ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-173/2021 от 31.01.2022 Чаинского районного суда (Томская область)

Дело № 2-3/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31.01.2022 Чаинский районный суд Томской области в составе:

председательствующего: Кошелевой Н.В.,

при секретаре: Матросовой О.Н.,

помощник судьи: Гаммель Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Подгорное гражданское дело по иску ФИО4 к Администрации Чаинского района Томской <адрес> о понуждении выдать сертификат на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд иском, указывая, что решением жилищной комиссии администрации Чаинского района Томской области от (дата) ее брат ФИО3 был признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, номер учетного дела , категория –<данные изъяты>, состав семьи: ФИО3, его мать - ФИО1 Таким образом, он имел право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с (дата) в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В связи со смертью ФИО1 решением жилищной комиссии ответчика состав семьи ФИО3 был изменен. На основании договора купли-продажи от (дата) жилое помещение, принадлежащее истцу на праве собственности, расположенное по адресу: <адрес>, передано в собственность ФИО2 Решением Чаинского районного суда Томской области от (дата)ФИО3 был признан недееспособным, истец была назначена его опекуном. Решением Чаинского районного суда Томской области от (дата) она была признана членом семьи ФИО3 Решением жилищной комиссии ответчика от (дата) истец была включена в состав семьи ФИО3(дата)ФИО3 умер. Работником ответчика ей было разъяснено, что теперь жилищный сертификат положен только ей, но ввиду того, что ею была осуществлена сделка по купле-продаже жилого помещения по адресу: <адрес>, то жилищный сертификат положен ей лишь через 5 лет после совершения указанной сделки. (дата) истцом было подано заявление в Администрацию Чаинского района Томской области о выдаче жилищного сертификата, в ответ на которое ей было сообщено, что решением Департамента архитектуры и строительства Томской области она включена в сводный список получателей сертификатов на предоставление жилищной субсидии, но истцу необходимо было представить в Администрацию Чаинского района Томской области пакет документов, включающих заявление (рапорт) и обязательство об отчуждении занимаемого жилого помещения в государственную (муниципальную) собственность. В связи с непредставлением полного пакета документов, ответчик посчитал, что основания для выдачи сертификата в (дата) отсутствуют. Ее брат ФИО3 был участником указанной подпрограммы, но в период с (дата) и до момента его смерти в (дата)ФИО3 жилищную субсидию не предоставили. При жизни ФИО3 они вели совместное хозяйство, таким образом, она является единственным, кто имеет право на получение указанного жилищного сертификата. Просит суд обязать ответчика выдать на имя ФИО3, ФИО4 сертификат на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с (дата) в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Определением Чаинского районного суда Томской области от (дата) было прекращено производство по делу по иску ФИО4 к Администрации Чаинского района Томской области о понуждении выдать на имя ФИО3, ФИО4 сертификат на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в части требования обязать Администрацию Чаинского района Томской области выдать на имя ФИО3 сертификат на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с (дата) в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца, действующая на основании доверенности, в суде исковые требования поддержала по доводам иска, поддержала письменные пояснения, дав аналогичные пояснения, дополнив, что поскольку истец была признана членом семьи ФИО3, следовательно, за ней сохраняется право на получение сертификата, в том числе и на умершего ФИО3 Поскольку ФИО3 являлся участником программы с (дата), то это право возникло у истца с (дата). Поскольку Администрация Чаинского района Томской области представляет документы на получение сертификатов, принимает решение о выдаче сертификатов, соответственно, она является надлежащим ответчиком по делу, именно к ней истец предъявляет требования. Просит иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, с иском не согласился, поддержал доводы отзыва, дав аналогичные пояснения, дополнив, что истец (дата) была включена в состав семьи ФИО3 на основании решения Чаинского районного суда. В связи со смертью ФИО3(дата) решением жилищной комиссии Администрации Чаинского района он был исключен из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, с сохранением права получения этой выплаты его правопреемником, т.е., истцом. Таким образом, истец получила право на получение социальной выплаты в рамках правопреемства, не как самостоятельный заявитель, а вместо ФИО3 с сохранением очереди и права на получение этого сертификата. Именно поэтому в (дата) истцу было предложено представить заявление и необходимый перечень документов для получения сертификата, что истцом не было сделано. Доводы о том, что сертификат должен быть выдан и на истца, и на ее умершего брата, необоснованны, поскольку в связи со смертью человека прекращаются его гражданские права и обязанности, следовательно, он не может участвовать в гражданском обороте, выданные от его имени доверенности также прекращают свое действие в связи со смертью человека. Поскольку истцом была совершена сделка по отчуждению жилого помещения по адресу: <адрес> по цене <данные изъяты>, а сертификат истцу был положен на сумму <данные изъяты>, то стоимость проданной квартиры превышает размер социальной выплаты. Эта сделка не будет учитываться только когда пройдет 5 лет после отчуждения помещения. Более того, выдача и оформление жилищных сертификатов осуществляется Департаментом архитектуры и строительства Томской области как уполномоченным органом исполнительной власти субъекта. Администрация Чаинского района только принимает документы, как орган, которому переданы эти полномочия, а Департамент включает в списки граждан, имеющих право на получение сертификата, оформляет сертификаты и передает их Администрации Чаинского района для вручения уже готовых сертификатов, следовательно, иск заявлен к ненадлежащему ответчику. Кроме того, истцом заявлено, что сертификат должен быть выдан по состоянию на (дата) – дата, когда ФИО3 был включен в состав участников программы по выдаче государственных жилищных сертификатов, право на получение сертификата у него возникло в (дата), но в связи с недостаточностью средств, которые были выделены субъекту ему сертификат не был выдан. Просит в иске отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, представил отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Из отзыва третьего лица следует, что на основании списков, предоставляемых ежегодно администрацией Чаинского района, на учете граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и, включенных в списки на получение государственного жилищного сертификата на (дата) состоял ФИО3 в категории <данные изъяты> с составом семьи 1 человек. Письмом от (дата) ответчик уведомил Департамент о том, что в связи со смертью ФИО3 очередь сохранена за ФИО4 Исходя из копии договора купли-продажи от (дата), истцом в (дата) продано жилое помещение по адресу: <адрес>, стоимость которого составляет <данные изъяты>. Размер социальной выплаты в первом полугодии 2021 года на состав семьи один человек при условии наличия стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей более 35 лет, составлял: 33*49173*1,1=1 784 980 руб. Исходя из условий предоставления сертификата, установленных Федеральным законом, и при условии принятия ФИО4 решения о сдаче в муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, по адресу: <адрес>, размер социальной выплаты, подлежащей ей к предоставлению, составлял: <данные изъяты>. Исходя из расчета, в первом полугодии (дата), отсутствовала сумма, подлежащая к выдаче в виде сертификата ФИО4 Приведённые доводы истца в части обязанности выдать сертификат ФИО3 Департамент считает несостоятельными, так как невозможно выдать сертификат умершему человеку. Полагает, что требование в части выдачи истцу сертификата на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ не подлежит удовлетворению.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.

