УИД37RS0021-01-2022-000108-64
Дело № 2-173/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Княжевского В.С.
при секретаре ФИО1,
с участием:
истца- Ивановского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области 4марта2022 года гражданское дело по исковому заявлению Ивановского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, к Обществу с ограниченной ответственностью "ВНК" о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд к Обществу с ограниченной ответственностью «ВНК» с иском о возложении обязанности по обеспечению очистки сточных вод, сбрасываемых в водный объект <адрес> в 45 км. От устья, районе д. <адрес>, в пределах нормативов.
ООО «ВНК» является водопользователем, т.к. осуществляет сброс сточных вод в водный объект – <адрес> в 45 км от устья, районе д. <адрес> на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от <ДД.ММ.ГГГГ><№>-<ДД.ММ.ГГГГ>.<№> (срок действия – до <ДД.ММ.ГГГГ>). Приказом Верхне-Волжского бассейнового водного управления Росводресурсов от <ДД.ММ.ГГГГ><№> для ООО «ВНК» утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в <адрес> на срок до <ДД.ММ.ГГГГ>.
На основании договора аренды от <ДД.ММ.ГГГГ><№>, заключенного с ООО «Объединенные коммунальные системы», Общество осуществляет эксплуатацию сооружений, расположенных в районе д. <адрес>.
Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям (далее также – Межрегиональное управление) в сентябре 2020 года проведена проверка исполнения ООО «ВНК» природоохранного законодательства (акт проверки от <ДД.ММ.ГГГГ><№>), по результатам которой выявлены превышения установленных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водоемах рыбохозяйственного значения (ПДКр.х.) и нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на выпуске с очистных сооружений в <адрес> по загрязняющим веществам: аммоний-ион, сульфат-ион, хлорид-ион, нитрит-ион, фосфат-ион, ХПК, БКП полное, сухой остаток, медь, железо общее.
В связи с этим Обществу выдано предписание от <ДД.ММ.ГГГГ><№> об устранении нарушений природоохранного законодательства в срок до <ДД.ММ.ГГГГ>.
Межрегиональным управлением в феврале-марте 2021 года проведена внеплановая проверка исполнения предписания от <ДД.ММ.ГГГГ> (акт проверки от <ДД.ММ.ГГГГ><№>), по результатам которой установлено, что ООО «ВНК» допускается превышение установленных нормативов (ПДКр.х.) и нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на выпуске с очистных сооружений в <адрес> по загрязняющим веществам: аммоний-ион, нитрит-ион, фосфат-ион, БКП полное, медь, железо общее.
Обществу выдано предписание от <ДД.ММ.ГГГГ><№> об устранении нарушений природоохранного законодательства в срок до <ДД.ММ.ГГГГ>.
В очередной раз Межрегиональным управлением в сентябре-октябре 2021 года проведена внеплановая проверка исполнения предписания от <ДД.ММ.ГГГГ> (акт проверки от <ДД.ММ.ГГГГ><№>), одновременно с плановой выездной проверкой (акт проверки от <ДД.ММ.ГГГГ><№>), по результатам которой установлено, что ООО «ВНК» допускается превышение установленных нормативов (ПДКр.х.), и нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на выпуске с очистных сооружений в <адрес> по загрязняющим веществам: аммоний-ион, нитрит-ион, фосфат-ион, нефтепродукты, медь, железо общее.
Обществу выдано предписание от <ДД.ММ.ГГГГ><№> об устранении нарушений природоохранного законодательства в срок до <ДД.ММ.ГГГГ>.
Поскольку данные действия ответчика нарушают права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц и интересы Российской Федерации как собственника водного объекта, прокурор, реализуя право, предоставленное ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с указанным иском к ответчику.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования, просил Суд возложить на Общество с ограниченной ответственностью «ВНК» обязанность по доведению нормативов сточных вод, сбрасываемых в реку Шача в 45 км от устья, в районе д. <адрес>, до нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, установленных приказом Минсельхоза России от <ДД.ММ.ГГГГ><№>, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца, прокурорФИО2 в суде поддержал уточненные исковые требования по доводам, указанным в иске пояснив, что до настоящего времени ответчиком не устранены нарушения природоохранного законодательства.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Представлен письменный отзыв, в котором указано на несогласие с заявленными требованиями, поскольку ответчиком реализуется план мероприятий по снижению концентрации вредных веществ.
Представитель третьего лица, Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям, в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил, ходатайств об отложении дела не заявил.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о месте и времени рассмотрения дела, Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 ( в редакции от 30.12.2021) «Об охране окружающей среды» ( далее ФЗ), под нормативами допустимых сбросов понимаются нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.
