ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1735/18 от 08.10.2018 Нахимовского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2-1735/2018

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

08 октября 2018 года Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:

председательствующего судьи: - Пекарининой И.А.,

при секретаре: - Балакиной К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к ФИО1 ФИО6, 3-и лица: Управление государственной регистрации права и кадастра, Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя, Правительство города Севастополя об истребовании имущества из чужого незаконного владения,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель истца, действующий в его интересах по доверенности, обращаясь с иском в защиту интересов города федерального значения Севастополя к ФИО1, просит суд истребовать из чужого незаконного владения ФИО1 земельный участок площадью 0,1000 га расположенного по <адрес>А в г. Севастополе в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя. Требования мотивированы тем, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, в частности, земельный участок был предоставлен ответчику в собственность в составе ОК «ЖСТИЗ Синоп» незаконно, поскольку на момент его передачи в собственность на основании решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок относился к землям лесного фонда, и в соответствии со ст. 13 Земельного Кодекса Украины, статьей 7 Лесного Кодекса Украины, не мог быть передан в частную собственность без распоряжения Кабинета Министров Украины. Кроме того, передача Севастопольским городским Советом земельного участка в собственность ответчика противоречит п. «г» части 4 ст. 84 Земельного Кодекса Украины, поскольку земельные участки лесохозяйственного значения, относятся в землям государственной собственности, и не могли быть переданы в частную собственность; согласно распоряжению Кабинета Министров Украины от 10.04.2008 года № 620-р, с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лестных участков, государственному агентству лесных ресурсов, до момента законодательного урегулирования вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере, было принято решение о прекращении принятия решений о предоставлении согласия на исключение участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 10.12.2015 № 1035-РДЗ, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в г. Севастополе, Нахимовский район, квартал 15, выдел 7 Севастопольского участкового лесничества, площадью 23869 кв.м., на основании заявления ГУП Севастополя «Севастопольское лесничество», а также приобщенных материалов лесоустройства, включая площадь земельного участка, находящегося в незаконной собственности ответчика.

01.03.2016 года, на основании Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя № 551-РДЗ, земельный участок на кадастровом плане территории, расположенного в г. Севастополе, Нахимовский район, квартал 15, выдел 7 Севастопольского участкового лесничества, площадью 23869 кв.м., на основании заявления ГУП Севастополя «Севастопольское лесничество», включая площадь земельного участка, находящегося в незаконной собственности ответчика, включен в реестр собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, 16.12.2015 земельный участок поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования – «отдых (рекреация)», «использование лесов».

Земельный участок выбыл из собственности г. Севастополя вопреки воле собственника (воли государственных органов) в нарушение норм законодательства действовавшего на момент возникновения спорных отношений по распоряжению земельным участком, поэтому подлежит истребованию из чужого незаконного владения, при этом ответчик не может считаться добросовестным приобретателем земельного участка.

Представители 3-х лиц: Управления государственной регистрации права и кадастра, Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя, Правительства города Севастополя, будучи своевременно и надлежаще извещенными о явке в судебное заседание, в судебное заседание не явились, их неявка не препятствует рассмотрению дела.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, просила суд отказать в его удовлетворении, указала на то, что ответчик является надлежащим собственником земельного участка на основании решения Севастопольского городского Совета от 15.10.2008 года № 5603, решение о выделении земельного участка в собственность являлось актом одноразового действия было реализовано и утратило свою силу в связи с его реализацией, оформлением права собственности на землю.

На момент передачи земельного участка в собственность, истцом не представлено сведений об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда, расположение земельного участка в зоне малоэтажной жилой застройки подтверждается Генеральным планом г. Севастополя 2005 года, копию которого представила на обозрение в судебном заседании,

Истцом не учтены положения ст. 12 ФКЗ от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», о том, что документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными органами, признаются без ограничения срока их действия и дополнительного подтверждения.

Заявила о применении срока исковой давности, который исчисляет с 2010 года, с момента выдачи ответчику государственного акта на право собственности на земельный участок.