В силу ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

На основании ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Условия предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Федеральный закон № 125-ФЗ), из преамбулы которого следует, что настоящий Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Статьей 1 Федерального закона № 125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона № 125-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее Постановление Правительства Российской Федерации № 879) утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее Положение).

Положением установлено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (ст. 2, 3 Положения).

На основании Закона Томской области от 13.04.2006 № 73- ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Администрация Чаинского района Томской области наделена государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, выезжающих из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Таким образом, Администрация Чаинского района осуществляет регистрацию и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Из материалов дела следует, что решением жилищной комиссии ответчика от (дата) (протокол ) ФИО3 на основании его заявления включен в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, учетное дело , категория –<данные изъяты>, состав семьи: ФИО3, его мать ФИО1, адрес места жительства: <адрес>, по указанному адресу он имел регистрацию. (дата) (протокол ) ФИО3 был признан участником указанной выше подпрограммы, очередность в списке граждан в категории <данные изъяты>. (дата)ФИО1 умерла, в связи с чем решением жилищной комиссии ответчика от (дата) она была исключена из состава семьи ФИО3(дата) решением жилищной комиссии Администрации Чаинского района (протокол ) в состав семьи ФИО3 была включена ФИО4 Решением жилищной комиссии ответчика от (дата) (протокол ) ФИО3 исключен из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи со смертью. (дата) истец обратилась за выделением жилищного сертификата в (дата), но ею не был предоставлен полный пакет документов. Решением жилищной комиссии Администрации Чаинского района от (дата) (протокол ) истцу отказано в получении сертификата в (дата) на основании п.44 (1) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (неполное предоставление документов). В соответствии с договором купли-продажи от (дата) истец продала принадлежащую ей на праве собственности квартиру по адресу: <адрес> за <данные изъяты>. Истец проживает и имеет регистрацию по адресу: <адрес>, указанная квартира принадлежит ей на праве собственности.

Истец, обращаясь с настоящим иском, указывает ответчиком Администрацию Чаинского района Томской области.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем, истцом не представлено доказательств нарушения указанным ответчиком ее прав и законных интересов.

Как уже указывалось, Администрация Чаинского района Томской области осуществляет регистрацию и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее Постановление Правительства № 153) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее Правила), которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - сертификат) в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее соответственно - государственная программа, ведомственная целевая программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

В соответствии с подп. з п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют, в том числе граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

На основании с п.п. 2, 3 указанных Правил сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата). Сертификаты выпускаются ответственным исполнителем государственной программы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Согласно подп. г п. 18 Правил выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ведомственной целевой программы - гражданам, указанным в подп. з п. 5 настоящих Правил, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органе местного самоуправления) на учете в качестве имеющего право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

В целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме). Орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формируют списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, формируются в отношении граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подп. "з" п. 5 настоящих Правил, - в соответствии с очередностью, установленной ст. 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (п. 24 Правил).

В соответствии с п. 25 (1) Правил в целях подготовки проекта распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, указанным в подп. "з" п. 5 настоящих Правил, на планируемый год органы местного самоуправления на основании заявлений граждан указанной категории о подтверждении участия в ведомственной целевой программе в планируемом году в сроки, которые определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об указанных гражданах. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сведений, представленных органами местного самоуправления в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, до 15 июля года, предшествующего планируемому, формируют и представляют ответственному исполнителю государственной программы сведения о гражданах, указанных в подп."з" п. 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной ответственным исполнителем государственной программы.

Как предусмотрено в п. 35, п. 36 Правил, ответственный исполнитель государственной программы на основании графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выпуске сертификатов и в течение 5 рабочих дней после издания такого приказа направляет в органы исполнительной власти перечень серий и номеров сертификатов, используемых ими для выдачи гражданам - участникам ведомственной целевой программы в соответствии с указанным приказом. Органы исполнительной власти до 20-го числа последнего месяца квартала, в котором был издан приказ о выпуске сертификатов, производят их оформление на имя граждан - участников ведомственной целевой программы. Сертификаты передаются федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответственно подразделениям и органам местного самоуправления для вручения таким гражданам, если иное не предусмотрено в актах, принимаемых осуществляющими выдачу сертификатов таким гражданам федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 32 настоящих Правил.

В соответствии с п. 40 Правил ответственный исполнитель государственной программы на основании представленных органами исполнительной власти выписок из реестров выданных сертификатов осуществляет учет выданных сертификатов, формирует и ведет единый реестр выданных сертификатов.

Распоряжением Губернатора Томской области от 04.10.2011 N 310-р "О мерах по реализации на территории Томской области основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" Департамент архитектуры и строительства Томской области определен органом исполнительной власти Томской области, осуществляющим реализацию указанного основного мероприятия в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, в отношении граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

В связи с чем, Департаменту архитектуры и строительства Томской области поручено осуществлять реализацию мероприятий, предусмотренных Правилами, в том числе формирование и утверждение сводных списков граждан - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе; оформление и выдачу органам местного самоуправления муниципальных образований Томской области государственных жилищных сертификатов.

Постановлением Губернатора Томской области от 12 марта 2013 г. N 26 «Об утверждении положения о Департаменте архитектуры и строительства Томской области» утверждено Положение о Департаменте архитектуры и строительства Томской области, из которого следует, что Департамент архитектуры и строительства Томской области (далее - Орган) является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета. Для реализации указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Положения целей и задач Орган выполняет следующие функции, в том числе: 49) осуществляет функции исполнительного органа государственной власти Томской области в соответствии с Законом Томской области от 13 апреля 2006 года N 73-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"; 50) является исполнительным органом государственной власти Томской области, уполномоченным на утверждение единых списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемых на основании списков, предоставленных органами местного самоуправления, и представление сведений в сроки и по формам в соответствии с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"; 51) является исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим реализацию ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила), в отношении категорий граждан, установленных подпунктами е), ж) и з) пункта 5 Правил;

Приказом Департамента архитектуры и строительства Томской области от 5 сентября 2019 г. N 26-п «О мерах по реализации на территории Томской области ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» установлены: Порядок формирования и утверждения сводного списка граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в планируемом году; Порядок ведения реестра государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам - участникам ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"; Порядок вручения государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"; определен Порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

В соответствии с данным Приказом и утвержденными им документами сводный список граждан - получателей сертификатов в отношении категорий формируется и утверждается Департаментом архитектуры и строительства Томской области. Реестр выданных сертификатов ведется заместителем председателя Комитета развития строительного комплекса и жилищной политики Департамента архитектуры и строительства Томской области, уполномоченным на оформление и выдачу государственных жилищных сертификатов. Оформление бланков сертификатов на имя граждан - участников ведомственной целевой программы и выдача их органам местного самоуправления осуществляются заместителем председателя Комитета развития строительного комплекса и жилищной политики Департамента архитектуры и строительства Томской области, уполномоченным осуществлять данные действия. Бланки сертификатов подписываются начальником Департамента архитектуры и строительства Томской области, скрепляются печатью и передаются по накладной заместителем председателя Комитета развития строительного комплекса и жилищной политики Департамента архитектуры и строительства Томской области представителю органа местного самоуправления, действующему в соответствии с законодательством от имени муниципального образования лично или на основании доверенности. Орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня получения от Департамента архитектуры и строительства Томской области сертификатов оформляет на бланке органа местного самоуправления уведомления по форме согласно приложению к настоящему Порядку, которые направляет гражданам - получателям сертификатов заказными письмами с уведомлением о вручении. Вручение гражданам оформленных бланков сертификатов осуществляется уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления не позднее 10 рабочих дней с даты направления гражданину уведомления о вручении сертификата.

Из анализа приведенных норм права следует, что ответственным исполнителем указанной государственной программы является Департамент архитектуры и строительства Томской области, который является исполнительным органом государственной власти Томской области, уполномоченным на оформление сертификатов и их выдачу, соответственно, он является надлежащим ответчиком по данному иску. Администрация Чаинского района Томской области осуществляет только вручение гражданам оформленных бланков сертификатов.

Более того, предусмотренная указанными Правилами процедура выпуска государственного жилищного сертификата, являющегося именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение социальной выплаты, истцом не соблюдена, в установленный срок свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом (2021) году истец не подтвердила, не представила необходимые для получения жилищного сертификата документы, что не было опровергнуто стороной истца в судебном заседании. Указанные обстоятельства не препятствуют истцу в установленном законом порядке подтвердить свое участие в указанной подпрограмме в планируемом году.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из фактических обстоятельств дела, учитывая, что ответчик Администрация Чаинского района Томской области не обладает полномочиями по оформлению и выдаче государственных жилищных сертификатов, соответственно, не нарушает права и законные интересы истца, не создает препятствий к реализации ее прав, а сторона истца настаивает на возложении указанной обязанности именно на заявленного ответчика, принимая во внимание, что жилищный сертификат при наличии к этому оснований может быть выдан истцу уполномоченным на то лицом в установленном законом порядке, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска ФИО4 к Администрации Чаинского района Томской области о понуждении выдать на имя истца сертификат на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с (дата) в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Чаинский районный суд Томской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий: (подпись) Кошелева Н.В.

Мотивированный текст решения составлен 04.02.2022.

Судья Кошелева Н.В.

Копия верна: Судья Кошелева Н.В.

Секретарь Матросова О.Н.