ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1736/19 от 09.10.2019 Братского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 октября 2019 года г.Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шаламовой Л.М.,

при секретаре Ефимовой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1736/2019 по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «Иркутскэнерго» об обязании устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха,

УСТАНОВИЛ:

Братский межрайонный природоохранный прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ответчику ПАО «Иркутскэнерго», в котором просит обязать ПАО «Иркутскэнерго» (<данные изъяты> юридический адрес: <адрес>) оборудовать газоходы, идущие от 10 котельных агрегатов филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6 (Центральный округ г. Братска) к газоочистным установкам специальными трубками (штуцерами) для ввода в газоходы приборов, в соответствие с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 33007-2014 «Оборудование газоочистное и пылеулавливающее. Методы определения запыленности газовых потоков. Общие технические требования и методы контроля», в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать ПАО «Иркутскэнерго» (<данные изъяты> юридический адрес: <адрес>) оборудовать газоходы, идущие от 10 котельных агрегатов филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6 (Центральный округ г. Братска) к газоочистным установкам рабочими площадками, с заградительными устройствами (для работы на высоте), освещением, местом для хранения и размещения измерительной аппаратуры, розетками для подачи напряжения 12 В или 36 В, необходимого для обогрева пылезаборных трубок и питания осветительной лампы, розетки для подключения электроприборов, в соответствие с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 33007-2014 «Оборудование газоочистное и пылеулавливающее. Методы определения запыленности газовых потоков. Общие технические требования и методы контроля», в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, в том числе об охране атмосферного воздуха филиалом ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ, Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Иркутскэнерго» (<данные изъяты> юридический адрес: <адрес>), имеет в своем составе филиал (ТЭЦ-6), расположенный по адресу: 665718, <адрес>. Уставной деятельностью ПАО «Иркутскэнерго», в том числе его филиалов является производство и продажа тепловой и электрической энергии.

Согласно положению о филиале ОАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6, утверждённому 11.02.2011, филиал действует в соответствие с гражданским законодательством РФ, другими нормативными правовыми актами РФ, уставом общества и т.д. (п. 1.2). Филиал осуществляет свою деятельность от имени Общества непосредственно и через свои территориально обособленные от него подразделения (п. 1.4). Филиал действует от имени Общества на основании положения. Директор филиала действует по доверенности, выданной ему Обществом (п. 2.2). Филиал вправе от имени общества на основании доверенности совершать сделки и иные юридические акты, выступать в интересах и от имени Общества в качестве истца и ответчика в суде (п. 2.3).

Согласно приказу от 24.09.1998 № 321-К, директором ТЭЦ-6 назначен Коноплёв Сергей Иванович. На основании доверенности от 25.09.2017 № 493, Коноплёв С.И. от имени ПАО «Иркутскэнерго» осуществляет руководство текущей деятельностью ТЭЦ-6 и представлять интересы ПАО «Иркутскэнерго» в государственных органах.

Филиал ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6 (далее – ТЭЦ-6), в рамках уставной деятельности эксплуатирует 10 котельных агрегатов с установленными газоочистными установками следующих типов:

- на котлоагрегатах ст. № 1, 2, 3 установлено по два электрофильтра типа ДГПН-55-3 (дымовой, горизонтальный, пластинчатый, наружной установки), 2-х секционный, 3-х польный;

- на котлоагрегате ст. № 4 установлено два электрофильтра типа ПГДС-3-50 (пластинчатый, горизонтальный, дымовой с «S»-образными осадительными электродами;

- на котлоагрегате ст. № 5 установлены БЦУ-М-4х14х11, 4 батареи по 154 циклонных элемента в каждой батарее;

- на котлоагрегате ст. № 6 установлены золоуловители типа СЭЦ24.

- на котлоагрегате ст. № 7 установлены золоуловители типа БЦУ-530, 4 батареи по 24 элемента в каждой батарее;

- на котлоагрегатах ст. № 8, 9, 10 установлены инерционные золоуловители типа БЦУМ-4х14х14, 4 батареи по 196 циклонных элемента в каждой батарее.

В соответствие со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Частью 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Статьей 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Программа производственного экологического контроля содержит сведения, в том числе о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Согласно ст. 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

15.09.2017 г. приказом Минприроды РФ № 498 утверждены правила эксплуатации установок очистки газов, пунктом 13 которых установлено, что ГОУ должны быть оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ.

Эффективность работы ГОУ отражает степень очистки выбросов и рассчитывается по формуле:

- где Cвх и Cвых - концентрации загрязняющего вещества в г/м3 соответственно до и после очистки по результатам измерений;

- Vвх и Vвых - расходы газовоздушной смеси в расчете на единицу времени в м3/с на входе и выходе ГОУ соответственно.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июня 2015 г. N 637-ст, введен в действие в качестве национального стандарта РФ с 01.12.2015 г. межгосударственный стандарт ГОСТ 33007-2014 «Оборудование газоочистное и пылеулавливающее. Методы определения запыленности газовых потоков. Общие технические требования и методы контроля».

Данный стандарт устанавливает методы определения запыленности (массового содержания взвешенных частиц) газопылевых потоков (газов), отходящих от стационарных источников загрязнения при скорости газов не меньше диапазона от 4 м/с, давлении до 0,2 МПа и температуре не более 400°С. Методы определения запыленности, изложенные в настоящем стандарте, позволяют определить влияние газопылевых потоков (газов) на безопасность окружающей среды для жизни, здоровья и имущества населения.

Пунктами 5.1.1- 5.1.5 ГОСТ 33007-2014 установлено, что при выборе измерительного сечения в газоходе должны быть соблюдены условия в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.4.06, ГОСТ 17.2.4.07 и настоящего стандарта. К стенке газохода в измерительном сечении привариваются патрубки (штуцера) длиной от 20 до 50 мм, диаметром не менее 36 мм для ввода напорных и пылезаборных трубок, диаметром не менее 20 мм - для ввода термометров (или термопар) и диаметром 4 мм - для измерения статического давления (разрежения). Патрубки закрывают завинчивающимися крышками.