Суд, выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что 15 октября 2008 года Севастопольским городским Советом принято решение о восстановлении срока действия решения Севастопольского городского Совета от 12.12.2007 года № 3491 «О даче согласия обслуживающему кооперативу «ЖСТИЗ «Синоп» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в районе СТ «Дружба» для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) членам ОК «ЖСТИЗ «Синоп», земельного участка для осуществления жилищной застройки и даче согласия членам ОК «ЖСТИЗ «Синоп»(согласно приложению) на передачу в собственность земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)». ОК «ЖСТИЗ «Синоп», согласно данному решению, является землепользователем (арендатором) земельного участка.

Основанием для принятия данного решения являлись: заявление председателя ОК «ЖСТИЗ «Синоп», проект землеустройства по отводу земельного участка, согласованный в установленном законом порядке, заключение государственной экспертизы землеустроительной документации от 28.05.2008 года № 1336/08.

Согласно данному распоряжению, в собственность ОК «ЖСТИЗ «Синоп» перешел земельный участок общей площадью 2,3730 га, в том числе 1,9000 га для индивидуального жилищного строительства, ФИО1 выдан государственный акт о праве собственности на земельный участок по <адрес>А площадью 0,1000 га серии ЯЛ № 040423 от 18.11.2010 года.

02.02.2015 земельный участок по <адрес>А поставлен на государственный кадастровый учет с разрешенным видом использования – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, земельному участку присвоен кадастровый .

05.02.2016 года ФИО1 получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, с отнесением земельного участка с землям населенных пунктов, с разрешенным видом использования – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по <адрес>А.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 10.12.2015 № 1035-РДЗ, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в г. Севастополе, Нахимовский район, квартал 15, выдел 7 Севастопольского участкового лесничества, площадью 23869 кв.м., на основании заявления ГУП Севастополя «Севастопольское лесничество», а также приобщенных материалов лесоустройства, включая площадь земельного участка, находящегося в незаконной собственности ответчика.

01.03.2016 года, на основании Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя № 551-РДЗ, земельный участок на кадастровом плане территории, расположенного в г. Севастополе, Нахимовский район, квартал 15, выдел 7 Севастопольского участкового лесничества, площадью 23869 кв.м., на основании заявления ГУП Севастополя «Севастопольское лесничество», включая площадь земельного участка, находящегося в незаконной собственности ответчика, включен в реестр собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, 16.12.2015 земельный участок поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования – «отдых (рекреация)», «использование лесов».

В обоснование заявленных требований, истцом в материалы дела также представлены: кадастровый паспорт земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в г. Севастополе, Нахимовский район, квартал 15, выдел 7 Севастопольского участкового лесничества, площадью 23869 кв.м., с датой внесения сведений в государственный реестр недвижимости 15.12.2015 года с указанием вида разрешенного использования – «отдых (рекреация)», «использование лесов».

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также заявление Севастопольского лесничества от 08.12.2015 года об утверждении данной схемы со ссылкой на выписку из таксационного описания материалов лесоустройства 2001 года.

В материалы гражданского дела также представлено сообщение Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя от 09.12.2015 года по обращению заместителя начальника Управления земельных отношений ФИО2 по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории о том, что по результатам рассмотрения на соответствие утвержденной градостроительной документации квартал 15, выдел 7 Севастопольского участкового лесничества, площадью 23869 кв.м., находился в зоне малоэтажной жилой застройки, в т.ч. усадебной.

Согласно решению исполкома Севастопольского городского Совета от 16.12.1966 года, копия которого представлена истцом в материалы дела, утвержден отчет о распределении земель по угодьям и землепользователям г. Севастополя по состоянию на 01.11.1966 года в том числе земли Севастопольского лесхоззага 29434 га, из которого также усматривается, что по решению горисполкома от Севастопольского лесхоззага от 20.10.1964 года № 25-п передана городу для спецназначения лесная площадь 4 га, а также уменьшилась площадь пастбищ за счет переданных Севастопольскому лесхоззагу 280 га. Кроме того, указано, что данные по земельным угодьям не соответствуют действительности в связи с их значительным сокращением, и отсутствием учетных данных.

Представлена копия планшета № 4 с указанием на нем района г. Севастополь АР Крым, графической схемы предполагаемого местонахождения земель лесного фонда, включающих земельный участок ответчика.

