Ленинградский районный суд г. Калининграда
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинградский районный суд г. Калининграда — Тексты судебных актов
2-1739/2009.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 апреля 2009 года
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Мухиной Т.А.
при секретаре Пироговой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социальной политики и труда Калининградской области, ОГУ «Центр социальной поддержки населения», Правительству Калининградской области о выдаче удостоверения «Ветеран труда»,
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в суд с иском, в котором указала, что в марте 2006г. она обратилась в ОГУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда». Звание «Ветеран труда» ей присвоено 18.09.2006 г., на основании Постановления Правительства Калининградской области №690, которым выдача удостоверения «Ветеран труда» не предусмотрена. Поскольку указанным постановлением Правительства Калининградской области льготы в натуре сохранены за лицами, которым звание «Ветеран труда» присвоено до 01.07.2006 г. считает, что в связи с несвоевременным присвоением ей звания «Ветеран труда», было нарушено ее право пользоваться мерами социальной поддержки для ветеранов труда. С 1 июля 2006 года изменилось законодательство, и объем льгот, предоставляемый ветеранам труда, уменьшился. Просит признать за ней право и обязать ответчика предоставить ей меры социальной поддержки, предусмотренные ч.1 ст. 4 Закона Калининградской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» (с изменениями, вступившими в законную силу с 01.01.2007 г.).
Истица в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчиков Министерства социальной политики и труда Калининградской области, ОГУ «Центр социальной поддержки населения», Правительства Калининградской области ФИО2, действующая по доверенностям, требования истицы не признала в полном объеме, пояснив, что ответчики действовали в соответствии с законом, права истицы их действиями не нарушены. Федеральным законом №122-ФЗ от 22.08.2004 г. с 01.01.2005 г. утратил силу п. 3 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», согласно которому порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определялись Президентом РФ (Указ Президента РФ №1270 от 25.09.1999 г.). Федеральным законом №163-ФЗ от 19.12.2005 г. «О внесении изменений в статью 7 ФЗ «О ветеранах» субъектам РФ предоставлено права устанавливать условия и порядок присвоения звания «ветеран труда», в связи с чем, был принят Закон Калининградской области №29 от 30.06.2006 г. «О порядке и условиях присвоения звания «ветеран труда» в Калининградской области». Статьей 11 указанного Закона срок принятия решения о присвоении звания «ветеран труда» либо отказе в присвоении принимается в 30-дневный срок со дня поступления заявления с необходимыми документами в правомочный исполнительный орган государственной власти Калининградской области. Статьей 22 ФЗ «О ветеранах» № 122-ФЗ в редакции от 22 августа 2004 года меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными правовыми актами субъектов РФ. Выдача удостоверений ветерана труда Законом Калининградской области №29 от 30.06.2006 г. не предусмотрена. Просила в иске отказать.
Выслушав пояснения представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования истицы подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что истица в установленном порядке обратилась в ОГУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда».
В соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года - «Ветеранами труда» являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Из представленных суду документов видно, что 24 ноября 2000 года истица награждена нагрудным знаком «Почетный работник образования РФ», что подтверждается соответствующими документами.
На пенсии истица с 17 апреля 2008 года, что подтверждается пенсионным удостоверением.
Постановлением Правительства Калининградской области № 690 от 18 сентября 2006 г.истице присвоено звание «Ветеран труда». При этом удостоверение ветерана труда ей выдано не было, поскольку это не предусматривается положениями Закона Калининградской области «О порядке и условиях присвоении звания «Ветеран труда» в Калининградской области» от 30.06.2006г. № 29.
Пунктом 3 ст.7 Федерального Закона «О ветеранах», действовавшим до 01.01.2005г., устанавливалось, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются Президентом РФ.
Согласно пунктам 2, 3, 7 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного Указом Президента РФ от 25 сентября 1999 г. № 1270, звание "Ветеран труда" присваивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", подают в орган социальной защиты населения по месту жительства заявление и документы, подтверждающие основания для его присвоения, которые в 10-дневный срок направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства заявителя. Решение о присвоении звания "Ветеран труда" либо об отказе в присвоении этого звания принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 15-дневный срок со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами. Лицу, которому присвоено звание "Ветеран труда", органом социальной защиты населения по месту его жительства выдается в установленном порядке удостоверение ветерана труда.
Аналогичный порядок присвоения звания «Ветеран труда» предусмотрен в пунктах 3,4 «Порядка присвоения звания "Ветеран труда»», утвержденного Постановлением администрации Калининградской области от 13.11.1999г. № 680.
Суд также учитывает и положения статьи 8 Закона Калининградской области «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 27.03.1996г. № 46, устанавливающей, что обращения граждан разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в орган государственной власти и местного самоуправления области, расположенные на территории области предприятие, организацию, которые обязаны разрешить вопрос по существу (ст.8 Закона).
В соответствии со статьей 4 Закона Калининградской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области" (в редакции с изменениями от 15.11.2006 года №76) установлено, что лицам, признанным в установленном порядке ветеранами труда до 1 июля 2006 года, после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные указанным Законом. Поскольку истица на момент обращения за присвоением звания «Ветеран труда» не являлась пенсионером по возрасту, то право на получение мер социальной поддержки у нее возникло с момента выхода на пенсию.
Пунктом 4 ст.7 Федерального Закона «О ветеранах», введенным в действие с 22.12.2005г. предусматривается, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с данным пунктом в Калининградской области принят Закон Калининградской области «О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Калининградской области» от 30.06.2006г. № 29. Положения данного Закона, действительно, не предусматривают выдачу ветеранам труда соответствующего удостоверения, что, по мнению суда, противоречит статье 28 Федерального Закона «О ветеранах», согласно которой реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Поскольку удостоверение единого образца для ветеранов, установлено Правительством РФ, и оно действует на территории всего пространства РФ, то независимо от того, что в субъекте РФ - Калининградская область, не предусмотрены натуральные льготы для данной категории граждан, это не может быть препятствием в его получении.
Статьей 12 Закона Калининградской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области" также предусматривается, что реализация мер социальной поддержки лиц, указанных в абзацах втором и третьем пункта 2 статьи 1 настоящего Закона (к каковым относится и истица), осуществляется по предъявлении ими документов единого образца, установленного для каждой категории граждан, имеющих право на социальную поддержку, Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации. В качестве меры социальной поддержки ветеранов труда предусматривается единовременная выплата, размер, порядок и условия единовременной выплаты устанавливаются Правительством Калининградской области и ежемесячная денежная выплата за счет средств областного бюджета в размере, обеспечивающем доведение их доходов с учетом государственных пенсий до величины прожиточного минимума, установленного в Калининградской области для пенсионеров, порядок и условия предоставления которой устанавливаются Правительством Калининградской области.".
Вместе с тем, статьей 4 Закона Калининградской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» (в редакции с изменениями от 15.11.2006 года) лицам, признанным в установленном порядке ветеранами труда до 1 июля 2006 года, после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
- пользование поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств областного бюджета или средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы; бесплатное оказание медицинской помощи в областных учреждениях здравоохранения;
- взамен предоставлявшихся в натуральном виде отдельных мер социальной поддержки ежемесячная денежная выплата в размере 1320 рублей.
Таким образом, для ветеранов труда, которым данное звание присвоено после 1 июля 2006 года, был установлен иной объем льгот, нежели для ветеранов труда, которым данное звание присвоено после указанной даты. При этом льготы для первых носят регулярный характер без ограничения срока их предоставления, в связи с чем суд находит обоснованными доводы истицы о том, что при присвоении ей звания ветеран труда после 01.07.2006г. объем социальных гарантий для нее уменьшился по сравнению с лицами, получившими это звание до 01.07.2006г., что соответственно, нарушает ее права на социальное обеспечение.
Анализируя данные обстоятельства в совокупности, суд находит необоснованными доводы представителя ответчика о том, что при обращении истицы за присвоением звания «Ветеран труда» отсутствовала нормативная база, позволяющая своевременно рассмотреть данный вопрос. Несмотря на отсутствие закона, регулирующего порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», на момент обращения истца действовало «Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденное Указом Президента РФ от 25 сентября 1999 года №1270 и действующее постановление Администрации Калининградской области от 13 ноября 1999 года № 680 ( с изменениями от 21.05.2001 г.).
Кроме того, суд считает, что на истицу не может быть возложена ответственность в виде уменьшения предоставляемого ей объема льгот в связи с несвоевременным принятием законодателем (в рассматриваемом случае законодательным органом Калининградской области) нормативных актов, регулирующих вопросы социального обеспечения ветеранов труда, порядка и условий присвоения данного звания, а также в связи со сроками и организацией взаимодействия государственных органов Калининградской области и их структурных подразделений по данному вопросу.
Исходя из этого, и поскольку судом установлено, истица обратилась за присвоением данного звания в период действия старой редакции закона, учитывая также конституционный принцип равенства граждан перед законом, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истицы о понуждении Министерства социальной политики и труда Калининградской области выдать ей удостоверение «Ветеран труда», признании за ней права на льготы ветерана труда, установленные для лиц, получивших данное звание до 01.07.2006г., т.е. в настоящее время в объеме, установленном ст. 4 Закона Калининградской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» (в редакции с изменениями от 15.11.2006 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать Министерство социальной политики и труда Калининградской области выдать ФИО1 удостоверение «Ветеран труда» установленного образца.
Признать за ФИО1 право на своевременное получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Калининградской области №473 от 16.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» с изменениями, внесенными Законом Калининградской области №76 от 15.11.2006 г.
Обязать Министерство социальной политики и труда Калининградской области предоставить ФИО1 меры социальной поддержки начиная с 17 апреля 2008 года с учетом компенсации полученной ею ранее.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение 10 дней.
Судья: