Дело № 2-1735/2022
УИД 50RS0044-01-2022-002000-22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 мая 2022 года г. Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Купцовой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хохловой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об установлении факта, имеющего юридическое значение,
У С А Н О В И Л:
Заявитель ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просит установить факт отсутствия на земельных участках с кадастровыми <номер> мелиоративных систем, а также установить факт отсутствия оснований для отнесения вышеуказанных земельных участков к мелиорируемым землям.
Свои требования заявитель мотивирует тем, что в 2018 г. он приобрел у два земельных участках с кадастровыми <номер> общей площадью 1014+/-11 кв.м. и 1013+/-11 кв.м. (категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для дачного строительства), расположенных по адресу: Московская область, Серпуховский район, район д. Петрухино. При этом никакие ограничения права в ЕГРН зарегистрированы не были. Из п. 2 письма Министерства строительного комплекса Московской области № 19исх-28087 от 17.12.2021 г. заявителю стало известно, что принадлежащие ему земельные участки расположены на мелиорируемых землях. Письмом от 26.01.2022 г. №79 Министерство Сельского хозяйства, Департамент мелиорации (ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз») сообщило, что в ходе визуального обследования земельных участков с кадастровыми <номер> объекты гидротехнических сооружений обнаружены не были. Так же ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз» сообщило, что земельные участки, ранее входил в состав земель бывшего совхоза "Серпуховский", на которых в 1983-84 г. проводились работы по строительству осушительной системы на общей площади 365 га. Поскольку имелась информация о том, что ранее мелиоративная система принадлежала совхозу «Серпуховской» заявитель предпринял действия для установления статуса указанного юридического лица в настоящий момент и поиска нового балансодержателя указанной мелиоративной системы если таковой имелся. Однако не удалось установить ни нового правопреемника мелиоративной системы если таковой был после ликвидации совхоза «Серпуховский», ни установить юридический статус совхоза «Серпуховский» в настоящий момент времени, ни обнаружить документов о списании указанной мелиоративной системы. Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1, капитальные затраты на улучшение земель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы) включены в пятую амортизационную группу. Соответственно, срок их износа от 7 до 10 лет включительно. Таким образом, принятая на учет совхозом «Серпуховский» в 1983г. мелиоративная система должна была быть полностью 3-5 раз самортизирована к 2020 году. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 17.01.2012 № 4777/08, мелиоративные объекты, которые прочно связанны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью. Соответствующие сооружения рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, для обслуживания которого возведены, а потому следуют его юридической судьбе, т.е. часть осушительной системы, расположенная на приобретенных участках, является собственностью ФИО1. Истец намерен заявить суду, что он не принимал во владение указанную мелиоративную систему и не обнаружил ее наличие на принадлежащих ему земельных участках <номер>. Позиция Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области выражена в письме 19ИСХ-28087 от 17.12.2021 в котором оно сообщило, что при отсутствии собственника (балансодержателя) в результате ликвидации или реорганизации юридического лица без передачи ее правопреемнику и невозможности технического учета и инвентаризации мелиоративной системы, и ее постановки на баланс собственника земельного участка по причине фактического отсутствия мелиоративной системы на земельном участке возможно обращение в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение (факта отсутствия на земельном участке мелиоративных систем и отсутствия оснований для отнесения участка к мелиорируемым).
Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представитель заявителя ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на заявленных требованиях настаивает.
Представитель заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Серпухов в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просит рассмотреть дело в соответствии с действующим законодательством.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся заявителя и заинтересованных лиц с учетом положений ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования не противоречащими закону и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что собственником земельных участков с кадастровыми <номер>, площадью 1014+/-11 кв.м. и 1013+/-11 кв.м, расположенных по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Петрухино, является ФИО1 (л.д. 16-21).
Как установлено из ответа ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» от 26.01.2022 года по архивным данным земельные участки расположены на землях с мелиоративной системой (осушение), построенной на землях совхоза «Серпуховский» в 1983-84г. на площади 365 га. Иными сведения в отношении указанной мелиоративной системы Учреждение не располагает. В ходе визуального обследования участка с участием представителей собственника и Учреждения установлено:
- земельные участки огорожены забором, построены объекты недвижимости;
-проложены дороги и линии ЛЭП;
- гидротехнических сооружений не обнаружено. (л.д. 15).
В соответствии с общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 срок полезного использования мелиоративной системы (без проведения реконструкции) составляет 30 лет со дня ввода в эксплуатацию и постановки на балансовый учет (л.д. 15).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (далее - Закон № 4-ФЗ) мелиоративные системы - это комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях. Мелиорируемыми землями являются земли, недостаточное плодородие которых улучшается с помощью осуществления мелиоративных мероприятий, мелиорированными - земли, на которых проведены мелиоративные мероприятия.