Участок газохода с измерительным сечением следует оборудовать рабочей площадкой и (в случае необходимости) лестницей к ней. Площадка и лестница должны быть защищены заградительными устройствами (при работе на высоте) и освещены в соответствии с требованиями стандартов безопасности труда. На площадке необходимо предусмотреть место для хранения и размещения измерительной аппаратуры; размер площадки должен обеспечивать возможность удобной и безопасной работы обслуживающего персонала численностью не менее двух человек. На рабочей площадке должны быть смонтированы розетки для подачи напряжения 12 В или 36 В, необходимого для обогрева пылезаборных трубок и питания осветительной лампы, розетки для подключения электроприборов. При использовании эжектора должна быть подведена линия сжатого воздуха с давлением 0,6 МПа.

В ходе проводимой проверки выявлены нарушения правил эксплуатации газоочистных установок в деятельности филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6, а именно не проведение определения фактической эффективности работы ГОУ, в связи с отсутствием на газоходах перед газоочистными установками всех 10 котельных агрегатов мест отбора проб, оборудованных специальными трубками (штуцерами) для ввода напорных и пылезаборных трубок, термометров (или термопар), для измерения статического давления (разрежения). Данные участки газоходов не оборудованы рабочей площадкой и (в случае необходимости) лестницей к ней.

Из объяснения технического директора филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6 Васильева Д.А. следует, что на ТЭЦ-6 замеры эффективности золоуловителей проводятся в соответствии с действующей Методикой испытаний золоулавливающих установок тепловых электростанций и котельных СО 34.27.301-2001 (РД 153-34.1-27.301-2001), согласно которой запыленность до золоуловителей определяется расчетным методом (по расходу сжигаемого топлива, его составу и теплотворной способности). Васильев Д.В. пояснил, что Федеральными законами от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении правил эксплуатации установок очистки газов» не установлен порядок испытаний золоулавливающих установок тепловых электростанций.

Данные доводы не основаны на законе, т.к. Правила эксплуатации установок очистки газов, утвержденные приказом Минприроды РФ № 498, не делают различия в отраслях народного хозяйства, не делает каких-либо исключений предприятиям энергетического комплекса при их применении. Пунктом 1 данных правил устанавливаются обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установок очистки газа.

Кроме того, пунктом 5 указанных правил установлена обязанность хозяйствующих субъектов проверять соблюдение требований настоящих Правил, в рамках производственного экологического контроля.

Осуществление филиалом ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6 эксплуатации газоочистных установок без проведения замеров фактической эффективности работы ГОУ инструментальным способом, не позволяет получать достоверную информацию о коэффициенте полезного действия ГОУ, что в свою не позволяет предприятию эффективно планировать их обслуживание и ремонт, а так же препятствует проведению государственного экологического надзора федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Наличие нарушений природоохранного законодательства в деятельности филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6, осуществляющего производство тепловой и электрической энергии в границах Ангаро-Байкальского водного бассейна, нарушает государственные принципы презумпции потенциальной экологической опасности любой намеченной хозяйственной и иной деятельности, учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на Ангаро-Байкальский водный бассейн.

В судебном заседании представитель истца Братского межрайонного природоохранного прокурора Середкин Е.В. поддержал заявленные исковые требования. Кроме того, пояснил что основанием для иска явилось отсутствие технической возможности для инструментального способа определения фактической эффективности работы ГОУ ТЭЦ-6 (<адрес>), что является нарушением требований федерального природоохранного законодательства.

Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Действующим законодательством об охране атмосферного воздуха установлено, что охрана атмосферного воздуха направлена на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух государством установлены обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

Так, эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны в том числе, соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.

Данные правила устанавливают обязательные требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации установок очистки газа всеми хозяйствующими субъектами, не делая исключений на отрасль промышленности, в том числе на объекты теплоэнергетики.

Кроме того, пунктом 5 данных Правил установлено, что проверка соблюдения требований настоящих Правил должна осуществляться хозяйствующими субъектами в рамках производственного экологического контроля, а также федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственный экологический надзор.

Как неоднократно указывалось в рамках судебного процесса представителем природоохранной прокуратуры, в данных Правилах содержится императивная норма (п.13), согласно которой газоочистные установки должны быть оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ.

Эффективность работы ГОУ отражает степень очистки выбросов и рассчитывается по специальной формуле, приведенной в исковом заявлении. Обязательным условием для расчета эффективности ГОУ по указанной формуле является наличие цифровых показателей концентрации загрязняющего вещества и расхода (объёма) газовоздушной смеси за единицу времени, полученных в результате измерений, т.е. с применением специальных приборов.

Применение какого-либо иного метода установления эффективности ГОУ, в том числе расчётного, без проведения инструментальных замеров (измерений), каким-либо федеральным законом, подзаконным нормативным правовым актом, законом субъекта РФ не установлено.

Доводы представителей ответчика о применении ими для установления эффективности ГОУ расчетного метода, предусмотренного Методикой испытаний золоулавливающих установок тепловых электростанций и котельных, (РД 153-34.1-27.301-2001), утвержденных Департаментом научно-технической политики и развития РАО «ЕЭС России» 30.09.2001 г., иных методик, не основано на требованиях действующего природоохранного законодательства.

Именно Методика (РД 153-34.1-27.301-2001) от 30.09.2001 была указана в письме главного инженера Васильева Д.В., приложенном к исковому заявлению. Данная методика не утверждена государственными правоустанавливающими органами, не входит в Перечень методик, используемых для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, рекомендованный АО «НИИ Атмосфера», о чем упоминалось в предыдущем судебном заседании.

В тоже время, в применяемой ответчиком Методике испытаний золоулавливающих установок тепловых электростанций и котельных, (РД 153-34.1-27.301-2001) (далее – Методика), имеются нормы, обязывающие устанавливать эффективность ГОУ инструментальным методом, с производством инструментальных замеров до и после ГОУ.

Так, требования о проведении замеров различных физических параметров отходящих газов перед и после ГОУ установлены п. 1.1.1, 1.1.3 (ч.1.1 Объем испытаний), п. 1.3.1, 1.3.2 (ч. 1.3 Выбор мерных сечений), п. 3.1 (Массовая концентрация золы в дымовых газах).

Доводы ответчика о невозможности отбора проб перед ГОУ, в связи с отсутствием участков газоходов, отвечающим требованиям по прямолинейности, не могут быть приняты. Так, пунктом 4.1.1 (Определение коэффициента неравномерности поля) Методики установлено, что для нахождения коэффициента неравномерности распределения газового потока по сечению газохода выбранное сечение разбивается на ряд равновеликих элементарных площадок, в каждой из которых измеряется динамическое давление газа.

