Дело № 2-173/2022
42RS0001-01-2021-003511-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Музафарова Р.И.,
при секретаре Коробовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженск Кемеровской области
15 марта 2022 года
гражданское дело по иску прокурора г.Анжеро-Судженска к Обществу с ограниченной ответственностью "Анжерская нефтегазовая компания" о понуждении к действию,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор гор. Анжеро-Судженска обратился в суд к ответчику с иском о понуждении к действиям.
Требования мотивирует тем, что прокуратурой г. Анжеро-Судженска совместно с инспектором отдела государственного контроля Управления Росгвардии по Кемеровской области - Кузбассу проведена проверка Обществу с ограниченной ответственностью "Анжерская нефтегазовая компания" (далее ООО "СК", объект) на предмет фактического исполнения пунктов предписания об устранении выявленных нарушений от № (далее предписание №).
Проверкой установлено, что по состоянию на не выполнены пункты № 6, 7, 8, 11, 13, 14 Предписания №
Пункт 6. Критические элементы объекта топливно-энергетического комплекса ЮО «АНГК» определены в процессе категорирования объекта, осуществляемом в соответствии с постановление Правительства РФ от № "Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования" (далее Постановление Правительства №).
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства № для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта.
Согласно пунктов 12,13,14,15,16,17 постановления Правительства № в ходе заботы комиссия выявляет:
- наличие потенциально опасных участков объекта;
- критические элементы объекта и наличие уязвимых мест объекта, защита которых может предотвратить совершение акта незаконного вмешательства;
- возможные пути отхода и места укрытия нарушителей.
Критические элементы объекта выявляются из числа потенциально опасных участков объекта.
Комиссия проводит сравнительный анализ всех выявленных критических -элементов объекта и с учетом их взаимовлияния выделяет те из них, совершение акта незаконного вмешательства на которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
В качестве критических элементов объекта рассматриваются:
- зоны, конструктивные и технологические элементы объекта, зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;
- элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасной установки на объекте;
- места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте;
- другие системы, элементы и коммуникации объекта, необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.
Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта на объекте проводится для каждого критического элемента объекта и объекта в целом.
При проведении категорирования ООО «АНКГ» к критическим элементам объекта отнесены участок магистрального нефтепровода (транспортирование опасного вещества), база товарно-сырьевая (хранение опасного вещества), площадка переработки нефти (переработка опасного вещества).
Согласно пункта 6 Предписания № в соответствии с требованиями пункта 88 Правил критический элемент объекта - участок магистрального нефтепровода должен быть оборудован предупредительным ограждением, материалом аналогично основному ограждению, высотой 1,5-2 метра.
Проверкой установлено, что по состоянию на критический элемент объекта - участок магистрального нефтепровода предупредительным ограждением не оборудован.
Пункт 7. Пунктом 2 Правил дано понятие «уязвимое место».
Уязвимым местом является участок территории или периметра объекта, потенциально (с большей вероятностью) подверженный несанкционированным действиям нарушителя в отношении объекта.
Пунктом 17 Правил установлено, что субъект топливно-энергетического комплекса обеспечивает проведение (при необходимости с привлечением специализированной организации) анализа уязвимости объекта.
Из акта обследования объекта топливно-энергетического комплекса ООО Анжерская нефтегазовая компания», составленного в 2021 году по результатам анализа уязвимости объекта следует, что в целях обеспечения безопасности и террористической защищенности объекта необходимо: в соответствии с требованиями подпункта «г» пункта 2 Приложения №1 к Правилам и подпункта «а» пункта 103 Правил установить защитные металлические оконные конструкции для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетки и другое) и защитное остекление [позиция стекла и полимерных пленок).
Согласно пункту 103 Правил к защитным конструкциям относятся: средства защиты оконных проемов бронестекло (для оконных проемов критических элементов объекта), защитное остекление (композиция стекла и полимерных пленок) защитные металлические оконные конструкции для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетка).
Объекту присвоена средняя категория опасности. В соответствии с подпунктом пункта 2 приложения 1 Правил, пунктом 103 Правил уязвимые места ООО «АНГК» защитными конструкциями в части: средств защиты оконных проемов: защитным остеклением (композиция стекла и полимерных пленок) и защитными металлическими 1ными конструкциями для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетки и др.) не оборудованы.
К уязвимым местам объекта относится в данном случае фасадная часть здания административно-бытового корпуса, являющаяся составной частью периметра объекта.
Пункт 8. Согласно пункту 8 Предписания № - в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 3 Приложение № 1 к Правилам и пунктов 130-135, -140 и 88 Правил, на контрольно-пропускном пункте № 1 (далее КПП №1), который является контрольно-пропускным пунктом для автотранспорта, установлена досмотровая площадка, оборудованная предупредительным ограждением высотой 2 м; место остановки автотранспорта на досмотровой площадке ограничено двумя линиями и надписью «Стоп», выполненными белой краской; перед въездом на досмотровую площадку по линии основного ограждения установлены автоматизированные распашные ворота, на конце досмотровой площадки установлен автоматизированный шлагбаум, в наличии имеются технические средства обнаружения металлических предметов (досмотровые зеркала).
