ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1735/2016 от 16.03.2016 Ленинскогого районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-1735/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 марта 2016 года г. Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего - судьи Касимова А.В.,

при секретаре судебного заседания - Нугайгуловой Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 16 марта 2016 года

гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 и ФИО6 к обществу с ограниченной ответственностью «РоссТур» и индивидуальному предпринимателю ФИО7 о взыскании оплаты стоимости туристических услуг, компенсации морального вреда и штрафа,

установил:

ФИО2 и ФИО3 (далее- ФИО2, ФИО3, истцы) обратились в суд к Обществу с ограниченной ответственностью «РоссТур» и индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчики, соответственно - ООО «РоссТур» и ИП ФИО1) с иском, в котором просят взыскать сумму оплаты по договору оказания туристических услуг 36 000 рублей, компенсацию морального вреда по 30 000 рублей каждому, штраф в размере 50% от суммы удовлетворённых требований. Исковые требования мотивируют тем, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 с ИП ФИО1 заключили договор № о подборе, бронировании и приобретении тура Уфа-Патайя-Уфа, с периодом их проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отеле <данные изъяты> города Патайя на сумму 96 000 рублей для проживания истиц. Они заблаговременно оплатили туристические путевки и были убеждены, что покинут отель ДД.ММ.ГГГГ, однако ДД.ММ.ГГГГ им было сообщено, что оставшиеся 2 дня они проведут в городе Бангкок в другом отеле. Об этом «Росс-тур» информации не предоставил. С переездом не согласны, поскольку тур в город Бангкок гораздо дешевле. Просят взыскать не оказанную туристическую услугу по договору в сумме 36 000 рублей из расчета 96 000 рублей :12 дней = 8 000 рублей за 1 день, 8 000 рублей х 4 дня = 36 000 рублей, компенсацию морального вреда в связи с неполучением ими полного курса массажа (1 массаж -1 000 рублей, полный курс -10 000 рублей), за обман даты вылета, оплату такси до аэропорта 2 000 рублей, ожидание в комнате отдыха, завтрак в аэропорту 3 000 рублей, за сорванный рождественский вечер - 15 000 рублей, в итоге 30 000 рублей каждому за понесенные моральные и нравственные страдания.

В последующем истцы ФИО2, ФИО3 изменили свои требования, исключив из числа ответчиков Общество с ограниченной ответственностью «РоссТур», просили взыскать, причинённый им ущерб, только с турагента ИП ФИО1 и отказались от взыскания суммы оплаты по договору оказания туристических услуг в размере 20 000 рублей, просили взыскать эту сумму в размере 16 000 рублей, а также компенсацию морального вреда по 30 000 рублей каждому, штраф в размере 50% от суммы удовлетворённых требований.

Отказ от части требований принят судом, т.к. он был добровольным, соответствует закону и не нарушает права иных лиц.

В судебном заседании истцы поддержали свои исковые требования и просили их удовлетворить.

Ответчик – представитель турагента ИП ФИО1ФИО1 исковые требования не признал и пояснил, что перенос рейса производит авиакомпания, турагентом направлен запрос туроператору Анекс-тур о причинах переноса рейса, ответ ещё не получен. Курс массажа не входит в состав турпакета, об изменении времени вылета истцы были уведомлены заблаговременно, рождественский ужин не входил в состав турпакета. До отъезда турист обязан был ознакомиться с условиями поездки. В случае обнаружения недостатков турист обязан был уведомить агентство, что истцами не было сделано.

Изучив материалы дела, выслушав стороны и их представителей, проанализировав доводы сторон в соответствии с действующим законодательством, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 4 Закона «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

В соответствии со статьей 29 Закона потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе. В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Суд считает, что возникшие правоотношения регулируются ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Законом РФ «О защите прав потребителей».

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 был заключен договор реализации туристского продукта N с заказчиком туристского продукта ФИО5 в интересах туриста ФИО2

В соответствии с пунктом 1.1 этого договора турагент обязуется по заданию туриста или иного заказчика, действующего в интересах туриста, совершать действия по подбору и бронированию комплекса услуг по перевозке и размещению, оказываемых туроператором за общую стоимость, независимо от включения стоимости экскурсионного обслуживания и от целей путешествия, а турист обязуется принять и оплатить турпродукт, в порядке и на условиях, определенных заявкой на бронирование турпродукта, настоящим договором и приложениями к нему.

В приложении к этому договору истцы указаны в качестве туристов и именно истцами сделана заявка на бронирование указанного турпродукта, что подтверждается приложением к указанному договору № .

Во исполнение условий данного договора истцы приобрели туристическую путевку N на общую сумму 96 000 рублей на период их проезда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В этой туристической путевке истцы указаны в качестве туристов.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).

Статья 1 ФЗ от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ (ред. от 01 июля 2011 года) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под туристским продуктом понимает комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Согласно статье 9 этого Закона туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению, исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта.

Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и(или) иными заказчиками.

Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и(или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.

Туроператор отвечает перед туристами и(или) иными заказчиками также за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами в пределах своих обязанностей (полномочий).

Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что применяя законодательство о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и(или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (статья 9 Федерального закона «Об основах туристской деятельности»).

Таким образом, ответственность перед туристом за действия (бездействие) всех третьих лиц, привлеченных к исполнению услуг, входящих в состав туристского продукта, несет туроператор, а не турагент.

Судом установлено, что ИП ФИО1 является турагентом, а ООО «РоссТур» является туроператором.

Взаимодействие между ИП ФИО1 и ООО «РоссТур» осуществляется на основании договора N 2223/5 от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту 6.7 названного Договора, ответственность перед туристом за качество туристического продукта несет ООО «РоссТур».

При таких обстоятельствах, с учетом того, что истцы отказались о взыскания суммы ущерба с туроператора, подав письменное заявление о том, что они просят взыскать стоимость туристических услуг, компенсацию морального вреда и штрафа только с турагента, т.е. с ненадлежащего ответчика, в удовлетворении их требований следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО2 и ФИО3 к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании оплаты туристических услуг, компенсации морального вреда и штрафа отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда через Ленинский районный суд г. Уфы.

Судья А.В. Касимов