ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1740/20 от 14.04.2020 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

№2-1740/2020

УИД: 27RS0007-01-2020-001555-78

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2020 года г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Фадеевой Е.А.,

с участием представителя истца ФИО1, действующего по должности,

при секретаре Баркуновой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора к Администрации города Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности принять меры к организации ликвидации несанкционированной свалки (сбору и вывозу) мусора и отходов,

УСТАНОВИЛ:

Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Администрации города Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности принять меры к организации ликвидации несанкционированной свалки (сбору и вывозу) мусора и отходов, ссылаясь на то, что по результатам проведенной ими проверки по жалобе гражданина о нахождении несанкционированной свалки в 5 км. от лыжной базы «большевик» в г.Комсомольске-на-Амуре установлено, что в границах территории муниципального образования г.Комсомольска-на-Амуре на расстоянии около 5,5 км. от перекрестка ул.Сусанина и автодороги к п.Старт имеется отворот в западном направлении в сторону ТЭЦ-3, при движении по которому в 200 м. от автодороги к п.Старт находятся многочисленные кучи твердого бытового и строительного мусора, на площади 60 м. на 7 м., в том числе куча со следами сжигания мусора. По результатам осмотра составлен акт осмотра и фототаблицы. При наложении географических координат на публичную кадастровую карту определено, что свалка полностью находится на не разграниченных землях г.Комсомольска-на-Амуре в границах кадастрового квартала с номером (иные данные) В случае отсутствия информации о лицах, чья деятельность привела к образованию свалок отходов, в обязанность органа местного самоуправления городского округа г.Комсомольска-на-Амуре входит обеспечение рекультивации земельного участка, в рассматриваемом случае, организации ликвидации указанных свалок. Данное обращение прокурора в суд обусловлено защитой прав неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье, и благоприятную окружающую среду, интересов РФ в части законности использования по назначению земельных участков, собственность на которые не разграничена и не находится в пользовании лиц, в связи с чем просит возложить обязанность на администрацию г.Комсомольска-на-Амуре принять меры к организации ликвидации несанкционированной свалки (сбору и вывозу) мусора и отходов, размещенных на земельном участке в г.Комсомольске-на-Амуре в границах кадастрового квартала с номером (иные данные), географические координаты места нахождения свалки: (иные данные), в течение 1 месяца после вступления решения в законную силу.

Представитель истца ФИО1, действующий по должности, исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении, полагая возможным увеличить срок исполнения решения до 3 месяцев.

Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, при этом ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствии на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ.

В письменном отзыве представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, пояснив, что уборка твердых бытовых отходов входит в полномочия регионального оператора, в полномочия администрации города входит только уборка твердых коммунальных отходов, на что указано в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156. В связи с тем, что договор с региональным оператором на сегодняшний день не заключен, отраслевым органом Администрации города Комсомольска-на-Амуре – Управлением дорого и дорожной деятельности и внешнего благоустройства 27 марта 2020 года заключен муниципальный контракт с ООО СК Хапсоль. На 2020 год запланирована организация ликвидации несанкционированных свалок в рамках муниципального контроля, а также по решениям вступивших в законную силу. Кроме того, с каждым годом количество несанкционированных свалок не уменьшается, в некоторых местах скапливается неоднократное количество раз. Управление организовывало ликвидацию свалок в 2017 и 2019 годах. Считают, что требования межрайонного природоохранного прокурора об организации ликвидации несанкционированной свалки в срок 1 месяц не исполнимо, в связи с чем, просят увеличить срок до 6 месяцев.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

(дата) Комсомольским-на-Амуре межрайонным природоохранным прокурором Стелбянских Р.В. зарегистрировано обращение ФИО3 по вопросу обращения с твердыми коммунальными отходами.

