№ 2-1738/14Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации
«05» мая 2014 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд города Ижевска Удмуртской Республики под председательством судьи Сентяковой Н.А.
при секретаре Новиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидорова А.Л. к ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» о признании действий и бездействий незаконными, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд к ответчику с требованиями о признании незаконным отказа Военного комиссариата Удмуртской Республики, изложенных в письмах № П/4945 от -Дата-, № П/8352 от -Дата-, № П/201 от -Дата- о возврате комплекта документов, в выплате компенсации за изготовление и установку надгробного памятника участнику Великой отечественной войны Сидорову А.И., взыскании с ответчика в пользу истца компенсации по возмещению расходов на изготовление и установку надгробного памятника участнику Великой отечественной войны в размере <данные изъяты>, проценты за пользование чужими денежными средствами по состоянию на -Дата- в сумме <данные изъяты>. Правовыми основаниями исковых требований истцом заявлены Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», Федеральный закон от -Дата- № 5-ФЗ «О ветеранах», Приказ Минобороны РФ от -Дата- № «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы». Кроме того, истец просил взыскать с ответчика судебные расходы в размере <данные изъяты> по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд.
В ходе рассмотрения дела истцом увеличены исковые требования в части взыскания компенсации по возмещению расходов на изготовление и установку надгробного памятника участнику Великой отечественной войны до <данные изъяты>, в части взыскания процентов до <данные изъяты>. за период с -Дата-
Определением суда от 16 апреля 2014 года прекращено производство по делу в части требований о взыскании расходов на изготовление и установку надгробного памятника участнику Великой Отечественной Войны Сидорову А.И. в размере <данные изъяты>. в связи с отказом от иска в этой части.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца.
Представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнительно заявила ходатайство о возмещении судебных расходов по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>, госпошлины за подачу иска в суд в размере <данные изъяты>, расходов по оплате нотариальной доверенности в размере <данные изъяты>. Пояснила, что возражения ответчика надуманны, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Представители ответчика ФИО3, ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении по следующим основаниям:
- при подаче заявления заявителем не были представлены сведения, подтверждающие статус участника войны;
- истцом не представлена выписка из книги регистрации надмогильных сооружений либо копия удостоверения о захоронении с отметкой об установленном надмогильном сооружении в нарушение п.5.5. Постановления Администрации г. Ижевска от -Дата- № №Об утверждении Правил содержания мест погребения на территории муниципального образования «город Ижевск» и Порядка деятельности муниципального образования «город Ижевск», и Указания руководителя ФКУ «Управления финансового обеспечения МО РФ по Свердловской области от -Дата- №4815/4», Директивы начальника штаба Приволжско - Уральского военного округа № от -Дата-;
- истцом не представлены сведения о последнем месте службы умершего участника войны, которые имеют существенное значение при рассмотрении дела, так как в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», п.2 Постановления Правительства РФ от 06 мая 1994 года №460, если САИ. после службы в «действующей армии» продолжил служить в других органах, где предусмотрена служба, его родственники могли получить денежные средства на изготовление и установку памятника по линии данного органа.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, исследовав обстоятельства дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
САИ, -Дата- года рождения является участником Великой Отечественной войны.
Данное обстоятельство подтверждается следующими доказательствами:
- справкой № 2п/16, выданной -Дата- отделом Военного комиссариата по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам города Ижевска, согласно которой САИ являлся участником ВОВ, являлся военнослужащим, проходившим военную службу в действующей армии в период Великой Отечественной войны в воинской части 219 танковой бригады 41 армии с 24 июля 1940 года по 18 июля 1944 года, входившей в состав действующей армии в период ВОВ с 26 сентября 1942 года по 10 марта 1943 года,
- личным делом старшего лейтенанта САИ согласно которого в послужной список САИ входит участие в ВОВ калининского фронта в составе 219 танковой бригады 41 армии в качестве командира минометной роты с 18 августа 1942 года по 06 декабря 1942 года;
- служебной карточкой, согласно которой с 1942 года по 1944 год САИ. участвовал в ВОВ;
- выпиской из военного билета серии АК № 192058, согласно которой САИ участвовал в боевых действиях, боевых походах и партизанских отрядах с 18 августа 1942 года по 05 декабря 1942 года по должности командир минометной роты.
САИ, -Дата- года рождения умер -Дата-, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-НИ № №, выданным Управлением ЗАГС Администрации г. Ижевска Удмуртской Республики Российской Федерации 29 октября 2013 года, актовая запись №.
