Дело №2-173/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Верховье 15 июня 2016 года
Верховский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Глебовой Т.В., с участием представителя истца – заместителя прокурора Верховского района Орловской области Семёнова А.В., представителя ответчика – ТУ Росимущества в Орловской области по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. Кожуховой А.С., представителей третьих лиц – администрации Верховского района Орловской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. Деева А.А., ГУ МЧС России по Орловской области по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. Мезенцева О.Е., при секретаре Манохиной С.А., Наумовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний суда районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Верховского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Росимущества в Орловской области о возложении обязанности обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верховского района Орловской области в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ТУ Росимущества в Орловской области о возложении обязанности обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны.
В обоснование заявления прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе представителей Главного управления по делам ГО и ЧС Орловской области (в настоящее время ГУ МЧС по Орловской области) и организации, эксплуатирующей защитное учреждение (Муниципальное эксплуатационное предприятие коммунального хозяйства, ЗАО «Верховский») утверждены паспорта противорадиационного укрытия, приняты в эксплуатацию, следующие объекты:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Данные объекты представляют собой нежилые подвальные помещения.
Согласно данным Управления Росреестра по Орловской области, указанные помещения на настоящий момент, в чьей-либо собственности не находятся.
По сведениям Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области вышеуказанные защитные сооружения в реестр федерального имущества не включены.
Убежища, расположенные по адресу: <адрес>, относятся к защитным сооружениям гражданской обороны и в силу закона является федеральной собственностью, в связи с чем Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области обязано обеспечить учет указанного убежища как объекта федеральной собственности.
Как указал прокурор, обращение с данным иском имеет целью защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты населения при возникновении опасности ведения военных действий, а также террористической угрозы. Успешная реализация задач в области гражданской обороны возможна при условии надлежащего ведения учета объектов гражданской обороны как государственного имущества.
Просит суд обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресу: <адрес> как объектов федеральной собственности, включив данные объекты в реестр федерального имущества.
Определением Верховского районного суда Орловской области от <адрес>. принят отказ прокурора Верховского района Орловской области Савоськина В.Г. об отказе от исковых требований в части обязания Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресу: <адрес> производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Семёнов А.В. исковые требования уточнил ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, просит обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресу: <адрес> включив данные объекты в реестр федерального имущества в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Чугунова Е.Е., Кожухова А.С. исковые требования признали, указывая на то, что на основании Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № ТУ Росимущества вносит в реестр федерального имуществ объекты, относящиеся к защитным сооружениям гражданской обороны. Противорадиационное укрытие расположенное <адрес> располагается в жилом доме и на данный момент документов, подтверждающих тот факт, что спорный объект недвижимого имущества отнесен к защитным сооружениям гражданской обороны, не имеется.
Представитель третьего лица Деев А.А. исковые требования прокурора Верховского района Орловской области поддерживает, так как на данные объекты администрацией Верховского района не выделяются денежные средства для их содержания, поскольку не является собственностью.
Представитель третьего лица Мезенцев О.Е. доводы прокурора Верховского района Орловской области поддержал, просил удовлетворить исковые требования и пояснил, что объект необходимо внести в реестр федерального имуществ, так как относится к защитным сооружениям гражданской обороны.
Специалист Черкасов А.Н. исковые требования прокурора Верховского района Орловской области поддерживает и пояснил, что на содержание объектов защитных сооружений гражданской обороны, расположенные в <адрес> не выделяются денежные средства администрацией Верховского района, так как это не предусмотрено законом, поскольку не является собственностью района. Им постоянно ведется учет данных объектов.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 214 п. 1, 5 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" Правительство РФ определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно п.п.2,8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 г. N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Из положений пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 г. N 583, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
Защитные сооружения гражданской обороны в Приложениях 1 - 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" не названы.
В соответствии с п.3 указанного Постановления объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. N 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Пунктом 2 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 г. N 447 определено, что учет федерального имущества представляет собой получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
В силу п. 6 Положения учет федерального имущества и ведение реестра осуществляет территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальные органы), если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе представителей Главного управления по делам ГО и ЧС Орловской области (в настоящее время ГУ МЧС по Орловской области) и организации, эксплуатирующей защитное учреждение (Муниципальное эксплуатационное предприятие коммунального хозяйства, ЗАО «Верховский») утверждены паспорта противорадиационного укрытия, принят в эксплуатацию объект, представляющий собой нежилое подвальное помещение:
- <адрес> (л.д.9).
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По сведениям Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ. вышеуказанное защитное сооружение в реестр федерального имущества не включено, записи об их учете отсутствуют (л.д.5-7).
Распоряжением Губернатора Орловской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-17) утвержден план проведения инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Орловской области. Согласно п.8 Плана в срок до ДД.ММ.ГГГГ. запланировано закрепление защитных сооружений гражданской обороны в федеральной собственности, собственности Орловской области и муниципальной собственности в соответствии с разработанными перечнями. Ответственность за выполнение данного пункта возложена на глав муниципальных районов (л.д.18-19).
На основании распоряжения администрации Верховского района Орловской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ. создана комиссия по проведению проверок состояния защитных сооружений гражданской обороны (л.д.20), была проведена работа по подготовке документации для снятия с учета и списания необоснованно поставленных на учет ЗС ГО района (л.д.23-26,36-40).
ДД.ММ.ГГГГ. администрацией Верховского района Орловской области издано распоряжение №-р «Об инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории Верховского района» (л.д.85), создана комиссия (л.д.46), утвержден план проведения инвентаризации (л.д.47-48).
В ДД.ММ.ГГГГ. проведена инвентаризация наличия подвальных помещений - защитных сооружений гражданской обороны, информация направлена в ГУ МЧС России по Орловской области. Были составлены инвентаризационный карточки, изготовлены фотоиллюстрации объектов. Составлен перечень защитных сооружений гражданской обороны по состоянию на ДД.ММ.ГГГГл.д.41-44, 74-120).
Согласно сведениям Управления Росреестра по Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д.28).
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (пункт 1 статьи 4 названного Закона).
Государственный стандарт Р 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 г. N 327, определяет защитное сооружение как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт 2.3.10).
Убежищем является защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических, радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).
В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны относится убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Таким образом, убежище, расположенное по адресу: <адрес> относится к защитным сооружениям гражданской обороны и в силу закона являются федеральной собственностью, в связи с чем Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области обязано обеспечить учет указанного убежища как объекта федеральной собственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Верховского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Росимущества в Орловской области о возложении обязанности обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны всрок до ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес> как объекта федеральной собственности, включив данный объект в реестр федерального имущества в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Верховский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение вынесено 19 июня 2016 года.
Председательствующий Т.В.Глебова