В применяемой ответчиком Методике имеется раздел 5.1 (Отбор проб запыленного газа), в котором указано, что массы золы, поступающей с газом в золоулавливающую установку, а также содержащейся в газе, выбрасываемом в атмосферу после очистки, могут быть определены путем отбора проб запыленного газа пылеотборными зондами различных типов соответственно до и после золоулавливающей установки.

Тем самым применяемая ТЭЦ-6 Методика предусматривает различные способы размещения мест отбора проб в дымоходах перед ГОУ.

Учитывая сложившуюся ситуацию с состоянием атмосферного воздуха в г. Братске, его загрязненность, большое количество крупных предприятий-загрязнителей на относительно небольшой территории, прилегающей к Центральному округу г. Братска, многолетний отказ в проведении объективных инструментальных исследований эффективности ГОУ руководством ТЭЦ-6, отсутствием технической возможности государственным контролирующим органам исполнения возложенных обязанностей по охране атмосферного и надзору за эксплуатацией ГОУ ТЭЦ-6, прокуратура поддерживает свои исковые требования и просит удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика ПАО «Иркутскэнерго» Коноплев С.И. по доверенности в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований Братского межрайонного природоохранного прокурора отказать.

Представителя ответчика ПАО «Иркутскэнерго» по доверенности Рыбакова Е.Е. в судебном заседании пояснила, что предметом рассмотрения данного дела является наличие или отсутствие обязанности владельца газоочистных установок (далее ГОУ), в т.ч. предприятия теплоэнергетики, оборудовать места отбора проб до входа в ГОУ и после выхода из него, для реализации положений п. 13 Правил эксплуатации установок очистки газов, утвержденных приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498 (далее - Правила).

Полагала, что требования Братского межрайонного природоохранного прокурора: Обязать ПАО «Иркутскэнерго» оборудовать газоходы, идущие от 10 котельных агрегатов филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6 (<адрес>) к газоочистным установкам специальными трубками (штуцерами) для ввода в газоходы приборов, в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 33007-2014 «Оборудование газоочистное и пылеулавливающее. Методы определения запыленности газовых потоков. Общие технические требования и методы контроля», в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать ПАО «Иркутскэнерго» оборудовать газоходы, идущие от 10 котельных агрегатов филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6 (<адрес>) к газоочистным установкам рабочими площадками, с заградительными устройствами (для работы на высоте), освещением, местом для хранения и размещения измерительной аппаратуры, розетками для подачи напряжения 13В или 36В, необходимого для обогрева пылезаборных трубок и питания осветительной лампы, розетки для подключения электроприборов, в соответствие с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ. основаны на неверном толковании норм права, противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Не отрицается Братским межрайонным природоохранным прокурором, что на ТЭЦ-6 в соответствии с ГОСТ 33007-2014 «Межгосударственный стандарт. Оборудование газоочистное и пылеулавливающее. Методы определения запыленности газовых потоков. Общие технические требования и методы контроля» (далее по тексту - ГОСТ) газоходы после золоуловителей оборудованы в измерительном сечении патрубками для ввода напорных и пылезаборных трубок с целью определения массового расхода золы, содержащейся в дымовых газах, после золоулавливающей установки. Конкретных требований о необходимости оборудования ГОУ местами отбора проб до входа в ГОУ и после выхода из ГОУ Правилами эксплуатации установок очистки газа (утв. Приказом от 15.09.2017 г. № 498) не установлено. Определение массового расхода золы, содержащейся дымовых газах до золоулавливающей установки на ТЭЦ-6 осуществляется косвенными измерениями, что не противоречит п. 13 Правил. Данной позиции придерживается и Министерство природных ресурсов и экологии РФ (письмо в деле за № 21-35/21871 от 12.09.2019 «О предоставлении пояснений по вопросам, поставленным в определении суда), и специалист, заведующая отделением защиты атмосферы ОАО «Всероссийский дважды ордена трудового красного знамени теплотехнический научно-исследовательский институт» К.О.А. (письмо в деле ОАО «ВТИ» за № 1906/02-БО от 05.08.2019 о предоставлении письменной консультации), и начальник Братского территориального отдела технологического и энергетического надзора К.В.А. (письмо б/н от 18.06.2019 в деле «Об оценке эффективности работы ГОУ филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6»).

Довод Братского межрайонного природоохранного прокурора, о том что применяемые на ТЭЦ-6 Методика испытаний золоулавливающих установок тепловых электростанций и котельных СО 34.27.301-2001 (РД 153-34.1-27.301-2001) и РД 153-34.0-02.308-98 «Методика контрольных испытаний золоулавливающих установок тепловых электростанций и котельных» (далее по тексту - Методики) не входят в Перечень методик, используемых для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, рекомендованный АО "НИИ Атмосфера" согласно Письму Минприроды России от 13.02.2019 N 12-50/01239-ОГ "О перечне методик выбросов" (далее - Письмо) и не могут быть использованы владельцами ГОУ считаем не состоятельным, поскольку данное письмо касается методик расчета выбросов загрязняющих веществ, а не методик проведения испытаний золоулавливающих установок всех типов с целью оценки технических характеристик работы этих установок и степени очистки дымовых газов от золы. Письмо не устанавливает применимость методик, указанных в приказе ОАО РАО «ЕЭС России» от 14.08.2003 № 422. Кроме того, данное письмо не носит нормативный характер, не является обязательным к исполнению.

Включение в "ИТС 38-2017. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии" (утв. Приказом Росстандарта от 22.12.2017 N 2929) указанных выше Методик подтверждает их действие. Справочник НДТ введен в действие с 1 июля 2018 г., официально опубликован в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Данный документ является документом по стандартизации. Цель разработки справочника - обеспечение реализации перехода предприятий электроэнергетики на принципы наилучших доступных технологий.

В разделе 9 информационно-технического справочника приведены сведения об организации производственного экологического контроля (далее - ПЭК) на КТЭУ, в том числе НДТ.

В подразделе 9.2 перечислены стандарты организации РАО ЕЭС России, определяющие методы контроля ГОУ в электроэнергетике, в том числе и указанные выше Методики.

Полагает, что доводы Управления Росприроднадзора по Иркутской области в отзыве по делу о том, что на ТЭЦ-6 не осуществляется инструментальный контроль эффективности ГОУ не могут быть приняты во внимание судом, так как Правила не содержат положений об обязательности применения инструментального метода измерений показателей отходящий газов при определении эффективности работы ГОУ. В Правилах приводится формула расчета эффективности работы ГОУ с примечанием, что концентрации загрязняющего вещества в данной формуле указываются по результатам измерений.

