ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1740/17 от 10.04.2017 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 апреля 2017 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Нуждина А.В.,

при секретаре Гриценко М.В.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Департаменту молодежной политики Оренбургской области о признании незаконными действий, обязании включить в сводный список претендентов на получение социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с иском к департаменту молодежной политики Оренбургской области, указав, что с 10.02.2014 г. она и члены ее семьи состоят на учете в качестве участниц программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014 г. – 2020 г.».

21.07.2014 г. истец обратилась в администрацию МО г. Новотроицка с заявлением на получение социальной выплаты в 2015 г. на приобретение жилого помещения.

На основании данного заявления семья истца была включена в список молодых семей-участниц программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах», изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 г. по МО г. Новотроицк.

Данные списки были направлены в департамент молодежной политики Оренбургской области, который не включил семью ФИО3 в список молодых семей-участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах».

Постановлением администрации МО г. Новотроицка N-п от 23.10.2015 г. семья ФИО3 была исключена из числа участниц подпрограммы, в связи с достижением супруга ФИО4 возраста, превышающего 35 лет.

Решением Новотроицкого городского суда ... от ... вышеуказанное постановление признано незаконным и отменено, на администрацию МО г. Новотроицк возложена обязанность по включению семьи ФИО3 в список молодых семей-участниц областной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах».

В октябре 2016 г. истец обратилась к ответчику с просьбой о выдаче постановления об исключении ее семьи из списков-претендентов на получение социальной выплаты в 2015 г., либо постановления о не включении семьи истца в данный список.

Из ответа департамента усматривается, что в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. №1050 (в редакции от 25.08.2015 г. №889) семья истца не имела права на включение в список молодых семей-претендетов на получение социальной выплаты в 2015 г., т.к. ФИО4 исполнилось 36 лет. Следовательно, департамент молодежной политики Оренбургской области не может представить приказ об исключении семьи ФИО3 из списка претендентов на получение социальной выплаты в 2015 г., т.к. не было правовых оснований для включения семьи Чупырь в данные списки.

Истец не согласна с указанными доводами, поскольку полагает, что на момент первоначального включения в программу ее семья соответствовала всем предъявляемым требованиям.

На основании изложенного, с учетом уточнений ФИО3 просила суд:

- признать действия (бездействия) ответчика по не включению молодой семьи в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» незаконными;

- обязать департамент молодежной политики Оренбургской области включить семью истца в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 года» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах»;

- обязать департамент молодежной политики Оренбургской области включить семью истца в список претендентов на получение социальной выплаты по программе «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах».

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, от 02.03.2017 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО4, администрация муниципального образования город Новотроицк.

Истец ФИО3, извещенная надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, не явилась. В заявлении, приобщенном к материалам дела, просила о рассмотрении в свое отсутствие.

Третье лицо ФИО4, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, не явился. О причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица администрации МО г. Новотроицк, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, не явился. В отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказать.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца, третьих лиц.

Представитель истца ФИО1, действующая на основании ордера, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения регулируется Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 – 2020 годы» (далее – Правила).

В целях реализации федеральной целевой программы в Оренбургской области действует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах», утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 г. №737-пп, а также постановление Правительства Оренбургской области от 30.04.2015 г. №286-п «Об утверждении правил постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах».

Согласно п. 31 Правил перечисление средств, выделенных на софинансирование мероприятий подпрограммы, в местные бюджеты осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого между исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления муниципального образования, на счета, указанные в пункте 31 настоящих Правил, для последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты.

В соответствии с п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 30.04.2015 г. №286-п, молодая семья – семья, состоящая из супругов без детей, из супругов или одного родителя при неполной семье и одного и более детей. Возраст детей не должен превышать 17 лет. Возраст супругов (родителя) не должен превышать 35 лет. Непревышение возраста 35 лет у родителей, а также непревышение возраста 17 лет у детей устанавливается на день принятия исполнителем подпрограммы решения о включении молодой семьи в список претендентов или список резерва на получение социальной выплаты. Ребенок, создавший свою семью, не включается в члены молодой семьи независимо от его возраста.

Согласно п. 21 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр, определенных в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих такие жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальных выплат не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный срок, в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальных выплат на приобретение жилья или по иным причинам не смогли воспользоваться такими социальными выплатами.

Исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на реализацию подпрограммы в Оренбургской области является департамент молодежной политики в Оренбургской области.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 10.02.2014 г. ФИО3 обратилась к главе МО г. Новотроицк с заявлением, в котором для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 г.г.» просила признать ее семью в составе трех человек: ФИО3, ... года рождения, ...... года рождения, ...., ... года рождения, нуждающейся в жилых помещениях.

Постановлением от 24.03.2014 г. N-п ФИО3 с составом семьи три человека включена в число участниц областной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 г. №737-пп.

04.12.2014 г. ФИО3 обратилась к главе МО г. Новотроицк с заявлением, в котором просила включить ее и членов ее семьи: супруга ФИО4, ... года рождения, детей ...... года рождения, ...... года рождения, ...... года рождения, в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы».

Постановлением администрации МО г. Новотроицк N-п от 06.03.2015 г. семья ФИО3 включена в число участниц областной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах».

21.07.2014 г. ФИО3 обратилась с заявлением к главе МО г. Новотроицк, в котором просила выдать ей социальную выплату в 2015 г. на приобретение построенной квартиры на первичном рынке.

Как следует из материалов дела, на основании данного заявления семья ФИО3 включена в список молодых семей-участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 г. по МО г. Новотроицк. Указанные списки направлены в департамент молодежной политики Оренбургской области.

Однако, государственный заказчик Программы (департамент молодежной политики Оренбургской области) не включил семью ФИО3 в списки молодых семей-участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы», включенных в претенденты и резерв на получение социальной выплаты на приобретение (строительства) жилья в 2015 году, в связи с достижением возраста супруга, превышающего 35 лет.

По этому основанию семья ФИО3 постановлением администрации МО г. Новотроицк N-п от 23.10.2015 г. была исключена из числа участниц областной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах».

Решением Новотроицкого городского суда от 13.01.2016 г. постановление администрации МО г. Новотроицк N от 23.10.2015 г. признано незаконным и отменено в части; на администрацию МО г. Новотроицк возложена обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу включить семью ФИО3 в список молодых семей-участниц областной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах».

Решение вступило в законную силу.

На основании постановленного решения семья ФИО3 была восстановлена в числе участников подпрограммы.

Согласно материалам дела ФИО3 обратилась к ответчику с требованием о предоставлении ей постановления об исключении ее семьи из списков-претендентов на получение социальной выплаты в 2015 г., либо постановления о не включении ее семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в 2015 г.

Из ответа департамента молодежной политики Оренбургской области N-МП от 16.11.2016 г. усматривается, что включение в список, а также исключение молодой семьи из списка претендентов на получение социальной выплаты производится на основании приказа департамента молодежной политики Оренбургской области.

Департамент молодежной политики в Оренбургской области, ссылаясь в ответе на положения Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. №1050, указывает на отсутствие каких-либо правовых оснований для включения семьи Чупырь в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2015 г., т.к. ФИО4 исполнилось 36 лет.

Правительство РФ, действуя в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными абзацами 3 и 5 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в целях содействия решению жилищных проблем молодых семей, разработало и утвердило Правила, регламентирующие предоставление этим семьям социальной выплаты, и подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», в частности раздел 5 «Механизм реализации подпрограммы», предусматривающий издание таких правил. Закрепив в Правилах и подпрограмме право молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство РФ предусмотрело, что молодая семья может быть включена в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, в случае если возраст каждого из супругов, либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты не превышает 35 лет.

В соответствии с пунктом 6 Правил (в редакции, действовавшей на 16.07.2015), участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Из анализа действующих норм видно, что требования по возрасту применяются не только на момент рассмотрения вопроса о признании семьи участницей подпрограммы, но и на момент утверждения списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.

Таким образом, при достижении 36 лет одного из родителей в полной семье либо родителя в неполной семье молодая семья не может быть включена в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году и соответственно воспользоваться социальной выплатой.

В соответствии с абз. 2 п. 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. №1050 (в редакции от 25.08.2015 г. №889) в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта РФ списков молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей-участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ.

Абзац 4 раздела «Перечень и характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий» подпрограммы предусматривает, что при исполнении хотя бы одному из супругов либо родителю в неполной семье 36 лет молодая семья исключается из числа участниц подпрограммы.

Согласно п. 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 30.04.2015 г. №286-п, молодая семья-участница подпрограммы подлежит исключению из списка участников подпрограммы в случае, если она перестала соответствовать одному из условий, предъявляемых к участникам.

Как следует из материалов дела, супругу ФИО3 – ФИО4, ... года рождения, на момент включения их семьи в число участниц областной подпрограммы, было 38 лет, в связи с чем, у департамента молодежной политики Оренбургской области отсутствовали правовые основания для включения семьи истца в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2015 г.

Исходя из целей и задач подпрограммы и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта РФ в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе и возрастному критерию.

Само по себе включение органом местного самоуправления и органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья. Таким образом, закрепив в Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия возникновения такого права, Правительство РФ, учитывая финансовые возможности государства, было вправе предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в том числе и ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.

Таким образом, включение в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2015 г. семьи ФИО3 противоречит приведенным выше положениям и нормам законодательства и приведет к незаконному выделению средств на предоставление социальной выплаты лицам, не имеющим право на ее получение.

Исходя из изложенного, правовых оснований для признания незаконными действий (бездействия) департамента молодежной политики Оренбургской области по не включению семьи ФИО3 в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» и обязании включения семьи ФИО3 в указанные списки у суда не имеется.

Ссылка истца на нарушение ответчиком положений ст. 40 Конституции РФ несостоятельна, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции РФ не вытекает. Условия предоставления социальных выплат определяются Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на на 2015 – 2020 годы». Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к данным Правилам, устанавливающего иное понятие молодой семьи и даты, по состоянию на которую учитывается условие о возрасте не имеется. Следовательно, данная норма не противоречит положениям и нормам жилищного и гражданского законодательства РФ.

На основании изложенного в удовлетворении исковых требований ФИО3 надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Департаменту молодежной политики Оренбургской области о признании незаконными действий, обязании включить в сводный список претендентов на получение социальной выплаты - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором - апелляционное представление в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: А.В. Нуждин

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение по делу составлено 14.04.2017 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 15.05.2017 года.

Судья: А.В. Нуждин