Дело № 2-173/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Алнаши УР 22 января 2014 г.
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Байсаровой А.С.,
с участием помощника прокурора Алнашского района Титова И.В.,
при секретаре Губкиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алнашского района в интересах Российской Федерации к муниципальному образованию «Байтеряковское» о возложении обязанности по размещению в сети «Интернет» информации о деятельности органа местного самоуправления, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Алнашского района обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к МО «Байтеряковское», требуя обязать ответчика разместить в сети «Интернет» информацию о деятельности органа местного самоуправления, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Алнашского района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в части размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления, по результатам которой выявлены следующие нарушения.
В соответствии п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273 ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Данное положение закреплено в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ - права гражданина на доступ к информации.
В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
В ст. 13 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» определен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети «Интернет».
По смыслу приведенной нормы состав информации, размещаемой органами местного самоуправления в сети Интернет, не может быть уже состава информации, определяемого применительно к положениям ч.1 статьи 13 названного Федерального закона.
Данное положение федерального законодательства, прежде всего направлено на исполнение принципов противодействия коррупции, закрепленных в ст. 3 Конвенции Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года, ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ (далее - ФЗ-273) прозрачности, публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приоритетности применения мер по предупреждению коррупции.
Однако, в нарушение требований международного, федерального антикоррупционного законодательства, Администрацией МО «Байтеряковское» вышеуказанные требования закона надлежащим образом не исполняются.
Установлено, что на момент проведения проверки (дд.мм.гггг) администрация муниципального образования «Байтеряковское» не имеет своего официального сайта, на официальном сайте Администрации Алнашского района (www.alnashi.udmurt.ru) в полном объеме информация в соответствии с требованиями законодательства, о деятельности органов местного самоуправления поселения не размещена, при наличии объективной возможности для ее размещения.
Так, на официальном сайте муниципального образования «Алнашский район» на странице Ответчика alnashi.udmurt.ru/mo/04_mo-bayt/adm/inf_sist/index.php на дд.мм.гггг отсутствует следующая информация о деятельности органов местного самоуправления МО «Байтеряковское»:
- информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях;
- сведения об использовании органом местного самоуправления выделяемых бюджетных средств;
- отсутствует информация о предоставлении организациям и индивидуальным предпринимателям льгот, отсрочек, рассрочек, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (имеется лишь информация, что указанного рода льготы органом местного самоуправления не предоставляются);
- фамилия, имя, отчество руководителя подразделения и иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема граждан, обеспечения рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
- обобщенная информация о результатах рассмотрения обращений и принятых мерах;
- формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления;
- квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы.
Кроме того, в нарушение п. 5 Правил определения периодичности размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, сроков ее обновления, обеспечивающих своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов, а также иных требований к размещению указанной информации в форме открытых данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг N 583 "Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных", органом местного самоуправления до настоящего времени не определены требования к периодичности размещения и срокам обновления наборов данных в сети "Интернет", устанавливающих сроки размещения и периодичность обновления соответствующей информации в сети "Интернет", исходя из соблюдения принципа актуальности и достоверности информации, содержащейся в наборе данных.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что должностными лицами Администрации МО «Байтеряковское» не применяются меры, направленные на профилактику коррупции, закрепленные в ст. 6 ФЗ-273, а именно развитие института общественного контроля. Причинами грубых нарушений требований международного, федерального законодательства явились ненадлежащая организация работы по противодействию коррупции должностными лицами администрации поселения по официальному опубликованию информации о деятельности муниципальных органов с целью общественного контроля за их деятельностью.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Бездействие органа местного самоуправления в части непринятия мер по организации доступа к информации значительно ограничивает возможность реализации населением права непосредственного участия в осуществлении местного самоуправления и осуществление общественного контроля за деятельностью органа местного самоуправления. Права неопределенного круга лиц будут восстановлены путем возложения на администрацию МО «Байтеряковское» обязанности по размещению информации в сети Интернет.
В судебном заседании помощник прокурора Алнашского района Титов И.В. исковые требования прокурора поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика – ведущий специалист-эксперт правого отдела Администрации Алнашского района УР по доверенности от дд.мм.гггг ФИО1 исковые требования прокурора признал в полном объеме.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска, если это противоречит закону, нарушает законные права и интересы иных лиц.
Помощник прокурора Алнашского района УР Титов И.В. против принятия судом признания иска ответчиком не возражал.
Суд считает, что признание иска представителем ответчика ФИО1 не противоречит вышеупомянутым нормам закона, не нарушает законные права и интересы других лиц, а потому требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Алнашского района в интересах Российской Федерации к муниципальному образованию «Байтеряковское» о возложении обязанности по размещению в сети «Интернет» информации о деятельности органа местного самоуправления, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Байтеряковское» разместить в сети Интернет, на официальном сайте, следующую информацию:
- о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях;
- сведения об использовании органом местного самоуправления выделяемых бюджетных средств;
- о предоставлении организациям и индивидуальным предпринимателям льгот, отсрочек, рассрочек, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ;
- фамилию, имя, отчество руководителя подразделения и иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема граждан, обеспечения рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
- обобщенную информацию о результатах рассмотрения обращений и принятых мерах;
- формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления;
- квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы.
Определить периодичность размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных общедоступной информации о деятельности органа местного самоуправления, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения с подачей жалобы через Можгинский районный суд УР.
Председательствующий судья А.С. Байсарова