Доводы специалиста ЦЛАТИ по г. Братску в судебном заседании 30.09.2019 г., о том что при осуществлении государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха у уполномоченных специалистов отсутствует возможность произвести инструментальные замеры до входа в ГОУ на ТЭЦ-6 также не могут быть восприняты судом, в связи с тем, что нормативными правовыми актами в части осуществления государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха не предусмотрена обязанность осуществления данного надзора с применением исключительно инструментальных методов.

На замечание Братского межрайонного природоохранного прокурора о необходимости инструментального контроля других (кроме золы) загрязняющих веществ сообщаем, что необходимость в этом отсутствует, т.к. золоулавливающие установки ТЭЦ-6 не предназначены для улавливания других составляющих выбросов (оксидов серы, азота и др.) и их концентрации как до, так и после золоуловителей будут одинаковы. При этом, в процессе эксплуатации, подавление образования оксидов азота происходит в результате организации режима горения в топках котлов ТЭЦ-6 с подачей эжектирующего пара из системы ПВКр, а снижение образования бенз(а)пирена обеспечивается конструкцией топки с более высокой температурой факела для обеспечения жидкого шлакоудаления.

Таким образом, требования Братского межрайонного природоохранного прокурора являются необоснованными, поскольку эксплуатация ТЭЦ-6 газоочистных установок осуществляется без нарушений п. 13 Правил. А именно: места отбора проб для измерения параметров отходящих газов оборудованы, измерения, необходимые для определения фактической эффективности работы ГОУ, проводятся. Определение эффективности ГОУ проводится не реже двух раз в год. Фактический КПД соответствует проектному КПД. Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленные проектом ПДВ для ТЭЦ-6, обеспечиваются. В связи с вышесказанным просит суд отказать полностью в удовлетворении заявленных требований Братского межрайонного природоохранного прокурора.

В судебное заседание третье лицо Управление Росприроднадзора по Иркутской области не явилось, будучи извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствии представителя. Представила отзыв на исковое заявление, согласно которого исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора к ПАО «Иркутскэнерго об обязании устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, просило удовлетворить.

Выслушав доводы представителя истца, представителей ответчика, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичная норма содержится в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Статья 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 февраля 2002 года N 7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с п. 1. ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст. 22 названного Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему. Общество, передавшее полномочия единоличного исполнительного органа управляющему, осуществляет гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющего, действующего в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом общества.

В силу ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В силу требований ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Статьей 16.1 Федерального закона N 96-ФЗ, установлено, что эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 15.09.2017 N 498 "Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа" правилами эксплуатации установок очистки газа (далее - Правила) устанавливаются обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты) установок очистки газа (далее - газоочистная установка, ГОУ).

В соответствии с п. 13 Правил ГОУ должны быть оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ.

Анализируя и оценивая представленные доказательства в их совокупности, которые суд принимает, так как находит их относимыми и допустимыми, и содержащими обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, судом установлено, что уставной деятельностью ПАО «Иркутскэнерго», в том числе его филиалов является производство и продажа тепловой и электрической энергии (л.д. 21-30 т. 1).

Согласно п. 1.1 Положения о филиале ОАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6 утвержденному 11.02.2011 г., ТЭЦ-6 - филиал Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (далее Филиал) является обособленным подразделением Иркутскэнерго открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОАО «Иркутскэнерго» (далее – Общество), которое расположено вне места нахождения Общества.

Согласно п. 2.1 Положения филиал Общества, являясь его структурным подразделением, не является юридическим лицом по законодательству РФ.

В соответствии с п. 2.2. Положения филиал действует от имени Общества на основании положения, Директор филиала действует по доверенности, выданной ему обществом в соответствии с законодательством РФ.

Филиал вправе от имени общества на основании доверенности и совершать сделки и иные юридические акты, выступать в интересах и от имени Общества в качестве истца и ответчика в суде (п. 2.3).

Согласно приказу от 24.09.1998 №321-К, директором ТЭЦ-6 назначен Коноплев С.И. На основании доверенности от 25.09.2017 №493, Коноплев С.И. от имени ПАО «Иркутскэнерго» осуществляет руководство текущей деятельностью ТЭЦ-6 и представлять интересы ПАО «Иркутскэнерго» в государственных органах.

Филиал ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6 в рамках уставной деятельности эксплуатирует 10 котельных агрегатов с установленными газоочистными установками следующих типов: на котлоагрегатах ст. № 1, 2, 3 установлено по два электрофильтра типа ДГПН-55-3 (дымовой, горизонтальный, пластинчатый, наружной установки), 2-х секционный, 3-х польный; на котлоагрегате ст. № 4 установлено два электрофильтра типа ПГДС-3-50 (пластинчатый, горизонтальный, дымовой с «S»-образными осадительными электродами; на котлоагрегате ст. № 5 установлены БЦУ-М-4х14х11, 4 батареи по 154 циклонных элемента в каждой батарее; на котлоагрегате ст. № 6 установлены золоуловители типа СЭЦ24; на котлоагрегате ст. № 7 установлены

котлоагрегатах ст. № 8, 9, 10 установлены инерционные золоуловители типа БЦУМ-4х14х14, 4 батареи по 196 циклонных элемента в каждой батарее (л.д. 42, т. 1).

Согласно п.1.1 Методики контрольных испытаний золоулавливающих установок тепловых электростанций и котельных РД 153-34.0-20.308-98 настоящая методика применяется для испытаний золоулавливающих установок (ЗУУ), проводимых с целью эксплуатационного контроля эффективности их работы и инструментального определения максимальных и годовых выбросов в соответствии с «Правилами организации контроля выбросов в атмосферу на тепловых электростанциях и в котельных. РД 34.02.306-97».

Согласно сведений об оценке эффективности работы ГОУ филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6 начальника Братского территориального отдела технологического и энергетического надзора от 18.06.2019 считает возможным определение массового расхода золы, содержащейся в дымовых газах, до золоулавливающей установки косвенными измерениями и расчета с применением формулы (85 СО 34.27.301-2001 (РД 153-34.1-27.301-2001) «Методики испытаний золоулавливающих установок тепловых электростанции и котельных», утвержденной Департаментом научно-технической политики и развития РАО «ЕЭС России» 30.09.2011 г.).

