Дело № 2-1737/2013г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 22 августа 2013г.
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Назаренко С.А.,
при секретаре Гуржий В.А.,
с участием заявителя ФИО1, представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования Темрюкский район – ФИО2 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными действий администрации муниципального образования Темрюкский район и понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование которого, указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и администрацией муниципального образования <адрес> заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения №, который зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (номер регистрации: №).
Согласно условиям договора аренды, администрация предоставила, а ФИО1 принял в аренду за плату земельный участок площадью 867 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, СНТ «Тамань», <адрес>, для садоводства, кадастровый номер №. Срок договора аренды - 5 лет - до ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем в установленном законом порядке на принадлежащем ему на праве аренды земельном участке он построил жилое здание, право собственности на которое за ним зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. 36 Земельного кодекса РФ, ФИО1 обратился в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением о выкупе арендуемого им земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ начальником управления имущественных и земельных отношений администрации МО Темрюкский район ФИО3 заявителю направлен письменный ответ, согласно которому земельный участок не может быть предоставлен ему в собственность в силу того, что он ограничен в обороте.
В своем ответе администрация МО <адрес> указала, что главой администрации (губернатором) <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № «Об утверждении границ и режима округа горно-санитарной охраны курортов местного значения <адрес> в <адрес>», на основании которого арендуемый заявителем участок приобрел статус курорта местного значения, в связи с чем, он не может быть приватизирован.
Действиями администрации муниципального образования <адрес> существенно нарушаются права заявителя на выкуп земельного участка, данные действия незаконны по тем основаниям, что ни администрация МО <адрес>, ни орган государственного кадастрового учета недвижимости не владеют документальной информацией о том, какие именно участки на местности попали под юрисдикцию постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, а какие остались за рамками данного постановления.
В заявленных требованиях, ФИО1, просит признать незаконными действия администрации муниципального образования <адрес>, выразившиеся в отказе предоставить ему в собственность за плату земельный участок площадью 867 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, СНТ «Тамань», <адрес>, с кадастровым номером № и обязать администрацию муниципального образования <адрес> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу заключить с ФИО1, как лицом, обладающим исключительным правом на приватизацию земельного участка, договор купли-продажи земельного участка площадью 867 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, СНТ «Тамань», <адрес>, с кадастровым номером №
В судебном заседании, заявитель ФИО1, заявленные требования подержал, сославшись на те же обстоятельства, просил заявление удовлетворить в полном объёме.
Представитель администрации муниципального образования Темрюкский район ФИО2, в судебном заседании возражала против заявленных требований, сославшись на доводы, изложенные в письменном отказе, адресованном ФИО1
Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, приходит к выводу, что заявление ФИО1 подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и администрацией муниципального образования <адрес> заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения №, который зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (номер регистрации: №).
Согласно условиям договора аренды, администрация предоставила, а ФИО1 принял в аренду за плату земельный участок площадью 867 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, СНТ «Тамань», <адрес>, для садоводства, кадастровый номер №. Срок договора аренды - 5 лет - до ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем, на принадлежащем ФИО1 на праве аренды земельном участке он построил жилое здание, право собственности на которое за ним зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права №.
Руководствуясь ст. 36 Земельного кодекса РФ, ФИО1 обратился в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением о выкупе арендуемого им земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ начальником управления имущественных и земельных отношений администрации МО Темрюкский район ФИО3 заявителю направлен письменный ответ, согласно которому земельный участок не может быть предоставлен ему в собственность в силу того, что он ограничен в обороте.
В своем ответе администрация МО <адрес> указала, что главой администрации (губернатором) <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № «Об утверждении границ и режима округа горно-санитарной охраны курортов местного значения <адрес> в <адрес>», на основании которого арендуемый заявителем участок приобрел статус курорта местного значения, в связи с чем, он не может быть приватизирован.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Пунктом 2 статьи 27 названного Кодекса предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Подпунктом 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 данной статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами.