Согласно статьи 4 ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со статьей 3 вышеуказанного Федерального Закона, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Согласно части 1,2 статьи 34 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В соответствии со статьями 22,23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц- природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения установлены Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 « Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».
Частью 6 статьи 56 Водного Кодекса РФ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Судом установлено, что ООО «ВНК» является водопользователем, осуществляет сброс сточных вод в водный объект- – <адрес> в 45 км от устья, районе д. <адрес>.
Использование ООО «ВНК» указанному водного объекта производится на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от <ДД.ММ.ГГГГ><№> (срок действия – до <ДД.ММ.ГГГГ>). Приказом Верхне-Волжского бассейнового водного управления Росводресурсов от <ДД.ММ.ГГГГ><№> для ООО «ВНК» утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в <адрес> на срок до <ДД.ММ.ГГГГ>.
Судом установлено, что требования действующего законодательства и условий решения о предоставлении водного объекта в пользование, нарушены ответчиком, что им не оспаривалось в суде.
В сентябре 2020 года проведена проверка исполнения ООО «ВНК» природоохранного законодательства, проведены исследования, по результатам которых выявлены превышения установленных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водоемах рыбохозяйственного значения (ПДКр.х.) и нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на выпуске с очистных сооружений в <адрес> по загрязняющим веществам: аммоний-ион, сульфат-ион, хлорид-ион, нитрит-ион, фосфат-ион, ХПК, БКП полное, сухой остаток, медь, железо общее.
В связи с этим ответчику было выдано предписание от <ДД.ММ.ГГГГ><№> об устранении нарушений природоохранного законодательства в срок до <ДД.ММ.ГГГГ>.
В феврале-марте 2021 года проведена внеплановая проверка исполнения предписания от <ДД.ММ.ГГГГ>, по результатам которой также было устнаовлено, что ООО «ВНК» допускается превышение установленных нормативов (ПДКр.х.) и нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на выпуске с очистных сооружений в <адрес> по загрязняющим веществам: аммоний-ион, нитрит-ион, фосфат-ион, БКП полное, медь, железо общее.
Обществу выдано очередное предписание об устранении нарушений природоохранного законодательства. Срок для устранения нарушений - до <ДД.ММ.ГГГГ>.
В сентябре-октябре 2021 года, также проведена внеплановая проверка исполнения предписания от <ДД.ММ.ГГГГ> (акт проверки от <ДД.ММ.ГГГГ><№>), одновременно с плановой выездной проверкой (акт проверки от <ДД.ММ.ГГГГ><№>), по результатам которой установлено, что ООО «ВНК» допускается превышение установленных нормативов (ПДКр.х.), и нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на выпуске с очистных сооружений в <адрес> по загрязняющим веществам: аммоний-ион, нитрит-ион, фосфат-ион, нефтепродукты, медь, железо общее.
Обществу выдано предписание от <ДД.ММ.ГГГГ><№> об устранении нарушений природоохранного законодательства в срок до <ДД.ММ.ГГГГ>.
Однако, как следует из пояснений истца, материалов дела, до настоящего времени приведенные нарушения ответчиком не устранены.
Судом установлено, что до настоящего времени ответчиком допускаются нарушение требований действующего законодательства и условий разрешения на использование водного объекта при сбросе сточных вод в реку Шача, которые поступают в водный объект с превышением максимально допустимых показателей наличия загрязняющих веществ, что ведет к загрязнению окружающей природной среды и причинению вреда водному объекту. Требования действующего законодательства и решение о предоставлении водного объекта о недопустимости превышения концентрации загрязняющих веществ в сточных водах являются безусловными для исполнения водопользователем, то есть ответчиком. Поэтому суд приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.
При этом то обстоятельство, что истцом не указаны конкретные мероприятия, подлежащие выполнению, не влияет на существо решения, поскольку данный вопрос относится к хозяйственной деятельности ответчика, не препятствует удовлетворению законных и обоснованных требований истца об устранении нарушений действующего законодательства и может быть разрешен на стадии исполнения судебного акта. Доводы ответчика о реализации плана мероприятий по снижению концентрации вредных веществ, правового значения для разрешения иска не имеют, поскольку проведение таких мероприятий не свидетельствует об отсутствии у ответчика нарушений требований действующего законодательства и условий разрешения на использование водного объекта при сбросе сточных вод в реку Шача,.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, учитывая, фактические обстоятельства дел, приходит к выводу, что ответчику необходимо установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Также суд учитывает, что ответчик в соответствии со ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «ВНК» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанность довести нормативы сточных вод, сбрасываемых в реку Шача в 45 км от устья, в районе д. <адрес>, до нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, установленных приказом Минсельхоза России от <ДД.ММ.ГГГГ><№> « Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.С.Княжевский
Мотивированное решение изготовлено 14 марта 2022 года.