(дата) Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой при осмотре территории по адресу г.Комсомольск-на-Амуре в западном направлении от автодороги к (адрес), установлено, что на расстоянии визуально около 5,5 км. от перекрестка (адрес) и автодороги к (адрес) имеется отворот в западном направлении в сторону ТЭЦ-3, при движении по которому в 200 м. от перекрестка (адрес) и автодороги к (адрес) имеется отворот в западном направлении в сторону ТЭЦ-3, при движении по которому в 200 м. от автодороги к (адрес) находятся многочисленные кучи твердого бытового и строительного мусора, на площади визуально 60 м. на 7 м., в том числе куча со следами сжигания мусора. Мусор представляет собой железные банки, полиэтиленовые мешки, картонные коробки, мешки со строительным мусором, пластиковые трубы, обрезки декоративных накладок для внутренней отделки помещений. Часть отходов, мусора находится под снегом и видна частично. При осмотре с использованием навигационной программы для мобильного телефона на основе операционной системы «iOS», общедоступной географической карты OpenStreetMap – «masp.me», а также программы «Goggle Earthe» произведено определение географических координат места нахождении куч с мусором бытовым и строительным на осматриваемой территории: кучи со строительным мусором в мешках и россыпью имеют широту (иные данные); куча с пластиковыми трубами, обрезками декоративных накладок для внутренней отделки помещений имеет широту (иные данные); куча с мусором и следами сжигания его имеет широту (иные данные). Также установлено, что данная свалка полностью находится на не разграниченных землях г.Комсомольска-на-Амуре в границах кадастрового квартала с номером (иные данные).

(дата) между Управлением дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края и ООО СК Хапсоль заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.

Установленные судом обстоятельства подтверждены исследованными в ходе судебного разбирательства документами: светокопиями обращения гражданина от (дата), акта осмотра территории от (дата), фототаблицы, муниципального контракта (№) от (дата).

Согласно ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно п.4 ч.1 ст.13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

В силу п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

В соответствии с ч.1, 2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Организация переработки и утилизации бытовых отходов и мусора законодателем отнесена к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в соответствии с ч.1 ст.8, ч.2 ст.13 Федерального Закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», ч.2 ст.7 Федерального Закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», и подпунктом 18 ч.1 ст.14 Федерального Закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу ч.2 ст.2 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Пунктами 11 и 25 ст.6 Устава городского округа города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края органы местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре в пределах своих полномочий самостоятельно решают вопросы местного значения, в частности организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах города Комсомольска-на-Амуре; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Как следует из предоставленных сведений, земельный участок в границах кадастрового квартала с номером 27:22:0050401, где установлен факт расположения несанкционированной свалки, не сформирован.

Исходя из вышеизложенного, администрация г.Комсомольска-на-Амуре осуществляет полномочия собственника в отношении земельного участка, расположенного в кадастровом районе 27:22:0050401 в районе ул.Сусанина и автодороги к п.Старт в г.Комсомольске-на-Амуре на земельном участке с географическими данными: (иные данные)

Доводы ответчика о том, что ликвидация свалки относится к полномочиям региональных оператора суд отвергает поскольку пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2017 года №1156, предусмотрено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Действительно, в силу ст.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов

Вместе с тем статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ); на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории городского округа (п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ).

Абзацем 16 ст.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Приведенные нормативные правовые акты предусматривают участие органов местного самоуправления в охране земель от загрязнений, в обеспечении благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Мероприятия по очистке земельного участка от загрязнений отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами, относятся к мероприятиям по охране земель, реализуемым органами местного самоуправления в целях сохранения земли как природного ресурса и защиты окружающей природной среды.

Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления городского поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.

Таким образом, органы местного самоуправления являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.

Наличие несанкционированной свалки уже свидетельствует о том, что органами местного самоуправления не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий. Нахождение свалки на необорудованном для данных целей месте способствует оказанию негативного воздействия на почву путем попадания вредных веществ с грунтовыми водами в почвенный слой, а также может явиться причиной пожара при возникновении возгорания отходов и непринятии своевременных мер к его тушению в связи с отсутствием контроля за данной свалкой, - непринятие администрацией г.Комсомольска-на-Амуре мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов, а также ликвидации вышеуказанной свалки бытовых отходов, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическую обстановку.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности принять меры к организации ликвидации несанкционированной свалки (сбору и вывозу) мусора и отходов, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Устанавливая срок 6 месяцев исполнения решения суда, суд принимает во внимание субъектный состав участников правоотношений, порядок организации муниципального контроля, размер свалки и срок заключенного муниципального контракта (№) от 27 марта 2020 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора к Администрации города Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности принять меры к организации ликвидации несанкционированной свалки (Сбору и вывозу) мусора и отходов удовлетворить.

Возложить обязанность на Администрацию города Комсомольска-на-Амуре ликвидировать свалку на территории кадастрового района (иные данные) в районе ул.Сусанина и автодороги к п.Старт в г.Комсомольске-на-Амуре на земельном участке с географическими координатами: (иные данные) в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Фадеева