {Дата} КОГАУК «Вятская филармония» незаконным.

Взыскать с КОГАУК «Вятская филармония» в бюджет МО «Город Киров» государственную пошлину 600 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья Малова Н.Л.

Решение в окончательной форме изготовлено {Дата}.

Судья Н.Л. Малова