ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-173/14 от 20.01.2014 Ленинскогого районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело № 2-173/2014

РЕШЕНИЕ

ИменемРоссийскойФедерации

20 января 2014 года г. Комсомольск-на-Амуре

Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе председательствующего судьи Кузьмина С.В.,

при секретаре судебного заседания Холод О.А.,

с участием представителя заявителя ФИО1,

представителя заинтересованного лица - заместителя <адрес> межрайонного природоохранного прокурора Александровой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «РН-<адрес> НПЗ» о признании частично незаконным и не подлежащим применению представления <адрес> межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ

УСТАНОВИЛ:

ООО «РН-<адрес> НПЗ» обратилось в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением о признании частично незаконным и не подлежащим применению представления <адрес> межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ В обоснование заявления заявитель указал, что по результатам проверки, проведенной природоохранным прокурором, на предмет исполнения Федерального закона «О гражданской обороне», было вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства о защите населения и территории от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера». Истец не согласен с выводом природоохранного прокурора о том, что перечень номенклатуры запасов материально технических средств в целях гражданской обороны, должен содержать в том числе, средства, рекомендованные приложением № № 1,2,4 Методических рекомендаций.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 на заявлении настаивала, пояснила, что во исполнение требований Федерального закона «О гражданской обороне» ООО «РН-<адрес> НПЗ» сформировало перечень номенклатуры для формирования запасов, создаваемых в ООО «РН-<адрес> НПЗ» в целях гражданской обороны, защиты работников при возникновении чрезвычайно ситуации природного и техногенного характера на период ДД.ММ.ГГГГ. Данный перечень был согласован с учредителем общества – ОАО «НК –Роснефть», а так же с начальником Управления по делам ГО и ЧС администрации <адрес>. Замечаний по поводу перечня номенклатуры не было. В перечне номенклатуры для формирования запасов, утвержденном 04.02.2013г., указаны: средства индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, изолирующие средства защиты органов дыхания и др.), приборы радиационной и химической разведки, медицинское имущество, имущество связи, инженерное имущество, оборудование для ликвидации аварийного розлива нефти. Запас материально-технических средств, указанных в представлении прокурора, не был создан на момент проверки. В утвержденном перечне номенклатуры для формирования запасов ООО «РН-<адрес> НПЗ» отсутствовали средства защиты, указанные в приложениях № № 1,2,4, в том числе, индивидуальные спасательные средства, спасательные жилеты, спасательные круги, лодки, запасы продуктов питания. Представитель заявителя полагает, что методические рекомендации носят рекомендательных характер, а номенклатуру, объем средств защиты должно определять ООО «РН-<адрес> НПЗ» с учетом финансовых возможностей предприятия. Утвержденный перечень номенклатуры ООО «РН-<адрес> НПЗ» не должен в обязательном порядке содержать средства защиты, указанные в приложениях №№ 1,2,4 методических рекомендаций. Сам завод в период паводка не находился в зоне подтопления. Нефтебаза, расположенная по <адрес>, находилась в зоне подтопления. Просит признать незаконным представление прокурора в части возложения обязанности включить в перечень номенклатуры средства защиты, указанные в приложениях №№ 1,2,4 методических рекомендаций.

В судебном заседании заместитель <адрес> межрайонного природоохранного прокурора Александрова Е.В. возражала относительно доводов представителя заявителя, пояснила, что при проведении природоохранным прокурором в ООО «РН-<адрес> НПЗ» проверки, на предмет исполнения Федерального закона «О гражданской обороне», были выявлены нарушения. В перечне номенклатуры для формирования запасов, создаваемых ООО «РН-<адрес> НПЗ» в целях гражданской обороны, отсутствовали средства защиты, указанные в приложениях №№ 1,2,4 методических рекомендаций. А именно, в перечне отсутствовали индивидуальные спасательные средства для районов ожидаемого затопления (спасательные жилеты, спасательные круги, лодки). В период паводка осенью ДД.ММ.ГГГГ. нефтебаза ООО «РН-<адрес> НПЗ», расположенная по <адрес>, находилась в зоне подтопления. На предприятии имеются спасательные средства в том числе, лодки, но эти спасательные средства не включены в перечень номенклатуры средств защиты. В перечне номенклатуры предусмотрено наличие на предприятии средств противопожарной защиты, комплекты индивидуальной медицинской защиты, индивидуальные противохимические пакеты, аптечки индивидуальные. Однако, на момент проверки запас данных средств защиты не был создан. В перечень номенклатуры не были включены запасы продуктов питания, указанные в Приложение N4 методических рекомендаций. Представитель заинтересованного лица Александрова Е.В. полагает, что в перечне номенклатуры средства защиты ООО «РН-<адрес> НПЗ» должны быть указаны средства защиты, содержащиеся в приложениях №№ 1,2,4 методических рекомендаций, а объем средств защиты определяется предприятием с учетом количества работников, финансовых возможностей предприятия. Просит отказать заявителю в удовлетворении заявления.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г.№ 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации, и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации в том числе, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческий организаций.

В соответствии со ст. 24 данного закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ<адрес> межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка ООО «РН-<адрес> НПЗ» на предмет исполнения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ "О гражданской обороне". По результатам проверки <адрес> межрайонный природоохранный прокуратур вынес представление «Об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природоохранного и техногенного характера» от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно представлению <адрес> межрайонного природоохранного прокуратура от ДД.ММ.ГГГГ пояснениям заместителя <адрес> межрайонного природоохранного прокурора Александровой Е.В. в ходе проведенной проверки было установлено, что в перечне номенклатуры для формирования запасов, создаваемых ООО «РН-<адрес> НПЗ» в целях гражданской обороны, отсутствовали средства защиты, указанные в приложениях №№ 1,2,4 Методических рекомендаций, запас материально-технических, медицинских средств, продуктов питания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не создан. В соответствии с представлением на ООО «РН-<адрес> НПЗ» возложена обязанность принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Представитель ООО «РН-<адрес> НПЗ» полагает, что представление незаконно в части возложения обязанности о включении в перечень номенклатуры для формирования запасов, создаваемых ООО «РН-<адрес> НПЗ» в целях гражданской обороны, средств защиты, указанных в приложениях №№ 1,2,4 Методических рекомендаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно Положению "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379 (далее Положение), методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов, создаваемых в целях гражданской обороны, запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, разрабатываются и утверждаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации.

В соответствии с п.п.4,5 Положения номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности.

Согласно п. 3 Методических рекомендаций по определению номенклатуры и объемов, создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, утвержденных Министерством экономического развития РФ и МЧС РФ 27 апреля 2012.г., 23 марта 2012г. №43-2047-14 (далее Методичесике рекомендации), установлено, что номенклатура запасов должна включать: в районах ожидаемого затопления - индивидуальные спасательные средства (спасательные жилеты, спасательные круги), лодки и другие средства (Приложение N1); в районах химического и биологического заражения - средства индивидуальной защиты, медицинские средства индивидуальной защиты (средства профилактики и терапии отравлений опасными химическими веществами), индивидуальные противохимические пакеты, приборы химической и биологической (бактериологической) разведки и контроля, оборудование и средства для дегазации, дезинфекции, антидоты и другие средства (Приложение N2); во всех районах создаются запасы продуктов питания (Приложение N4).

Учитывая, что в период паводка ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> объекты ООО «РН-<адрес> НПЗ» находились в зоне подтопления, требование <адрес> межрайонного природоохранного прокурора о включении в перечень номенклатуры запасов материально технических средств, предусмотренных Приложением №1 Методических рекомендаций для районов ожидаемого затопления, является законным и обоснованным.

Учитывая ООО «РН - <адрес> НПЗ» является объектом с повышенной пожаро-и взрывоопасности, учитывая характер производства ООО «РН-<адрес> НПЗ», требование <адрес> межрайонного природоохранного прокурора о включении в перечень номенклатуры запасов материально технических средств, предусмотренных Приложением №2 Методических рекомендаций для районов предполагаемого химического и биологического заражения, является законным и обоснованным. Так же обоснованным является требование, содержащееся в представлении прокурора о включении в перечень номенклатуры запасов продуктов питания, предусмотренных Приложением №4 Методических рекомендаций, так как согласно Методическим рекомендациям, запасы продуктов питания создаются во всех без исключения районах.

Довод представителя заявителя о том, что перечень номенклатуры запасов материально технических средств, продуктов питания носит рекомендательных характер и может быть разработан по усмотрению ООО «РН - <адрес> НПЗ», с учетом финансового положения предприятия, суд находит несостоятельным. Поскольку Положением "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379, установлено, что номенклатура запасов определяется с учетом методических рекомендаций. Согласно п. 1 Методических рекомендаций, методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000года №379 с целью обеспечения единого методического подхода федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к разработке и утверждению своих нормативных актов, устанавливающих номенклатуру, объемы и сроки создания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Из анализа положений Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановления Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379, Методических рекомендаций следует, что для надлежащего создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических средств, номенклатура запасов должна включать перечень материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, содержащийся в приложениях №№ 1,2,3,4 Методических рекомендаций, для соответствующих районов. Объем запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств может быть установлен предприятием с учетом количества работником, финансовых возможностей предприятия.

Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что представление <адрес> межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ вынесено обоснованно и законно в пределах полномочий органа государственной власти, права ООО «РН-<адрес> НПЗ» не были нарушены. Заявление ООО «РН-<адрес> НПЗ» о признании частично незаконным и не подлежащим применению представления <адрес> межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «РН-<адрес> НПЗ» о признании частично незаконным и не подлежащим применению представления <адрес> межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Кузьмин С.В.