В соответствии со ст. 10 Закона № 4-ФЗ мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ст. 31 Закона № 4-ФЗ перевод мелиорированных земель в иные земли, изъятие мелиорированных земель осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации не установлены особенности изменения статуса мелиорированных земельных участков. При этом изменение категории земельных участков происходит по общим правилам, предусмотренным ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Порядок действий по списанию мелиоративной системы зависит от ее статуса (права собственности на систему).
Порядок списания (выбытия) мелиоративных систем как основных средств определяется Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 года №91н, которые определяют порядок организации бухгалтерского учета основных средств и распространяются на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).
В отношении мелиоративных систем, чей собственник не известен, необходимо провести комплексные работы по признанию прав собственности на бесхозяйные мелиоративные системы в соответствии с положениями ст. 225 ГК РФ.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 № 41899). Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В соответствии со ст. 10 ФЗ № 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Объекты государственных мелиоративных систем федеральной собственности, переданные в оперативное управление ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз», и мелиорированные земли федеральной собственности в границах испрашиваемого участка отсутствуют.
По архивным данным земельный участок заявителя расположен на землях с мелиоративной системой (осушение), построенной на землях совхоза «Серпуховский» Серпуховского района Московской области в 1983-84г. на площади 365 га. Иными сведения в отношении указанной мелиоративной системы Учреждение не располагает. Было проведено визуальное обследование с участием представителя собственника и Учреждения, гидротехнических сооружений не обнаружено.
Порядок учета мелиорированных земель и внесения данных о них в государственный земельный кадастр устанавливался Правительством Российской Федерации (был утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от 07.08.1996 № 2933п-П1).
В настоящее время правовых норм, определяющих и дающих возможность осуществления органами исполнительной власти полномочий по учету и списанию мелиоративных систем, федеральным законодательством не установлено.
Учитывая изложенное, при отсутствии возможности списания мелиоративной системы (отсутствие собственника (балансодержателя) мелиоративной системы результате ликвидации или реорганизации юридического лица без передачи системы правопреемнику и невозможность технического учета и инвентаризации мелиоративной системы и ее постановки на баланс собственника земельного участка по причине фактического отсутствия системы на земельном участке) возможно обращение в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение (факта отсутствия на земельном участке мелиоративных систем и отсутствия основания для отнесения участка к мелиорируемым).
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиоративные системы - это комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях. Мелиорируемыми землями являются земли, недостаточное плодородие которых улучшается с помощью осуществления мелиоративных мероприятий, мелиорированными - земли, на которых проведены мелиоративные мероприятия.
В соответствии со ст. 10 Закона № 4-ФЗ мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ст. 31 Закона № 4-ФЗ перевод мелиорированных земель в иные земли, изъятие мелиорированных земель осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации не установлены особенности изменения статуса мелиорированных земельных участков. При этом изменение категории земельных участков происходит по общим правилам, предусмотренным ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
В соответствии с пунктом 10 Порядка списание мелиоративных систем и соответственно перевод мелиорированных земель в немелиорированные производился на основании заключения комиссий, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно постановления правительства Московской области от 17.09.2020 года № 630/28 внесены изменения в Порядок формирования и ведения перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается, утвержденный постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017 N 872/38 "Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Московской области от 04.12.2018 N 908/42, от 24.07.2019 N 442/22, от 26.09.2019 N 656/32), в соответствии с которыми внесение изменений в Перечень осуществляется Уполномоченным органом на основании сведений, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, по собственной инициативе либо по инициативе органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, а также юридических лиц и граждан - правообладателей земельных участков (далее - заявители) на основании ходатайства о внесении изменений в Перечень, направленного в Уполномоченный орган. Копия решения суда об установлении юридического факта отсутствия на земельном участке мелиоративной системы является документом, необходимым для обращения с ходатайством о внесении изменений в характеристики земельного участка.
Учитывая, что на спорных участках в настоящее время отсутствует мелиоративная система (осушение), которая была построена на землях совхоза «Серпуховский» Серпуховского района Московской области в 1983-1984 гг. на площади 365 га, а в соответствии с общероссийским классификатором основных фондов ОК-013-94 срок полезного использования мелиоративной системы (без проведения реконструкции) составляет 30 лет со дня ввода в эксплуатацию и постановки на балансовый учет, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворении.
В ином порядке восстановить права и интересы заявителя не представляется возможным.
Установление юридического факта отсутствия на спорном земельном участке мелиоративных систем имеет для заявителя юридическое значение, поскольку влечет за собой отсутствие основания для отнесения указанных земельных участков к мелиорированным землям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования ФИО1 удовлетворить.
Установить юридический факт отсутствия на земельном участке с кадастровыми <номер> расположенных по адресу: Московская область, Серпуховский район, район д. Петрухино, мелиоративных систем и отсутствия основания для отнесения земельных участков к мелиорируемым землям.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Серпуховский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Купцова Г.В.
Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2022 года.