ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-173/2022 от 15.03.2022 Анжеро-судженского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-173/2022

42RS0001-01-2021-003511-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Музафарова Р.И.,

при секретаре Коробовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженск Кемеровской области

15 марта 2022 года

гражданское дело по иску прокурора г.Анжеро-Судженска к Обществу с ограниченной ответственностью "Анжерская нефтегазовая компания" о понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор гор. Анжеро-Судженска обратился в суд к ответчику с иском о понуждении к действиям.

Требования мотивирует тем, что прокуратурой г. Анжеро-Судженска совместно с инспектором отдела государственного контроля Управления Росгвардии по Кемеровской области - Кузбассу проведена проверка Обществу с ограниченной ответственностью "Анжерская нефтегазовая компания" (далее ООО "СК", объект) на предмет фактического исполнения пунктов предписания об устранении выявленных нарушений от (далее предписание ).

Проверкой установлено, что по состоянию на не выполнены пункты № 6, 7, 8, 11, 13, 14 Предписания

Пункт 6. Критические элементы объекта топливно-энергетического комплекса ЮО «АНГК» определены в процессе категорирования объекта, осуществляемом в соответствии с постановление Правительства РФ от "Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования" (далее Постановление Правительства ).

В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта.

Согласно пунктов 12,13,14,15,16,17 постановления Правительства в ходе заботы комиссия выявляет:

- наличие потенциально опасных участков объекта;

- критические элементы объекта и наличие уязвимых мест объекта, защита которых может предотвратить совершение акта незаконного вмешательства;

- возможные пути отхода и места укрытия нарушителей.

Критические элементы объекта выявляются из числа потенциально опасных участков объекта.

Комиссия проводит сравнительный анализ всех выявленных критических -элементов объекта и с учетом их взаимовлияния выделяет те из них, совершение акта незаконного вмешательства на которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

В качестве критических элементов объекта рассматриваются:

- зоны, конструктивные и технологические элементы объекта, зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;

- элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасной установки на объекте;

- места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте;

- другие системы, элементы и коммуникации объекта, необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.

Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта на объекте проводится для каждого критического элемента объекта и объекта в целом.

При проведении категорирования ООО «АНКГ» к критическим элементам объекта отнесены участок магистрального нефтепровода (транспортирование опасного вещества), база товарно-сырьевая (хранение опасного вещества), площадка переработки нефти (переработка опасного вещества).

Согласно пункта 6 Предписания в соответствии с требованиями пункта 88 Правил критический элемент объекта - участок магистрального нефтепровода должен быть оборудован предупредительным ограждением, материалом аналогично основному ограждению, высотой 1,5-2 метра.

Проверкой установлено, что по состоянию на критический элемент объекта - участок магистрального нефтепровода предупредительным ограждением не оборудован.

Пункт 7. Пунктом 2 Правил дано понятие «уязвимое место».

Уязвимым местом является участок территории или периметра объекта, потенциально (с большей вероятностью) подверженный несанкционированным действиям нарушителя в отношении объекта.

Пунктом 17 Правил установлено, что субъект топливно-энергетического комплекса обеспечивает проведение (при необходимости с привлечением специализированной организации) анализа уязвимости объекта.

Из акта обследования объекта топливно-энергетического комплекса ООО Анжерская нефтегазовая компания», составленного в 2021 году по результатам анализа уязвимости объекта следует, что в целях обеспечения безопасности и террористической защищенности объекта необходимо: в соответствии с требованиями подпункта «г» пункта 2 Приложения №1 к Правилам и подпункта «а» пункта 103 Правил установить защитные металлические оконные конструкции для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетки и другое) и защитное остекление [позиция стекла и полимерных пленок).

Согласно пункту 103 Правил к защитным конструкциям относятся: средства защиты оконных проемов бронестекло (для оконных проемов критических элементов объекта), защитное остекление (композиция стекла и полимерных пленок) защитные металлические оконные конструкции для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетка).

Объекту присвоена средняя категория опасности. В соответствии с подпунктом пункта 2 приложения 1 Правил, пунктом 103 Правил уязвимые места ООО «АНГК» защитными конструкциями в части: средств защиты оконных проемов: защитным остеклением (композиция стекла и полимерных пленок) и защитными металлическими 1ными конструкциями для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетки и др.) не оборудованы.

К уязвимым местам объекта относится в данном случае фасадная часть здания административно-бытового корпуса, являющаяся составной частью периметра объекта.