По состоянию на момент проверки КПП № 1 в нарушение подпунктов д» пункта 139 Правил не оборудован: колесоотбоями, техническими средствами обнаружения взрывчатых веществ. Пункт 8 Предписания не выполнен.
Пункт 11. Согласно пункту 11 Предписания № на объекте в соответствии с пунктами 171,177,184 Правил необходимо установить систему охранной сигнализации объекте и критических элементах ООО «АНГК». По состоянию на 14.03.2022 система охранной сигнализации на объекте и критических элементах не установлена, пункт 11 Предписания не выполнен.
Пункт 13. Согласно пункту 13 Предписания № - в соответствии с требованиями подпункта «б» п. 3 Приложения № 1 к Правилам и п. 213-214 Правил на контрольно-пропускном пункте № 1, который является контрольно-пропускным пунктом для автотранспорта (далее КПП №1), имеются в наличии досмотровые зеркала, по состоянию на 14.03.2022 техническое средство обнаружения взрывчатых веществ на КПП№1 отсутствует. Пункт 13 Предписания выполнен частично.
Пункт 14. Согласно пункту 14 Предписания № ООО "СК" необходимо оборудовать системой контроля и управления доступом (точки доступа) критические элементы объекта. По состоянию на критические элементы объекта - участок магистрального нефтепровода, база товарно-сырьевая, площадка переработки не оборудованы системой контроля и управления доступом.
Пункт 14 Предписания № не выполнен.
Таким образом, проверкой установлено, что по состоянию на 14.03.2022 ООО Анжерская нефтегазовая компания» не выполнены пункты 6, 7, 8, 11, 13, 14 Предписания №.
С учетом уточнений просит суд обязать ООО «Анжерская нефтегазовая компания» устранить нарушения требований антитеррористического законодательства, указанные в пунктах 6, 7, 8, 11, 13,14 Предписания Управления Росгвардии по Кемеровской области от 13.09.2019 №, а именно:
- в соответствии с требованиями пункта 88 Правил критический элемент ООО «Анжерская нефтегазовая компания» - участок магистрального нефтепровода оборудовать предупредительным ограждением, материалом аналогично основному ограждению, высотой 1,5-2 метра (пункт 6 Предписания №);
- в соответствии с пунктом 103 Правил оборудовать уязвимые места ООО «Анжерская нефтегазовая компания» средствами защиты оконных проемов: защитным остеклением (композиция стекла и полимерных пленок), защитными металлическими оконными конструкциями для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетка) (пункт 7 Предписания №);
- в соответствии с требованиями подпунктов «г, д» пункта 139, подпунктом "д" пункта 214 Правил контрольно-пропускной пункт № 1 (далее КПП №1) ООО «Анжерская нефтегазовая компания», который является контрольно-пропускным пунктом для автотранспорта, оборудовать колесоотбоями, техническими средствами обнаружения взрывчатых веществ (пункты 8, 13 Предписания №);
- в соответствии с пунктами 171,177,184 Правил необходимо установить систему охранной сигнализации на объекте и критических элементах ООО «Анжерская нефтегазовая компания» (пункт 11 Предписания №);
- в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Приложения №1 к Правилам оборудовать системой контроля и управления доступом (точки доступа) критические элементы объекта - участок магистрального нефтепровода, базу товарно-сырьевую, площадку переработки нефти ООО «Анжерская нефтегазовая компания» (пункт 14 Предписания №).
2. Обязать ООО «Анжерская нефтегазовая компания» устранить нарушения закона указанные в пунктах 6, 7, 8, 11, 13, 14 Предписания Управления Росгвардии по Кемеровской области от 13.09.2019 № в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора ФИО3 на уточненных требованиях настаивала, просила суд вынести решение об их удовлетворении.
В судебном заседании представители ответчика ФИО4, ФИО5, действующие по доверенностям, исковые требования признали в полном объеме, просили предоставить срок для устранения нарушений до в виду сложного экономического положения. Подтвердили, что на дату рассмотрении дела выявленные нарушения не устранены.
В судебном заседании представитель третьего лица Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации ФИО1, действующий по доверенности, поддержал позицию истца, считает достаточным срок для устранения нарушений 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Федеральный закон о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса), обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 8 Федерального закона о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону.
Требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса (часть 1 статьи 7 Федерального закона о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса).
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные названным законом полномочия, постановлением от 5 мая 2012 г. N 458 утвердило Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса и Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса распространяют свое действие на объекты топливно-энергетического комплекса которыми владеет ответчик.
По результатам проведенной надзорным органом проверки установлено, что в нарушении требований Федерального закона о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса ответчиком не выполнены требования предписания № от 13.09.2019 (пункты № 6, 7, 8, 11, 13, 14).
Пункт 6. Критические элементы объекта топливно-энергетического комплекса ЮО «АНГК» определены в процессе категорирования объекта, осуществляемом в соответствии с постановление Правительства РФ от 05.05.2012 № 459 "Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования" (далее Постановление Правительства №459).
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства №459 для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта.
Согласно пунктов 12,13,14,15,16,17 постановления Правительства №459 в ходе заботы комиссия выявляет:
- наличие потенциально опасных участков объекта;
- критические элементы объекта и наличие уязвимых мест объекта, защита которых может предотвратить совершение акта незаконного вмешательства;
- возможные пути отхода и места укрытия нарушителей.
Критические элементы объекта выявляются из числа потенциально опасных участков объекта.
Комиссия проводит сравнительный анализ всех выявленных критических -элементов объекта и с учетом их взаимовлияния выделяет те из них, совершение акта незаконного вмешательства на которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
В качестве критических элементов объекта рассматриваются:
- зоны, конструктивные и технологические элементы объекта, зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;
- элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасной установки на объекте;
- места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте;
- другие системы, элементы и коммуникации объекта, необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.
Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта на объекте проводится для каждого критического элемента объекта и объекта в целом.
При проведении категорирования ООО «АНКГ» к критическим элементам объекта отнесены участок магистрального нефтепровода (транспортирование опасного вещества), база товарно-сырьевая (хранение опасного вещества), площадка переработки нефти (переработка опасного вещества).
Согласно пункта 6 Предписания № в соответствии с требованиями пункта 88 Правил критический элемент объекта - участок магистрального нефтепровода должен быть оборудован предупредительным ограждением, материалом аналогично основному ограждению, высотой 1,5-2 метра.
Проверкой установлено, что по состоянию на 14.03.2022 критический элемент объекта - участок магистрального нефтепровода предупредительным ограждением не оборудован.
Пункт 7. Пунктом 2 Правил дано понятие «уязвимое место».
Уязвимым местом является участок территории или периметра объекта, потенциально (с большей вероятностью) подверженный несанкционированным действиям нарушителя в отношении объекта.
Пунктом 17 Правил установлено, что субъект топливно-энергетического комплекса обеспечивает проведение (при необходимости с привлечением специализированной организации) анализа уязвимости объекта.
Из акта обследования объекта топливно-энергетического комплекса ООО Анжерская нефтегазовая компания», составленного в 2021 году по результатам анализа уязвимости объекта следует, что в целях обеспечения безопасности и террористической защищенности объекта необходимо: в соответствии с требованиями подпункта «г» пункта 2 Приложения №1 к Правилам и подпункта «а» пункта 103 Правил установить защитные металлические оконные конструкции для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетки и другое) и защитное остекление [позиция стекла и полимерных пленок).
Согласно пункту 103 Правил к защитным конструкциям относятся: средства защиты оконных проемов бронестекло (для оконных проемов критических элементов объекта), защитное остекление (композиция стекла и полимерных пленок) защитные металлические оконные конструкции для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетка).
Объекту присвоена средняя категория опасности. В соответствии с подпунктом пункта 2 приложения 1 Правил, пунктом 103 Правил уязвимые места ООО «АНГК» защитными конструкциями в части: средств защиты оконных проемов: защитным остеклением (композиция стекла и полимерных пленок) и защитными металлическими 1ными конструкциями для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетки и др.) не оборудованы.
К уязвимым местам объекта относится в данном случае фасадная часть здания административно-бытового корпуса, являющаяся составной частью периметра объекта.
Пункт 8. Согласно пункту 8 Предписания № - в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 3 Приложение № 1 к Правилам и пунктов 130-135, -140 и 88 Правил, на контрольно-пропускном пункте № 1 (далее КПП №1), который является контрольно-пропускным пунктом для автотранспорта, установлена досмотровая площадка, оборудованная предупредительным ограждением высотой 2 м; место остановки автотранспорта на досмотровой площадке ограничено двумя линиями и надписью «Стоп», выполненными белой краской; перед въездом на досмотровую площадку по линии основного ограждения установлены автоматизированные распашные ворота, на конце досмотровой площадки установлен автоматизированный шлагбаум, в наличии имеются технические средства обнаружения металлических предметов (досмотровые зеркала).
По состоянию на момент проверки КПП № в нарушение подпунктов д» пункта 139 Правил не оборудован: колесоотбоями, техническими средствами обнаружения взрывчатых веществ. Пункт 8 Предписания не выполнен.
Пункт 11. Согласно пункту 11 Предписания № на объекте в соответствии с пунктами 171,177,184 Правил необходимо установить систему охранной сигнализации объекте и критических элементах ООО «АНГК». По состоянию на система охранной сигнализации на объекте и критических элементах не установлена, пункт 11 Предписания не выполнен.
Пункт 13. Согласно пункту 13 Предписания № - в соответствии с требованиями подпункта «б» п. 3 Приложения № 1 к Правилам и п. 213-214 Правил на контрольно-пропускном пункте № 1, который является контрольно-пропускным пунктом для автотранспорта (далее КПП №1), имеются в наличии досмотровые зеркала, по состоянию на техническое средство обнаружения взрывчатых веществ на КПП№1 отсутствует. Пункт 13 Предписания выполнен частично.
Пункт 14. Согласно пункту 14 Предписания № ООО "СК" необходимо оборудовать системой контроля и управления доступом (точки доступа) критические элементы объекта. По состоянию на критические элементы объекта - участок магистрального нефтепровода, база товарно-сырьевая, площадка переработки не оборудованы системой контроля и управления доступом.
Пункт 14 Предписания № не выполнен.
Таким образом, проверкой было установлено, что по состоянию на ответчиком ООО «Анжерская нефтегазовая компания» не выполнены пункты 6, 7, 8, 11, 13, 14 Предписания №9/76.
В судебном заседании ответчик признал выявленные нарушения требований Федерального закона о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Таким образом, суд устанавливает факты нарушения требований Федерального закона о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса на объектах топливно-энергетического комплекса, которыми владеет ответчик, как субъект топливно-энергетического комплекса.
Вместе с тем, суд также отмечает, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса (часть 1 статьи 7 Федерального закона о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса).
Разрешая спор по существу, суд установил указанные обстоятельства и применив приведенные нормы материального права, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, в полном объеме, поскольку доказательства исполнения выявленных нарушений требований законодательства обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса суду не представлены.
С учетом того, что у ответчика было предостаточно времени для добровольного исполнения предписания Управления Росгвардии по Кемеровской области от №, при отсутствии доказательству уважительных причин невозможности выполнить требования в период с сентября 2019 по день принятия решения, суд считает, срок для добровольного исполнения решения суда в количестве 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу является разумным и обоснованным.
С учетом того, что истец при подаче иска освобожден от уплаты госпошлины суд в соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ взыскивает с ответчика госпошлину в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Анжеро-Судженска к Обществу с ограниченной ответственностью "Анжерская нефтегазовая компания" о понуждении к действию удовлетворить.
Обязать ООО «Анжерская нефтегазовая компания», ОГРН <***>, юридический адрес: 652470, Кемеровская область – Кузбасс, г.о. Анжеро-Судженский, г. Анжеро-Судженск, п/р район промплощадки Яйского НПЗ,
устранить нарушения требований антитеррористического законодательства, указанные в пунктах 6, 7, 8, 11, 13,14 Предписания Управления Росгвардии по Кемеровской области от №, а именно:
- в соответствии с требованиями пункта 88 Правил критический элемент ООО «Анжерская нефтегазовая компания» - участок магистрального нефтепровода оборудовать предупредительным ограждением, материалом аналогично основному ограждению, высотой 1,5-2 метра (пункт 6 Предписания №);
- в соответствии с пунктом 103 Правил оборудовать уязвимые места ООО «Анжерская нефтегазовая компания» средствами защиты оконных проемов: защитным остеклением (композиция стекла и полимерных пленок), защитными металлическими оконными конструкциями для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетка) (пункт 7 Предписания №);
- в соответствии с требованиями подпунктов «г, д» пункта 139, подпунктом "д" пункта 214 Правил контрольно-пропускной пункт № 1 (далее КПП №1) ООО «Анжерская нефтегазовая компания», который является контрольно-пропускным пунктом для автотранспорта, оборудовать колесоотбоями, техническими средствами обнаружения взрывчатых веществ (пункты 8, 13 Предписания №);
- в соответствии с пунктами 171,177,184 Правил необходимо установить систему охранной сигнализации на объекте и критических элементах ООО «Анжерская нефтегазовая компания» (пункт 11 Предписания №);
- в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Приложения №1 к Правилам оборудовать системой контроля и управления доступом (точки доступа) критические элементы объекта - участок магистрального нефтепровода, базу товарно-сырьевую, площадку переработки нефти ООО «Анжерская нефтегазовая компания» (пункт 14 Предписания №).
2. Обязать ООО «Анжерская нефтегазовая компания» устранить нарушения закона указанные в пунктах 6, 7, 8, 11, 13, 14 Предписания Управления Росгвардии по Кемеровской области от № в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "«Анжерская нефтегазовая компания» в доход бюджета госпошлину в размере 6000 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.03.2022.
Председательствующий: