ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-173/2024 от 23.01.2024 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-173/2024

УИД 12RS0003-02-2023-005879-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Йошкар-Ола 23 января 2024 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе

председательствующего судьи Домрачевой О.Н.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием

истца ФИО1,

представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> Эл ФИО5, действующей на основании доверенности,

представителя ответчика Управления Федеральной антимонопольной службы России по <адрес> Эл ФИО6, действующей на основании доверенности,

представителя ответчиков Управления Федеральной антимонопольной службы России по <адрес> Эл, Федеральной антимонопольной службы ФИО4, действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> Эл, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Управлению Федеральной антимонопольной службы России по <адрес> Эл, Федеральной антимонопольной службы о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с вышеуказанным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просила возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> Эл, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Управление Федеральной антимонопольной службы России по <адрес> Эл, Федеральную антимонопольную службу обязанность включить в стаж замещения должностей федеральной государственной службы периоды работы в должности главного бухгалтера с <дата> по <дата>, в должности главного специалиста с <дата> по <дата> и в должности ведущего специалиста с <дата> по <дата>, ссылаясь на то, что ей было необоснованно отказано в назначении пенсии за выслугу лет.

Истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> Эл ФИО5, действующая на основании доверенности, требования не признала, поддержала доводы отзыва на исковое заявление, полагала, что ОСФР по <адрес> Эл является ненадлежащим ответчиком.

В судебном заседании представитель ответчиков Управления Федеральной антимонопольной службы России по <адрес> Эл, Федеральной антимонопольной службы ФИО4, действующая на основании доверенностей, поддержала доводы отзыва на исковое заявление, полагала, что у истца имеется право на назначении пенсии по выслуге лет, при этом ФАС России и УФАС по <адрес> Эл являются ненадлежащими ответчиками по делу.

В судебном заседании представитель ответчика Управления Федеральной антимонопольной службы России по <адрес> Эл ФИО6, действующей на основании доверенности, поддержала доводы отзыва на исковое заявление.

Представитель Социального фонда России по судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлен отзыв на исковое заявление, в котором просили в удовлетворении требований отказать.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, пенсионное дело, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1<дата> принята главным бухгалтером в Марийское территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике, который <дата> преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. <дата>ФИО1 назначена главным специалистом – главным бухгалтером. <дата> переведена ведущим специалистом – главным бухгалтером. <дата> Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации передан в ведение Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, где <дата> истец назначена на государственную должность ведущего специалиста (с возложением обязанностей по ведению бухгалтерского учета). <дата> истец назначена государственную должность главного специалиста управления (с возложением обязанностей по ведению бухгалтерского учета), откуда <дата> уволена по собственному желанию. Указанное подтверждается записями в трудовой книжке истца.

Письмом Государственного учреждения – Пенсионный Фонд Российской Федерации от <дата><номер> в Федеральную антимонопольную службу сообщено, что основания для назначения пенсии за выслугу лет ФИО1 отсутствуют, поскольку отсутствует требуемый период замещения должностей федеральной государственной службы непосредственно перед увольнением (7 лет).

Указанное письмо было перенаправлено ФИО1 Управлением Федеральной антимонопольной службы по <адрес> Эл письмом от <дата><номер>.

ФИО1, не согласившись с данным решением, обратилась в суд с настоящим иском.

Основания возникновения права граждан на пенсию за выслугу лет для федеральных государственных служащих предусмотрены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статья 2 которого относит к федеральным государственным гражданским служащим граждан, замещавших должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих.

Стаж государственной гражданской службы - суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности на день увольнения с федеральной государственной гражданской службы, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют федеральные государственные гражданские служащие.

Условия назначения пенсии федеральным гражданским служащим определены в статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы, в том числе по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе, имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

Согласно части 1.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

Частью 1 статьи 54 названного Федерального закона определено, что в стаж (общую продолжительность) гражданской службы включаются периоды замещения: 1) должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 2) государственных должностей; 3) муниципальных должностей; 4) должностей муниципальной службы; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.

Впервые должности федеральной государственной службы были утверждены Указом Президента РФ от 11 января 1995 года № 33 "О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих".

Перечни государственных должностей федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, являющиеся разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, были утверждены Указом Президента Российской Федерации от <дата><номер>, который утратил силу с <дата>.

С <дата> Указом Президента РФ от <дата><номер> "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" утвержден реестр должностей федеральных государственных гражданских служащих.

Указом Президента РФ от <дата><номер> утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, в соответствии с п. 1 которого к числу таких должностей относятся должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента РФ от <дата><номер> "О реестре должностей федеральной государственной службы".

Периоды, которые включаются в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации, установлены Указом Президента РФ от <дата><номер>.

Отказывая истцу в назначении пенсии за выслугу лет, что пенсионный орган ссылается на то, что должности главного специалиста – главного бухгалтера и ведущего специалиста – главного бухгалтера указанными выше перечнями не предусмотрены, в связи с чем у ФИО1 отсутствует требуемый период замещения должностей федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением.

Однако из материалов дела следует, что согласно приказу Марийского территориального управления Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации от <дата><номер>а-к ФИО1 была назначена на должность главного специалиста – главного бухгалтера с сохранением прежнего должностного оклада (600 руб. в месяц).

Согласно выписке из приказа от <дата><номер>-к стаж государственной гражданской службы истца на <дата> составлял 21 год 2 месяца, в связи с чем ей была назначена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 30%.

Приказом от <дата><номер>-к истец назначена на должность ведущего специалиста – главного бухгалтера с должностным окла<адрес> руб. в месяц.

Приказом Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации от <дата><номер> по результатам аттестации ФИО1 присвоен квалификационный разряд – советник государственной службы 2 класса и назначена надбавка в к должностному окладу в размере 325 руб. в месяц.

Указанное подтверждается штатными расписаниями за 1998-2000 годы, карточками-справками за 1998-2000 годы.

Принимая во внимание указанное, учитывая, что истец была назначена на должность главного специалиста - главного бухгалтера в период с <дата> по <дата> и на должность ведущего специалиста - главного бухгалтера с <дата> по <дата>, получала заработную плату в соответствии с должностью и классным чином, суд приходит к выводу, что спорные периоды подлежат включению в стаж государственной гражданской службы истца. При этом суд отмечает, что ошибочное указание наименования должностей истца не может повлиять на ее права в области пенсионного обеспечения.

Разрешая требования истца о включении в стаж государственной гражданской службы периода работы с <дата> по <дата> в должности главного бухгалтера суд приходит к следующему.

Согласно п. 20 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет Федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1141, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Впервые перечень должностей федеральной государственной службы в территориальном органе исполнительной власти был утвержден Указом Президента Российской Федерации от <дата><номер>.

Однако перечень должностей федеральной государственной службы в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации установлен только Указом Президента Российской Федерации от 03 сентября 1997 года № 981.

Вместе с тем, в спорный период действовал Федеральный закон от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", согласно ст. 2 которого под государственной службой в настоящем Федеральном законе понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Как следует из материалов дела, ФИО1<дата> принята главным бухгалтером в Марийское территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике, который <дата> преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

В период трудовой деятельности ФИО1, являющейся главным бухгалтером, как работнику территориального управления ГКАП неоднократно назначалась и выплачивалась надбавка к должностному окладу за выслугу лет, производился подсчет стажа государственной службы, что подтверждается протоколом <номер> от <дата>3 года, приказом от <дата><номер>, штатным расписанием на <дата>, на 1998 год, карточками-справками.

Благодарственным письмом председателя ГКАП России от <дата>ФИО1 объявлена благодарность за личный вклад в дело развития территориального управления и становления системы антимонопольных органов России.

Оценив представленные в материалы дела документы, относящиеся к трудовой деятельности истца в спорный период времени, суд приходит к выводу о том, что каких-либо доказательств прекращения деятельности ФИО1 не представлено, в связи с чем ФИО1 в спорный период выполняла трудовые функции в Марийском территориальном управлении Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации, которая являлся территориальном органом федерального органа исполнительной власти, выполняя работу главного бухгалтера в спорный период истец выполняла обязанности по исполнению и обеспечению полномочий данного органа исполнительной власти, то есть являлась федеральной государственной служащей.

На основании изложенного спорный период<дата> по <дата> подлежит включению в стаж государственной гражданской службы истца.

В соответствии с п.п. 11, 12 Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, утвержденными Постановлением Минтруда РФ от <дата><номер>, действующими в период обращения ФИО1 за назначением пенсии за выслугу лет, прием документов для назначения пенсии за выслугу лет от федеральных органов осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации. При рассмотрении документов, представленных для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, Пенсионный фонд Российской Федерации: осуществляет проверку правильности оформления представленных документов; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; запрашивает в необходимых случаях от федеральных органов и федеральных служащих недостающие документы, подтверждающие стаж государственной службы (работы); принимает решение о назначении пенсии за выслугу лет либо об отказе в ее назначении на основании совокупности представленных документов.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы, учитывая, что представление к назначению пенсии за выслугу лет с приложением необходимых документов было направлено Федеральной антимонопольной службой в Пенсионный Фонд Российской Федерации в соответствии с действующим порядком, доказательств по неисполнению данных требований не представлено, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Социальный Фонд России (правопреемник Пенсионного Фонда Российской Федерации). Оснований для удовлетворения требований истца к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл, Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Республике Марий Эл, Федеральной антимонопольной службе не имеется.

Суд, в соответствии со ст. 196 ГПК РФ, рассмотрел дело в пределах заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО2 (<номер>) к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации <номер>) о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы удовлетворить.

Возложить на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации обязанность включить ФИО1 в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет:

- период замещения должности главного бухгалтера Марийского территориального управления Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации с <дата> по <дата>,

- период замещения должности главного специалиста – главного бухгалтера Марийского территориального управления Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации с <дата> по <дата>,

- период замещения должности ведущего специалиста – главного бухгалтера Марийского территориального управления Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации с <дата> по <дата>.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 (<номер>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> Эл (<номер>), Управлению Федеральной антимонопольной службы России по <адрес> Эл (<номер>), Федеральной антимонопольной службе (ИНН <***>) о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья О.Н.Домрачева

Мотивированное решение составлено <дата>.