Суд обращает внимание на то, что в представленных суду материалах (постановление Правительства Севастополя от 15.05.2015 года № 393-ПП) указано на то, что в целях планирования и проведения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов до утверждения лесохозяйственного регламента, используются материалы лесоустройства ГП «Севастопольское лесоохотничье хозяйство» 2011 года.

В материалы дела также представлена копия технической документации по землеустройству ответчика 2008 года, на основании которой, ФИО1 передан в собственность земельный участок по <адрес>А в составе ОК «ЖСТИЗ «Синоп».

Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Принимая во внимание, что на момент возникновения спорных правоотношений на территории города Севастополя действовало законодательство Украины, заявленные Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя требования следует оценивать, в том числе, с учетом действовавшего законодательства Украины.

В соответствие с п. «б», «в» ст. 9 Земельного Кодекса Украины к полномочиям Севастопольского городского Совета в отрасли земельных отношений относится передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан, предоставление их в пользование.

Частями 1-3 статьи 116 и частью 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины установлено, что граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.

Согласно частям 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.

Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

В соответствии со ст. 20 Земельного Кодекса Украины, отнесение земель к той или иной категории, осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

Изменение целевого назначения земель проводится органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, и утверждают проекты землеустройства.

Изменение целевого назначения земель, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется по инициативе собственников земельных участков, в порядке установленном Кабинетом Министров Украины.

Изменение целевого назначения земель занятых лесами, проводится с учетом выводов органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства.

Согласно ст. 56 Земельного Кодекса Украины, земли лесохозяйственного назначения могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесохозяйственного значения общей площадью до 5 га в составе хозяйств.

Пунктом «г» части 4 ст. 84 Земельного Кодекса Украины, предусмотрено, что к землям государственной собственности, относятся земли лесохозяйственного значения, кроме случаев определенных этим Кодексом.

Согласно ст. 6 Закона Украины «О размежевании земель коммунальной и государственной собственности» от 05.02.2004 № 1457-IV, при осуществлении размежевания земель коммунальной и государственной собственности, в коммунальную собственность не могут передаваться земли лесного фонда за пределами населенных пунктов.

Как усматривается из материалов дела, решением Севастопольского городского Совета от 15.10.2008 года № 5603 восстановлен срок действия решения Севастопольского городского Совета от 12.12.2007 года № 3491 «О даче согласия обслуживающему кооперативу «ЖСТИЗ «Синоп» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в районе СТ «Дружба» для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) членам ОК «ЖСТИЗ «Синоп», земельного участка для осуществления жилищной застройки и даче согласия членам ОК «ЖСТИЗ «Синоп»(согласно приложению) на передачу в собственность земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)» расположенные по <адрес> в г. Севастополе, в связи с чем ссылка истца на нахождение истребуемого земельного участка в государственной собственности, нарушение требований распоряжения Кабинета Министров Украины принятого 10.04.2008 года № 620-р, является безосновательной.

Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.

Органами публичной власти города Севастополя право ответчика на спорный земельный участок признавалось путем принятия соответствующих заявлений, регистрацией права собственности.

Также суд учитывает, что в соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 этого федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношений.

Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон № 46-ЗС).

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона № 46-ЗС перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

Постановлением Правительства города Севастополя № 202 от 07 августа 2014 года утверждён Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права, согласно которому такими являются, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок, а также акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Право собственности ФИО1 на спорный земельный участок возникло на основании акта государственного органа Украины, а именно, на основании решений Севастопольского городского Совета от 12.12.2007 года № 3491, Севастопольского городского Совета от 15.10.2008 года № 5603, зарегистрировано Севреестром.

Государственная регистрация за ответчиком права собственности на земельный участок свидетельствует о том, что законность документа, явившегося основанием для совершения таких действий, сомнений у регистрирующего органа не вызывала.

В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Истцом не представлены доказательства того, что государственной власти, в том числе при регистрации права собственности за ответчиками были предприняты разумные и осмотрительные меры по контролю над земельным участком, надлежащему оформлению своих прав на него.

Суду представлены распоряжения ДИЗО г. Севастополя, а также документы- основания для его издания, картографические материалы, с указанием границ и поворотных точек в системе координат об отнесении земельного участка ответчика к землям лесного фонда, изготовленные после передачи земельного участка в собственность ответчика, вследствие чего доказательств отнесения земельного участка к землям леса на момент решения вопроса о передаче земельного участка ответчику, регистрации права собственности, суду истцом не представлено.

