УИД 24RS0002-01-2020-001891-89
№ 2-1736 (2020)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2020 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Ирбеткиной Е.А.,
с участием представителя истца Касабука Я.В.,
при секретаре Слепуха Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Западный» об устранении нарушений законодательства о социальной защиты инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Западный» (далее КГБУ СО «КЦСОН «Западный») об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. Исковые требования мотивированы тем, что Ачинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в КГБУ СО «КЦСОН «Западный» и в ходе проверки установлено, что вопреки требованиям п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пп «е» п. 4 и пп. «г» п. 5 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минтруда России от 30.07.2015 N 527н, в здании учреждения, расположенном по адресу: <...> стр.1, копии документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуг, в том числе, на информационном стенде, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне отсутствуют, наружной вывески о наименовании и режиме работы учреждения, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, не имеется. Также в нарушение п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и п. 7.1.8 СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения при входе в вышеуказанное здание учреждения для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, на основных путях движения не предусмотрена тактильная направляющая полоса с высотой рисунка не более 0,025 м. Выявленные нарушения ущемляют право инвалидов на получение равного доступа к информации, касающейся деятельности учреждения и предоставляемых им социальных услуг, в связи с чем прокурор обращается в суд и просит обязать ответчика устранить указанные нарушения (л.д. 2-3).
В судебном заседании представитель процессуального истца –помощник Ачиского городского прокурора Касабука Я.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям.
Представитель ответчика – КГБУ СО «КЦСОН «Западный», будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом путем направления судебного извещения (л.д. 11), в судебное заседание не явился. В представленном отзыве и.о. директора ФИО1 просила дело рассмотреть в ее отсутствие, против удовлетворения исковых требований возражает, ссылаясь на то, что на основании распоряжения Правительства Красноярского края от 23.12.2019 №1069-р муниципальное бюджетное учреждение Ачинского района «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» было передано из муниципальной собственности Ачинского района в краевую государственную собственность и получило наименование «Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Западный». Пунктом 2 указанного распоряжения предписано Агентству но управлению государственным имуществом Красноярского края осуществить приём учреждения в собственность Красноярского края. До настоящего времени между администрацией Ачинского района и Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края не решён вопрос о передаче недвижимого имущества учреждения (здания, автогаража, земельного участка). Для устранения неопределённости правового статуса названного недвижимого имущества по инициативе учреждения было принято постановление администрации Ачинскою района от 30.01.2020 года № 30-11 «О передаче в безвозмездное временное пользование КГБУ СО «КЦСОН «Западный» муниципального недвижимого имущества». В соответствии с договором № 02-2020-БВП от 30.01.2020 года, заключённым между учреждением и администрацией Ачинского района указанное имущество передано в безвозмездное временное пользование до 30.11.2020 года. При этом, учреждение, являясь краевым государственным бюджетным, не вправе расходовать средства краевого бюджета, выделенные для осуществления государственных функции социальных услуг населению, на улучшение муниципального имущества Ачинского района, в частности на неотделимые улучшения имущества, каковыми являются устройство тактильных направляющих полое с высотой рисунка не более 0,025 м. В настоящее время учреждение оказывает социальные услуги на дому у получателей социальных услуг и не оказывает социальные услуги в помещении учреждения, срочные социальные услуги окалываются специалистами по социальной работе учреждения территориально по месту жительства граждан. В связи с этим полагает, что необходимость в установлении для инвалидов по зрению информационных мнемосхем и тактильных направляющих полос в помещениях учреждения отсутствует. Также сообщила, что Министерством социальной политики Красноярского края 14.02.2020 года утверждён "План мероприятий по реорганизации краевых учреждений социального обслуживания населения на 2020 год», в соответствии с которым учреждение реорганизуется путём присоединения к КГБУСО «КЦСОН «Ачинский», расположенному в г. Ачинске (л.д.12-13).
