ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-173/20 от 26.06.2020 Могочинского районного суда (Забайкальский край)

УИД 75RS0016-01-2020-000245-03

Дело № 2-173/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Могоча 26 июня 2020 года

Могочинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи – Солонина С.В.,

при секретаре Овчинниковой С.С.,

с участием истца ФИО2, до перерыва;

представителя ответчиков – администрации муниципального района «Могочинский район», комитета образования администрации муниципального района «Могочинский район» по доверенности ФИО4, до перерыва.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации муниципального района «Могочинский район», комитету образования администрации муниципального района «Могочинский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, начисленного и не выплаченного перерасчета заработной платы, компенсации в возмещение морального вреда,

установил:

ФИО2 обратились в суд с иском к администрации муниципального района «Могочинский район» (далее по тексту администрация МР «Могочинский район»), к комитету образования администрации муниципального района «Могочинский район» (далее по тексту комитет образования администрация МР «Могочинский район») в котором просит взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с сентября по декабрь 2018 года в сумме 109722 руб. 41 коп., компенсацию в возмещение морального вреда в сумме 50 000 руб., ссылаясь на следующие обстоятельства. На основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, приказа от ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на работу к ответчику на должность бухгалтера. Порядок выплаты заработной платы регулируется Положением «О размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального района «Могочинский район» (далее по тексту Положение об оплате труда). Ответчик с 01 сентября 2017 начислял заработную плату согласно Положению об оплате труда, утвержденному Решением Совета муниципального района «Могочинский район» №155 от 26.09.2014, утратившему силу 31.08.2017г., что является нарушением. В соответствии с Положением об оплате труда, утвержденным Решением Совета муниципального района «Могочинский район» №101 от 31.08.2017, размеры базовых окладов не изменились, размер стимулирующих выплат за интенсивность был изменен без учете градации квалификационных уровней с указанием максимального размере до 45 % должностного оклада, а также размер ежемесячного денежного поощрения с указанием максимального размера до 130 % должностного оклада, в сторону увеличения в сравнении с предыдущим Положением №155 от 26.09.2014 г. В связи с данными изменениями размер заработной платы истца должен был составлять с 01.09.2017г. 24821,1 рублей, в том числе оклад (4755 руб.), выплата за интенсивность 45% (2139,75 руб.), ежемесячное денежное поощрение 130% (6181,5 руб.), северная надбавка 30% (4136,85 руб.), районный коэффициент 50% (6894,75 рублей), ежемесячная надбавка за выслугу лет 15 % (713,25 руб.). Таким образом, за период с 01 сентября 2017г. по 31 декабря 2018 года ответчик недоначислил и не выплатил заработную плату истцу в размере 109722,41 рублей. Кроме того, недобросовестными действиями ответчика истцу были причинены нравственные страдания.

В дополнительном расчете (т.1 л.д.236-245) истец указал сумму 109722,41 руб. недоначисленной и невыплаченной заработной платы, как по основной должности бухгалтера, так и за совмещение 0,5 ставки экономиста.

ФИО2 увеличила заявленные требования (том 2 л.д.3-4), также просила взыскать с ответчиков начисленный и невыплаченный перерасчет заработной платы за период с 01.01.2019 по 31.08.2019 в сумме 72645,19 руб., ссылаясь на то, что в указанный период заработная выплачивалась истцу в меньшем размере. Решением Совета муниципального района «Могочинский район» №292 от 25.06.2019 были внесены изменения в Положение об оплате труда, согласно которому производилось увеличение оклада и уменьшение размера ежемесячного денежного поощрения. В сентябре 2019 года был произведен перерасчет за период с 01.01.2019 по 31.08.2019, но не выплачен, основанием для перерасчета является приказ комитета образования №74 от 09.09.2019г.

В письменном отзыве представитель ответчиков – администрации МР «Могочинский район», комитета образования администрации МР «Могочинский район» по доверенности ФИО4 (том 1 л.д.63-71) считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 3.6.7. Положения "О размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального района "Могочинский район" утвержденного Решением Совета муниципального района "Могочинский район" от 31.08.2017 N 101 размеры стимулирующих выплат за интенсивность назначаются работникам за выполнение работы, не входящей в круг должностных обязанностей в качестве дополнительной нагрузки, в пределах утвержденного фонда оплаты труда, с учетом отраслевых особенностей. По результатам анализа документов, предоставленных Комитетом образования, процент ежемесячного денежного поощрения и за интенсивность установлен в пределах предусмотренного процентного соотношения стимулирующей и премиальной выплаты. Бухгалтерам централизованной бухгалтерии установлены следующие проценты выплат: ежемесячное денежное поощрение 70%, за интенсивность 25%. По мнению истца, ежемесячное денежное поощрение у бухгалтера должно быть 130 %, а за интенсивность 45%. В Положении об оплате труда указано, что надбавка за интенсивность выплачивается за выполнение работы, не входящей в круг должностных обязанностей в качестве дополнительной нагрузки, в пределах утвержденного фонда оплаты труда, с учетом отраслевых особенностей. Бухгалтер, программист, документовед экономист, инженер по охране труда, должности по которым установлена I и II внутри должностная категория, производственное наименование «ведущий», заместитель главного бухгалтера относятся к ПКГ «Общеотраслевых должностей служащих третьего уровня» и каждая должность принадлежит к тому или иному квалификационному уровню. В связи, чем процентное соотношение надбавок уже не может быть одинаковое, у всех вышеперечисленных должностей в виду разного выполняемого объемы работ и ответственности, которая возлагается на работника. Между работодателем и работниками комитета образования администрации МР «Могочинский район» не были заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, свидетельствующие об изменении условий, ранее определенных трудовыми договорами в сторону увеличения заработной платы в период с 01.07.2017 по 07.09.2019 годов. Также в период с 01 сентября 2017 года материальное положение работников ухудшено не было. Оклады, установленные штатным расписанием 2018 года, указывают на то, что они установлены в соответствии с Положением, утвержденным 31.08.2017 N 101 в редакции решения совета от 21.02.2018 N 173. 01.02.2010г. с истцом ФИО2 заключен трудовой договор и приказ о приеме на работу в должности бухгалтер, с тарифной ставкой согласно штатному расписанию. С сентября 2017 по декабрь 2018 выплаты заработной платы истцу начислялись в соответствии с штатным расписанием и Положением «О размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального района "Могочинский район" утвержденного Решением Совета муниципального района "Могочинский район" от 31.08.2017 N 101 в редакции решения совета от 21.02.2018 № 173, а также внутренними локальными актами. Также за период с сентября 2017 по декабрь 2018 истцу производилась доплата за расширенный объем работы бухгалтера в размере 0,5 ставки. Согласно расчетам ответчика установлено, что истцу ФИО2 за период с сентября 2017 по декабрь 2018 года, была начислена заработная плата с переплатой, которая составила 16787,79 руб. Таким образом, со стороны ответчика не было допущено нарушений по не доначислению и невыплате заработной платы истцу ФИО2 С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требованиях истца следует отказать в полном объеме.

В дополнительном отзыве представитель ответчиков –администрации МР «Могочинский район», комитета образования администрации МР «Могочинский район» по доверенности ФИО4 считает заявленные исковые требования о взыскании начисленного и невыплаченного перерасчета с января по август 2019г. в сумме 72645 рублей 19 копеек не подлежащими удовлетворению, поскольку вносимые изменения в Положение по оплате труда не предусматривали повышение заработной платы, о чем указано в п.3 Решения Совета муниципального района «Могочинский район» от 25.06.2019 №292. Все изменения производятся в пределах утвержденного на 2019 год фонда оплаты труда, а именно, были увеличены базовые оклады по должностям и уменьшены предельные размеры стимулирующих выплат. Председателем Комитета образования издан приказ №74 от 09.09.2019, которым принято решение централизованной бухгалтерии произвести перерасчет с 01.01.2019 согласно внесенных изменений в Положение в пределах утвержденного фонда оплаты труда. В нарушение ч.1,2 ст.83 БК РФ комитетом образования в рамках установленного фонда оплаты труда не были отрегулированы выплаты стимулирующего характера, что привело бы к значительному его увеличению. Кроме того, при заключении дополнительного соглашения к трудовому договору истцу за выполнение трудовых обязанностей установлена премиальная выплата в размере 55 %. Настоящее соглашение вступило в законную силу с 08.09.2019, однако истец требует произвести перерасчет заработной платы в 01.01.2019, что противоречит заключенному дополнительному соглашению.

В судебном заседании истец ФИО2 заявленные требования, с учетом дополнений, поддержала в полном объеме, после перерыва предоставила письменное ходатайство о рассмотрении дела без её участия, на исковых требованиях настаивает.

Представитель ответчиков – администрации муниципального района «Могочинский район», комитета образования администрации муниципального района «Могочинский район» по доверенности ФИО4, иск не признала в полном объеме по доводам, указанным в письменных возражениях. После перерыва предоставила письменное заявление о рассмотрении дела без участия ответчика, исковые требования не признают полностью.

Суд учитывает, что неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.

В силу ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признаёт их причины неявки неуважительными. Суд приходит к выводу о возможности рассмотрения настоящего гражданского дела в отсутствие сторон, которые надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания.

Выслушав истца, представителя ответчиков, допросив свидетеля (до перерыва), исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Частью 3 ст.37 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда,

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работник по трудовому договору обязан выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности, а работодатель обязуется своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату работнику. Согласно положений ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. (ст. 9 ТК РФ).

В силу ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 ТК РФ включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 ТК РФ); доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 ТК РФ - Поощрения за труд).

Согласно ст.136 ТК РФ, при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Исходя из Конституцией РФ, и общепринятых принципов и норм международного права работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы за свой труд.

Распоряжением администрации муниципального района «Могочинский район» №189 от 30.12.2011г. утверждена структура комитета образования администрации муниципального района «Могочинский район», согласно приложению №1 куда входит централизованная бухгалтерия.

Постановлением администрации муниципального района «Могочинский район» №652 от 10.11.2017 функциями главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) муниципального района «Могочинский район» наделены администрации муниципального района «Могочинский район», комитет по финансам администрации муниципального района «Могочинский район», комитет образования администрации муниципального района «Могочинский район».

Решением совета муниципального района «Могочинский район» 16.09.2014 за №158 утверждено Положение о комитете образования администрации муниципального района «Могочинский район» (том1 л.д. 87-93) согласно которому комитет образования администрации муниципального района «Могочинский район» является юридическим лицом в форме муниципального казенного учреждения, учредителем которого является администрации муниципального района «Могочинский район» (п.п.1.2, 1.3).Структурным подразделением которого является, в том числе, централизованная бухгалтерия (п.1.6).

Свидетельством (том 1 л.д.194) подтверждается, что комитет образования администрации муниципального района «Могочинский район» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 23.05.2013г.

Как установлено судом, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с комитетом образования администрации МР «Могочинский район», принята на должность бухгалтера централизованной бухгалтерии на постоянную ставку, что подтверждается приказом о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.34,95), трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.30-33, 96-99).

Из приказа о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.34,95), следует, что ФИО2 установлена тарифная ставка (оклад) по штатному расписанию. С приказом ФИО2 ознакомлена под роспись.

Штатными расписаниями, утвержденными с 01.10.2014, 01.01.2017, (том 1 л.д.226,228) подтверждается, что в централизованной бухгалтерии комитета образования администрации МР «Могочинский район» имеются, в том числе, 2 штатные единицы экономиста, 14,5 штатные единицы бухгалтера, базовый оклад которых является одинаковым – 4755 руб., размер стимулирующих выплат установлен: 25 % надбавка за интенсивность, премиальная выплата – 70 %.

Выпиской из отчета за 2017 год по централизованной бухгалтерии комитета образования администрации МР «Могочинский район» подтверждается, что фонд оплаты труда составил 6607,00 тыс. руб.

Из трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.30-33, 96-99) следует, что ФИО2 установлена оплата труда согласно штатного расписания (п. 1.1) Работник имеет право пользоваться социальными гарантиями и льготами, предусмотренными законодательством РФ, соглашениями, коллективным договором, локальными актами и настоящим трудовым договором (п.2.3.2) Работать в режиме совмещения должностей или расширения зоны обслуживания (п.2.3.5). Работодатель обязан обеспечивать выполнение действующих условий оплаты труда, выдавать заработную плату два раза в месяц (п.2.4.4). При выполнении работ различной квалификации, совмещения профессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и праздничные дни работнику производятся соответствующие доплаты (п.3.6).

Постановлением администрации МР «Могочинский район» №19 от 16.01.2018 (том 1 л.д.219-220), проиндексированы с 01.01.2018 оклады (должностные оклады) ставки заработной платы работников муниципальных учреждений, на которых не распространяются указы Президента РФ от 07.05.2012 №597, от 01.06.2012 №761, от 28.12.2012 №1688 и заработная плата которых не индексировалась с 01.01.2014 на 4,0 %.

Штатным расписанием, утвержденным с 01.01.2018 (том 1 л.д. 227) подтверждается, что в централизованной бухгалтерии комитета образования администрации МР «Могочинский район» имеются, в том числе, 2 штатные единицы экономиста, 14,5 штатные единицы бухгалтера, базовый оклад которых является одинаковым – 4945 руб., размер стимулирующих выплат установлен: 25 % надбавка за интенсивность, премиальная выплата – 70 %.

Выпиской из отчета за 2018 год по централизованной бухгалтерии комитета образования администрации МР «Могочинский район» подтверждается, что фонд оплаты труда составил 6663,00 тыс. руб.

Справкой председателя комитета по финансам администрации МР «Могочинский район» подтверждается, что в бюджете муниципального района «Могочинский район» на 2017 г. за счет собственных денежных средств бюджета муниципального района лимиты бюджетных ассигнований централизованной бухгалтерии комитета образования администрации МР «Могочинский район» предусмотрены в размере утвержденного штатного расписания. На 2018г. лимиты бюджетных ассигнований предусмотрены в размере утвержденного штатного расписания с учетом индексации на основании постановления администрации МР «Могочинский район» от 16.01.2018 №19 «Об индексации с 01.01.2018 окладов (должностных окладов) ставок заработной платы работников муниципальных учреждений МР «Могочинский район».

Сведения о приеме на работу в централизованную бухгалтерию комитета образования администрации МР «Могочинский район» внесены в трудовую книжку истца (том 1 л.д.35-оборот).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.217) ФИО2 произведена ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 15% должностного оклада с 01.02.2015 г.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 218) ФИО2 производится доплата в размере 0,5 % ставки бухгалтера с 09.07.2018 по 23.08.2018 на время отпуска основного работника.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 94) ФИО2 принята на должность экономиста в централизованную бухгалтерию по совместительству на 0,5 ставки.

Судом исследованы табеля учета рабочего времени централизованной бухгалтерии комитета образования администрации МР «Могочинский район» с сентября 2017 по декабрь 2018 г.г. (том 1 л.д.125-193) из которых следует, что в указанный период ФИО7 на листке временной нетрудоспособности не находилась, с октября 2018 ей производится доплата за совмещение ставки экономиста.

Истцу регулярно выплачивалась заработная плата, что подтверждается расчетными листками за период с сентября 2017 по декабрь 2018г. (т.1 л.д.36-38, 119-124), из которых следует, что размер оклад в 2017 году составляет 4755 руб., надбавки за интенсивность – 25 %, ежемесячное денежное поощрение 70 %, в 2018 году оклад составляет 4945 руб., надбавки за интенсивность – 25 %, ежемесячное денежное поощрение 70 %, осуществлялась доплата за совмещение ставки экономиста с октября 2018г.

Согласно справки работодателя (том 1 л.д.229,230) среднемесячная заработная плата ФИО2 с сентября по декабрь 2017 года составила 21330,89 руб., с января по декабрь 2018 составила 25591,77 руб.

05.11.2019 ФИО2 обращалась к главе муниципального района «Могочинский район» с заявлением о выплате перерасчета заработной платы за 2017,2018,2019г.г.(том 1 л.д.28), на который был дан ответ (том 1 л.д.29) что выплата перерасчета заработной платы невозможна.

ФИО2 обращалась за защитной своих прав в Могочинскую межрайонную прокуратуру, на что был дан письменный ответ 09.01.2020 (том 1 л.д.26-27) согласно которому разъяснено право для обращения за защитой своих прав, в том числе, обращение в суд

Решением Совета муниципального района «Могочинский район» №155 от 26.09.2014 (том 1 л.д. 76-86) утверждено Положение «О размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального района «Могочинский район» согласно которому оплата труда работников производится за счет средств бюджета муниципального района «Могочинский район» (п. 1.4). Заработная плата работников за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает: базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп; компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты (п.3.1). Стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу (п.3.6.1). Работникам могут устанавливаться следующие выплаты стимулирующего характера: надбавка за выслугу лет; надбавка водителям за классность; надбавка за почетное звание, ученую степень, ученое звание; выплата за интенсивность; система премирования (п.3.6.3). Выплата за интенсивность назначается работникам за выполнение работы, не входящей в круг должностных обязанностей, в качестве дополнительной нагрузки, в пределах утвержденного фонда оплаты труда, с учетом отраслевых особенностей. Выплаты за интенсивность производятся, в том числе, должности, относящиеся к ПКГ «общеотраслевым должностям служащих третьего уровня» 1 квалификационный уровень – до 25 % должностного оклада (п.3.6.7). Систему премирования работников составляют: ежемесячное денежное поощрение; материальная помощь к отпуску; премия за выполнение особо важных и сложных заданий; премия по результатам работы за квартал. Порядок и условия премирования работников устанавливаются постановлением администрации МР «Могочинский район» и утвержденными на основании этого постановления локальными нормативными актами структурных подразделений администрации, в пределах утвержденного фонда оплаты труда с учетом показателей эффективности и результативности деятельности структурных подразделений. Ежемесячное денежное поощрение работников выплачивается в следующих размерах: должности, относящиеся к ПКГ «общеотраслевым должностям служащих третьего уровня» 1 квалификационный уровень – до 70 % должностного оклада (п.3.6.8).

Судом установлено, что согласно приложению №1 к Положению «О размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального района «Могочинский район» (том 1 л.д. 84-86) должности на которых работала истец –экономист, бухгалтер относятся к «общеотраслевым должностям служащих третьего уровня» (профессиональная квалификационная группа п.2.3- 1 квалификационный уровень, должностной оклад составляет 4755 руб.

Решением Совета муниципального района «Могочинский район» №101 от 31.08.2017 (том 1 л.д. 105-118) утверждено Положение «О размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального района «Могочинский район», согласно которому не изменился размер должностного оклада должности на которых работала истца –экономист, бухгалтер. Изменился размер выплаты за интенсивность, а именно должности, относящиеся к ПКГ «общеотраслевым должностям служащих третьего уровня» 1 квалификационный уровень – в размере до 45 % должностного оклада (п.3.6.7). Изменился размер ежемесячного денежного поощрения работников, должности, относящиеся к ПКГ «общеотраслевым должностям служащих третьего уровня» 1 квалификационный уровень – в размере до 130 % должностного оклада (п.3.6.8). Предыдущее Решение об отверждении Положения №155 от 26.09.2014 признано утратившим силу с 01.09.2017.

Представленным истцом документам: решению Совета муниципального района «Могочинский район»№155 от 26.09.2014, Положению, решению Совета муниципального района «Могочинский район» №101 от 31.08.2017, Положению (том 1 л.д.7-21) суд не дает оценку, поскольку данные документы не подписаны лицами, их принявшими.

Свидетель ФИО5 показала, что работает ведущим ревизором комитета по финансам администрации МР «Могочинский район». Заработная плата сотрудникам осуществляется в пределах утвержденного штатным расписанием фонда оплаты труда на текущий год. После индексации в 2018г. размеры окладов сотрудников были увеличены. Изменений по размеру стимулирующих выплат в штатное расписание на 2018 год не вносилось. Приказ комитета образования №74 от 09.09.2019 о перерасчете заработной платы является действующим. В нем указано, что в пределах утвержденного фонда оплаты труда обеспечить установление базовых окладов, ставок.

Судом установлено, что истец с Положением об оплате труда, утвержденным 31.08.2017 ознакомлена не была, что не оспаривалось представителем ответчика. Заработная плата с сентября 2017 по декабрь 2018 года начислялась и выплачивалась из расчета установленного оклада и установленных стимулирующих выплат.

Штатным расписанием на 2018г. утвержден фонд оплаты труда исходя из размеров стимулирующих выплат 25 % выплата за интенсивность, премиальная выплата – 70 % для категории должностей, к которой относится истец – экономист, бухгалтер.

В судебном заседании подтверждено представителями ответчиков, что после утверждения 31.08.2017 Положения «О размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального района «Могочинский район», в котором был увеличен размер выплаты за интенсивность до 45% должностного оклада, ежемесячная денежное поощрение до 130 % должностного оклада, изменения в штатное расписание не вносились.

Таким образом, в период работы истца с сентября 2017 года, действовало Решение Совета муниципального района «Могочинский район» №101 от 31.08.2017, которым утверждено Положение «О размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального района «Могочинский район». С учетом вышеизложенного, доводы истца о том, что работодатель начислял заработную плату согласно Положения об оплату труда, утвержденному Решением Совета муниципального района «Могочинский район» №155 от 26.09.2014, утратившему силу 31.08.2017, что по мнению истца является нарушением, суд находит не состоятельными.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, которые отвечают требованиям относимости и допустимости, в связи с чем суд придает им доказательственное значение, а также вышеперечисленные нормы трудового законодательства, суд приходит к выводу о том, что стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя. Размер выплаты за интенсивность и ежемесячного денежного поощрения, в отношении которых возник настоящий спор, как стимулирующих выплат, зависит от усмотрения работодателя, эффективности и результативности труда работника, а также ряда иных факторов, связанных с осуществлением организацией своей деятельности и достижением определенных результатов.

Установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется. В связи с чем доводы истца о том, что поскольку размер выплаты за интенсивность и ежемесячной премиальной выплаты были увеличены, работодатель приказы не издавал о снижении размера указанных выплат, в связи с чем начислению и выплате подлежат выплата за интенсивность и ежемесячная премиальная выплата в максимальном размере, суд находит не состоятельными.

Не ознакомление ФИО2 с Положением об оплате труда является нарушением со стороны работодателя, однако не может служить безусловным основанием для удовлетворения заявленных требований. В данном случае к работодателю должны применяться меры реагирования, предусмотренные ст.362 ТК РФ.

Судом установлено, что изменение условий трудового договора в 2018г., касающиеся увеличения размера стимулирующих выплат не осуществлялось, доказательств обратного суду истцом не представлено. Принимая во внимание, что подписав трудовой договор 01.02.2010, работодатель -комитет образования администрации муниципального района «Могочинский район» и работник ФИО2 выразили свое обоюдное согласие с его условиями и обязались их исполнять. В связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с сентября 2017г. по декабрь 2018г.

Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика начисленного и невыплаченного перерасчета заработной платы за период с 01.01.2019 по 31.08.2019 в сумме 72645,19 руб.

Решением Совета муниципального района «Могочинский район» №292 от 25.06.2019 (том 1 л.д.100-104) внесены изменения в Положение «О размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального района «Могочинский район», согласно которому для должности на которой работает истец –бухгалтер, относящейся к «общеотраслевым должностям служащих третьего уровня» (профессиональная квалификационная группа п.2.3) 1 квалификационный уровень, изменился должностной оклад- составляет 6804 руб. Изменился размер ежемесячного денежного поощрения работников, должности, относящиеся к ПКГ «общеотраслевым должностям служащих третьего уровня» до 55 % должностного оклада (п.1.2). Пунктом 3 определено обеспечить установление базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников в пределах утвержденного фонда оплаты труда. Пунктом 6 определено, что действие настоящего решения распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019г.

08.07.2019 ФИО2 уведомили о внесении изменений в трудовой договор в связи с изданием указанного Положения, а именно с 01.01.2019 должностной оклад увеличен с 4945 руб. до 6804 руб., уменьшено ежемесячное денежное поощрение со 130 % до 55 %. (том 1 л.д.41)

ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 42) п.1.1 изложен в новой редакции: установлен оклад в размере 6804 руб., надбавка за интенсивность 45 %, премиальные выплаты 55 %, районный коэффициент 50 %, северный коэффициент 30 %.

Штатным расписанием, утвержденным с 08 сентября 2019 подтверждается, что в централизованной бухгалтерии комитета образования администрации МР «Могочинский район» имеются, в том числе, 14,5 штатные единицы бухгалтера, базовый оклад составляет 6804 руб., размер стимулирующих выплат установлен: 45 % -надбавка за интенсивность, премиальная выплата – 55 %.

Выпиской из отчета за 2019 год по централизованной бухгалтерии комитета образования администрации МР «Могочинский район» подтверждается, что фонд оплаты труда составил 6808,00 тыс. руб.

Приказом комитета образования администрации МР «Могочинский район» №74 от 09.09.2019 (том 2 л.д.7) принято решение централизованной бухгалтерии комитета образования произвести перерасчет с 01.01.2019 согласно изменений в Положении.

Расчетными листками за период с января по август 2019г. (том 2 л.д. 9-11) подтверждается, что заработная плата истцу начислялась исходя из оклада 4945 руб., премиальная выплата 70 %, надбавка за интенсивность 25 %. В сентябре 2019 (том 2 л.д.12) заработная плата истцу начислялась исходя из оклада 6804 руб., премиальная выплата 55 %, надбавка за интенсивность 45 %.

Табелями рабочего времени по централизованной бухгалтерии комитета образования администрации МР «Могочинский район» за период с января по август 2019 подтверждается, что ФИО2 работала на условиях полного рабочего времени, на листках временной нетрудоспособности, в отпуске без сохранения заработной платы не находилась, также совмещала должность 0,5 ставки экономиста.

Справкой председателя комитета образования администрации МР «Могочинский район» от 12.03.2020 (том 2 л.д.5) подтверждается, что ФИО2 начисленный перерасчет заработной платы в сентябре 2019 г. в сумме 72645,19 руб. не выплачен.

Судом установлено, что Положение «О размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, в органах местного самоуправления муниципального района «Могочинский район», утвержденное решением Совета муниципального района «Могочинский район» №292 от 25.06.2019 (том 1 л.д.22-25, 100-104), а также приказ комитета образования МР «Могочинский район» №74 от 09.09.2019 о перерасчете с 01.01.2019 заработной платы действующий, ни кем не оспорен и не отменен, до настоящего времени перерасчет заработной платы истцу с января по август 2019 г. не выплачен.

Анализируя представленные доказательства, произведенные начисления и выплату заработной платы истца в спорный период с января по август 2019г., суд приходит к выводу, что истец имеет право на получение указанного перерасчета, поскольку это определено самим работодателем. Доводы представителя ответчика об отсутствии денежных средств на оплату перерасчета не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Доводы представителя ответчика о том, что истцу в спорный период переплачена заработная плата, суд также находит не состоятельными. Требования истца обоснованы, при данных обстоятельствах заявленные требования в данной части подлежат удовлетворению.

Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему выводу об отказе в удовлетворении данного требования, поскольку истец просил взыскать моральный вред за нарушения её трудовых прав в период с 2017 года по 2018 года.

Поскольку судом было установлено, что нарушение трудовых прав истца незаконным бездействием ответчика 2018 г. не имело место быть, соответственно оснований для взыскания морального вреда не имеется. А за 2019 года истица не просила взыскать моральный вред.

Централизованная бухгалтерия комитета образования муниципального района «Могочинский район» в соответствии с Положением о комитете образования муниципального района «Могочинский район», утвержденным Решением Совета муниципального района «Могочинский район» от 26.09.2014 №158 является структурным подразделением комитета образования. Учредителем комитета образования является администрация Муниципального района «Могочинский район». В соответствии с п.2 ст.161 БК РФ финансовое обеспечение казенного учреждения комитета образования и централизованной бухгалтерии осуществляется за счет средств бюджета муниципального района.

Таким образом, судом установлено, что комитет образования администрации МР «Могочинский район» является казенным учреждением.

Согласно ч.4 ст.123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии с п.1 ст. 102 Бюджетного кодекса РФ долговые обязательства муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.

Частью 1,2 ст.161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Таким образом, при недостаточности денежных средств в комитете образования МР «Могочинский район» на выплату истцу начисленного и невыплаченного перерасчета заработной платы с января по август 2019г., компенсации в возмещение морального вреда в субсидиарном порядке следует взыскать указанную сумму с администрации МР «Могочинский район».

С учетом вышеизложенного, заявленные требования истца подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Взыскать с комитета образования администрации муниципального района «Могочинский район» в пользу ФИО2 начисленный и не выплаченный перерасчет заработной платы за период с 01.01.2019 г. по 31.08.2019г. в сумме 72645 (семьдесят две тысячи шестьсот сорок пять) рублей 19 копеек, при недостаточности денежных средств в субсидиарном порядке взыскать указанную сумму с администрации муниципального района «Могочинский район».

Отказать в удовлетворении требований к администрации муниципального района «Могочинский район», комитету образования администрации муниципального района «Могочинский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с сентября 2017 года по декабрь 2018 года в сумме 109722 (сто девять тысяч семьсот двадцать два) рубля 41 копейка. И взыскании компенсации морального вреда за период с сентября 2017 года по декабрь 2018 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 26.06.2020 г.

Председательствующий

судья С.В. Солонин