где Bp - расчетный массовый расход сжигаемого во время опыта твердого топлива, кг/ч;

Ad - рабочая зольность топлива, определяемая в результате анализа пробы топлива, отбираемой в течение опыта, %;

аун - доля золы топлива в уносе;

Гун - содержание горючих в уносе, определяемое в результате анализа пробы золы, отобранной в течение измерений (опыта) из газохода перед золоулавливающей установкой, %. (л.д. 169-170 т.1).

Определением Братского городского суда Иркутской области от 19.06.2019 привлечен в качестве специалиста для дачи письменной консультации к участию в деле К.О.А. заведующая отделением защиты атмосферы воздуха ОАО «Всероссийский дважды ордена трудового красного знамени теплотехнический научно-исследовательский институт» (ОАО «ВТИ) (л.д.207-209 т. 1).

В соответствии с письменной консультацией от 05.08.2019 по вопросу 1: является ли безусловной обязанность владельца газоочистных установок (далее ГОУ), в т.ч. предприятия теплоэнергетики, оборудовать места отбора проб до входа в ГОУ и после выхода из него, для реализации приложений п.13 Правил эксплуатации установок очистки газов, утвержденных приказом Минприроды России от 15.09.2017 г. № 498?

Согласно п. 13 Правил эксплуатации установок очистки газа утв. Приказом от 15.09.2017 г. № 498 (далее по тексту - Приказ) газоочистные установки (ГОУ) должны быть оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ, но в данном пункте отсутствует требование о безусловной обязанности владельца ГОУ оборудовать места отбора проб до входа в ГОУ и после.

Места отбора проб определяются в соответствии с разделом 4 «Выбор мест и средств измерений» РД 153-34.0-02.308-98 «Методика контрольных испытаний золоулавливающих установок тепловых электростанций и котельных», пунктом 4.1 которого точки для измерения массового расхода золы, содержащейся в дымовых газах, и динамического давления дымовых газов должны располагаться на прямых вертикальных или наклонных участках газоходов постоянного сечения длиной не менее 3-х эквивалентных диаметров по ходу газов до сечения, в котором производятся измерения, и не менее одного эквивалентного диаметра после этого сечения (ГОСТ 17.2.4.06-90. Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения). Вместе с тем, в соответствии с “Методикой испытаний золоулавливающих установок тепловых электростанций и котельных” СО 34.27.301-2001 (РД 153-34.1-27.301-2001) согласно п.1.3.2 мерные сечения должны располагаться на прямолинейных, желательно вертикальных, участках газоходов постоянной конфигурации перед ГОУ и после них. На этих участках не должно быть отложений золы. При использовании для измерений пневмометрических трубок и пылеотборных зондов нулевого типа длина прямолинейного участка постоянного сечения должна быть не менее четырёх гидравлических диаметров газохода.

По представленным от станции чертежам по конфигурации газоходов филиала ТЭЦ-6 ПАО «Иркутскэнерго» до ГОУ видно, что подводящие газоходы на котлах, имеют сложную непрямолинейную конфигурацию. Выполнить требование о длине прямолинейного участка перед местом замеров, невозможно, длина прямых участков газоходов до ГОУ менее четырех эквивалентных диаметров. Кроме того, при таких конфигурациях в газоходах обычно имеются золовые отложения. Все это приводит к тому, что поле скоростей газового потока и концентраций твердых частиц будет сильно неравномерными, что приводит к большим погрешностям при выполнении измерений концентрации и массового расхода золовых частиц. При высокой зольности сжигаемого в котельном агрегате угля, корректные измерения концентрации золы на входе в ГОУ выполнить невозможно, поскольку пробоотборное устройство практически мгновенно забивается золой и проведение полноценных измерений становится невозможным.

В связи с этим в методике СО 34.27.301—2001 (РД 153-34.1-27.301—2001) в п.1.3.2 учтено, при отсутствии перед золоулавливающей установкой участка, отвечающего указанным требованиям, предусмотрена возможность, определения массового расхода золы и объема дымовых газов по расходу сжигаемого топлива, его составу и теплотворной способности согласно п. 4.2. вышеуказанной методики. В этом случае, оборудовать места отбора проб до входа ГОУ нет необходимости.

По вопросу 2: Является ли расчетный способ измерения массового расхода золы, содержащийся в дымовых газах, до золоулавливающей установки при определении фактической эффективности ГОУ альтернативным допустимым способом измерения?

Согласно Приказу Минприроды России от 15.09.2017 № 498 эффективность работы ГОУ отражает степень очистки выбросов и рассчитывается по формуле:

где Свх и Свых - концентрации загрязняющего вещества в г/м3 соответственно до и после очистки по результатам измерений;

Vвх и Vвых - расходы газовоздушной смеси в расчете на единицу времени в м3/с на входе и выходе ГОУ соответственно.

Единственным способом определения концентрации золы на выходе из ГОУ является прямое измерение соответствующими приборами.

Предпочтительным участком для проведения замеров концентрации и расхода газов на выходе из золоуловителя является участок газохода после дымососа, поскольку в этом случае, как правило поля скоростей газов и концентраций золы являются достаточно равномерными.

Прямое измерение массового расхода золы, содержащейся в дымовых газах, до золоулавливающей установки, как сказано выше, во многих случаях бывает осложнено или невозможно из-за недостаточной длины прямых участков газоходов постоянного сечения, поворотов, слияния или разделения потоков, а в случае сжигания в котлах высокозольных углей, и из-за высокой концентрации золы (до 5О-1ООг/нм3).

Кроме того, в газоходах на входе в золоуловители, как правило, имеются отложения золы, величина которых меняется во времени в зависимости от нагрузки оборудования, наличия присосов и параметров дымового газа.