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Ачинского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 ФЗ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Социально-средовая реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе социально-бытовую адаптацию.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Закрепленная в абз. 6 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ льгота предполагает дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Аналогичные положения содержит п. 3 ч. 4 ст. 19, действующего с 1 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", согласно которому при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены, в том числе дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников.
Пункт 7.1.8 СП 59.13330.2012 "Свод правил доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" устанавливает, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, Ачинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности КГБУ СО «КЦСОН «Западный», о чем составлен акт проверки 03.03.2020 (л.д.4-5).
В результате проверки выявлены нарушения положений законодательства, регламентирующих порядок раскрытия информации о деятельности учреждения, в том числе в здании учреждения, расположенном по адресу: <...> стр.1, отсутствуют копии документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуг, в том числе, на информационном стенде, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; отсутствует наружная вывеска о наименовании и режиме работы учреждения, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, на основных путях движения не предусмотрена тактильная направляющая полоса с высотой рисунка не более 0,025 м.
06.03.2020 по фактам выявленных нарушений пркорурором в адрес руководителя КГБУ СО «КЦСОН «Западный» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере социального обслуживания и социальной защиты инвалидов (л.д. 6-7).
Из ответа на представление прокурора руководителя КГБУ СО «КЦСОН «Западный» следует, что учреждением приняты необходимые меры по устранению недостатков, в отраслевое краевое министерство направлена заявка на финансирование расходов, связанных с изготовлением и размещением копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуг, в том числе на информационном стенде, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; наружной вывески с наименованием и режимом работы учреждения, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; с установлением информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании учреждения, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; с изготовлением и установкой при входе в здание учреждения тактильной направляющей полосы с высотой рисунка не более 0,025 м. (л.д.8-9).
На момент рассмотрения дела нарушения в части размещения копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуг, в том числе, на информационном стенде, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, размещения наружной вывески о наименовании и режиме работы учреждения, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, размещеня информационной мнемосхемы (тактильная схема движения), отображающей информацию о помещениях в здании, тактильной направляющей полосы с высотой рисунка не более 0,025 м. не устранены, что представителем ответчика не оспорено.
При таких обстоятельствах заявленные требования прокурора о возложении на ответчика КГБУСО «КЦСОН «Западный» обязанности разместить копии документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуг, в том числе, на информационном стенде, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, наружной вывески о наименовании и режиме работы учреждения, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, разместить информационную мнемосхему (тактильная схема движения), отображающую информацию о помещениях в здании, разместить на основных путях движения тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика, касающиеся невозможности установления за счет средств краевого бюджета в занимаемой учреждении здании информационной мнемосхемы и тактильной направляющей полосы ввиду нахождения здания в муниципальной собственности Ачинского района суд полагает несостоятельными, так как выполнение требований закона в данной части не приведет к неотделимым улучшениям здания и улучшению его эксплуатационных свойств для собственника, таковые действия надлежит совершить для обеспечения непосредственно деятельности учреждения социального назначения независимо от оснований пользования им помещением. В то же время, направленный ответчиком запрос на выделение средств бюджета на данные цели подтверждает необходимость и целесообразность устранения выявленных прокурором нарушений.
Ссылка представителя ответчика на запланированную в 2020 году реорганизацию учреждения путем присоединения также не принимается судом во внимание, поскольку предстоящая реорганизация, с учетом возможного переноса срока ее окончания, не исключает исполнение ответчиком требований закона в период своей деятельности и не освобождает учреждение от установленной законом обязанности, возложенной на администрацию действующим законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
С учетом конкретных обстоятельств дела, суд считает целесообразным установить срок исполнения решения суда до 01 октября 2020 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Западный» разместить копии документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуг, в том числе, на информационном стенде, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, наружную вывеску о наименовании и режиме работы учреждения, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в срок до 01 октября 2020 года.
Обязать краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Западный» разместить информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании и разместить на основных путях движения тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м. в срок до 01 октября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Е.А.Ирбеткина