Понятие земель особо охраняемых природных территорий закреплено в статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой к таким землям относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В рассматриваемом случае, испрашиваемый ФИО1 в собственность земельный участок, на котором расположено жилое здание, принадлежащее ему на праве собственности, относится к землям категории населенных пунктов, то есть к землям, используемым и предназначенным для застройки и развития населенных пунктов (статья 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
В отношении земельных участков земель населенных пунктов Земельным кодексом Российской Федерации, в том числе его статьей 27, не предусмотрено положений о запрете предоставления их в частную собственность.
При этом, суду не представлено доказательств, что в отношении арендуемого заявителем участка компетентным государственным органом принимались какие-либо решения об изъятии его из хозяйственного использования и оборота либо ограничения в обороте в порядке пункта 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка администрации МО <адрес> на постановление главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границ и режима округа горно-санитарной охраны курортов местного значения <адрес> в <адрес>» (далее постановление от ДД.ММ.ГГГГ №) несостоятельна в виду следующего.
Арендуемый заявителем земельный участок с кадастровым номером № не попал под юрисдикцию постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, а, следовательно, данный земельный участок не приобрел статуса охраняемой природной территории (курорта местного значения), а остался земельным участком из состава земель населенных пунктов.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № затронут лишь статус земельных участков, расположенных в станицах Голубицкой, Запорожской, Тамань, на мысе Тузла, в поселках Кучугуры и Янтарь.
Таким образом, не вся территория <адрес> затронута постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, а лишь та ее часть, которая прямо указана в данном постановлении.
Кроме того, в судебном заседании установлено и не оспаривается представителем заинтересованного лица, что администрацией МО Темрюкский район до настоящего времени не исполнен пункт 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому администрация обязана: обеспечить вынесение на местность границ округа горно-санитарной охраны курортов местного значения <адрес> не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа путем установления соответствующих щитов, табличек, указателей, обозначающих определенные на местности границы и режим каждой из зон округа горно-санитарной охраны; обеспечить в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» представление в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, документа, содержащего необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о зонах округа горно-санитарной охраны курортов местного значения <адрес> в <адрес>.
Таким образом, суду не представлено доказательств, подтверждающих позицию заинтересованного лица о том, что спорный земельный участок, на день рассмотрения настоящего дела, входит в границы округа горно-санитарной охраны курортов местного значения Темрюкского района в Краснодарском крае, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования об обязании заинтересованного лица заключить с заявителем договор купли-продажи спорного земельного участка.
При этом, суд не находит оснований для признания действий заинтересованного лица незаконными в силу того, что отказывая ФИО1 в предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка, администрация МО Темрюкский район, руководствовалась нормативно-правовым актом органа государственной власти субъекта РФ, обязательного к исполнению всеми лицами, на которых он распространяет свое действие.
Удовлетворяя (частично) заявленные требования, суд руководствуется тем, что администрацией МО Темрюкский район не обеспечено в полной мере исполнение всех предписаний, изложенных в указанном нормативно-правовом акте, а именно: не обеспечено вынесение на местность границ округа горно-санитарной охраны курортов местного значения Темрюкского района не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа путем установления соответствующих щитов, табличек, указателей, обозначающих определенные на местности границы и режим каждой из зон округа горно-санитарной охраны и не обеспечено в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» представление в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, документа, содержащего необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о зонах округа горно-санитарной охраны курортов местного значения Темрюкского района в Краснодарском крае, в связи с чем, до исполнения указанных условий, у администрации МО Темрюкский район не имеется законных оснований для отказа в предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 о признании незаконными действий администрации муниципального образования Темрюкский район и понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка – удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования Темрюкский район в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу заключить с ФИО1, как лицом, обладающим исключительным правом на приватизацию земельного участка, договор купли-продажи земельного участка площадью 867 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, СНТ «Тамань», <адрес>, с кадастровым номером №.
В остальной части заявленных требований – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: С.А. Назаренко