В связи с этим, массовый расход золы на входе в ГОУ определяется в соответствии с РД 153-34.0-02.308-98 «Методика контрольных испытаний золоулавливающих установок тепловых электростанций и котельных». Документ включен в Реестр действующих электроэнергетике НТД, утвержденный приказом ОАО РАО «ЕЭС России» от 14.08.2003 № 422, с обозначением СО 34.02.308-98 (РД 153-34.0-02.308-98). Пунктом 7.7 Методики СО 34.02.308-98 (РД 153-34.0-02.308-98) определение массового расхода золы, содержащейся в дымовых газах, до золоулавливающей установки, определяют косвенными измерениями и рассчитывают по формуле:

М = В * Ар * аун/ (100-Сун), (2)

где: М - Массовый расход золы, содержащейся в дымовых газах, до золоулавливающей установки (кг/ч);

В - массовый расход сжигаемого во время опыта твердого топлива (кг/ч), определяемый по обратному балансу котла (ОСТ 108.050.132-80). КПД котла может приниматься по данным ранее проведенных его испытаний;

Ар - рабочая зольность топлива, определяемая по результатам его лабораторного анализа, %;

аун - доля золы топлива в уносе, принимаемая по данным испытаний котла, а при их отсутствии:

для котлов с твердым шлакоудалением - 0,9±0,05;

для котлов с жидким шлакоудалением - 0,75±0,05;

Сун - содержание горючих в уносе золы перед золоулавливающей установкой, определяемое анализом отобранных проб во время испытания, %.

Запыленность (концентрации пыли г/нм3) на входе в ГОУ рассчитывается: массовый расход золы М делится на объемный расход газа V (м3/час): СпЫли= М / V.

При этом проводятся измерения следующих показателей котельного агрегата:

полезно использованное количеств тепла в котельном агрегате путем измерения температур, расходов, давлений пара и воды,

химический состав топлива (угля), %

низшая теплотворная способность топлива QPH, ккал/кг

содержание горючих в уносе Сун, %, определяемое в результате анализа проб уловленной золы.

Таким образом, определение фактической эффективности ГОУ основывается на прямых измерениях, обработка которых расчетным способом позволяет определить массовый расход золы на входе в золоуловитель (2) и по формуле (1) определить эффективность ГОУ.

Пункт 13 Правил эксплуатации установок очистки газов, утвержденных приказом Минприроды России от 15.09.2017 г. № 498 не устанавливает обязательности применения исключительно инструментальных методов контроля, так как не содержит требования применения конкретно инструментальных методов.

Согласно РМГ 29-2013 «Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология» различают 6 видов измерений: прямое измерение (при котором искомое значение величины получают непосредственно от средства измерений), косвенное измерение (при котором искомое значение величины определяют на основании результатов прямых измерений других величин, функционально связанных с искомой величиной), абсолютное измерение, относительное измерение, совокупные измерения, совместные измерения.

По вопросу 3: Является ли обязательным оборудование ГОУ специальными местами отбора проб, в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 33007-2014, необходимых для определения фактической эффективности ГОУ?

ГОСТ 33007-2014 «Оборудование газоочистное и пылеулавливающее. Методы запыленности газовых потоков. Общие технические требования и методы контроля» (далее ГОСТ) устанавливает методы определения запыленности (массового содержания взвешенных частиц) газопылевых потоков (газов), отходящих от стационарных источников загрязнения при скорости газов не меньше диапазона от 4 м/с, давлении до 0,2 МПа и температуре не более 400 °C. Методы определения запыленности, изложенные в настоящем стандарте, позволяют определить влияние газопылевых потоков (газов) на безопасность окружающей среды для жизни, здоровья и имущества населения, но не устанавливает требования к обязательному оборудованию ГОУ специальными местами отбора проб, необходимыми для определения фактической эффективности ГОУ.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 33007-2014 п.5.1 при выборе места необходимо руководствоваться п.2. ГОСТ 17.2.4.06-90, где говорится, что места проб отбора следует выбирать на прямом участке газохода на достаточном расстоянии от мест, где изменяется направление потока газа (колена, отводы и т.д.) или площади поперечного сечения газохода (задвижки, дросселирующие устройства и т.д.). Отрезок прямого участка газохода до измерительного сечения должен быть длиннее отрезка за измерительным сечением, минимальная длина прямого участка газохода до измерительного сечения должна составлять не менее 4-5 эквивалентных диаметров.

Конфигурация газоходов филиала ТЭЦ-6 ПАО «Иркутскэнерго» после котлоагрегатов имеют сложную непрямолинейную конфигурацию. Выполнить требование о длине прямолинейного участка перед местом замеров до ГОУ невозможно, длина прямых участков газоходов до ГОУ менее четырех эквивалентных диаметров, не соответствуют требованиям о длине прямого участка перед и после места замеров.

Оборудование ГОУ специальными местами отбора проб на входе в золоуловитель с обеспечением конфигурации газоходов (при реконструкции) может привести к увеличению аэродинамического сопротивления газового тракта, к снижению паропроизводительности котла или к необходимости замены дымососов. Такая реконструкция потребует значительных капитальных вложений и может быть выполнена только с остановом котлов на длительный период.

Учитывая, что уровень загрязнения (ущерба) атмосферы выбросами золы и другими загрязняющими веществами котлами ТЭС определяется не эффективностью работы ГОУ, а непосредственно массовыми выбросами этих веществ, дорогостоящая реконструкция газоходов и их оснащение приборами и специальными местами отбора проб на входе в золоуловитель нецелесообразна (л.д. 216-221 т.1).

Оценивая письменные пояснения специалиста, суд признает их относимыми и допустимыми доказательствами, поскольку они согласуются с материалами дела, соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам.

В соответствии с ответом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в силу п. 13 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от 15.09.2017 №498 (далее – Правила), ГОУ должны быть оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ.

Конкретных требований о необходимости оборудования ГОУ местами отбора проб для входа в ГОУ и после выхода из ГОУ Правилами не установлено. По мнению Минприроды России, необходимость оснащения конкретных ГОУ, в частности, на предприятиях теплоэнергии, местами отбора проб до входа в ГОУ, следует определять с учетом особенностей конструкции оборудования и специфики технологического процесса, технической возможности и экономической эффективности.

Правила не содержат положений об обязательности применения инструментального метода измерения показателей отходящих газов при определении эффективности работы ГОУ. В правилах приводится формула расчета эффективности работы ГОУ с примечанием, что концентрации загрязняющего вещества в данной формуле указывается по результатам измерений (л.д. 226-227 т. 1).

Ранее в судебном заседании свидетель О.Т.В. суду показала, что она работает начальником Братского отделения ЦИА и технического измерения, стаж с 1985 г. ЦИА занимается лабораторными измерениями атмосферного воздуха по заявкам предприятий. Делает замеры по аккредитованным методикам. Если есть оборудованные места, то делаются замеры на входе и на выходе, если этого нет, то только на выходе. При произведении замеров используется инструментальный метод.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.ст. 59, 60 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Так, истец основывает свои требования на том, что в ходе проводимой проверки выявлены нарушения правил эксплуатации газоочистных установок в деятельности филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6, а именно не проведение определения фактический эффективности работы ГОУ, в связи с отсутствием на газоходах перед газоочистными установками всех 10 котельных агрегатов мест отбора проб, оборудованных специальными трубками (штуцерами) для ввода напорных и пылезаборных трубок, термометров (или термопар) для измерения статического давления (разрежения). Данные участки не оборудованы рабочей площадкой и (в случае необходимости) лестницей к ней.