Как следует из материалов дела, земельный участок поставлен на кадастровый учет с разрешенным видом использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений на основании предоставленного государственного акта на право собственности 02.02.2015, 05.02.2016, Севреестром ответчику выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок.

В соответствии с абзацем третьим пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума 10/22), если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Пунктом 36 постановления Пленума 10/22 разъяснено, что лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.

Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.

Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 постановления Пленума 10/22, по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли. Недействительность сделки, во исполнение которой передано имущество, не свидетельствует сама по себе о его выбытии из владения передавшего это имущество лица помимо его воли. Судам необходимо устанавливать, была ли воля собственника на передачу владения иному лицу.

Ст. 13 Закона N 122-ФЗ устанавливает порядок проведения государственной регистрации прав, согласно ч. 1 которой государственная регистрация прав проводится путем приема документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; проведения их правовой экспертизы; последующего внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершения надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

В ст. 17 Закона N 122-ФЗ определены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, к которым относятся, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; вступившие в законную силу судебные акты.

По настоящему делу установлено, что спорный земельный участок предоставлен гражданину на основании распоряжения органа государственной власти Украины, поставлен на государственный кадастровый учет, гражданину выдан официальный государственный акт о праве собственности, которое зарегистрировано в государственном публичном реестре.

При таких обстоятельствах, доводы ответчика о том, что земельный участок выбыл из государственной собственности помимо воли собственника, является ошибочным и противоречит приведенным выше положениям норм материального права и разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Нарушение порядка предоставления земельного участка и спор о компетенции государственных органов в данном случае сами по себе не свидетельствуют о том, что имущество выбыло из владения помимо воли собственника.

Вместе с тем, в силу положений ст. 210 ГПК РФ собственник имущества, по общему правилу, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, что в свою очередь, предполагает должное оформление своего права (регистрацию) и его защиту.

При таких обстоятельствах, расценивать поведение ответчика в данном случае как недобросовестное, по мнению суда, оснований не имеется.

Ссылки истца на то, что при получении земельного участка была нарушена процедура его передачи в собственность, судом не могут быть приняты во внимание. Ответственность за нарушение порядка передачи земельного участка его собственнику, допущенное со стороны органа власти, не может быть возложена на гражданина.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении № 16-П от 22 июня 2017 года, при регулировании гражданско-правовых отношений между публично-правовым образованием (его органами) и его добросовестным приобретателем справедливым было бы переложение неблагоприятных последствий в виде утраты имущества на публично-правовое образование, которое могло и должно было предпринимать меры по его установлению и надлежащему оформлению своего права.

Нарушение порядка предоставления земельных участков гражданину государственными или муниципальными органами, порядка издания, регистрации и хранения документов, ведения делопроизводства само по себе не означает выбытие имущества из владения помимо воли собственника.

Также, суд указывает на то, что ДИЗО г. Севастополя в лице своего представителя, обратилось в суд с иском в защиту интересов г. Севастополя, с требованием об истребовании земельного участка в собственность г. Севастополя, между тем, как согласно п. 4.41 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 года № 883-ПП (в ред. 17.09.2018), Департамент осуществляет от имени города Севастополя управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности г. Севастополя, за исключением лесных участков, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что требования предъявлены лицом, к компетенции которого не относится охрана земель такой категории.

Суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности истцом не пропущен, поскольку в ДИЗО г. Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка лесного фонда на кадастровом плане территории вр.и.о. директора ГКУС «Севастопольское лесничество» обратился 08.12.2015.

Учитывая тот факт, что законность приобретения права собственности на земельный участок ответчиком подтверждена представленными в дело доказательствами, не опровергнута истцом, суд находит требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании ст. ст. 55-57, 98, 193, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к ФИО1 об истребовании земельного участка площадью 0,1000 га, расположенного по адресу: <адрес>А, кадастровый , отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нахимовский районный суд города Севастополя.

Решение в окончательной форме изготовлено 08 октября 2018 года.

Судья Нахимовского районного суда

города Севастополя И.А. Пекаринина