Согласно справке МВД по УР № от -Дата-, выданной Отделом пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения МВД по УР, участнику ВОВ САИ -Дата- года рождения, умершему -Дата- пенсия через ОПО ЦФО МВД по УР не назначалась и не выплачивалась.
-Дата- истец ФИО1 заключил договор подряда № на выполнение работ по изготовлению и установке памятника с предпринимателем АВМ
По условиям договора стороны пришли к следующему соглашению:
- подрядчик обязуется выполнить изготовить и произвести установку надгробного памятника для умершего САИ по месту захоронения г. Ижевск, кладбище «Южное» (п.1.2.),
- подрядчик выполняет работу из своих материалов, на своем оборудовании, своими средствами (п.1.3.),
- надгробный памятник изготавливается из натурального природного камня (п.1.4.),
- срок выполнения работ не позднее 1 ноября 2013 года (п.1.5.),
- работы, указанные в пункте 1.2. договора считаются выполненными после подписания заказчиком акта выполненных работ (п.1.6.),
- цена выполненных Подрядчиком работ указанных в п.1.2. Договора составляет: изготовление памятника – <данные изъяты>; установка памятника – <данные изъяты> (п.3.1.),
- выполненные работы оплачиваются после подписания сторонами акта выполненных работ (п.3.3.).
Согласно квитанции № серии КР формы БО-13 (01) и эскиза надгробного памятника (оборотная сторона) ФИО1 и предпринимателем АВМ согласованы объем и стоимость работ, в том числе, по изготовлению подставки, плиты, цветника надгробного памятника, гравировальные работы, работы по установке фотографии и установке памятника, всего на общую сумму <данные изъяты>
-Дата- сторонами подписан Акт приемки выполненных работ, работы заказчиком приняты без замечаний. Тогда же ФИО1 оплачены предпринимателю АВМ. работы по вышеуказанном договору в размере <данные изъяты>.
Факт оплаты выполненных работ в полном объеме подтверждается квитанцией № серии КР формы БО-13 (01), выданной предпринимателем АВМ в которой указано, что заказчик произвел окончательный расчет в размере <данные изъяты>.
24 июля 2013 года истцом начальнику отдела военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам города Ижевска подано заявление с приложением комплекта документов для компенсации понесенных истцом затрат по изготовлению и установке надгробного памятника участнику ВОВ САИ В данном заявлении указано, что место захоронения находится на кладбище «Южное» г. Ижевска, к заявлению приложены следующие документы: договор на изготовление памятника № от -Дата-, акт приемки выполненных работ, квитанция формы БО-13 (01) № 004290, свидетельство о смерти, справка о месте захоронения № от -Дата-, фото установленного памятника, копия военного билета серии АК №, копия расчетного счета заявителя в банке. Также в заявлении указано, что ранее от МО РФ денежные средства по возмещению данных расходов заявитель не получал. Заявление зарегистрировано за входящим №
Письмом № П/4945 от 19 августа 2013 года Отдела военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам города Ижевска, заявление с приложением направлены в ООО «Обелиск», в связи с отсутствием полного пакета документов согласно п. 38 Приказа МО РФ от -Дата- № 5, так как не представлены документы, подтверждающие статус участника войны, ФИО1 предложено подготовить полный пакет документов и обратиться лично с паспортом в отдел военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам г. Ижевска.
-Дата- истцом подано в Военный комиссариат Удмуртской Республики заявление для компенсации понесенных истцом затрат по изготовлению и установке надгробного памятника участнику ВОВ САИ К заявлению истцом были приложены следующие документы: договор подряда на изготовление памятника от -Дата- (оригинал), акт выполненных работ (оригинал), прейскурант цен (оригинал), квитанция об оплате работ (оригинал), справка о месте захоронения с копией фотографии (оригинал), выписка из военного билета (копия), фото памятника (оригинал), свидетельство о смерти (оригинал), копия расчетного счета истца, копия нотариальной доверенности представителя истца.
Указанное заявление направлено Военным комиссариатом УР в Отдел военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам города Ижевска.
В Письме № П/8352 от -Дата- указано, что -Дата- в Отдел военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам города Ижевска поступил материал с заявлением ФИО1 о возмещении расходов по изготовлению и установке надгробного памятника участника ВОВ, к заявлению приложена доверенность на представителя ФИО1 - ФИО2, но копия доверенности нотариально не удостоверена. На основании указания руководителя ФКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» от 15 августа 2013 года № 4815/4, в соответствии со ст.ст. 14-16 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01 сентября 2013 года для возмещения расходов по изготовлению и установке надгробных памятников родственникам, законным представителям или иным лицам (в т.ч. организациям и индивидуальным предпринимателям), взявшим на себя обязанность по увековечению памяти защитников Отечества, дополнительно к перечням документов, установленных Приказом Министра обороны Российской Федерации № 5 от 13 января 2008 года и Директивы начальника штаба Приволжско – Уральского военного округа № 23 от 29 октября 2008 года, в обязательном порядке предоставлять выписку из книги регистрации надмогильных сооружений либо копию удостоверения о захоронении с отметкой об установленном надмогильном сооружении. Пакет сформирован без предоставления вышеуказанной выписки регистрации надмогильного сооружения. ФИО1 было предложено представить подтверждение администрации кладбища по установке надгробия САИ
Письмом № П/201 от -Дата- Отделом военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам города Ижевска в адрес ФИО1, представителя ФИО1 – ФИО2 повторно направлен ответ, с просьбой обратиться в Администрацию Южного кладбища за подтверждением выписки из книги регистрации надмогильных сооружений. Сообщено, что для уточнения данных о последнем месте службы САИ. направлен запрос в архив Управления кадров МВД УР.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (п. 5 введен Федеральным законом от 30.05.2001 N 64-ФЗ) погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
В п.1 ст.24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (вступил в силу с 25.01.1995 года) погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" установлено, что за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (службы). Погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 (в редакции постановления Правительства РФ от 04.02.2013 N 76, вступившей в законную силу 21 февраля 2013 года) установлены следующие нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения:
погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта, гражданам, призванным на военные сборы, курсантам и слушателям учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до 21439 рублей;
остальным погибшим (умершим) гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, - до 26761 рублей.
В пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 установлено, что на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечивания памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.
Министр обороны Российской Федерации приказом от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" утвердил Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников (далее - Порядок).
Данный Порядок был разработан в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников".
Пунктом 2 Порядка установлено, что данный порядок и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на ветеранов военной службы, на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
Согласно п. 35 Порядка, оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета. Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 36 Порядка, родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников.
В соответствии с п. 38 Порядка для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы:
заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов;
документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ);
свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния;
справка о месте захоронения погибшего (умершего);
удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти;
фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
В соответствии с п.39 Порядка, оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления.
Оплата расходов по установке надгробных памятников производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего).
Оплата стоимости услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не должна превышать норм расходов денежных средств, установленных Правительством Российской Федерации.
Суд считает, что представленное ФИО1 заявление с приложенными к нему документами, поданное в Отдел военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам города Ижевска первоначально 17 июля 2013 года, соответствовало требованиям Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5, поскольку к нему были приложены все документы, перечисленные в п. 38 Порядка, позволяющие с достоверностью оценить как право умершего САИ. на государственную гарантию по увековечению памяти как участника Великой Отечественной войны, так и право заявителя ФИО1 на получение компенсации понесенных расходов по изготовлению и установке надгробного памятника.
Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" обязанность по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников возложена на Министерство обороны Российской Федерации. Возмещение названных расходов является государственной гарантией родственникам умерших и лицам, взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти умерших, то есть обязанностью, а не правом Министерства обороны Российской Федерации.
Вышеприведенные правовые нормы, регулирующие данные правоотношения не ставят возможность возмещения расходов по изготовлению и установке памятников в зависимость от даты смерти участника Великой Отечественной войны.
Возражения ответчика на исковые требования суд не считает возможным положить в основу решения суда об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку считает их основанными на неправильном толковании действующего законодательства и противоречащими фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Так, п.38 Правил не предусматривает обязанность заявителя представлять доказательства, подтверждающие, что умерший САИ состоял на воинском учете в Отделе военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам города Ижевска. Данный пункт Правил предусматривает право выбора заявителя на обращение в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего). Из материалов гражданского дела следует, что умерший САИ проживал в Октябрьском районе г. Ижевска, состоял на учете в Октябрьском райвоенкомате г. Ижевска как участник ВОВ, истец обратился с заявлением в отдел военного комиссариата Октябрьского района г. Ижевска, то есть по месту воинского учета умершего участника ВОВ, что соответствует п.38 Правил. Факт правильного обращения истца в территориальный орган Военного комиссариата Удмуртской Республики в ходе судебного заседания ответчиком не оспаривался и подтвержден материалами дела.
Суд соглашается с ответчиком, что в соответствии с п.38 Правил при подаче заявления на возмещение расходов необходимо предоставлять документы, подтверждающие право на государственную гарантию по увековечению памяти. Однако суд считает необходимым отметить, что к таким документам законодатель относит удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти. Таким образом, перечень данных документов не является исчерпывающим. Как следует из материалов гражданского дела, ФИО1 при подаче заявления в отдел военного комиссариата была представлена копия военного билета, подтверждающая факт участия САИ в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. в составе действующей армии. Кроме того, участник Великой Отечественной войны САИ состоял на учете в Октябрьском райвоенкомате г. Ижевска Министерства Обороны СССР, что подтверждается записью № в книге учета участников ВОВ соответствующего отдела военного комиссариата, в которой имеются сведения, в том числе, о периодах службы в составе действующей армии и документах, подтверждающих данное обстоятельство.
Совокупность представленных истцом доказательств суд считает достаточной для того, чтобы сделать вывод о стоимости выполненных работ по изготовлению памятника и его установке. Договор на выполнение работ, прейскурант выполненных работ к договору, прейскурант цен, акт выполненных работ, квитанция формы БО-13 (01) суд считает относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами понесенных истцом расходов по изготовлению и установке надгробного памятника САИ Каких-либо противоречий по объему выполненных работ и их стоимости суд не усматривает. Кроме того, данные обстоятельства подтверждены актом от -Дата- по проверке установки надгробных памятников на месте погребения ветеранов войны, ветеранов боевых действий и других льготных категорий, составленным комиссией с участием представителей Военного комиссариата УР.
Доводы представителя ответчика о том, что истцом должна быть представлена выписка из книги регистрации надмогильных сооружений либо копия удостоверения о захоронении с отметкой об установленном надмогильном сооружении суд считает ошибочными, поскольку в соответствии с п.38 Правил данный документ не входит к перечень документов, прилагаемых к заявлению для подтверждения права на получение возмещения понесенных расходов.
Кроме того, в соответствии с п. 5.5. Правил содержания мест погребения на территории муниципального образования "Город Ижевск", утвержденных Постановлением Администрации г. Ижевска от 01.04.2009 N 245, установка (реконструкция, демонтаж) памятников, оград, памятных знаков, надмогильных и мемориальных сооружений, любых других сооружений на общественных кладбищах допускается по инициативе лица, на которое зарегистрировано захоронение, а в случае его смерти - близкого родственника (при предъявлении заявителем оригинала свидетельства о смерти), только по согласованию с администрацией кладбища и только в границах земельного участка для захоронения с обязательной их регистрацией в администрации кладбища.
Представитель ответчика ссылается на поступившие требования военного комиссариата Удмуртской Республики №ОСО-698 от 29 августа 2013 года на основании Указания руководителя ФКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области от 15 августа 2013 года №4815/4, согласно которого в соответствии со ст. 14-16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01 сентября 2013 года для возмещения расходов по изготовлению и установке надгробных памятников родственникам, законным представителям или иным лицам (в т.ч. организациям и индивидуальным предпринимателям), взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти защитников Отечества, дополнительно к перечню документов, установленных приказом Министерства обороны Российской Федерации от 13 января 2008 года №5 и Директивы начальника штаба Приволжско- Уральского военного округа №23 от 29 октября 2008 года, в обязательном порядке предоставлять выписку из книги регистрации надмогильных сооружений либо копию удостоверения о захоронении с отметкой об установленном надмогильном сооружении.
В соответствии с п. 13.3 "МДК 11-01.2002. Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации" Госстроя РФ от 25.12.2001 N 01-НС-22/1, к надмогильным и мемориальным сооружениям относятся сооружения, которые содержат мемориальную информацию и имеют внутренние пространства или помещения. К таким сооружениям относятся склепы, пантеоны, мавзолеи. К надмогильным относятся сооружения, имеющие в своем составе захоронения, независимо от того находятся ли они в надземном пространстве или под полом сооружения. Мемориальными считаются сооружения, не имеющие захоронения, но установленные в память какого-либо лица и содержащие мемориальную информацию.
Из представленных истцом ответчику документов, как в досудебном порядке, так и в ходе судебного разбирательства с очевидностью усматривается, что установленный надгробный памятник участнику ВОВ САИ не относится к надмогильному сооружению, в связи с чем, оснований для представления дополнительных документов, указанных ответчиком, не имелось и не имеется. Более того, данные требования установлены соответствующими органами Министерства Обороны РФ с -Дата-, то есть не относятся к периоду, рассматриваемому судом.
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденных Указом Президента РФ от 07 декабря 2012 года №1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (п.4); военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства (п.6); в структуру военных комиссариатов входят основные подразделения, в том числе, по муниципальным образованиям (отделы) (п.9).
В соответствии с п.1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 254 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 258 ч.1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с п.9 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Порядок регистрации и учета, отчетность и организацию работы с обращениями граждан, поступившими в органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты предусмотрен Инструкцией по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации № 500 от 28.12.2006г.
Инструкцией предусмотрено, что:
При рассмотрении обращения обеспечивается объективное, всестороннее и своевременное его рассмотрение, а также принимаются меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (п.3),
Все обращения подлежат обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации.
В исключительных случаях, а также в случае направления запросов в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления, воинскую часть или должностному лицу о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения по существу документов и материалов, командир (начальник) или другое должностное лицо по его поручению вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (п.5),
Если в обращении содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции воинской части или должностного лица, которым они адресованы, то такое обращение в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления, воинскую часть или должностному лицу с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.
Решение о направлении обращения в другой государственный орган, орган местного самоуправления, воинскую часть или другому должностному лицу принимается соответствующим командиром (начальником) или должностным лицом, в адрес которого поступило обращение, или другими должностными лицами по их поручению (п.6).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что действиями ответчика по возврату заявления о выплате компенсации за изготовление и установку надгробного памятника от 17 июля 2013 года фактически незаконно отказано в выплате данной компенсации на основании предоставленных документов, сроки рассмотрения заявления от 21 ноября 2013 года нарушены, при этом ответчиком не принималось решение о продлении установленного нормативным актом срока рассмотрения заявления, компенсация истцу выплачена только -Дата-, то есть с нарушением установленного срока. С учетом изложенного, суд считает, что данными действиями государственного органа исполнительной власти нарушены права истца на получение компенсации, имеются основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании незаконными действия и бездействия ответчика.
Требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26 августа 2013 года по 01 апреля 2014 года в размере <данные изъяты>. суд считает подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В соответствии с Указанием Банка России от 13.09.2012 N 2873-У
"О размере ставки рефинансирования Банка России" начиная с 14 сентября 2012 года ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8,25 процента годовых.
С учетом п.5 Инструкции по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации № 500 от 28.12.2006 г., заявление истца от 17 июля 2013 года, поступившее ответчику 24 июля 2013 года, должно было быть рассмотрено не позднее 23 августа 2013 года. При этом суд считает, что у ответчика оснований для отказа в выплате компенсации истцу по заявлению от 17 июля 2013 года не имелось.
Поскольку компенсация истцу выплачена 02 апреля 2014 года, суд считает, что в период с 24 августа 2013 года по 01 апреля 2014 года ответчик незаконно пользовался денежными средствами истца, вследствие их неправомерного удержания.
В соответствии со ст. 196 ч.3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Поскольку истцом заявлен период взыскания процентов с 26 августа 2013 года, суд не считает возможным выйти за пределы заявленных требований.
При расчете процентов истец принимает в расчет сумму компенсации <данные изъяты>, 8,25% годовых- ставка рефинансирования, период пользование ответчиком чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания с 26 августа 2013 года по 01 апреля 2014 года (217 дней).
Расчет процентов, представленный истцом суд считает обоснованным и соответствующим требования действующего законодательства, в связи с чем считает возможным положить его в основу решения суда, удовлетворяющего исковые требования.
Возражения ответчика о том, что в силу ст. 393, 395 ГК РФ возмещение убытков и взыскание процентов, начисленных за пользование чужими денежными средствами, являются разными мерами гражданско- правовой ответственности за неисполнение обязательства, которые не могут быть применены одновременно, поскольку выплата компенсации должна рассматриваться как мера ответственности, а не долговое обязательство, суд считает несостоятельными, основанными на ошибочной оценке правовой природы денежных средств, подлежащих выплате истцу за изготовление и установку надгробного памятнику ветерану ВОВ.
Суд соглашается с ответчиком, что главой 25 ГК РФ предусмотрены виды ответственности за нарушение обязательств, к которым относятся как возмещение убытков, так и уплата процентов по ст. 395 ГК РФ.
В соответствии со ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (ч.1).
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса (ч.2).
В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Расходы истца на изготовление и установку памятника ветерану ВОВ по своей правовой природе не являются убытками в понимании ст. 15, 393 ГК РФ, поскольку понесены истцом не для восстановления какого-либо нарушенного ответчиком права истца, не были утрачены истцом, не являются упущенной выгодой. Обязанность ответчика по возмещению понесенных истцом вышеуказанных расходов вытекает из компенсационной природы их возмещения в силу закона.
Возражения ответчика о том, что ФКУ «Военный комиссариат УР» является ненадлежащим ответчиком в части взыскания процентов, поскольку на лицевой счет ответчика денежные средства по статье расходов в части выплат компенсаций не поступают, данные денежные средства поступают на счета Сбербанка России, суд не считает возможным положить в основу решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с действующим законодательством заявление о возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника ветерану ВОВ подается в территориальный орган ФКУ «Военный комиссариат УР», впоследствии заявление с приложенными документами направляется в ФКУ «Военный комиссариат УР», который и принимает решение о возмещении или об отказе в возмещении понесенных расходов. Таким образом, от своевременности, правильности и объективности рассмотрения ФКУ «Военный комиссариат УР» и его территориальными органами поданных заявителем документов, зависит своевременность выплаты компенсации. Доказательств того обстоятельства, что компенсация расходов истца была выплачена несвоевременно по вине не ответчика, а иного лица, суду в ходе рассмотрения дела не представлено.
Расходы истца по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>. подтверждаются чеками - ордерами № от -Дата- и № от -Дата-, выданными ОАО «Сбербанк России».
Расходы истца по оплате госпошлины за удостоверение нотариальной доверенности в размере <данные изъяты> подтверждаются доверенностью серии 18 АБ № № от -Дата-, удостоверенной нотариусом г. Ижевска ЛИВ
В соответствии со ст. 94, 98, 101 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере <данные изъяты>. по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд и в размере <данные изъяты> за удостоверение нотариальной доверенности, поскольку данные расходы понесены истцом в связи с рассмотрением данного гражданского дела, при этом исковые требования истца удовлетворены судом в полном объеме, а от требований о взыскании компенсации истец отказался, в связи с добровольным удовлетворением их ответчиком после предъявления иска в суд.
Расходы истца по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> подтверждаются Договором об оказании услуг от -Дата- между ФИО1 и ФИО2, актом об оказании услуг по договору от 10 марта 2014 года и распиской, выданной ФИО2, подтверждающей факт получения денежных средств по договору.
При определении размера расходов по оплате услуг представителя, суд учитывает разумность и соразмерность расходов объему работ, выполненных представителем по гражданскому делу: консультации, написание искового заявления, сбор доказательств, участие в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и при разбирательстве дела в трех судебных заседаниях. Кроме того, суд учитывает подготовленность представителя к судебному разбирательству, категорию сложности рассматриваемого дела и результат рассмотрения гражданского дела, решением по которому исковые требования удовлетворены. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ с ответчика пользу истца подлежат расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>
Общий размер судебных расходов, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца составляет <данные изъяты>
В соответствии со ст. 333.19 НК РФ при цене иска <данные изъяты> коп. истцу следовало оплатить государственную пошлину в размере <данные изъяты> Поскольку в ходе рассмотрения дела истцом увеличивался размер исковых требований, при этом государственная пошлина не доплачивалась в соответствии со ст. 333.18 НК РФ, разница между подлежащей оплате госпошлиной и оплаченной истцом в размере <данные изъяты> подлежит взысканию с ответчика в доход муниципального образования «город Ижевск».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» о признании действий и бездействий незаконными, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами – удовлетворить.
Признать незаконными отказ Военного комиссариата Удмуртской Республики, изложенный в письме №П/4945 от -Дата- о возврате комплекта документов по заявлению ФИО1 о выплате компенсации за изготовление и установку надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны САИ и бездействия и ответы Военного комиссариата Удмуртской Республики по заявлению ФИО1 от -Дата- о выплате компенсации за изготовление и установку надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны САИ изложенные в письмах от -Дата- №П/8352 и от -Дата- №А/201.
Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» в пользу ФИО1:
- проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты>,
- судебные расходы в размере <данные изъяты>.
Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» в доход муниципального образования «город Ижевск» государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 16 мая 2014 года.
Судья Сентякова Н.А.