ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1739/19 от 11.11.2019 Анапского районного суда (Краснодарский край)

К делу 2-1739/2019

УИД 23RS0004-01-2019-002850-25

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.-к. Анапа 11 ноября 2019 года

Анапский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Жванько З.И.,

при секретаре Бугаевой Е.В.,

с участием представителя истца администрации МО г.-к. Анап – ФИО1, действующего на основании доверенности № 03-07-10513/2019 от 04.10.2019 года,

представителя ответчицы ФИО2 - ФИО3, действующего на основании доверенности 23АА8959243 от 27.02.2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования г.-к. Анапа к ФИО2 о признании самовольной постройкой и обязании осуществить снос,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО г.-к. Анапа обратилась в суд с иском к ФИО2 о признании самовольной постройкой и обязании осуществить снос.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что управлением муниципального контроля администрации МО г.к. Анапа проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 000, уточненной площадью 624 кв.м., расположенного по адресу: (...) с видом разрешенного использования – «под индивидуальную жилую застройку» принадлежащего на праве собственности ответчику. Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования г.к. Анапа, утвержденными решением Совета муниципального образования г. к. Анапа от 14.11.2013 № 404 (в редакции от 22.12.2016 № 145), указанный земельный участок расположен в зоне смешанной плотной жилой застройки (Ж-СПР). Данная зона предназначена для формирования территории с размещением многоквартирных жилых домов средней этажности, а также индивидуальных жилых домов с рекреационными функциями. В ходе проведения визуального осмотра с использованием сведений публичной кадастровой карты, а также согласно общедоступным сведениям, содержащимся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», установлено, что на вышеуказанном земельном участке расположено пять двухэтажных зданий, визуально имеющих планировку гостиничного типа, с общим количеством номеров 13 (ориентировочно), в том числе: четыре здания ориентировочным размером 6,0м х 4,0м, ориентировочной площадью застройки 24 кв.м.; одно здание ориентировочным размером 17,0м х 6,0м, ориентировочной площадью застройки 102 кв.м., при возведении которого не соблюдены минимальные нормы отступа от границы смежного земельного участка с кадастровым номером 000 – менее 1 метра. Согласно сведений публичной кадастровой карты, указанные здания в государственном кадастре не учтены, право собственности в Росреестре не зарегистрировано. В соответствии с письмом управления архитектуры и градостроительства администрации от 01.02.2019 разрешительная документация на строительство (реконструкцию) каких-либо объектов в границах вышеуказанного земельного участка администрацией не выдавалась, что позволяет квалифицировать действия ответчика в соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ.

На основании чего просит суд признать самовольными постройками и обязать ФИО2 в течении 30 (тридцати) дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить снос (демонтаж): четырех зданий ориентировочным размером 6,0м х 4,0м, ориентировочной площадью застройки 24 кв.м. и одного здания ориентировочным размером 17,0м х 6,0м, ориентировочной площадью застройки 102 кв.м., при возведении которого не соблюдены минимальные нормы отступа от границы смежного земельного участка кадастровым номером 000 - менее 1 метра, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 000, уточненной площадью 624 кв.м., по адресу: (...), с/о Супсех, (...) с видом разрешенного использования «под индивидуальную жилую застройку».

В судебном заседании представитель истца администрации МО г.-к. Анапа, по доверенности ФИО1, заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям указанным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2, по доверенности ФИО3, исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о дате и времени рассмотрения дела, причины неявки суду не сообщила, ходатайств о рассмотрении дела в её отсутствие в суд не поступало, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

Выслушав участников процесса, изучив представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Согласно ст. ст. 40, 41 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Статьей 42 ЗК РФ установлены обязанности собственников и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, согласно которой соблюдение при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов является обязанностью собственника участка.

В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

Свои выводы суд мотивирует тем, что ответчику ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 000, площадью 624 кв.м., категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: гостиничное обслуживание, расположенный по адресу: (...), дата государственной регистрации: 28.10.2014г., номер государственной регистрации: 000, ограничения права и обременение не зарегистрировано.

Земельный участок имеет вид разрешенного использования «гостиничное обслуживание», что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Из представленных документов в материалы дела следует что на земельном участке расположены объекты некапитального строительства (некапитальное строение для кратковременного проживания в летний период).

Для установления данного факта, в материалы дела представлено заключение эксперта проведенное ООО «Межрегиональным центром экспертиз и консалтинга «Экско», в том числе экспертный осмотр и изучение конструктивных характеристик строений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 000 по адресу: (...).

Эксперт проводивший экспертизу и осмотр спорных объектов был вызван в судебное заседания и опрошен по результатам проведенной экспертизы, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложного заключения.

Из разъяснений эксперта и в соответствии с заключением о результатах исследования от 27.03.2019г. № 063-19 установлено, что на указанном земельном участке расположены:

двухэтажные летние домики с линейными размерами 5,0м х 4,0м в количестве 4 штук: площадь застройки каждого 20 кв.м.; фундаменты отсутствуют; несущие ограждения конструкций выполнены из пиломатериалов хвойных пород по принципу каркасного строительства и имеют разборных характер; перекрытие деревянное; кровля из металлопрофиля, окна и входная дверь металлопластиковые; коммуникации – свет, вода, канализация.

двухэтажный летний домик с линейными размерами 5,0м х 12,3м в количестве 1 штука: площадь застройки каждого 61,5 кв.м.; фундаменты отсутствуют; несущие ограждения конструкций выполнены из пиломатериалов хвойных пород по принципу каркасного строительства и имеют разборных характер; перекрытие деревянное; кровля из металлопрофиля, окна и входная дверь металлопластиковые; коммуникации – свет, вода, канализация.

Согласно заключению о результатах исследования от 27.03.2019г. № 063-19 строения возведены из легкой сборно-разборной конструкции, отсутствует фундамент (жесткая связь с землей) и имеется возможность демонтажа и передислокации строений без нанесения несоразмерного ущерба конструктивным элементам строений. Из заключения эксперта выводов следует что летние домики являются объектами некапитального строительства.

Из пояснений эксперта следует что спорные объекты не имеют прочной связи с землей, ограждающие несущие конструкции выполнены облегченного характера и разборного типа, и имеется возможность демонтажа и передислокации исследуемых строений без нанесения несоразмерного ущерба конструктивным элементам строений, то есть исследуемые объекты -объектами капитального строения не являются.

Экспертом сделан вывод, что вышеуказанные объекты некапитального строительства требованиям строительным, экологических, противопожарных, санитарно-гигиенических правил и иным правилам, и нормативам соответствует. Градостроительный кодекс РФ не предусматривает норм проектной документации, градостроительный план, проект планировки на возведение некапитальных строений. Разрешение на возведение таких объектов получать не требуется.

Данное заключение судебной экспертизы судом принимается в качестве достоверного, достаточного и допустимого доказательства по настоящему делу, так как оно выполнено высоко квалифицированным экспертом, имеющим высшее образование в строительной сфере, имеющим достаточный опыт и стаж работы по экспертной деятельности, оно обоснованное, мотивированное, выводы эксперта согласуются с материалами дела, кроме того эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Так же в материалы дела представлено согласие собственника смежного земельного участка с кадастровым номером 000 из которого следует что собственник указанного участка ФИО4 дает согласие и не возражает против размещения объекта некапитального строительства по меже на земельном участке с кадастровым номером 000, площадью 624 кв.м., по адресу: (...).

Судом так же учитывается что минимальные нормы отступа от границ смежных земельных участков при строительстве объектов капитального строительства на территории муниципального образования город-курорт Анапа установлены Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденными решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа.

Указанные Правила определяют минимальные нормы отступов от границ смежных земельных участков исключительно при строительстве объектов капитального строительства. Минимальные отступы от границ смежных земельных участков при возведении объектов некапитального строительства нормами действующего законодательства не установлены.

В связи с тем, что строения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 000 по адресу: (...), являются объектами некапитального строительства, возведенными из легкой сборно-разборной конструкции и не имеющие фундамента, получение разрешения на строительство при возведении указанных строений, а так же соблюдение норм отступов от границ смежных земельных участков, установленных Правилами землепользования и застройки, не требуется.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Согласно пункту 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

В соответствии с указанными нормами и имеющегося заключения эксперта следует, что на территории и в границах собственного земельного участка с видом разрешенного использования: гостиничное обслуживание, возведены объекты некапитального строительства летние домики, т.к. не имеют прочной связи с землей и возведены из легкой сборно-разборной конструкции.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Пунктом 2 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что разрешение на строительство, реконструкцию объектов, не являющихся объектами капитального строительства, не требуется.

Минимальные нормы отступа от границ смежных земельных участков при строительстве объектов капитального строительства на территории муниципального образования город-курорт Анапа установлены Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденными решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа.

Указанные Правила определяют минимальные нормы отступов от границ смежных земельных участков исключительно при строительстве объектов капитального строительства. Минимальные отступы от границ смежных земельных участков при возведении объектов некапитального строительства нормами действующего законодательства не установлены.

В связи с тем, что спорные строения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером: 000, по адресу: (...), являются объектами некапитального строительства, возведенными из сборно-разборной конструкции и не имеющие фундамента прочной связи с землей, получение разрешения на строительство при возведении указанных строений, а так же соблюдение норм отступов от границ смежных земельных участков, установленных Правилами землепользования и застройки, не требуется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Из указанной нормы права следует, что к признанию постройки самовольной приводит либо частноправовое нарушение (строительство на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта или в отсутствие соответствующего гражданского права на землю), либо публично-правовые нарушения: формальное (отсутствие необходимых разрешений) или содержательное (нарушение градостроительных и строительных норм и правил) - определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2016 № 308-ЭС15-15458.

В силу п. 17. ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;

1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;

4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;

4.3) строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;

4.4) строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;

4.5) размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Из материалов дела следует что, земельный участок принадлежит ФИО2 на праве собственности, строения, расположенные на земельном участке, являются некапитальными объектами, получение согласований и разрешений на возведение объектов некапитального строительства не предусмотрено законом, а Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа, не распространяются на объекты некапитального строительства, строения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 000, по адресу: (...), таким образом расположенные некапитальные строения не могут являться самовольной постройкой и не подлежат сносу.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание заявленных требований и предоставленных возражений.

Истцом не представлено доказательств в обоснование заявленных требований, ответчиком же в обоснование своей правовой позиции указано на заключение экспертизы, подтверждающей неправомерность доводов истца.

Статья 60 ГПК РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Истцом в материалы дела, не представлены доказательства, свидетельствующие о незаконности возведения объектов некапитального строительства, так же не представлены доказательства эксплуатации указанных объектов с нарушением требований законодательства. Из имеющегося в материалах дела заключения эксперта следует что вышеуказанные объекты некапитального строительства требованиям строительным, экологических, противопожарных, санитарно-гигиенических правил и иным правилам, и нормативам соответствует. Градостроительный кодекс РФ не предусматривает норм проектной документации, градостроительный план, проект планировки на возведение некапитальных строений. Так же экспертом установлено что признаки, позволяющие отнести постройки к объектам коммерческого назначения (магазин, гостиницы и т.д.) отсутствуют.

При данных обстоятельствах следует что истцом доказательств подтверждающих нарушение прав и норм действующего законодательства в отношении спорных объектов некапитального строительства не представлено.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что возведенные объекты: четыре здания ориентировочным размером 6,0м х 4,0м, ориентировочной площадью застройки 24 кв.м. и одно здание ориентировочным размером 17,0м х 6,0м, ориентировочной площадью застройки 102 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером 000, уточненной площадью 624 кв.м., по адресу: (...), являются объектами некапитального строения, в соответствии с требованиями действующего законодательства при возведении указанных некапитальных объектов разрешение на строительство не требуются, в силу Градостроительного Кодекса РФ.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в данном случае не имеется правовых оснований для удовлетворения требований администрации муниципального образования город-курорт Анапа о сносе спорного строения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования г.-к. Анапа к ФИО2 о признании самовольной постройкой и обязании осуществить снос, – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме через Анапский районный суд.

Судья

Анапского районного суда

Краснодарского края З.И. Жванько

Мотивированное решение суда изготовлено 15 ноября 2019 года.