Пункт 8. Согласно пункту 8 Предписания - в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 3 Приложение № 1 к Правилам и пунктов 130-135, -140 и 88 Правил, на контрольно-пропускном пункте № 1 (далее КПП №1), который является контрольно-пропускным пунктом для автотранспорта, установлена досмотровая площадка, оборудованная предупредительным ограждением высотой 2 м; место остановки автотранспорта на досмотровой площадке ограничено двумя линиями и надписью «Стоп», выполненными белой краской; перед въездом на досмотровую площадку по линии основного ограждения установлены автоматизированные распашные ворота, на конце досмотровой площадки установлен автоматизированный шлагбаум, в наличии имеются технические средства обнаружения металлических предметов (досмотровые зеркала).

По состоянию на момент проверки КПП № 1 в нарушение подпунктов д» пункта 139 Правил не оборудован: колесоотбоями, техническими средствами обнаружения взрывчатых веществ. Пункт 8 Предписания не выполнен.

Пункт 11. Согласно пункту 11 Предписания на объекте в соответствии с пунктами 171,177,184 Правил необходимо установить систему охранной сигнализации объекте и критических элементах ООО «АНГК». По состоянию на 14.03.2022 система охранной сигнализации на объекте и критических элементах не установлена, пункт 11 Предписания не выполнен.

Пункт 13. Согласно пункту 13 Предписания - в соответствии с требованиями подпункта «б» п. 3 Приложения № 1 к Правилам и п. 213-214 Правил на контрольно-пропускном пункте № 1, который является контрольно-пропускным пунктом для автотранспорта (далее КПП №1), имеются в наличии досмотровые зеркала, по состоянию на 14.03.2022 техническое средство обнаружения взрывчатых веществ на КПП№1 отсутствует. Пункт 13 Предписания выполнен частично.

Пункт 14. Согласно пункту 14 Предписания ООО "СК" необходимо оборудовать системой контроля и управления доступом (точки доступа) критические элементы объекта. По состоянию на критические элементы объекта - участок магистрального нефтепровода, база товарно-сырьевая, площадка переработки не оборудованы системой контроля и управления доступом.

Пункт 14 Предписания не выполнен.

Таким образом, проверкой установлено, что по состоянию на 14.03.2022 ООО Анжерская нефтегазовая компания» не выполнены пункты 6, 7, 8, 11, 13, 14 Предписания .

С учетом уточнений просит суд обязать ООО «Анжерская нефтегазовая компания» устранить нарушения требований антитеррористического законодательства, указанные в пунктах 6, 7, 8, 11, 13,14 Предписания Управления Росгвардии по Кемеровской области от 13.09.2019 , а именно:

- в соответствии с требованиями пункта 88 Правил критический элемент ООО «Анжерская нефтегазовая компания» - участок магистрального нефтепровода оборудовать предупредительным ограждением, материалом аналогично основному ограждению, высотой 1,5-2 метра (пункт 6 Предписания );

- в соответствии с пунктом 103 Правил оборудовать уязвимые места ООО «Анжерская нефтегазовая компания» средствами защиты оконных проемов: защитным остеклением (композиция стекла и полимерных пленок), защитными металлическими оконными конструкциями для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетка) (пункт 7 Предписания );

- в соответствии с требованиями подпунктов «г, д» пункта 139, подпунктом "д" пункта 214 Правил контрольно-пропускной пункт № 1 (далее КПП №1) ООО «Анжерская нефтегазовая компания», который является контрольно-пропускным пунктом для автотранспорта, оборудовать колесоотбоями, техническими средствами обнаружения взрывчатых веществ (пункты 8, 13 Предписания );

- в соответствии с пунктами 171,177,184 Правил необходимо установить систему охранной сигнализации на объекте и критических элементах ООО «Анжерская нефтегазовая компания» (пункт 11 Предписания );

- в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Приложения №1 к Правилам оборудовать системой контроля и управления доступом (точки доступа) критические элементы объекта - участок магистрального нефтепровода, базу товарно-сырьевую, площадку переработки нефти ООО «Анжерская нефтегазовая компания» (пункт 14 Предписания ).

2. Обязать ООО «Анжерская нефтегазовая компания» устранить нарушения закона указанные в пунктах 6, 7, 8, 11, 13, 14 Предписания Управления Росгвардии по Кемеровской области от 13.09.2019 в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора ФИО3 на уточненных требованиях настаивала, просила суд вынести решение об их удовлетворении.

В судебном заседании представители ответчика ФИО4, ФИО5, действующие по доверенностям, исковые требования признали в полном объеме, просили предоставить срок для устранения нарушений до в виду сложного экономического положения. Подтвердили, что на дату рассмотрении дела выявленные нарушения не устранены.

В судебном заседании представитель третьего лица Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации ФИО1, действующий по доверенности, поддержал позицию истца, считает достаточным срок для устранения нарушений 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Федеральный закон о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса), обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 8 Федерального закона о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону.

Требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса (часть 1 статьи 7 Федерального закона о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса).

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные названным законом полномочия, постановлением от 5 мая 2012 г. N 458 утвердило Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса).

Требования Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса и Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса распространяют свое действие на объекты топливно-энергетического комплекса которыми владеет ответчик.

По результатам проведенной надзорным органом проверки установлено, что в нарушении требований Федерального закона о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса ответчиком не выполнены требования предписания от 13.09.2019 (пункты № 6, 7, 8, 11, 13, 14).

Пункт 6. Критические элементы объекта топливно-энергетического комплекса ЮО «АНГК» определены в процессе категорирования объекта, осуществляемом в соответствии с постановление Правительства РФ от 05.05.2012 № 459 "Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования" (далее Постановление Правительства №459).

В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства №459 для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта.

Согласно пунктов 12,13,14,15,16,17 постановления Правительства №459 в ходе заботы комиссия выявляет:

- наличие потенциально опасных участков объекта;

- критические элементы объекта и наличие уязвимых мест объекта, защита которых может предотвратить совершение акта незаконного вмешательства;

- возможные пути отхода и места укрытия нарушителей.

Критические элементы объекта выявляются из числа потенциально опасных участков объекта.

Комиссия проводит сравнительный анализ всех выявленных критических -элементов объекта и с учетом их взаимовлияния выделяет те из них, совершение акта незаконного вмешательства на которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

В качестве критических элементов объекта рассматриваются:

- зоны, конструктивные и технологические элементы объекта, зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;

- элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасной установки на объекте;

- места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте;

- другие системы, элементы и коммуникации объекта, необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.

Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта на объекте проводится для каждого критического элемента объекта и объекта в целом.

При проведении категорирования ООО «АНКГ» к критическим элементам объекта отнесены участок магистрального нефтепровода (транспортирование опасного вещества), база товарно-сырьевая (хранение опасного вещества), площадка переработки нефти (переработка опасного вещества).

Согласно пункта 6 Предписания в соответствии с требованиями пункта 88 Правил критический элемент объекта - участок магистрального нефтепровода должен быть оборудован предупредительным ограждением, материалом аналогично основному ограждению, высотой 1,5-2 метра.

Проверкой установлено, что по состоянию на 14.03.2022 критический элемент объекта - участок магистрального нефтепровода предупредительным ограждением не оборудован.

Пункт 7. Пунктом 2 Правил дано понятие «уязвимое место».

Уязвимым местом является участок территории или периметра объекта, потенциально (с большей вероятностью) подверженный несанкционированным действиям нарушителя в отношении объекта.

Пунктом 17 Правил установлено, что субъект топливно-энергетического комплекса обеспечивает проведение (при необходимости с привлечением специализированной организации) анализа уязвимости объекта.

Из акта обследования объекта топливно-энергетического комплекса ООО Анжерская нефтегазовая компания», составленного в 2021 году по результатам анализа уязвимости объекта следует, что в целях обеспечения безопасности и террористической защищенности объекта необходимо: в соответствии с требованиями подпункта «г» пункта 2 Приложения №1 к Правилам и подпункта «а» пункта 103 Правил установить защитные металлические оконные конструкции для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетки и другое) и защитное остекление [позиция стекла и полимерных пленок).

Согласно пункту 103 Правил к защитным конструкциям относятся: средства защиты оконных проемов бронестекло (для оконных проемов критических элементов объекта), защитное остекление (композиция стекла и полимерных пленок) защитные металлические оконные конструкции для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетка).

Объекту присвоена средняя категория опасности. В соответствии с подпунктом пункта 2 приложения 1 Правил, пунктом 103 Правил уязвимые места ООО «АНГК» защитными конструкциями в части: средств защиты оконных проемов: защитным остеклением (композиция стекла и полимерных пленок) и защитными металлическими 1ными конструкциями для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетки и др.) не оборудованы.

К уязвимым местам объекта относится в данном случае фасадная часть здания административно-бытового корпуса, являющаяся составной частью периметра объекта.

Пункт 8. Согласно пункту 8 Предписания - в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 3 Приложение № 1 к Правилам и пунктов 130-135, -140 и 88 Правил, на контрольно-пропускном пункте № 1 (далее КПП №1), который является контрольно-пропускным пунктом для автотранспорта, установлена досмотровая площадка, оборудованная предупредительным ограждением высотой 2 м; место остановки автотранспорта на досмотровой площадке ограничено двумя линиями и надписью «Стоп», выполненными белой краской; перед въездом на досмотровую площадку по линии основного ограждения установлены автоматизированные распашные ворота, на конце досмотровой площадки установлен автоматизированный шлагбаум, в наличии имеются технические средства обнаружения металлических предметов (досмотровые зеркала).

По состоянию на момент проверки КПП в нарушение подпунктов д» пункта 139 Правил не оборудован: колесоотбоями, техническими средствами обнаружения взрывчатых веществ. Пункт 8 Предписания не выполнен.

Пункт 11. Согласно пункту 11 Предписания на объекте в соответствии с пунктами 171,177,184 Правил необходимо установить систему охранной сигнализации объекте и критических элементах ООО «АНГК». По состоянию на система охранной сигнализации на объекте и критических элементах не установлена, пункт 11 Предписания не выполнен.

Пункт 13. Согласно пункту 13 Предписания - в соответствии с требованиями подпункта «б» п. 3 Приложения № 1 к Правилам и п. 213-214 Правил на контрольно-пропускном пункте № 1, который является контрольно-пропускным пунктом для автотранспорта (далее КПП №1), имеются в наличии досмотровые зеркала, по состоянию на техническое средство обнаружения взрывчатых веществ на КПП№1 отсутствует. Пункт 13 Предписания выполнен частично.

Пункт 14. Согласно пункту 14 Предписания ООО "СК" необходимо оборудовать системой контроля и управления доступом (точки доступа) критические элементы объекта. По состоянию на критические элементы объекта - участок магистрального нефтепровода, база товарно-сырьевая, площадка переработки не оборудованы системой контроля и управления доступом.

Пункт 14 Предписания не выполнен.

Таким образом, проверкой было установлено, что по состоянию на ответчиком ООО «Анжерская нефтегазовая компания» не выполнены пункты 6, 7, 8, 11, 13, 14 Предписания №9/76.

В судебном заседании ответчик признал выявленные нарушения требований Федерального закона о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Таким образом, суд устанавливает факты нарушения требований Федерального закона о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса на объектах топливно-энергетического комплекса, которыми владеет ответчик, как субъект топливно-энергетического комплекса.

Вместе с тем, суд также отмечает, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса (часть 1 статьи 7 Федерального закона о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса).

Разрешая спор по существу, суд установил указанные обстоятельства и применив приведенные нормы материального права, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, в полном объеме, поскольку доказательства исполнения выявленных нарушений требований законодательства обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса суду не представлены.

С учетом того, что у ответчика было предостаточно времени для добровольного исполнения предписания Управления Росгвардии по Кемеровской области от , при отсутствии доказательству уважительных причин невозможности выполнить требования в период с сентября 2019 по день принятия решения, суд считает, срок для добровольного исполнения решения суда в количестве 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу является разумным и обоснованным.

С учетом того, что истец при подаче иска освобожден от уплаты госпошлины суд в соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ взыскивает с ответчика госпошлину в размере 6000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Анжеро-Судженска к Обществу с ограниченной ответственностью "Анжерская нефтегазовая компания" о понуждении к действию удовлетворить.

Обязать ООО «Анжерская нефтегазовая компания», ОГРН <***>, юридический адрес: 652470, Кемеровская область – Кузбасс, г.о. Анжеро-Судженский, г. Анжеро-Судженск, п/р район промплощадки Яйского НПЗ,

устранить нарушения требований антитеррористического законодательства, указанные в пунктах 6, 7, 8, 11, 13,14 Предписания Управления Росгвардии по Кемеровской области от , а именно:

- в соответствии с требованиями пункта 88 Правил критический элемент ООО «Анжерская нефтегазовая компания» - участок магистрального нефтепровода оборудовать предупредительным ограждением, материалом аналогично основному ограждению, высотой 1,5-2 метра (пункт 6 Предписания );

- в соответствии с пунктом 103 Правил оборудовать уязвимые места ООО «Анжерская нефтегазовая компания» средствами защиты оконных проемов: защитным остеклением (композиция стекла и полимерных пленок), защитными металлическими оконными конструкциями для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетка) (пункт 7 Предписания );

- в соответствии с требованиями подпунктов «г, д» пункта 139, подпунктом "д" пункта 214 Правил контрольно-пропускной пункт № 1 (далее КПП №1) ООО «Анжерская нефтегазовая компания», который является контрольно-пропускным пунктом для автотранспорта, оборудовать колесоотбоями, техническими средствами обнаружения взрывчатых веществ (пункты 8, 13 Предписания );

- в соответствии с пунктами 171,177,184 Правил необходимо установить систему охранной сигнализации на объекте и критических элементах ООО «Анжерская нефтегазовая компания» (пункт 11 Предписания );

- в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Приложения №1 к Правилам оборудовать системой контроля и управления доступом (точки доступа) критические элементы объекта - участок магистрального нефтепровода, базу товарно-сырьевую, площадку переработки нефти ООО «Анжерская нефтегазовая компания» (пункт 14 Предписания ).

2. Обязать ООО «Анжерская нефтегазовая компания» устранить нарушения закона указанные в пунктах 6, 7, 8, 11, 13, 14 Предписания Управления Росгвардии по Кемеровской области от в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "«Анжерская нефтегазовая компания» в доход бюджета госпошлину в размере 6000 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.03.2022.

Председательствующий: