ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1738/2017 от 18.01.2018 Хасынского районного суда (Магаданская область)

Дело № 2-32/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Усть-Омчуг 18 января 2018 года

Хасынский районный суд Магаданской области в составе: председательствующего судьи Горбачевой С.Д.,

при секретаре Семеновой М.В.,

с участием старшего помощника прокурора Тенькинского района Магаданской области Пашковского В.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Усть-Омчуг гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тенькинского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «ОлаИнтерКом» о понуждении к проведению водно-химического анализа состояния исходной и подпиточной воды по котельным поселков Усть-Омчуг и Омчак,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тенькинского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «ОлаИнтерКом» о понуждении в срок до 01.05.2018 года к проведению водно-химического анализа состояния исходной и подпиточной воды по котельным поселков Усть-Омчуг и Омчак в соответствии с Правилами Технической эксплуатации тепловых энергоустановок, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения ОАО «ОлаИнтерКом» требований предписания, выданного Северо-Восточным управлением Ростехнадзора по результатам проверки готовности к прохождению осенне-зимнего отопительного периода 2017-2018 г.г. В ходе проведения проверки установлено, что ОАО «ОлаИнтерКом» осуществляет деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды; кондиционированию воздуха, производству, передаче и распределению электроэнергии; по собору и обработке сточных вод.

В соответствии с п.п. 1.1.1., 1.1.2., 1.1.5 концессионного соглашения от 25.06.2015 года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Тенькинского района и ОАО «ОлаИнтерКом» последнее осуществляет эксплуатацию объектов концессионного соглашения для предоставления бесперебойного теплоснабжения и водоснабжения (горячей и холодной водой) жилищного фонда, объектов социального и коммунального назначения, других потребителей, проживающих на территории пос. Омчак.; выполняет меры по содержанию, техническому обслуживанию и проведению текущего ремонта объектов концессионного соглашения; обеспечивает безаварийную и безопасную эксплуатацию объектов концессионного соглашения в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с п.п. 1.1., 1.2.концессионного соглашения от 08.05.2015 года, заключенного между администрацией МО «поселок Усть-Омчуг» и ОАО «ОлаИнтерКом» последнее обязуется использовать объект соглашения в целях оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод населению и потребителям пос. Усть-Омчуг в соответствии с нормами и правилами, установленными для данного вида деятельности. Концессионер обязуется обеспечить безаварийную и безопасную эксплуатацию объекта соглашения, выполнять меры по содержанию, техническому обслуживанию и проведению текущего и капитального ремонта объект соглашения, осуществлять замену морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным, проводить мероприятия по улучшению характеристики, эксплуатационных свойств, энергетическому обследованию и энергосбережению в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Таким образом, несмотря на то, что ОАО «ОлаИнтерКом» не является собственником котельных Тенькинского городского округа, предприятие является ответственным за эксплуатацию котельных в связи с принятием добровольного обязательства использовать данные объекты в своей хозяйственной деятельности, в том числе для получения дохода от соответствующей деятельности, что учитывалось уполномоченным в сфере государственного регулирования тарифов органом исполнительной власти Магаданской области при установлении тарифа на тепловую энергию на 2017 год и органами местного самоуправления Тенькинского городского округа при организации и обеспечении предоставления потребителям, в том числе, гражданам услуг тепловодоснабжения.

Северо-Восточным управлением Ростехнадзора проведена внеплановая проверка хода подготовки теплоснабжающей организации, ОАО «ОлаИнтерКом» к осенне-зимнему периоду 2017-2018г.г., в ходе которой обследованы основное и вспомогательное оборудование котельных ОАО «ОлаИнтерКом», расположенных на территории Тенькинского городского округа, тепловые сети предприятия, документация основного и вспомогательного оборудования котельных предприятия, тепловых сетей.

В ходе обследования выявлены нарушения обязательных требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей.

21.08.2017 года Северо-Восточным управлением Ростехнадзхора составлен акт проверки и выдано предписание №04/541-2017-ОЗП ОАО «ОлаИнтерКом» об устранении выявленных нарушений в срок до 21.11.2017 года.

Между тем, в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения ОАО «ОлаИнтерКом» предписания от 21.08.2017 года установлено, что нарушения указанные в пункте 15 предписания как в установленный срок, так и до настоящего времени не устранены, а именно не представлено документальное подтверждение (химанализ) состояния исходной и подпиточной воды по котельным поселка Усть-Омчуг и Омчак.

Полагает, что неисполнение ОАО «ОлаИнтерКом» правил и норм безопасности, неприятнее мер по исполнению предписания влечет грубое нарушение прав работников предприятия на безопасные условия труда и может привести на предприятии к авариям и травмам различной тяжести.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении слушания дела.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении слушания дела.

На основании ч.ч. 3,4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.

Суд, заслушав объяснения прокурора, исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Как следует из Устава ОАО «ОлаИнтерКом», утвержденного Протоколом Общего собрания ОАО «ОлаИнтерКом» от 31.05.2013 года основными видами деятельности общества являются в том числе: производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии, в том числе реализация потребителям, а также оказание связанных с этим работ и услуг; проектирование, строительство, прокладка, ремонт и эксплуатация магистральных трубопроводов систем горячего и холодного водоснабжения; проектирование систем теплоснабжения, вентиляции, кондиционирования воздуха, охлаждения, прочего механического оборудования для всех видов зданий; услуги по управлению эксплуатацией систем водоснабжения и водоотведения, канализационных систем, систем теплоснабжения, электроснабжения.

Согласно концессионному соглашению от 25.06.2015 года, заключенному между Комитетом по управлению имуществом Тенькинского района (концедент) и ОАО «ОлаИнтерКом» (концессионер), концессионер обязуется осуществлять эксплуатацию объектов концессионного соглашения для предоставления бесперебойного теплоснабжения и водоснабжения (горячей и холодной водой) жилищного фонда, объектов социального и коммунального назначения, других потребителей, проживающих (находящихся) на территории «поселок Омчак» Тенькинского района (п.1.1.1); выполнять меры по содержанию, техническому обслуживанию и проведению текущего ремонта объектов концессионного соглашения (1.1.2); обеспечивать безаварийную и безопасную эксплуатацию объектов концессионного соглашения в соответствии с требованиями законодательства (1.1.5).

Объектом указанного соглашения является имущество муниципального образования Тенькинский район – имущественный комплекс объектов коммунальной инфраструктуры, рассоложенные на территории муниципального образования «поселок Омчак» (п. 2.1.)

Согласно концессионному соглашению от 08.05.2015 года, заключенному между администрацией МО «поселок Усть-Омчуг» (концедент) и ОАО «ОлаИнтерКом» (концессионер), концессионер обязуется использовать объект соглашения в целях оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод населению и потребителям муниципального образования «поселок Усть-Омчуг» в соответствии с нормами и правилами установленными для данного вида деятельности (п. 1.1); обеспечить безаварийную и безопасную эксплуатацию объекта соглашения, выполнять меры по содержанию, техническому обслуживанию и проведению текущего и капитального ремонта объект соглашения, осуществлять замену морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным, проводить мероприятия по улучшению характеристики, эксплуатационных свойств, энергетическому обследованию и энергосбережению в соответствии с требованиями действующего законодательства (п.1.2.).

Объектом указанного соглашения является недвижимое имущество, расположенное в пос. Усть-Омчуг: центральная котельная, электрокотельная, источники водоснабжения (насосная станция), канализационные очистные сооружения, канализационная станция перекачки (п.2.1.).

Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 года N 115 устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок: производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 градусов Цельсия на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов; паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений); систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения (п. 1.1.Правил).

Надзор за соблюдением требований указанных Правил, рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности осуществляют органы государственного энергетического надзора (п.1.6 Правил).

Ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1.7 Правил).

В силу вышеуказанных положений ОАО «ОлаИнтерКом является ответственной организацией за эксплуатацию котельных пос. Усть-Омчуг и пос. Омчак.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, безопасности безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений).

Пунктом 5 вышеуказанного Положения определены полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности, в том числе полномочия по контролю и надзору за соблюдением требований технических регламентов в установленной сфере деятельности; за соблюдением в пределах своей компетенции теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения; проведение проверок (инспекций) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений (п. 6.6.Положения).

21.08.2017 года Северо-Восточным управлением Ростехнадзора по результатам проверки деятельности ОАО «ОлаИнтерКом» вынесено предписание -ОЗП, согласно п. 15 которого выявлено нарушения п.п. 12.1-12.6 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, п. 14.1. Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций.

Пунктами 12.1-12.6 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок установлена обязанность эксплуатирующей организации организовать водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла. Не допускать образование накипи, отложений и шлама на теплопередающих поверхностях оборудования и трубопроводах в котельных, систем теплоснабжения и теплопотребления. Организацию водно-химического режима работы оборудования и его контроль осуществляет подготовленный персонал химической лаборатории или структурного подразделения организации. Организация имеет право привлекать для контроля за водно-химическим режимом другие специализированные организации.

Периодичность химического контроля водно-химического режима оборудования устанавливается специализированной наладочной организацией с учетом качества исходной воды и состояния действующего оборудования.

Периодичность контроля качества исходной, подпиточной и сетевой воды, а также воды в точках распределительной сети источников теплоты и тепловых сетей с открытой системой теплоснабжения определяется в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. На основании периодичности составляется график химконтроля за водно-химическим режимом.

Котельные принимаются в эксплуатацию только при исправном оборудовании водоподготовительной установки, включая деаэратор, при полной загрузке фильтров и оснащении их контрольно-измерительными приборами. Состав водоподготовительной установки и способ деаэрации (вакуумный, атмосферный деаэратор) определяются технико-экономическим обоснованием при проектировании.

Согласно п. 14.1 Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период СО 153-34.08.105-2004, утверждённого Минпромэнерго РФ 25.08.2004 года, к дополнительным условиям для готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в ОЗП тепловых электростанций и котельных независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности относятся, в том числе соблюдение водно-химического режима работы электростанций, котельных и тепловых сетей; отсутствие не выполненных в согласованные (установленные) сроки мероприятий, разработанных и утвержденных по результатам проводимых обследований гидротехнических сооружений.

ОАО «ОлаИнтерКом» для устранения выявленного нарушения в срок до 21.10.2017 года предписано организовать водно-химический режим котельных, предоставить документальное подтверждение (химанализ) состояния исходной и подпиточной воды на начало отопительного сезона.

В установленные сроки предписание ОАО «ОлаИнтерКом» не оспорено.

Согласно информационному письму от 17.01.2018 года Северо-Восточного управления Ростехнадзора, по состоянию на 15.01.2018 года ОАО «ОлаИнтерКом» п. 15 предписания -ОЗП от 21.08.2017 года не исполнило, в установленный срок не представило документальное подтверждение (химанализ) состояния исходной и подпиточной воды по котельным пос. Усть-Омчуг и Омчак.

В нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчиком суду доказательств организации водно-химического режима котельных поселков Усть-Омчуг и Омчак не представлено.

На основании вышеизложенного, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о возложении на ответчика обязанности о понуждении по проведению водно-химического анализа состояния исходной и подпиточной воды по котельным поселков Усть-Омчуг и Омчак.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая временные затраты, необходимые на устранение выявленных нарушений, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения до 01.05.2018 года.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд по правилам ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден, взыскивает с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

В силу положений п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче заявления неимущественного характера по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина организацией уплачивается в размере 6000 рублей. Данная сумма подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в бюджет муниципального образования «Тенькинский городской округ» Магаданской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Тенькинского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «ОлаИнтерКом» о понуждении к проведению водно-химического анализа состояния исходной и подпиточной воды по котельным поселков Усть-Омчуг и Омчак – удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «ОлаИнтерКом» в срок до 01 мая 2018 года провести в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей водно-химический анализ состояния исходной и подпиточной воды по котельным поселков Усть-Омчуг и Омчак Тенькинского городского округа Магаданской области.

Взыскать с Открытого акционерного общества «ОлаИнтерКом» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Тенькинский городской округ» Магаданской области в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Хасынский районный суд в течение месяца со дня, следующего за днем его принятия в окончательной форме.

Установить дату составления мотивированного решения 23 января 2018 года.

Судья подписьС.Д. Горбачева