Дело№2-173/2018 04 июня 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи ПоповойД.В.,
при секретаре ЧерноковойТ.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда Архангельской области гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Северодвинска Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Северодвинск» о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учёт бесхозяйного имущества,
установил:
заместитель прокурора города Северодвинска Архангельской области (далее – прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Северодвинск» (далее – Администрация Северодвинска, Администрация) о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учёт бесхозяйного имущества: объектов коммунальной инфраструктуры – сетей наружного освещения дома <адрес> (далее – спорные сети наружного освещения) в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивирует тем, что в ходе проведённой прокуратурой города Северодвинска проверки по обращению гражданина К., проживающего по адресу: <адрес>, установлено, что Администрацией Северодвинска 28.04.2012 выдано разрешение на ввод многоквартирного дома №<адрес> в эксплуатацию, но до настоящего времени возле дома уличное освещение отсутствует (имеются недостроенные опоры наружного освещения: нет одной опоры и одного светильника, от дома запитаны две световые опоры у крыльца, которые могут включаться в ручном режиме).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц застройщик общество с ограниченной ответственностью «Северный берег» (далее – ООО «Северный берег») 03.06.2015 прекратило деятельность в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
В адрес Администрации Северодвинска 05.12.2012 поступило гарантийное письмо №1283 от ООО «Северный берег», в котором общество гарантировало выполнение работ по устройству наружного освещения указанного дома к 01.07.2013 (л.д.20).
По сообщению Администрации Северодвинска правовых оснований для понуждения застройщика ООО «Северный берег» реализовать обязательства, данные в вышеприведённых гарантийных письмах, не имелось, поскольку орган местного самоуправления не является стороной договорных отношений на строительство объекта капитального строительства «Строительство (достройка объекта незавершённого строительства) жилого дома с пристроенным магазином продовольственных товаров» в районе <адрес> (квартал 209).
На общем собрании 14.04.2017 собственники многоквартирного дома <адрес> проголосовали против включения в состав общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД) наружных электрических сетей, предназначенных для освещения придомовой территории дома.
Поскольку сети наружного освещения указанного жилого дома не входят в состав общего имущества МКД, в казну МО «Северодвинск» не переданы, не принадлежат ООО «Северный берег», фактически являясь бесхозяйным имуществом, прокуратурой города мэру Северодвинска 04.05.2017 направлена информация о результатах проверки для рассмотрения вопроса об оформлении и постановке на учёт сети наружного освещения дома №<адрес> как бесхозяйного объекта.
Ответом от 08.06.2017 Администрацией Северодвинска фактически отказано в постановке на учёт сетей наружного освещения ввиду отсутствия в них явных признаков бесхозяйного имущества (л.д.26).
04.05.2017 за №4001ж-2016 прокуратурой мэру Северодвинска направлялась информация о рассмотрении вопроса о возможности оформления и постановки на учёт спорных сетей наружного освещения, однако указанный вопрос Администрацией до настоящего времени не разрешён.
Несмотря на то, что сеть наружного освещения построена за счёт средств дольщиков, в состав общего имущества многоквартирного дома она не включена (протокол №2 общего собрания собственников МКД от 14.04.2017), данная сеть наружного освещения не является муниципальной собственностью, истец просит возложить обязанность на Администрацию Северодвинска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учёт бесхозяйного имущества: объектов коммунальной инфраструктуры – сетей наружного освещения дома №<адрес> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу (л.д.3-5).
В судебном заседании представитель истца прокурор ВасильевС.В., исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил удовлетворить их в полном объёме, считая, что в ходе рассмотрения гражданского дела нашло подтверждение то обстоятельство, что спорные сети наружного освещения являются бесхозяйным имуществом.
Представитель ответчика Администрации Северодвинска Д., действующая на основании доверенности (л.д.41), в судебном заседании с иском не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.39-40). Полагает, что спорные сети наружного освещения не обладают явными признаками бесхозяйного имущества, поскольку построены за счёт средств дольщиков многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией, что не оспаривается собственниками МКД. Ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Строительство (достройка объекта незавершённого строительства) жилого дома с пристроенным магазином продовольственных товаров» в районе ул<адрес> осуществлялся Администрацией Северодвинска в соответствии с требованиями статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При строительстве указанного объекта и сетей к нему Администрация Северодвинска не являлась стороной договорных правоотношений, денежные средства местного бюджета не привлекались. Ссылаясь пункт 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), относит спорные сети наружного освещения к общему имуществу МКД №<адрес>
Третье лицо публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» (далее – ПАО «МРСК Северо - Запада») о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя не направило (л.д.148).
Третье лицо общество с ограниченной ответственностью «Контур» о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя не направило. Директор общества В. сообщила, что объект «Строительство (достройка объекта незавершённого строительства) жилого дома с пристроенным магазином продовольственных товаров» в районе <адрес> г.Северодвинск» арх. №002-08, далее как жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, были выданы заказчику ООО «Северный берег» 4 экземпляра рабочей документации в полном объёме. Комплект чертежей в составе разделов ПЗ, АР, ГП, ПОС были предоставлены в Администрацию Северодвинска для получения разрешения на строительство. Поскольку Общество не имеет возможность хранить документацию более пяти лет после сдачи объекта в эксплуатацию, представить суду проектно – сметную документацию на указанный жилой дом не представляется возможным.