Осуществление филиалом ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6 эксплуатации газоочистных установок без проведения замеров фактической эффективности работы ГОУ инструментальным способом, не позволяет получать достоверную информацию о коэффициенте полезного действия ГОУ, что в свою очередь не позволяет эффективно планировать их обслуживание и ремонт, а также препятствует проведению государственного экологического надзора федеральным органом исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ.

Как видно из пояснений представителя ответчика ПАО «Иркутскэнерго» в своей деятельности для определения степени очистки золоулавливающих установок руководствуется РД 153-34.0-02.208-98 «Методика контрольных испытаний золоулавливающих установок тепловых электростанций и котельных». Документ включен в реестр действующих электроэнергетики НТД, утвержденный приказом ОАО РАО «ЕЭС России» от ДД.ММ.ГГГГ №422, с обозначением СО 34.02.308-98 (РД 153-34.0-02.308-98). Определение массового расхода золы, содержащийся дымовых газах до золоулавливающей установки на ТЭЦ-6 осуществляется косвенными измерения, что не противоречит пункту 13 Правил.

Кроме того, как видно из пояснений специалиста исследованных в судебном заседании согласно Приказу Минприроды России от 15.09.2017 № 498 эффективность работы ГОУ отражает степень очистки выбросов и рассчитывается по формуле.

Единственным способом определения концентрации золы на выходе из ГОУ является прямое измерение соответствующими приборами.

Предпочтительным участком для проведения замеров концентрации и расхода газов на выходе из золоуловителя является участок газохода после дымососа, поскольку в этом случае, как правило поля скоростей газов и концентраций золы являются достаточно равномерными.

Прямое измерение массового расхода золы, содержащейся в дымовых газах, до золоулавливающей установки, как сказано выше, во многих случаях бывает осложнено или невозможно из-за недостаточной длины прямых участков газоходов постоянного сечения, поворотов, слияния или разделения потоков, а в случае сжигания в котлах высокозольных углей, и из-за высокой концентрации золы (до 5О-1ООг/нм3).

Кроме того, в газоходах на входе в золоуловители, как правило, имеются отложения золы, величина которых меняется во времени в зависимости от нагрузки оборудования, наличия присосов и параметров дымового газа.

В связи с этим, массовый расход золы на входе в ГОУ определяется в соответствии с РД 153-34.0-02.308-98 «Методика контрольных испытаний золоулавливающих установок тепловых электростанций и котельных». Документ включен в Реестр действующих электроэнергетике НТД, утвержденный приказом ОАО РАО «ЕЭС России» от 14.08.2003 № 422, с обозначением СО 34.02.308-98 (РД 153-34.0-02.308-98). Пунктом 7.7 Методики СО 34.02.308-98 (РД 153-34.0-02.308-98) определение массового расхода золы, содержащейся в дымовых газах, до золоулавливающей установки, определяют косвенными измерениями и рассчитывают по формуле:

М = В * Ар * аун/ (100-Сун), (2)

где: М - Массовый расход золы, содержащейся в дымовых газах, до золоулавливающей установки (кг/ч);

В - массовый расход сжигаемого во время опыта твердого топлива (кг/ч), определяемый по обратному балансу котла (ОСТ 108.050.132-80). КПД котла может приниматься по данным ранее проведенных его испытаний;

Ар - рабочая зольность топлива, определяемая по результатам его лабораторного анализа, %;

аун - доля золы топлива в уносе, принимаемая по данным испытаний котла, а при их отсутствии:

для котлов с твердым шлакоудалением - 0,9±0,05;

для котлов с жидким шлакоудалением - 0,75±0,05;

Сун - содержание горючих в уносе золы перед золоулавливающей установкой, определяемое анализом отобранных проб во время испытания, %.

Запыленность (концентрации пыли г/нм3) на входе в ГОУ рассчитывается: массовый расход золы М делится на объемный расход газа V (м3/час): СпЫли= М / V.

При этом проводятся измерения следующих показателей котельного агрегата:

полезно использованное количеств тепла в котельном агрегате путем измерения температур, расходов, давлений пара и воды,

химический состав топлива (угля), %

низшая теплотворная способность топлива QPH, ккал/кг

содержание горючих в уносе Сун, %, определяемое в результате анализа проб уловленной золы.

Таким образом, определение фактической эффективности ГОУ основывается на прямых измерениях, обработка которых расчетным способом позволяет определить массовый расход золы на входе в золоуловитель (2) и по формуле (1) определить эффективность ГОУ.

Пункт 13 Правил эксплуатации установок очистки газов, утвержденных приказом Минприроды России от 15.09.2017 г. *** не устанавливает обязательности применения исключительно инструментальных методов контроля, так как не содержит требования применения конкретно инструментальных методов.

Данные обстоятельства подтверждаются также сведениями об оценки эффективности работы ГОУ филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6 начальника Братского территориального отдела технологического и энергетического надзора, из которых следует, что возможно определение массового расхода золы, содержащейся в дымовых газах, до золоулавливающей установки косвенными измерениями и расчета с применением формулы 85 СО 34.27.301-2001 (РД 153-34.1-27.301-2001) «Методики испытаний золоулавливающих установок тепловых электростанции и котельных», утвержденной Департаментом научно-технической политики и развития РАО «ЕЭС России» 30.09.2011 г.

Кроме того, указанные обстоятельства подтверждаются сведениями Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12.09.2019 г. из которых следует, что конкретных требований о необходимости оборудования ГОУ местами отбора проб до входа в ГОУ и после выхода из ГОУ Правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от 15.09.2017 №498 не установлено. Правила не содержат положений об обязательности применения инструментального измерения показателей отходящих газов при определении эффективности работы ГОУ. В Правилах приводится формула расчета эффективности работы ГОУ с примечанием, что концентрация загрязняющего вещества в данной формуле указывается по результатам измерений.

На основании вышеизложенного, суд считает доводы истца в данной части необоснованными, так как они основаны на неверном толковании норм права.

Что касается доводов истца о том, что эксплуатация газоочистных установок без проведения замеров фактической эффективности работы ГОУ инструментальным способом, препятствует проведению государственного экологического надзора федеральным органом исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ, то суд считает его необоснованным по следующим обстоятельствам.

Так, государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха осуществляется в рамках государственного экологического надзора в соответствии Положением о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 №476 (далее – Положение).

При осуществлении государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с п. 9 Положения уполномоченным органом осуществляется проверка соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении ими своей деятельности обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха.

Положением и иными нормативными правовыми актами в части осуществления государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха не предусмотрена обязанность осуществления данного надзора с применением исключительно инструментальных методов.

Ссылка истца на обязательное оборудование ГОУ специальными местами отбора проб, в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 33007-2014, необходимых для определения фактической эффективности ГОУ является не обоснованной, поскольку опровергается представленными доказательствами, так ГОСТ 33007-2014 «Оборудование газоочистное и пылеулавливающее. Методы запыленности газовых потоков. Общие технические требования и методы контроля» (далее ГОСТ) устанавливает методы определения запыленности (массового содержания взвешенных частиц) газопылевых потоков (газов), отходящих от стационарных источников загрязнения при скорости газов не меньше диапазона от 4 м/с, давлении до 0,2 МПа и температуре не более 400 °C. Методы определения запыленности, изложенные в настоящем стандарте, позволяют определить влияние газопылевых потоков (газов) на безопасность окружающей среды для жизни, здоровья и имущества населения, но не устанавливает требования к обязательному оборудованию ГОУ специальными местами отбора проб, необходимыми для определения фактической эффективности ГОУ.

Доводы истца о том, что применяемые на ТЭЦ-6 Методика испытаний золоулавливающих установок тепловых электростанций и котельных СО 34.27.301-2001 (РД 153-34.1-27.301-2001) и РД 153-34.0-02.308-98 «Методика контрольных испытаний золоулавливающих установок тепловых электростанций и котельных» (далее по тексту - Методики) не входят в Перечень методик, используемых для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, рекомендованный АО "НИИ Атмосфера" согласно Письму Минприроды России от 13.02.2019 N 12-50/01239-ОГ "О перечне методик выбросов" (далее - Письмо) и не могут быть использованы владельцами ГОУ суд считает не состоятельным, поскольку данное письмо касается методик расчета выбросов загрязняющих веществ, а не методик проведения испытаний золоулавливающих установок всех типов с целью оценки технических характеристик работы этих установок и степени очистки дымовых газов от золы.

Доводы Братского межрайонного природоохранного прокурора о том, что в применяемой ответчиком Методике испытаний золоулавливающих установок тепловых электростанций и котельных, (РД 153-34.1-27.301-2001) имеются нормы, обязывающие устанавливать эффективность ГОУ инструментальным методом, с производством инструментальных замеров состава дымовых газов до и после ГОУ суд находит не состоятельным, поскольку указанная методика устанавливает и регламентирует проведение испытаний золоулавливающих установок всех типов с целью оценки технических характеристик работы этих установок и степени очистки дымовых газов от золы, однако не содержит требований о необходимости проведения инструментальных замеров состава дымовых газов до и после ГОУ инструментальным методом.

Доводы истца о том, что в применяемая ответчиком Методика предусматривает различные способы размещения мест отбора проб в дымоходах перед ГОУ (раздел 5.1 (Отбор проб запыленного газа), суд находит не состоятельными, поскольку в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 33007-2014 п. 5.1 при выборе места необходимо руководствоваться п. 2 ГОСТ 17.2.4.06-90, где говорится, что места проб отбора следует выбирать на прямом участке газохода на достаточном расстоянии от мест, где изменяется направление потока газа (колена, отводы и т.д.). Отрезок прямого участка газохода до измерительного сечения должен быть длиннее отрезка за измерительным сечением, минимальная длина прямого участка газохода до измерительного сечения должна составлять не менее 4-5 эквивалентных диаметров. При этом конфигурация газоходов филиала ТЭЦ-6 ПАО «Иркутскэнерго» после котлоагрегатов имеют сложную непрямолинейную конфигурацию. Таким образом, выполнить требования о длине прямолинейного участка перед местом замеров до ГОУ невозможно, длина прямых участков газоходов до ГОУ менее четырех эквивалентных диаметров, не соответствуют требованиям о длине прямого участка перед и после места замеров.

Ссылки истца на государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды за 2018 г., опубликованный Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области, а также на отчет о научно-исследовательской работе «Оценка влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения г. Братска», проведенной ФГБУ «Восточно-Сибирский научный центр экологии человека» Сибирского отделения Российской академии медицинских наук от 01.12.2013 г. не могут служить основанием для удовлетворения искового заявления, поскольку не относятся к предмету рассмотрения данного гражданского дела.

На основании изложенного выше, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц об обязании ПАО «Иркутскэнерго» оборудовать газоходы, идущие от 10 котельных агрегатов филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6 (Центральный округ г. Братска) к газоочистным установкам специальными трубками (штуцерами) для ввода в газоходы приборов, в соответствие с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 33007-2014 «Оборудование газоочистное и пылеулавливающее. Методы определения запыленности газовых потоков. Общие технические требования и методы контроля», в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Об обязании ПАО «Иркутскэнерго» оборудовать газоходы, идущие от 10 котельных агрегатов филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6 (Центральный округ г. Братска) к газоочистным установкам рабочими площадками, с заградительными устройствами (для работы на высоте), освещением, местом для хранения и размещения измерительной аппаратуры, розетками для подачи напряжения 12 В или 36 В, необходимого для обогрева пылезаборных трубок и питания осветительной лампы, розетки для подключения электроприборов, в соответствие с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 33007-2014 «Оборудование газоочистное и пылеулавливающее. Методы определения запыленности газовых потоков. Общие технические требования и методы контроля», в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц публичному акционерному обществу «Иркутскэнерго» об обязании устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха путем оборудования газоходов, идущих от 10 котельных агрегатов филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6 (Центральный округ г. Братска) к газоочистным установкам специальными трубками (штуцерами) для ввода в газоходы приборов и рабочими площадками с заградительными устройствами, освещением, местом для хранения и размещения измерительной аппаратуры, розетками для подачи напряжения и подключения электроприборов – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение 1 месяца.

Судья Л.М. Шаламова