ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1739/2023 от 25.12.2023 Ленинскогого районного суда (Республика Крым)

УИД: 91RS0-74

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 декабря 2023 года пгт. Ленино

Ленинский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Ермаковой Н.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО1,

с участием помощника прокурора <адрес> Республики Крым ФИО2,

представителя третьего лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и <адрес>ФИО5,

представителя третьего лица Отделения надзорной деятельности по <адрес> Управления надзорной деятельности профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес>ФИО4,

представителя третьего лица Отдел по вопросам культуры и межнациональных отношений <адрес> Республики Крым ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. Ленино Республики Крым гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к <адрес> Республики Крым, ФИО9<адрес> Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и <адрес>, Отделение надзорной деятельности по <адрес> Управления надзорной деятельности профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес>, Отдел по вопросам культуры и межнациональных отношений <адрес> Республики Крым, о возложении обязанности выполнить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> Республики Крым обратился в Ленинский районный суд Республики Крым с указанным выше иском, в котором ссылается на следующие обстоятельства.

<адрес> проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в части обеспечения доступности ФИО12» <адрес> Республики Крым (далее по тексту -ФИО11»), для беспрепятственного доступа детей-инвалидов, а также исполнения требований пожарной безопасности. В соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц следует, что основным видом деятельности ФИО10 является дополнительное образование для детей и взрослых (код деятельности 85.41). Согласно Уставу ФИО13», утвержденному постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем и собственником образовательного учреждения, ее имущества является муниципальное образование <адрес> Республики Крым, функции и полномочия учредителя и собственника осуществляет администрация <адрес> Республики Крым. В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту -Закон № 181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов подразумевается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В соответствии со ст. 9 Закона № 181-ФЗ реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов. Согласно п. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту -Закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Правила противопожарного режима в Российской Федерации регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту -Правила). Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ утвержден технический регламент о требованиях пожарной безопасности (далее - Закон № 123-ФЗ). В целях обеспечения соблюдения требований Закона №181-ФЗ разработан свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр (далее по тексту -СП 59.13330.2020). Согласно п. 3.13 СП 59.13330.2020 граждане - инвалиды относятся к маломобильным группам населения. Проведенной прокуратурой района в деятельности ФИО14 проверкой вскрыт ряд нарушений в сфере доступности образовательного учреждения для детей-инвалидов и маломобильных групп населения, а также исполнения требований пожарной безопасности. Проведенной прокуратурой района в деятельности ФИО15 проверкой вскрыт ряд нарушений в сфере доступности образовательного учреждения для детей-инвалидов и маломобильных групп населения, а также исполнения требований пожарной безопасности. В нарушение ст. 9 Закона № 181-ФЗ, п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 нормирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения не размещены. Вопреки требованиям ст. 9 Закона № 181-ФЗ, п. 6.3.1 СП 59.13330.2020 здание ФИО16 не оборудовано санитарно-бытовым помещением для использования инвалидами, передвигающимися на креслах-колясках. В нарушение ст. 28 Закона № 273-ФЗ, пп. «а» п. 35, п. 50 Правил в здании ФИО17 допускается эксплуатация электроприборов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции в классе скрипки, внутреннее противопожарное водоснабжение находится в неисправном состоянии. В нарушении ст. 28 Закона №273-ФЗ, ст. 82 закона №123-ФЗ в здании образовательного учреждения не обеспечено проведение технического обслуживания электрооборудования и электросетей в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации электроустановок потребителей. Таким образом, здание ФИО18 не отвечает требованиям доступности объектов инфраструктуры для детей-инвалидов и маломобильных групп населения, а также пожарной безопасности, что влечет грозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

<адрес> Республики Крым денежные средства за обеспечение доступности объектов инфраструктуры и исполнения требований пожарной безопасности ФИО20 до настоящего времени не выделены. В целях устранения нарушений прокуратуры района в адрес директора ФИО19ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено, вместе с тем нарушения до настоящего времени не устранены. Несоблюдение требований пожарной безопасности влечет угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних в период захождения в образовательной организации. Согласно информации администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отсутствие доступной среды для лиц с ограниченными возможностями в деятельности детских школ искусств, расположенных на территории <адрес> связано с недостаточным финансированием на указанные цели, изыскание которого запланировано на 2024 год. В ответе ФИО21 от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокуратуры <адрес> следует, что устранение вышеназванных нарушений возможно лишь при поступлении дополнительного финансирования на указанные цели. В связи с изложенным, прокурор просит обязать администрацию <адрес> Республики Крым в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выделить денежные средства на оборудование санитарного помещения на первом этаже ФИО24 для использования людьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, также приведение в соответствие электропроводов и кабелей в классе скрипки учреждения, обеспечение в исправном состоянии внутреннее противопожарное водоснабжение, а также проведение технического обслуживания электрооборудования и электросетей в соответствии с правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей в здании ФИО22». Также просит обязать ФИО23» оборудовать здание образовательной организации санитарным помещением на первом этаже для использования людьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, оснастить вход в здание информирующими тактильными табличками (в том числе тактильно-звуковыми) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, а также приведение в соответствие электропроводов и кабелей в классе скрипки учреждения, обеспечение в исправном состоянии внутреннее противопожарное водоснабжение, а также провести техническое обслуживание электрооборудования и электросетей в соответствии с правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей в здании ФИО26 в течение 6 месяцев с момента выделения администрацией <адрес> Республики Крым денежных средств на указанные цели.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и <адрес>.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Отделение надзорной деятельности по <адрес> Управления надзорной деятельности профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес>, Отдел по вопросам культуры и межнациональных отношений <адрес> Республики Крым, Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Крым ФИО2 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик –администрация <адрес> Республики Крым явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о дате, времени и месте судебного заседания надлежаще извещены.

Ответчик ФИО28» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, надлежаще извещено. В суд поступило ходатайство директора ФИО27ФИО3 о рассмотрении дела без их участия, исковые требования признает частично. Приобщил к материалам дела копию Устава, копию декларации о пожарной безопасности и копию паспорта объекта, заявление о заключении договора безвозмездного пользования между МБУК ЛР РК «Горизонт» и ФИО29 сроком на 60 месяцев.

Представитель третьего лица -Отделения надзорной деятельности по <адрес> Управления надзорной деятельности профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес>ФИО4 в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению. Пояснил, что в ходе проверки были выявлены нарушения пожарной безопасности, которые подлежат устранению.

Представитель третьего лица -Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и <адрес>ФИО5 в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению. Необходимо соблюдать все требования СНиП 35-01-2001, соблюдены все требования закона.

Представитель третьего лица -Отдела по вопросам культуры и межнациональных отношений <адрес> Республики Крым ФИО6 в судебном заседании пояснила, что <адрес> музыкальная школа очень маленькая, занимает помещение в <адрес> дворце культуры, в связи с чем необходимо провести ремонт всего здания. Финансирование очень ограниченное, денежных средств хватает только на оплату коммунальных услуг. Необходимо дополнительное финансирование, с связи с чем просит увеличить срок для выделения денежных средств до 6 месяцев.

Третье лицо -Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым явку представителя в судебное заседание не обеспечил, надлежаще извещен. В суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту -ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц в судебное заседание.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.

На основании абз. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту –ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также беспрепятственное пользование автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта является одной из важнейших целевых задач государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 297.

Согласно пункту 3 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов градостроительной деятельности является принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного значения.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно статье 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии со ст. 9 Закона № 181-ФЗ реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В силу ч. 1 ст. 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Согласно ч. 3 ст. 79 Закона № 273-ФЗ под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с положением п. 3 порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски; возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта; содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки- проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн.

В целях обеспечения соблюдения требований Закона № 181-ФЗ разработан свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр (далее - СП 59.13330.2020).

Согласно п. 3.13 СП 59.13330.2020 граждане - инвалиды относятся к маломобильным группам населения.

Согласно п. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее -Закон N 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Закона N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту -Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу положений ст. 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В том числе, руководители организаций обязаны разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, оказывать содействия пожарной охране при тушении пожаров устранении причин и условий их возникновения и развития.

Как установлено судом, прокуратурой <адрес> Республики Крым проведена проверка исполнения ФИО30 законодательства в сфере доступности образовательного учреждения для детей-инвалидов и маломобильных групп населения, а также исполнения требований пожарной безопасности.

В результате проверки установлено, что здание ФИО31» не размещены информирующие тактильные таблички (в том числе, тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, здание не оборудовано санитарно-бытовым помещением для использования инвалидами, передвигающимися на креслах-колясках. Кроме того, в здании допускается эксплуатация электропроводов и кабелей с видимыми нарушениями в классе скрипки, внутреннее противопожарное водоснабжение находится в неисправном состоянии, не обеспечено проведение технического обслуживания электрооборудования и электросетей в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения проверки в адрес директора ФИО32<адрес> Республики Крым заместителем прокурора <адрес> Республики Крым вынесено Представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере защиты жизни и здоровья несовершеннолетних (л.д. 26-29).

По результатам рассмотрения Представления от ДД.ММ.ГГГГ директором ФИО33ФИО7 дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в здании функционирует только один туалет, выделенной кабины для персонала не предоставлено из-за отсутствия финансирования. В части нарушения требований пожарной безопасности –разработан электронный паспорт объекта территории, в скором времени будет готова пожарная декларация и профилактика пожарных гидрантов в помещении образовательного учреждения. Также имеются видимые нарушения по эксплуатации кабелей. После недавнего покрытия пола в кабинете скрипки остались недоделки, которые не устранены из-за недостатка финансирования. Наружные вызывные устройства отсутствуют и не разработаны также из-за отсутствия денежных средств. В числе обучающихся в МБУДО «Багеровская ДШИ» детей маломобильного характера и детей-инвалидов не имеется. Зданию необходим капитальный ремонт, после его проведения нарушения будут устранены (л.д. 30-31).

Вместе с тем, до настоящего времени выявленные в ходе проверки нарушения не устранены, что не оспаривается ответчиками по делу.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что здание ФИО34 не оборудовано санитарным помещением для использования людьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, информирующими тактильными табличками (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта и рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, а также не обеспечено приведение в соответствие электрических проводов и кабелей в классе скрипки, не обеспечено в исправном состоянии внутреннее противопожарное водоснабжение, не проведено техническое обслуживание электрооборудования и электросетей в соответствии с правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе, обучающихся и работников ФИО35, на доступную окружающую среду и на пожарную безопасность.

ФИО36<адрес> Республики Крым является юридическим лицом и некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий <адрес> Республики Крым по организации предоставления дополнительного образования детей и взрослых на территории <адрес>.

Согласно Уставу ФИО37<адрес> Республики Крым, утвержденного постановлением <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем школы и собственником его имущества является муниципальное образование <адрес> Республики Крым. От имени муниципального образования функции и полномочия учредителя осуществляет <адрес> Республики Крым.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Статьями 6, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для исполнения расходных обязательств муниципального образования предназначен бюджет муниципального образования (местный бюджет), под которым понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Таким образом, исполнение требований законодательства по социальной защите инвалидов, в том числе, несовершеннолетних, а также требований пожарной безопасности, является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления, в данном случае – <адрес> Республики Крым, как уполномоченного органа учредителя и собственника имущества.

Суд считает, что надлежащим ответчиком в части обеспечения финансирования на указанные цели является собственник имущества, то есть <адрес> Республики Крым, которая в силу вышеизложенных положений законодательства обладает полномочиями по финансированию муниципальных учреждений, в том числе, и на указанные цели.

При этом возложенная действующим законодательством на органы местного самоуправления, в данном случае -<адрес> Республики Крым, обязанность по обеспечению в муниципальных образовательных учреждениях безопасных условий, необходимых для охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, а также граждан с ограниченными возможностями здоровья, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия финансовых средств.

Исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, суд приходит выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по совершению конкретных мер для устранения нарушений требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и исполнения требований пожарной безопасности.

Срок исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений определяется судом, исходя из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, необходимых для их полного устранения, а также с учетом мнения представителя Отдела Отдел по вопросам культуры и межнациональных отношений <адрес> Республики Крым ФИО6, просившей о предоставлении срока для исполнения обязанности устранить нарушения до 6 месяцев.

Возражений об установлении указанного срока в 6 месяцев от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что исковые требования прокурора к <адрес> Республики Крым, МБУДО «Багеровская ДШИ» <адрес> Республики Крым подлежат удовлетворению.

В соответствии п.9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Каких-либо издержек, связанных с рассмотрением дела, сторонами не понесено, а потому они не распределяются и относятся на счет бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Иск заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к <адрес> Республики Крым, ФИО38» <адрес> Республики Крым удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию <адрес> Республики Крым в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства ФИО39<адрес> Республики Крым на оборудование санитарного помещения на первом этаже для использования людьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, информирующие таблички (в том числе, тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, на приведение в соответствие электропроводов и кабелей в классе скрипки учреждения, обеспечение в исправном состоянии внутреннего противопожарного водоснабжения, а также проведение технического обслуживания электрооборудования и электросетей в соответствии с правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей в здании ФИО41<адрес> Республики Крым.

Возложить обязанность на ФИО40» <адрес> Республики Крым оборудовать здание образовательной организации санитарным помещением на первом этаже для использования людьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, информирующими табличками (в том числе, тактильно-звуковыми) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, привести в соответствие электропровода и кабели в классе скрипки учреждения, обеспечить исправное состояние внутреннего противопожарного водоснабжения, а также провести техническое обслуживание электрооборудования и электросетей в соответствии с правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей в здании ФИО42» <адрес> Республики Крым, в течение 6 месяцев со дня выделения <адрес> Республики Крым денежных средств на указанные цели.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.

Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Н.А.Ермакова