Дело № 2-173/2022 (2-3046/2021)
УИД: 26RS0023-01-2021-007947-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2022 года город Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Шамановой Е.С.,
при помощнике судьи Котовой Н.В.,
при участии представителя истца старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А.,
ответчика Дегтяревой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, интересов РФ к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды .............., Дегтяревой .............. о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
и.о. Минераловодского межрайонного прокурора, действующий в защиту прав и законных интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды .............., ФИО2 о возложении обязанности направить охранное обязательство и принять обязательство по обеспечению режима особой охраны памятника природы, указав, что Минераловодской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах Минераловодского городского округа .............., в результате которой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. и ФИО2 выявлены нарушения. В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение особо охраняемых природных территорий, охрана земель и вод является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Согласно преамбуле Федерального закона от .............. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории –участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. В силу ч.1 ст.25 Закона №33-ФЗ памятники природы – уникальные невосполнимые, ценные в экономическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. В соответствии с ч.1 ст.27 Закона №33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы им в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Постановлением бюро ..............вого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от ............................ «О мерах по охране природы в крае» памятник неживой природы гора «Змейка» объявлен памятником природы краевого значения. Постановлением правительства ..........................................-п памятник неживой природы гора «Змейка» переименован в памятник природы краевого значения «Гора Змейка». Постановлением правительства ..........................................-п «О границах памятников природы краевого значения «Гора Змейка» утверждены границы памятника природы краевого значения «Гора Змейка». В соответствии с выпиской из ЕГРН, границы зоны с особыми условиями использования территорий – памятника природы «Гора Змейка» внесены в государственный кадастр недвижимости ...............В соответствии с выпиской из ЕГРН от .............. в границы памятника природы «Гора Змейка» частично входит земельный участок с кадастровым номером 26:23:140210:12. Согласно выписке, из ЕГРН от .............., земельный участок с кадастровым номером 26:23:140210:12, площадью 218 047 кв.м., поставлен на кадастровый учет .............., отнесен к категории земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Указанный земельный участок находится в собственности ФИО2 (номер записи о регистрации права 26:23:140210:12-26/013/2018-2 от ..............). Частью 3 ст.26 Закона №33-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящимся в их ведении. Передача памятников природы федерльного и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Таким образом, федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся (п.17 Обзора судебной практики ВС РФ .............. (2020), утвержденного .............. Президиумом Верховного суда РФ). В силу положений чч.2,3 ст.27 Закона №33-ФЗ собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находится памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также средств внебюджетных фондов. Таким образом, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, являясь уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – .............., обязано передать под охрану с оформлением охранного обязательства часть территории памятника природы регионального значения правообладателям земельного участка с кадастровым номером 26:23:140210:12, находящегося в границах памятника природы «Гора Змейка». ФИО2, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 26:23:140210:12, расположенного в границах памятника природы краевого значения «Гора Змейка» обязана принять на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы. Проверкой установлено, что в нарушение требований ч.2 ст.26 Закона №33-ФЗ, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. мер к передаче под охрану с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Змейка» правообладателям земельного участка с кадастровым номером 26:23:140210:12, не принято. В нарушение требований ч.2 ст.27 Закона №33-ФЗ ФИО2 мер к принятию обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Змейка» не принято, охранное обязательство на памятник природы краевого значения «Гора Змейка» не подписано. В силу положений ст.3 ФЗ от .............. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
-соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
-ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
-презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности;
-приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
-обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц. Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в порядке производства по административным делам, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – граждан, проживающих на территории Минераловодского городского округа .............., иных граждан РФ, круг которых невозможно определить, в целях защиты гарантированного Конституцией РФ. Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в данном случае заключается в том, что неприятие ответчиками мер по передаче и принятию обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Змейка», может привести к утрате, причинению вреда памятнику природы, ухудшению экологической обстановки на территории памятника природы, утрате биологического разнообразия, в том числе объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ и Красную книгу .............., объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, истощению и утрате гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения и особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды. Восстановление гарантированного Конституцией РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды» (п.1 ст.11) права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности будет заключаться в принятии ответчиками конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, направленных на обеспечение сохранности особо охраняемой природной территории краевого значения – памятника природы «Змейка», сохранение биологического разнообразия, объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения, а также обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, устранение угрозы уничтожения памятника природы, заключении охранного обязательства на памятник природы краевого значения «Гора Змейка». Просит суд возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. обязанности в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу решения суда обязанность направить охранное обязательство на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Змейка» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:23:140210:12, в адрес ФИО2, .............. года рождения, паспорт РФ серия 0703 ............... Возложить на ФИО2 обязанность в срок не позднее 45 дней со дня вступления в силу решения суда принять обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Змейка» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:23:140210:12.
Определением суда от .............. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено казенное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий ..............».
Определение суда .............. заявление ответчика ФИО2 об оставлении искового заявления без рассмотрения оставлено без удовлетворения.
В судебном заседании прокурор ФИО4 заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Суду пояснила, что ответчики после обращения прокурора в суд совершили действия, направленные на добровольное исполнение решения суда, однако до настоящего времени указанное охранное обязательство не утверждено Приказом Министерства природных ресурсов, поэтому оно не имеет всех обязательных реквизитов, необходимых для данного документа, поэтому исковые требования прокурора не могут считаться исполненными. Просила удовлетворить заявленные исковые требования прокурора в полном объеме, но не обращать решение к принудительному исполнению, так как стороны намерены исполнить его добровольно и самостоятельно.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании иск не признала, представила письменные возражения относительно доводов искового заявления, в которых указала, что федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся. Охранное обязательство представляет собой гражданско- правовой договор, предметом которого является режим пользования объектом. Охранные документы, в том числе охранные обязательства, заключаются с собственниками и пользователями земельных участков, на которых находятся памятники природы. Из искового заявления следует, что проект охранного обязательства ответчиком Министерством природных ресурсов .............. не подписывался и ответчику ФИО2 не направлялся. Оформление обязательства подразумевает оформление его в письменном виде с изложением условий по обязательствам сторон, обязательными реквизитами (в том числе и подписью уполномоченных лиц). Полагала, что поскольку ответчик Министерство природных ресурсов .............. не направляло проект охранного обязательства, а требованию о заключении договора должно предшествовать направление оферты, считает, что ответчиком Министерством природных ресурсов .............. не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством. В силу положений статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. В соответствии с пунктом 2 части статьи ГПК Российской Федерации, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Вместе с тем, ответчиком министерство направлено охранное обязательство только после поступления искового в суд. Следовательно, с учетом положений ст. 441 ГК РФ, ст. 445 ГК РФ в настоящий момент идет процедура согласования охранного обязательства. Дополнительно пояснила, что возражает против удовлетворения исковых требований, в настоящее время Министерством природных ресурсов направлено в её адрес охранное обязательство в соответствующей форме, которое подписано Министерством и ею, в связи с чем, считает, что она не нарушала законодательство, не уклонялась от возложенных на нее обязанностей, исполнила их в полном объеме. Просила оставить исковое заявление без рассмотрения.
Представитель ответчика - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды .............., будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не сообщил суду об уважительных причинах своей неявки в суд. Представил письменные возражения относительно доводов искового заявления, в которых указал, что «Гора Змейка» объявлена памятником природы краевого значения в соответствии с постановлением бюро ..............вого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от ............................ «О мерах по охране природы». Памятник природы краевого значения «Гора Змейка» входит в границы земельного участка с кадастровым номером 26:23:140210:12.Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, указанный земельный участок находится в собственности ФИО2В соответствии со статьей 27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы принимают на себя собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы. Охранное обязательство на памятник природы «Гора Змейка» было направлено министерством письмом от 24.12.2021............... ФИО2 подписано охранное обязательство о взятии под охрану территории памятника природы краевого значения «Гора Змейка». В настоящее время министерством подготавливается правовой акт, утверждающий охранное обязательство на памятник природы краевого значения «Гора Змейка» в границе земельного участка с кадастровым номером 26:23:140210:12.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий ..............», будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия. Указал о том, что учреждение обеспечивает функционирование и соблюдение режима охраны на особо охраняемых природных территориях СК. Полномочиями о передаче под охрану с оформлением охранного обязательства части территории памятника природы регионального значения и направлении указанных документов собственникам ( правообладателям) земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий учреждение не наделено.
С учетом мнения участников процесса, суд считает возможным в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Согласно статье 7 Конституции РФ ФИО1 является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статья 42 Конституции РФ определяет, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право распространяется на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. Таким образом, Конституция РФ гарантирует право граждан на благоприятные условия жизни, гарантирует реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде.
Согласно преамбуле Федерального закона от .............. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № ЗЗ-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В силу ч. 1 ст. 25 Закона № 33-ФЗ памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона № 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственник земельного участка и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу п. 2 ст. 27 Федерального закона от .............. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве заинтересованных лиц или истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, поскольку доступ к объектам образовательных учреждений и организаций и пользователями информации, подлежащей размещению, являются физические и юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления и т.д., т.е. данный круг лиц невозможно определить, в связи с чем прокурор вправе обратиться в суд с настоящим иском.
Судом установлено, что Минераловодской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах Минераловодского городского округа .............., в результате которой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. и ФИО2 выявлены нарушения.
Постановлением бюро ..............вого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от ............................ «О мерах по охране природы в крае» памятник неживой природы гора «Змейка» объявлен памятником природы краевого значения.
Постановлением правительства ..........................................-п памятник неживой природы гора «Змейка» переименован в памятник природы краевого значения «Гора Змейка».
Постановлением правительства ..........................................-п «О границах памятников природы краевого значения «Гора Змейка» утверждены границы памятника природы краевого значения «Гора Змейка».
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, границы зоны с особыми условиями использования территорий памятника природы «Гора Змейка» внесены в государственный кадастр недвижимости ...............
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от .............., в границы памятника природы «Гора Змейка» частично входит земельный участок с кадастровым номером 26:23:0140210:12.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ............... земельный участок с кадастровым номером 26:23:140210:12 площадью 218047 кв.м, поставлен на кадастровый учет .............., отнесен к категории земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Указанный земельный участок находится в собственности ФИО2 (номер записи о регистрации права 26:23:140210:12-26/013/2018-2 от ..............).
Частью 3 ст. 26 Закона № ЗЗ-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц. в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся (п. 17 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации .............. (2020), утвержденного .............. Президиумом Верховного суда Российской Федерации).
В силу положений ч.ч. 2, 3 ст. 27 Закона № ЗЗ-ФЗ собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.
Таким образом, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, являясь уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - .............., обязано передать под охрану с оформлением охранного обязательства часть территории памятника природы регионального значения правообладателям земельного участка с кадастровым номером 26:23:140210:12, находящегося в границах памятника природы «Гора Змейка».
ФИО2, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 26:23:140210:12, расположенного в границах памятника природы краевого значения «Гора Змейка» обязана принять на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы.
Вместе с тем, в нарушение требований ч. 2 ст. 26 Закона № ЗЗ-ФЗ, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. на момент обращения прокурора с данным иском в суд, мер к передаче под охрану, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Змейка» правообладателям земельного участка с кадастровым номером 26:23:140210:12, не принято.
В нарушение требований ч. 2 ст. 27 Закона № ЗЗ-ФЗ, ФИО2 мер к принятию обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Змейка» не принято, охранное обязательство на момент обращения прокурора с иском не подписано.
В силу положений ст. 3 Федерального закона от .............. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: - соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; - ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; - презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; - приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; - обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в порядке производства по административным делам, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории Минераловодского городского округа .............., иных граждан Российской Федерации, круг которых невозможно определить, в целях защиты гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в данном случае заключается в том, что непринятие ответчиками мер по передаче и принятию обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Змейка», может привести к утрате, причинению вреда памятнику природы, ухудшению экологической обстановки на территории памятника природы, утрате биологического разнообразия, в том числе объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу .............., объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, истощению и утрате гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения и особо охраняемого эколого - курортного региона Кавказские Минеральные Воды.
Восстановление гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности будет заключаться в принятии ответчиками конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, направленных на обеспечение сохранности особо охраняемой природной территории краевого значения - памятника природы «Змейка», сохранение биологического разнообразия, объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения, а также обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, устранение угрозы уничтожения памятника природы, - заключении охранного обязательства на памятник природы краевого значения «Гора Змейка».
При этом, свобода реализации правообладателями вещных прав на землю не является абсолютной и может осуществляться только в той мере, которая не наносит ущерба окружающей среде, не нарушает прав и законных интересов иных лиц, не противоречит закону и законодательно установленным ограничениям оборота и использования земли.
Возможность ограничения прав и свобод правообладателей, населения, иных лиц при создании особо охраняемых природных территорий прямо предусмотрена законодательством об охране окружающей среды и об особо охраняемых природных территориях.
Возложение обязанностей, заявленных в иске о направлении одним из ответчиков и принятии вторым ответчиком охранного обязательства не нарушают субъективных прав администрации Минераловодского городского округа, как участника гражданско-правовых отношений, поскольку регулируют вопросы использования памятника природы, а не имущества ответчика.
Предотвращение деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности памятника природы, устанавливается в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства, поскольку такое использование ответчиком памятника природа без принятия на себя обязательств по обеспечению режима особой его охраны нарушает охраняемые законом права и интересы других лиц, в том числе на благоприятную окружающую среду, в целях сохранения уникального природного комплекса исходя из принципа преобладания интереса сохранения памятника природы над интересами его использования.
Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что не принятие ответчиками конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, направленных на обеспечение сохранности особо охраняемой природной территории краевого значения - памятника природы «Гора Змейка», влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории Минераловодского городского округа, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, требования прокурора являются обоснованными.
Поскольку доказательств того, что на момент обращения прокурора с данным иском ответчиками Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. и ФИО2 не предоставлено доказательств устранения в полном объеме нарушений требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в границах Минераловодского городского округа .............. и оформления охранного обязательства части территории памятника природы краевого значения «Гора Змейка» земельного участка с кадастровым номером 26:23:140210:12, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, уже в ходе рассмотрения дела ФИО2 в суд представлены доказательства направления Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. охранного обязательства по спорному объекту в адрес ФИО2, которое ей принято, подписано и возвращено в адрес Министерства.
Поскольку на момент вынесения решения суда требования прокурора исполнены ответчиками добровольно в полном объеме, однако, от истца заявления об отказе от иска не поступило, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, с указанием на то, что решение исполнению не подлежит в связи с его фактическим исполнением.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, интересов РФ к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды .............., ФИО2 о возложении обязанностей удовлетворить.
Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. обязанность в срок не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу направить охранное обязательство на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Змейка» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:23:140210:12 в адрес администрации Минераловодского городского округа ...............
Возложить на администрацию Минераловодского городского округа обязанность в срок не позднее 45 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Змейка» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:23:140210:12.
Решение суда после вступления в законную силу к исполнению не приводить, в связи с его фактическим исполнением ответчиками.
Решение может быть обжаловано в ..............вой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд.
Судья Е.С. Шаманова
Мотивированное решение суда изготовлено ...............