ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1739 от 18.06.2020 Ачинского городского суда (Красноярский край)

УИД 24RS0002-01-2020-001894-80

№ 2-1739 (2020)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2020 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Ирбеткиной Е.А.

с участием представителя истца Малиновской Р.А.,

представителя ответчика ФИО1,

при секретаре Слепуха Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Ачинская городская централизованная библиотечная система» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Ачинская городская централизованная библиотечная система» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. Исковые требования мотивированы тем, что Ачинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в МБУК «АГЦБС». В ходе проверки установлено, что вопреки требованиям п.6 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов утвержденного Приказом Минкультуры России от 10.11.2015 N 2761, в здании учреждения по адресу: <...> копии документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуг, в том числе, на информационном стенде, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне отсутствуют, наружная вывеска о наименовании и режиме работы учреждения, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне не имеется. Также в нарушение п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и п. 7.1.8 СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения при входе в указанное здание учреждения для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании; на основных путях движения не предусмотрена тактильная направляющая полоса с высотой рисунка не более 0,025 м. Филиалы МБУК «АГЦБС», расположенные по адресам: <...> д. ЗА; <...> в нарушение требований п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также п.п. 5.1.1 и 5.1.2 СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» при отсутствии пандусов не оборудованы кнопкой вызова персонала, что объективно лишает маломобильную группу граждан доступу в помещение учреждения. Кроме того, в нарушение ст.14 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «0 социальной защите инвалидов в Российской Федерации» литература для инвалидов, в том числе издаваемая на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля в учреждении представлена только в виде художественной, а периодическая, научная, учебно-методическая и справочно-информационная литература в указанной форме отсутствует. Выявленные нарушения ущемляют право инвалидов на получение равного доступа к информации, касающейся деятельности учреждения и предоставляемых им социальных услуг. В связи с этим прокурор просит обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ачинская городская централизованная библиотечная система» разместить копии документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуг, в том числе, на информационном стенде, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также размесить наружную вывеску о наименовании и режиме работы учреждения, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; обязать МБУК «АГЦБС» разместить информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании и разместить на основных путях движения тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.; обязать МБУК «АГЦБС» обеспечить филиалы, расположенные по адресам: <...> д. ЗА и <...> кнопкой вызова персонала; обязать МБУК «АГЦБС» обеспечить наличие периодической, научной, учебно-методической и справочно-информационной литературы, издаваемой на магнитофонных кассетах, а также выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля (л.д. 2-3).

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник Ачиского городского прокурора Малиновская Р.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила установить ответчику срок для устранения выявленных нарушений до 01.01.2021.

Представитель ответчика МБУК «АГЦБС» ФИО1, действующая на основании Распоряжения от 17.06.2020, против удовлетворения иска возражала, указав в отзыве на иск, что учредителем МБУК «АГЦБС» является муниципальное образование город Ачинск. Функции и полномочия учредителя в пределах своей компетенции осуществляет администрация города Ачинска. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБУК «АГЦБС» осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования город Ачинск. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем на праве оперативного управления. С целью устранения выявленных нарушений в сфере социальной защиты инвалидов, в соответствии с представлением Ачинского городского прокурора от 06.03.2020 № 7-01-2020, МБУК «АГЦБС» собраны коммерческие предложения, 19.03.2020 года в администрацию города Ачинска направлено письмо о необходимости выделения дополнительных бюджетных ассигнований для устранения нарушений в сфере социальной защиты инвалидов. 16.04.2020 МБУК «АГЦБС» повторно направлено в администрацию города Ачинска письмо о необходимости выделения дополнительных бюджетных ассигнований для устранения нарушений в сумме 505 894 руб., но по состоянию на 18.06.2020 года денежные средства для устранения нарушений законодательства в сфере социальной защиты инвалидов МБУК «АГЦБС» администрацией города не выделены. Администрация города Ачинска, являясь учредителем МБУК «АГЦБС», не принимает меры для устранения нарушений в сфере социальной защиты инвалидов. Поскольку МБУК «АГЦБС» является некоммерческой организацией и не имеет дополнительных доходов за исключением субсидий из бюджета муниципального образования город Ачинск, устранить выявленные нарушения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов самостоятельно учреждению не представляется возможным ввиду отсутствия финансирования.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Ачинского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Социально-средовая реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе социально-бытовую адаптацию.

Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В соответствии со ст. 14 вышеуказанного Федерального закона государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

Закрепленная в абз. 6 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ льгота предполагает дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Аналогичные положения содержит п. 3 ч. 4 ст. 19, действующего с 1 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", согласно которому при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены, в том числе дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников.

Пункт 7.1.8 СП 59.13330.2012 "Свод правил доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" устанавливает, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.

Согласно пунктам 4.1.14, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, Ачинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности МБУК «АГЦБС», о чем составлен акт проверки 03.03.2020г. (л.д.4-5).

В результате проверки выявлены нарушения положений законодательства регламентирующих порядок раскрытия информации о деятельности учреждения, а именно в здании учреждения, расположенному по адресу: г.Ачинск, ЮВР 17, отсутствуют копии документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуг, в том числе, на информационном стенде, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне отсутствуют, наружная вывеска о наименовании и режиме работы учреждения, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании. На основных путях движения не предусмотрена тактильная направляющая полоса с высотой рисунка не более 0,025 м.; филиалы МБУК «АГЦБС», расположенные по адресам: г.Ачинск, мкр.8 д. 3А и мкр. 5 дом 10, при отсутствии пандусов не оборудованы кнопкой вызова персонала, литература для инвалидов, в том числе издаваемая на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля в учреждении представлена только в виде художественной, Периодическая, научная, учебно-методическая и справочно-информационная литература в указанной форме отсутствует.

06.03.2020г. по фактам выявленных нарушений прокуратурой в адрес руководителя МБУК «АГЦБС» было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере социального обслуживания и социальной защиты инвалидов (л.д.6-7).

Из ответа на представление прокурора руководителя МБУК «АГЦБС» следует, что с целью устранения выявленных нарушений выполнены следующие мероприятия: для приобретения оборудования (материалов), указанных в представлении, необходимо выделение дополнительных бюджетных ассигнований в сумме 505 894 рублей, с этой целью направлено письмо на корректировку бюджета от 19.03.2020 №01-05/99 на приобретение принтера Брайля, стоимостью 410 750 руб., таблички полноцветной азбукой Брайля стоимостью 20 854 руб., мнемосхемы стандартной стоимостью 11025 руб., полосы противоскользящей стоимость. 10 200 руб., плитки тактильной Рифы Конус в линейном порядке стоимостью 11 690 руб., клей стоимостью 3 875 руб., универсальной системы вызова персонала инвалидов для входа и санузла стоимостью 37 500 руб. Для представления в учреждении периодической, научной, учебно-методической и справочно - информационной литературы издаваемой рельефно-точечным шрифтом Брайля заключен договор на информационно-библиотечное обслуживание по межбиблиотечному абонементу с КГБУК «Красноярская краевая спецбиблиотека» от 13.07.2016 № 69, предметом которого является выдача МБУК «АГЦБС» документов во временное безвозмездное пользование в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов (информационного обмена). Также заключен муниципальный контракт на поставку периодических изданий от 18.03.2020 г. № 01944/23 с «Урал-Пресс Красноярск» на приобретение периодических изданий (журналы) на сумму 1 694, 54 руб. (л.д.8-9).

В части размещения копии документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуг, в том числе, на информационном стенде, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, размещении наружной вывески о наименовании и режиме работы учреждения, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, размещении информационной мнемосхемы (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, тактильной направляющей полосы с высотой рисунка не более 0,025 м., обеспечение кнопкой вызова персонала, обеспечение наличия периодической, научной, учебно-методической и справочно-информационной литературы, издаваемой на магнитофонных кассетах, а также выполненной рельефно- точечным шрифтом Брайля нарушения не устранены.

При таких обстоятельствах заявленные требования прокурора о возложении на ответчика МБУК «АГЦБС» обязанности разместить копии документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуг, в том числе, на информационном стенде, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также размесить наружную вывеску о наименовании и режиме работы учреждения, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; разместить информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании и разместить на основных путях движения тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м., обязании МБУК «АГЦБС» обеспечить филиалы, расположенные по адресам: <...> д. ЗА и <...> кнопкой вызова персонала, обязании МБУК «АГЦБС» обеспечить наличие периодической, научной, учебно-методической и справочно-информационной литературы, издаваемой на магнитофонных кассетах, а также выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что невыполнение требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов вызвано отсутствием финансирования на эти цели, не могут быть приняты во внимание, поскольку не имеют правового значения и не освобождают учреждение от установленной законом обязанности, возложенной действующим законодательством.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

С учетом конкретных обстоятельств дела, суд считает целесообразным установить срок исполнения решения суда до 01.01.2021 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ачинская городская централизованная библиотечная система» разместить в здании по адресу <...> строение 17 копии документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуг, в том числе, на информационном стенде, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, размесить наружную вывеску о наименовании и режиме работы учреждения, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в срок до 01 января 2021 года.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ачинская городская централизованная библиотечная система» разместить в здании по адресу <...> строение 17 информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании и разместить на основных путях движения тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м. в срок до 01 января 2021 года.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ачинская городская централизованная библиотечная система» обеспечить филиалы, расположенные по адресам: <...> и <...>, кнопкой вызова персонала в срок до 01 января 2021 года.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ачинская городская централизованная библиотечная система» обеспечить наличие периодической, научной, учебно-методической и справочно-информационной литературы, издаваемой на магнитофонных кассетах, а также выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля в срок до 01 января 2021 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Е.А.Ирбеткина

Мотивированное решение суда изготовлено 26 июня 2020 года.

Решение в законную силу не вступило.