Дело № 2-1735/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 мая 2016 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе
председательствующего судьи Морева Е.А.,
при секретаре Теребениной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального образования городской округ город Кострома в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы о признании движимой вещи бесхозяйным имуществом и признании права муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы (далее Управление) обратилось в суд с заявлением о признании тепловой сети .... Из акта осмотра объекта № от <дата>. следует, что тепловая сеть предназначена для подачи теплоносителя на отопление здания, по способу прокладки – подземная в непроходном канале. В двухтрубном исполнении имеет протяженность: .... В соответствии с письмо ТУ Росимущества в Костромской области от <дата>№ вышеуказанная сеть в реестре федерального имущества не числится. Согласно информации Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> от 09.10.2015г., №, вышеуказанный объект в реестре государственного имущества Костромской области отсутствует. В соответствии с уведомлением Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы от <дата>№ объект в реестре муниципального имущества не числится. Иных законных владельцев движимой вещи не выявлено. В соответствии с техническим заключением № от <дата>, выполненным МКУ г. Костромы «Костромастройзаказчик» установлено, что сети представляют собой сборно-разборную конструкцию, которую возможно демонтировать без соразмерно ущерба ее назначению и смонтировать в другом месте. Ввиду отсутствия признаков капитальности обследуемых сетей, а именно: отсутствие прочной связи с землей, рекомендуется признать принадлежность участка тепловой сети ... объектом движимого имущества. До настоящего времени собственник названных сетей не установлен, иных лиц, заявляющих права на вышеуказанные сети не установлено, спорная сеть обслуживается МУП г. Костромы «Городские сети».
На основании изложенного просили признать тепловую сеть, предназначенную для подачи теплоносителя на отопление здания, по адресу... бесхозяйным имуществом, признать право собственности на данное имущество за муниципальным образованием городской округ г. Кострома.
В судебном заседании представитель Муниципального образования городской округ г. Кострома в лице Управления имущественных и земельных отношении Администрации г. Костромы не участвуют. Просили рассмотреть заявление в отсутствие их представителя. Заявленные требования поддерживают в полном объеме.
Представители привлеченных к участию в деле заинтересованных лиц МУП г. Костромы «Городские сети», ОАО «ТГК-2», ОАО «КОЭК», ИФНС России по г. Костроме в судебном заседании не участвуют.
Представитель заинтересованного лица ОАО «МРСК Центра» в лице филиала «Костромаэнерго» в судебное заседание также не явилась. Согласно полученного от них отзыва, просили рассмотрение заявление в отсутствие представителя заинтересованного лица. Указывают, что указанный объект Обществу не принадлежит. Против признания права собственности на данное имущество за муниципальным образованием городской округ г. Костромы не возражают.
Согласно ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В соответствии с п. 1 ст. 226 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 указанной статьи.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 226 ГК РФ брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Согласно ст. 236 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Согласно ч. 1 ст. 291 ГПК РФ, в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.
Согласно ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
Таким образом, требование о признании движимой вещи бесхозяйной подлежит удовлетворению, если будет установлено, что вещь является движимым имуществом, собственник движимой вещи отказался от права собственности на нее, а лицо, заявляющее свои права на нее, вступило во владение указанной вещью.
Управлением на основании приведенных положений ГК РФ заявлены требования о признании спорных участков тепловой сети бесхозяйным движимым имуществом и признании права собственности муниципального образования ввиду вступления во владение бесхозяйной движимой вещью.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые ссылается.
Из акта осмотра и описания объекта от <дата>. № следует, что должностными лицами МУП «Городские сети» начальником ПТО ФИО3 и инженером ПТО ФИО4 произведен осмотр и обследование объекта по адресу: участок тепловой сети ... результате обследования установлено: тепловая сеть предназначена для подачи теплоносителя на отопление, по способу прокладки – подземная в непроходном канале. .... Характеристики объекта: является движимым имуществом, находится на обслуживании у МУП г. Костромы «Городские сети».
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», тепловая сеть – это совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Частью 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети. В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В соответствии с письмо ТУ Росимущества в Костромской области от <дата>№ вышеуказанная сеть в реестре федерального имущества не числится. Согласно информации Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от <дата>., №, вышеуказанный объект в реестре государственного имущества Костромской области отсутствует. В соответствии с уведомлением Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы от <дата>№ объект в реестре муниципального имущества не числится.
В обоснование отнесения спорных объектов к движимому имуществу заявителем представлено техническое заключение ...» от <дата>№, подписанные директором ФИО5 В заключении указано, что для его подготовки учитывались данные акта осмотра и описания объекта № от <дата>, составленного комиссией МУП г. Костромы «Городские сети». В исследовательской части приведены характеристики объектов из указанного акта осмотра. В заключении приводится вывод, что сети представляют собой сборно-разборную конструкцию, которую возможно демонтировать без соразмерного ущерба ее назначению и смонтировать в другом месте. Ввиду отсутствия признаков капитальности обследуемых сетей, а именно: отсутствие прочной связи с землей, рекомендуется признать принадлежность участка тепловой сети ... объектом движимого имущества.
Судом предлагалось заявителю представить дополнительное обоснование к техническому заключению ... с приведением обоснований и расчетов, положенных в основу вывода о возможности переноса спорных участок теплосети без функционального назначения и несоразмерных стоимости объектов затрат. Подобное обоснование не представлено. В тексте представленных заключений ...», помимо ссылок на акты осмотра МУП «Городские сети» и приведения их содержания, каких-либо описаний собственных исследований и обоснований выводов не приводится, в связи с чем суд не находит возможным использовать данные заключения в качестве доказательства того, что спорные объекты относятся к движимому имуществу, и положить выводы заключений в основу решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 11) как вид сооружений предусмотрены линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Принимая во внимание положения статьи 130 ГК РФ, суд приходит к выводу о том, что по своим техническим характеристикам спорный объект относятся к линейным сооружениям. Исходя из назначения данных конструкций, учитывая их технологично неразрывную связь с землей и недвижимыми объектами, спорные объекты фактически является составной частью сети теплоснабжения. При перемещении таких конструкций в другое место их функциональное назначение утрачивает смысл, в связи чем следует относить данный вид объектов к недвижимому имуществу.
Согласно ст. 133.1 ГК РФ, недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Как следует из разъяснений, приведенных в п. п. 38, 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ). По смыслу ст. 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Поэтому, в частности, являются недвижимыми вещами здания и сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, даже в том случае, если ранее возникшие права на них не зарегистрированы. Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится. Недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно ст. 133.1 ГК РФ, в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом. Согласно статье 133.1 ГК РФ части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках. Поэтому отказ органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в регистрации единого недвижимого комплекса лишь на том основании, что соответствующие объекты не расположены на одном земельном участке, не соответствует положениям ст. 133.1 ГК РФ.
В соответствии с п. п. 2, 3 Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 № 68, к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся прочно связанные с землей сооружения связи, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Линейно-кабельные сооружения связи, право на которые подлежит государственной регистрации, представляют собой:
1) совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки:
наличие функциональной и технологической взаимосвязанности;
предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи;
наличие протяженности (длины);
2) объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи.
Согласно п. 4 Положения, линейно-кабельное сооружение связи, имеющее признаки, указанные в пп. 1 п. 3 настоящего Положения, может регистрироваться как одна сложная вещь. Линейно-кабельное сооружение связи, имеющее признаки, указанные в пп. 2 п. 3 настоящего Положения, рассматривается как отдельный объект недвижимости.
В силу п. 5 Положения к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся, в частности: кабельная канализация; наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов; кабельные переходы через водные преграды; закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т.п.).
Согласно п. 7 Положения, при разделении линейно-кабельного сооружения связи на 2 и более самостоятельных сооружения, выделении из его состава самостоятельного сооружения, слиянии 2 и более линейно-кабельных сооружений связи государственной регистрации подлежит право на каждый вновь создаваемый объект недвижимости, а также прекращение права на предыдущий объект (объекты).
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований относить подземные трубопроводы, предназначенные для подачи теплоносителя в здания и составляющие части сети теплоснабжения, к движимым вещам.
С учетом того, что спорные объекты обладают признаками недвижимых вещей, для них предусмотрен иной порядок признания права муниципальной собственности вследствие отнесения к бесхозяйным.
Применение в отношении спорных объектов порядка признания бесхозяйными и обращения в муниципальную собственность движимых вещей в отсутствие достаточных оснований повлечет нарушения, в том числе налогового законодательства и незаконное освобождение данного имущества, переданного в хозяйственное ведение муниципального предприятия, от налогообложения.
В соответствии с положениями ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, которое осуществляется судом в порядке особого производства в соответствии со ст.ст. 290 - 293 ГПК РФ.
Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580.
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют:
Федеральная регистрационная служба - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа;
территориальные органы Федеральной регистрационной службы - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.
Согласно пунктам 4, 5 Положения, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. ст. 225 и 236 ГК РФ.
Из анализа приведенных положений норм материального права следует, что действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет спорного недвижимого имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных сетей в собственность муниципального образования, на территории которого оно находится.
Таким образом, тепловая сеть по своим физическим и техническим свойствам относящаяся к объектам недвижимости в силу ст. 130 ГК РФ, должна приниматься на учет органом, регистрирующим права на недвижимость, по заявлению органа местного самоуправления.
Сведений о том, что спорные участки тепловой сети были в установленном законом порядке как объекты недвижимости поставлены на учет в качестве бесхозяйного имущества в органах, осуществляющих государственную регистрацию права на недвижимое имущество, суду не представлено.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 262 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявления муниципального образования городской округ город Кострома в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы о признании тепловой сети ... - бесхозяйным имуществом и признании права собственности муниципального образования на данное имущество оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья