ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1739/2015 от 21.03.2016 Сосновоборского городского суда (Красноярский край)

Гр.дело №2-255/2016 Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2016 года г. Сосновоборск

Сосновоборский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующегосудьиАльбрант М.О.,

при секретаре Верхотуровой Е.М.,

с участием пом. прокурора г. Сосновоборска Шляковой О.С.

представителя ответчика АО "Железногорская ТЭЦ" Долженко М.В. по доверенности от 25.12.2015 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Сосновоборска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к АО "Железногорская ТЭЦ" о признании незаконным бездействие в части не организации обеспечения охраны химически-опасного объекта и возложении обязанности по организации обеспечения государственной охраны химически-опасного объекта,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Сосновоборска обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО "Краевая энергосберегающая компания", АО "Железногорская ТЭЦ", администрации г. Сосновоборска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие в части неорганизации обеспечения охраны химически-опасного объекта и возложении обязанности по организации обеспечения государственной охраны химически-опасного объекта, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Прокуратурой г. Сосновоборска проведена проверка соблюдения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов и антитеррористической защищённости администрацией города Сосновоборска и ООО «Краевая энергосберегающая компания». В ходе проверки установлено следующее.

01.12.2015г. в рамках полномочий Управлением градостроительства, имущественных и земельных отношений администрации города (далее- УГИЗО) заключен договор № 34\11 с одной стороны, и ООО «Краевой энергосберегающей компанией» (далее ООО «КЭСКО») с другой стороны договор аренды муниципального имущества на основании постановления администрации г.Сосновоборска № 1828 от 01.12.2015г., а именно объекты водоснабжения в соответствии с приложением № 1 к договору. В дальнейшем 04.02.2016г. указанные правоотношения между администрацией города и ООО «КЭСКО» оформлены путём заключения концессионного соглашения №1 и № 2 сроком действия на 15 лет ( п.60 Соглашения).

В составе переданного администрацией города имущества находится насосная станция первого подъёма (объект под № 4 Перечня муниципального имущества- объектов водоснабжения, переданных в аренду), а также действующий химически-опасный объект - хлораторная и склад хлора, расположенный на территории насосной станции 2-го подъема ( объект под № 14 Перечня муниципального имущества- объектов водоснабжения, переданных в аренду). Указанный объект зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов. На территории насосной станции 1-го подъема расположены сооружения для забора воды из источника.

Кроме того, договором № 35/12 от 01.12.2015г. заключенным между ООО «КЭСКО» и УГИЗО администрации города, ООО «КЭСКО» переданы в аренду объекты теплоснабжения согласно приложению к договору № 1 (Концессионное соглашение № 2 от 04.02.2016г.).

В свою очередь ООО «КЭСКО» заключило договор на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт имущества Красноярской ТЭЦ-4 за № Э2-ЖТЭЦ-2015 от 01.11.2015г. с АО «Железногорская ТЭЦ» и передала по указанному договору в эксплуатацию всё вышеперечисленное имущество необходимое для водо и теплоснабжения населения г. Сосновоборска, в том числе здание химводоочистки, здание хлораторной ( п.60-63 приложение № 1 к договору от 01.11.2015г.).

Учитывая, что АО «Железногорская ТЭЦ» используют в своей деятельности химически опасный объект: хлораторная и склад хлора (ГОСТ № 67-18-93- высокоопасное вещество), который подпадает под действие п. 13 Постановления правительства РФ от 14.08.1992г. № 587 и подлежит государственной охране. При этом количество вредных веществ или класс опасности объектов не имеет значения для отнесения их к объектам, подлежащих государственной охране в рамках Постановления Правительства РФ от 14.08.1992г. № 587.

Таким образом, АО «Железногорская ТЭЦ» на праве договора на эксплуатацию, объекта с наличием опасных производственных объектов, водозаборных устройств, подлежащих специализированной государственной охране и его не имеют право охранять частные охранные организации. Считает, что определяющим фактором является именно вид деятельности, осуществляемый предприятием и наличие на нём объектов, перечисленных в указанном постановлении.

В нарушение указанных норм, 01.12.2015 между АО «Железногорская ТЭЦ» заключен договор № Э2-ЖТЭЦ-2015 на оказание услуг по охране, согласно которого ООО ЧОП «Безопасность бизнеса» (действующего на основании договора на оказание услуг по охране объектов АО «Железногорская ТЭЦ» № 69/15 от 01.08.2015г.) приняты под охрану объекты ООО «КЭСКО», а именно действующий химически-опасный объект - хлораторная и склад хлора.

Охрана указанных объектов силами частного охранного предприятия ООО ЧОП «Безопасность бизнеса» является прямым нарушением требований п.п.6 и п.п.7 ст.3 Закона РФ от 11.03.1992г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», где указано, что ЧОПам запрещено обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, перечень которых утверждён Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 г. № 587. Соответственно ООО «КЭСКО» также не соблюдены требования ч.З ст.9 Федерального Закона № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части предотвращения постороннего вмешательства в деятельность опасных производственных объектов по системам физической защиты и охраны объекта, поскольку такое предотвращение постороннего вмешательства в деятельность опасных производственных объектов не должно осуществляться в нарушение норм действующего законодательства.

Государственная охрана организацией эксплуатирующей имущество АО «Железногорская ТЭЦ» в части осуществления на постоянной основе мероприятий по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц не организована, собственником имущества- администрацией города мер к соблюдению арендаторами требований действующего законодательства при эксплуатации муниципального имущества, относящегося к опасным производственным объектам, не принято.

Объект муниципального имущества, переданный в эксплуатацию АО «Железногорская ТЭЦ» является потенциальным объектом террористических посягательств.

Просит суд признать незаконным бездействие АО "Железногорская ТЭЦ" в части не организации обеспечения государственной охраны объектов, подлежащих государственной охраны объектов – действующий химически-опасный объект – хлораторная и склад хлора, расположенный на территории насосной станции 2-го подъема. Возложить на АО "Железногорская ТЭЦ" обязанность организовать обеспечение государственной охраны опасных производств объектов действующий химически-опасный объект – хлораторная и склад хлора, расположенный на территории насосной станции 2-го подъема.

В судебном заседании пом. прокурора г. Сосновоборска Шляковой О.С. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, в части наименования химически-опасного объекта уточнила, просила считать не хлораторная и и склад хлора, а здание хлораторной.

Представитель ответчика АО "Железногорская ТЭЦ" Долженко М.В., исковые требования не признала. Суду пояснила, что в производстве тепловой энергии и теплоносителя ответчиком для хлорирования (очистки) теплоносителя используется опасное вещество, сильный окислитель — хлор. Хлор хранится в специальных опломбированых, запираемых на спец. замок контейнерах в запираемом помещении под сигнализацией. Доступ к данным контейнерам имеет только оператор хлораторной установки и ведущий инженер технолог, прошедшие специальную подготовку. Годовой объем потребления хлора составляет ориентировочно 7,4 тонн (в зависимости от температуры наружного воздуха и объема воды). Классы опасности опасных производственных объектов устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся на опасном производственном объекте. В соответствии с таблицами 1 и 2 Приложения №2 к федеральному закону N 116-ФЗ от 21.07.1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", поскольку одновременно на объекте в разных емкостях находится не более 1,8т хлора, при этом его количество постоянно уменьшается по мере использования в производстве, то данный объект относится к IV класс опасности (объект низкой опасности). Таким образом, по смыслу статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" для жизненно важных интересов личности и общества указанный окисляющего вещества объем представляет низкую опасность.

В Федеральном законе N 116-ФЗ от 21.07.1997г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" не содержится требований об обеспечении государственной охраны опасных объектов.

Все обязанности, возложенные на ответчика в связи с эксплуатацией опасных производственных объектов, выполняются надлежащим образом.

Ответчик полагает, что им не допущено нарушение требований Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» государственной охране подлежат объекты по производству, хранению и переработке, уничтожению и утилизации химически опасных веществ.

Однако АО «Железногорская ТЭЦ» не является таким объектом, поскольку хлор в котельной не производится, не утилизируется не уничтожается, а закупается по мере необходимости. Согласно ст. ст. 1, 6 Федерального Закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране" под государственной охраной понимается функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны. Под объектами, подлежащими госохране, следует понимать только объекты, являющиеся государственной собственностью и перечисленные в ст. 6 ФЗ "О государственной охране"; а также объекты, являющиеся госсобственностью и находящиеся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в соответствии со ст. 8 ФЗ "О ведомственной охране". Прав на охрану объектов иных форм собственности принадлежит в равной мере всем субъектам охранной деятельности, как государственной, так и негосударственной охраны. В указанных случаях право выбора субъекта охраны и заключения договор на охрану объекта принадлежит собственнику объекта или законному владельцу.

Считает, что АО «Железногорская ТЭЦ» не является объектом, подлежащим госохране, осуществляет охрану территории исходя из требований закона и экономической целесообразности. Во исполнение требовании законодательства о противодействии терроризму, о промышленной безопасности ответчиком принимаются все возможные меры по обеспечению безопасной эксплуатации опасных объектов, защищенности объектов в целях предотвращения аварии или иных чрезвычайных ситуации. Охрана объекта осуществляется ООО «ЧОП Безопасность бизнеса» на основании договора №57/14

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В соответствии с п.4 ст.З Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определено понятие промышленной безопасности опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. В соответствии с п.1 ст.9 указанного Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

обязана предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.

Федеральный закон от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма.

Целью противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищённости потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Статьёй 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, среди которых - приоритет мер предупреждения терроризма.

Это же подтверждено ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации утверждённой Президентом РФ 05 октября 2009г.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

Как установлено в судебном заседании прокуратурой г. Сосновоборска проведена проверка соблюдения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов и антитеррористической защищённости администрацией города Сосновоборска и ООО «Краевая энергосберегающая компания». В ходе проверки установлено следующее.

01.12.2015г. в рамках полномочий Управлением градостроительства, имущественных и земельных отношений администрации города (далее- УГИЗО) заключен договор № 34\11 с одной стороны, и ООО «Краевой энергосберегающей компанией» (далее ООО «КЭСКО») с другой стороны договор аренды муниципального имущества на основании постановления администрации г.Сосновоборска № 1828 от 01.12.2015г., а именно объекты водоснабжения в соответствии с приложением № 1 к договору. В дальнейшем 04.02.2016г. указанные правоотношения между администрацией города и ООО «КЭСКО» оформлены путём заключения концессионного соглашения №1 и № 2 сроком действия на 15 лет ( п.60 Соглашения). В составе переданного администрацией города имущества находится насосная станция первого подъёма (объект под № 4 Перечня муниципального имущества- объектов водоснабжения, переданных в аренду), а также действующий химически-опасный объект – здание хлораторной, расположенный на территории насосной станции 2-го подъема (объект под № 14 Перечня муниципального имущества- объектов водоснабжения, переданных в аренду). Указанный объект зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов. На территории насосной станции 1-го подъема расположены сооружения для забора воды из источника. Кроме того, договором № 35/12 от 01.12.2015г. заключенным между ООО «КЭСКО» и УГИЗО администрации города, ООО «КЭСКО» переданы в аренду объекты теплоснабжения согласно приложению к договору № 1 (Концессионное соглашение № 2 от 04.02.2016г.). В свою очередь ООО «КЭСКО» заключило договор на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт имущества Красноярской ТЭЦ-4 за № Э2-ЖТЭЦ-2015 от 01.11.2015г. с АО «Железногорская ТЭЦ» и передала по указанному договору в эксплуатацию всё вышеперечисленное имущество необходимое для водо и теплоснабжения населения г. Сосновоборска, в том числе здание химводоочистки, здание хлораторной (п.60-63 приложение № 1 к договору от 01.11.2015г.). Объект муниципального имущества, переданный в эксплуатацию АО «Железногорская ТЭЦ» является потенциальным объектом террористических посягательств. 01.12.2015 между ООО «КЭСКО» и АО «Железногорская ТЭЦ» заключен договор № Э2-ЖТЭЦ-2015 на оказание услуг по охране, согласно которого ООО ЧОП «Безопасность бизнеса» ( действующего на основании договора на оказание услуг по охране объектов АО «Железногорская ТЭЦ» № 69/15 от 01.08.2015г.) приняты под охрану объекты ООО «КЭСКО», а именно действующий химически-опасный объект – здание хлораторной.

Согласно статье 5 Федерального закона от 27 мая 1996 года, N 57-ФЗ "О государственной охране", государственную охрану осуществляют органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. Частью 3 названной статьи закреплены виды услуг, разрешаемых предоставлять в целях охраны, к которым отнесены и услуги по охране объектов и (или) имущества, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении. При этом в силу ч. 1 ст. 11 Закона оказание данных услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел. Частью 3 ст. 11 Закона закреплено положение о том, что охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Тем самым законодателем ограничена сфера деятельности частных охранных организаций. Правительство Российской Федерации наделено правом определения объектов, услуги по охране которых такие организации оказывать не могут.

Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране. Среди прочих к указанным объектам отнесены объекты по производству, хранению и переработке, уничтожению и утилизации химически опасных веществ (пункт 13 приложения N 1). В соответствии с ГОСТ № 67-18-93 хлор относится к химически высокоопасным веществам.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что здание хлораторной расположенное на территории насосной станции 2-го подъема, используемое при хлорировании воды, является химически опасным производственным объектом по хранению химически опасных веществ и подлежат специализированной государственной охране, следовательно, АО «Железногорская ТЭЦ» обязана обеспечить государственную охрану данного объекта.

Довод представителя ответчика АО «Железногорская ТЭЦ» о том, что в соответствии с таблицами 1 и 2 Приложения №2 к федеральному закону N 116-ФЗ от 21.07.1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", с учетом объема одновременно содержащегося на объекте не более 1,8 тонн хлора, в здании хлораторной, представляют низкую опасность, суд не может принять во внимание, поскольку указанный нормативный акт не регулирует вопрос государственной охраны химически опасных производственных объектов.

Существенным обстоятельством, подлежащим установлению и определяющим разрешение спора, является наличие или отсутствие у ответчика обязанности обеспечить государственную охрану объектов, здание хлораторной, расположенной на территории насосной станции 2-го подъема, используемого при хлорировании воды.

Довод ответчика о том, что право выбора субъекта охраны и заключения договора на охрану объекта принадлежит собственнику объекта или законному владельцу, является не состоятельным, обоснование чему приведено выше.

Таким образом, охрана указанных объектов силами частного охранного предприятия ООО ЧОП «Безопасность бизнеса» является нарушением требований п.6 и п.7 ст.3 Закона РФ от 11.03.1992г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 г. № 587 и нарушает права и законные интересы, предусмотренные ст.ст. 2, 7 Конституции РФ, ст. 541 Гражданского кодекса РФ неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, суд признает незаконным бездействие АО "Железногорская ТЭЦ", в части не организации обеспечения государственной охраной объект, подлежащий государственной охране – действующий химически-опасный производственный объект – здание хлораторной, расположенное на территории насосной станции 2-го подъема и считает необходимым возложить на АО "Железногорская ТЭЦ обязанность организовать обеспечение государственной охраной действующий химически-опасный производственный объект – здание хлораторной, расположенное на территории насосной станции 2-го подъема.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, п.8 ч.1 ст.333.20 НК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Применяя ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193,194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие АО "Железногорская ТЭЦ", в части не организации обеспечения государственной охраной объекта, подлежащего государственной охране – действующего химически-опасного производственного объекта – здание хлораторной, расположенное на территории насосной станции 2-го подъема, незаконным.

Возложить на АО "Железногорская ТЭЦ" обязанность организовать обеспечение государственной охраной действующего химически-опасного производственного объекта – здание хлораторной, расположенное на территории насосной станции 2-го подъема в срок 4 месяца со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с АО "Железногорская ТЭЦ" в доход бюджета г. Сосновоборска государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Сосновоборский городской суд.

Председательствующий М.О. Альбрант