Представители третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Ягры - 208» С.О., действующая на основании доверенности, Т., действующий на основании доверенности (л.д.108), являющийся также директором ООО «ПЖКО «Ягры», в судебном заседании просили удовлетворить требования прокурора, поскольку на сегодняшний день подключение сетей наружного освещения происходит от дома, являясь вынужденной мерой, ввиду устранения нарушений в рамках предписания прокурора. Иное возлагало бы на управляющую организацию ответственность в виде штрафов, по причине жалоб жильцов дома на отсутствие освещения придомовой территории, что послужило основанием для «запитки» сетей наружного освещения от дома. Утверждает, что оплата уличного освещения осуществляется собственниками МКД, входит в квитанции в графу «Плата за содержание ОИ МКД в т.ч.Эл-гия» (л.д.96). Ранее участвующая в судебном заседании представитель Общества С.Е. пояснила, что собственники МКД не утверждали и не знали о наличии выдачи разрешения на строительство дважды – в 2010 году и в 2012 году. В первоначальном плане 2010 года предусматривалось, что запитка сети наружного освещения предусматривается от РУ-0,4 кВ существующей трансформаторной подстанции (ТП). Управление местное и дистанционное от шкафа уличного освещения, который устанавливается на наружной стене существующей ТП (по месту). Импульс взят от существующей опоры уличного освещения т. «А». Сеть воздушная, выполняется самонесущим изолированным проводом (СИП-2А). Провод питания от шкафа управления до опор выполняется кабелем марки АВБбШв, прокладываемым в земляной траншее.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд рассмотрел дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, проект ООО «Контур» 002-08-ТС, ЭС, ЭН, НВК, 2008 года «Строительство (достройка объекта незавершённого строительства) жилого дома с пристроенным магазином продовольственных товаров» в районе <адрес> (квартал 209)», рабочий проект 002-08 «Строительство (достройка объекта незавершённого строительства) жилого дома с пристроенным магазином продовольственных товаров. I этап строительства». <адрес> суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведённой прокуратурой города проверки по обращению гражданина К., проживающего по адресу: <адрес>, установлено, что Администрацией Северодвинска 28.04.2012 выдано разрешение на ввод многоквартирного дома <адрес> в эксплуатацию, но до настоящего времени возле дома уличное освещение отсутствует (имеются недостроенные опоры наружного освещения: нет одной опоры и одного светильника, от дома запитаны две световые опоры у крыльца, которые могут включаться в ручном режиме).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц застройщик общество с ограниченной ответственностью «Северный берег» (далее – ООО «Северный берег») 03.06.2015 прекратило деятельность в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
В адрес Администрации Северодвинска 05.12.2012 поступило гарантийное письмо №1283 от ООО «Северный берег», в котором общество гарантировало выполнение работ по устройству наружного освещения указанного дома к 01.07.2013 (л.д.20).
По сообщению Администрации Северодвинска правовых оснований для понуждения застройщика ООО «Северный берег» реализовать обязательства, данные в вышеприведённых гарантийных письмах, не имелось, поскольку орган местного самоуправления не является стороной договорных отношений на строительство объекта капитального строительства «Строительство (достройка объекта незавершённого строительства) жилого дома с пристроенным магазином продовольственных товаров» в районе <адрес>
На общем собрании 14.04.2017 собственники многоквартирного дома <адрес> проголосовали против включения в состав общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД) наружных электрических сетей, предназначенных для освещения придомовой территории дома.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращаясь с настоящим иском о возложении обязанности на Администрацию Северодвинска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учёт бесхозяйного имущества – сетей наружного освещения дома №<адрес> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, прокурор утверждает, что сети наружного освещения указанного жилого дома не входят в состав общего имущества многоквартирного дома, в казну МО «Северодвинск» не переданы, не принадлежат ООО «Северный берег», фактически являясь бесхозяйным имуществом, несмотря на то, что сеть наружного освещения построена за счёт средств дольщиков, в состав общего имущества многоквартирного дома она не включена (протокол №2 общего собрания собственников МКД от 14.04.2017).
При этом прокуратурой города мэру Северодвинска 04.05.2017 направлена информация о результатах проверки для рассмотрения вопроса об оформлении и постановке на учёт сети наружного освещения дома №<адрес> как бесхозяйного объекта.
Ответом от 08.06.2017 Администрацией Северодвинска фактически отказано в постановке на учёт сетей наружного освещения ввиду отсутствия в них явных признаков бесхозяйного имущества (л.д.26).
04.05.2017 за №4001ж-2016 прокуратурой мэру Северодвинска направлялась информация о рассмотрении вопроса о возможности оформления и постановки на учёт спорных сетей наружного освещения, однако указанный вопрос Администрацией до настоящего времени не разрешён.
В силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (часть 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (часть 3).
Согласно ответу Северодвинского отделения Архангельского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на 26.02.1999 сведения о зарегистрированных правах собственности на сети наружного освещения многоквартирного дома <адрес> отсутствуют (л.д.93).
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 25.05.2018 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют правопритязания кого-либо на сети наружного освещения дома №<адрес>
Согласно пояснениям представителя Администрации Северодвинска в судебном заседании, позиции ответчика, изложенной в отзыве, сети наружного освещения в муниципальную собственность не передавались, в перечне бесхозяйных объектов спорные сети наружного освещения не учитываются (л.д.39 оборот).
Из договора №3/208-Z-12 от 03.05.2012 следует, что управляющей организацией дома №<адрес> является ООО «Ягры-208» (л.д.71-74). Участвующая в ходе рассмотрения дела представитель управляющей организации С.Е. пояснила, что дом управляющей организацией от застройщика принимался в состав общего имущества МКД без сетей наружного освещения, что подтверждают приобщенные к материалам дела дополнительное соглашение к договору управления многоквартирным домом №3/208-Z-12 от 24.05.2012 (л.д.75-81), акт №2-МК приёмки законченного строительством объекта приёмочной комиссией (л.д.82-85).
Как пояснили представители управляющей организации в судебном заседании, оплата уличного освещения осуществляется собственниками МКД, входит в квитанции в графу «Плата за содержание ОИ МКД в т.ч.Эл-гия» (л.д.96). В коммунальный ресурс на общедомовые нужды входит освещение чердаков, подвалов, лестничных клеток и уличного освещения. С 01.01.2017 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») жители оплачивают нормативное потребление, а управляющая организация сверхнормативное, так как общим собранием собственников помещений по вопросу перераспределения сверхнормативного потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды не было принято включение платы за содержание общего имущества по коллективному (общедомовому) прибору учёта (л.д.118).
Положениями пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация в границах поселения и городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 50 названного Федерального закона в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населённых пунктов поселения.
Аналогичные полномочия предусмотрены подпунктом 1.24 пункта 1 статьи 9 Устава муниципального образования «Северодвинск», принятого на местном референдуме 16.06.1996.
Пункт 4 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» содержит перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения, в том числе выявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учёт в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
При этом не могут быть приняты во внимание возражения представителя Администрации Северодвинска об отнесении сетей наружного освещения к общему имуществу МКД №<адрес> в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ, а также пояснения специалиста Управления градостроительства и земельных отношений Администрации Северодвинска И., пояснившей, что спорные сети наружного освещения, согласно окончательному проекту, входят в состав имущества МКД, поскольку запитка сети наружного освещения предусматривается от шкафов управления наружным освещением, которые установлены в электрощитовой жилого дома и магазина. Управление со шкафов управления наружным освещением. Импульс взят от существующей опоры уличного освещения в т. «А». Сеть воздушная, выполняется самонесущим изолированным проводом (СИП-2А). Провод питания от шкафа управления до опор выполняется кабелем марки АВБбШв, прокладываемым в земляной траншее (л.д.126) в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила №491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определён частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил №491 и является исчерпывающим.
В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению ЖК РФ, Правила №491 не содержат.
В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).
Кроме того, не могут служить основанием для отказа в иске ссылки представителя Администрации на финансовые затраты, связанные с подключением наружного освещения к линии общегородской сети наружного освещения после отключения спорных сетей наружного освещения от шкафа управления наружным освещением дома.
С учётом вышеприведённых положений закона в их системной взаимосвязи организация уличного освещения является вопросом местного значения, исполнение которого возложено на органы местного самоуправления. Организация освещения улиц является публичной обязанностью органов местного самоуправления города, напрямую возложенной нормами закона на органы местного самоуправления города и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат и установкой конструкции уличного освещения. При этом конкретный способ реализации данной обязанности вправе избрать сам орган местного самоуправления, с тем условием, что освещение должно соответствовать установленным техническим требованиям.
В связи с вышеизложенным, отсутствие собственника у сетей наружного освещения дома №<адрес>, свидетельствует о том, что у органа местного самоуправления имеется возможность воспользоваться данными сетями для организации уличного освещения, либо установить новые конструкции.
Таким образом, как установлено судом и следует из материалов дела, собственник спорных сетей наружного освещения отсутствует, они являются бесхозяйными.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора и возложении обязанности на Администрацию Северодвинска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учёт бесхозяйного имущества - сетей наружного освещения дома №17 по улице Ричарда Ченслера в городе Северодвинске Архангельской области, поскольку регистрация права на данные сети наружного освещения не произведена, недвижимое имущество является бесхозяйным, собственник объекта не установлен, в реестре муниципальной собственности не значится, в ведение или управление его организаций или предприятий не передано, в настоящее время ни у кого на балансе не состоит.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора города Северодвинска Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Северодвинск» о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учёт бесхозяйного имущества, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Северодвинск» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учёт бесхозяйного имущества объектов коммунальной инфраструктуры – сетей наружного освещения дома <адрес> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.В.Попова
Мотивированное решение изготовлено 09 июня 2018 года.