ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1740/2022 от 25.07.2022 Трусовского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

УИД 30RS0004-01-2022-001217-44

Гражданское дело №2-1740/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2022 года г. Астрахань

Трусовский районный суд г.Астрахани в составе

председательствующего судьи Курбановой М.Р.,

при секретаре Лычкиной О.В.,

с участием помощника прокурора Давлетовой Э.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации МО «Город Астрахань»» к ФИО1, ФИО2 о принудительном изъятии жилого помещения, прекращении право собственности, признании права собственности на квартиру, встречному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации МО «Город Астрахань» о взыскании выкупной цены изымаемого жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования "Город Астрахань" обратилась в суд с иском к ответчикам, указав, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости ответчикам на праве общей долевой собственности по ? доли принадлежит жилое помещение –комната , по адресу: . Администрацией МО "Город Астрахань принято распоряжение от 21.023.2018 N894-р "Об изъятии для муниципальных нужд муниципального образования "Город Астрахань" долей земельного участка и жилых помещений многоквартирного дома (литера А) по ». В рамках данного распорядительного акта была проведена оценка рыночной стоимости изымаемого имущества. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости жилого помещения от 12.02.2019 №10/2019-УМИ-И стоимость жилого помещения, долей земельного участка и убытков связанных с изъятием для муниципальных нужд составляет 574 650 рублей. Администрацией во исполнение своих обязательств было подготовлено и направлено соглашение об изъятии для муниципальных нужд муниципального образования "Город Астрахань" долей земельного участка и жилого помещения (комнаты ) многоквартирного дома литера «А» по для принятия решения. Однако, на сегодняшний день соглашения об изъятии недвижимости с ответчиками не заключено.

В связи с чем просят изъять для муниципальных нужд муниципального образования "Город Астрахань" по ? доли у ФИО1, ФИО3 жилого помещения –комнаты долей земельного участка по , путем выплаты денежных средств в размере 574 650 рублей; после выплаты денежных средств прекратить право собственности на ? доли за ФИО1, ФИО3 на жилое помещение – комнату ; после выплаты денежных средств признать право собственности муниципального образования "" на комнату ; в решении суда указать, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для исключения записи о праве собственности ФИО1, ФИО3 на жилое помещение – комнату .

В свою очередь, ответчики ФИО1, ФИО2 обратились в суд со встречным иском к Администрации МО "город Астрахань" о взыскании возмещения за изымаемое жилое помещение. В обоснование своих требований указали, что на основании решения Трусовского районного суда им на праве обще долевой собственности по ? доли принадлежит жилое помещение –комната . Многоквартирный дом по признан аварийным и подлежащим сносу. По инициативе ФИО2 был составлен отчет об оценке рыночной стоимости изымаемого имущества. Согласно отчета рыночная стоимость комнаты , долей земельного участка, расположенных по адресу: , материальных убытков, связанных с изъятием, рыночная стоимость доли в праве на общее имущество пропорционально площади комнаты , рыночная стоимость компенсации за непроизведенный капитальный ремонт составляет 1 087 606 рублей. В связи с чем просят взыскать с Администрации МО "" в пользу ФИО1 в счет возмещения за изымаемое жилое помещение ? доли комнаты , рыночную стоимость долей земельного участка, убытки, связанные с изъятием для муниципальных нужд жилого помещения, компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в сумме 543 803 рублей, в пользу ФИО2 в счет возмещения за изымаемое жилое помещение ? доли комнаты , рыночную стоимость долей земельного участка, убытки, связанные с изъятием для муниципальных нужд жилого помещения, компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в сумме 543 803 рублей.

Представитель истца по первоначальному иску-ответчик по встречному иску Администрации МО "город Астрахань" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в деле имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Ответчики по первоначальному иску-истцы по встречному иску ФИО1, ФИО3, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, доверили представлять свои интересы представителю по доверенности.

Представитель ответчиков ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав заключение помощника прокурора полагавшего возможным удовлетворить первоначальные и встречные исковые требования, приходит к следующему.

Частью 3 ст. 35 Конституции РФ предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).

Возмещение за жилое помещение определяется по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, согласно которой при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ, при определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, ФИО3 являются обще долевыми собственниками по ? доли жилого помещения – комнаты , общей площадью 21,6 кв. м, что подтверждается свидетельствами государственной регистрации права.

Согласно свидетельства о заключении брака, ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован брак между ФИО6 и ФИО3, о чем составлена запись акта о заключении брака, после заключения брака жене присвоена фамилия ФИО2.

Администрацией муниципального образования "Город Астрахань" принято распоряжение №274-р от 02.03.2015 о признании многоквартирного дома литера «А» по аварийным и подлежащем сносу. Указанным постановлением установлен срок отселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального образования "Город Астрахань" принято распоряжение №894-р об изъятии для муниципальных нужд муниципального образования "Город Астрахань" долей земельного участка и жилых помещений многоквартирного дома (литера «А») по » принято решение об изъятии для муниципальных нужд образования "" долей земельного участка, пропорционально площади жилых помещений в многоквартирном доме, расположенным по .

На основании данного распоряжения проведена оценка рыночной стоимости земельного участка, комнаты , общей площади 21,6 кв. м, расположенных по адресу: . Согласно отчету -УМИ-И стоимость квартиры, стоимость земельного участка, материальные затраты составляют 574 650 рублей.

Согласно отчету №ОД22/05-22, подготовленного оценщиком ФИО7 произведенного по заказу ФИО2, рыночная стоимость комнаты , доли земельного участка, расположенных по адресу: , рыночная стоимость затрат связанных с изъятием жилого помещения для муниципальных нужд, стоимость доли в праве на общее имущество, пропорционально площади комнаты, стоимость компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома, пропорционально доли комнаты составляет 1 087 606 рублей.

Оценивая заключения составленные по инициативе истца и ответчиков до предъявления иска в суд, в целом, содержащиеся в них выводы и исследовательские части заключений в совокупности с другими доказательствами по делу, а также приведенными выше письменными доказательствами, суд приходит к выводу о том, что отчет составленный оценщиком ФИО7 наиболее детально анализирует применимости подходов при оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, с корректировками размера, местоположения объектов недвижимости, корректировками на транспортную доступность, поправку на отделку и наличие коммуникаций, поправку на износ, удельный вес, в связи с чем оно должно быть взято за основу при вынесении решения.

Поскольку в настоящее время администрация МО «Город Астрахань», возражения относительно отчета составленного по инициативе ФИО2 в суд не представлено, суд полагает возможным принять его за основу.

Разрешая спор, суд с учетом судебной экспертизы, в совокупности с другими доказательствами по делу, руководствуясь положениями статьи 32 ЖК РФ, приходит к выводу о том, что требования администрации МО "Город Астрахань" в части изъятия у ФИО1, ФИО2 для муниципальных нужд жилого помещения с выплатой рыночной стоимости жилого помещения, подлежат удовлетворению.

Суд приходит к выводу, что так же подлежат удовлетворению требования ФИО1, ФИО2 о взыскании цены жилого помещения и доли земельного участка, материальные затраты, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся, в частности, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Согласно ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии со ст. 279 ГК РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (ч.1).

В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок (ч.2).

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (ч.3).

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (ч.6).

В соответствии со ст. 281 ГК РФ, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (ч.1).

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (ч.2).

Согласно ч. 5 ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.

В соответствии с п. 13 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ, возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 настоящего Кодекса, за счет средств указанной организации.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ч.1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ч.2).

Согласно ч. 1 ст. 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно ч. 3 ст. 218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним далее также - государственная регистрация прав - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения обременения перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно подпункта "а" п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" нормы, содержащиеся в ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

Подпунктом "з" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.

В силу вышеприведенных правовых норм жилищного и земельного законодательства, выкупная стоимость квартиры и доли земельного участка, изымаемых для государственных или муниципальных нужд - должна определяться на день, предшествующих дню принятия решения об изъятии имущества, поскольку изменение стоимости имущества после указанной даты не подлежат учету при определении выкупной стоимости изымаемого имущества.

В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Из содержания приведенных норм права и правовой позиции, изложенной Постановления Пленума ВС N 14 от 02.07.2009 г., следует, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится в рамках определенной процедуры, которая в данном случае, как установлено судом, соблюдена не была.

В силу вышеприведенных правовых норм жилищного и земельного законодательства, выкупная стоимость квартиры и доли земельного участка, изымаемых для государственных или муниципальных нужд - должна определяться на день, предшествующих дню принятия решения об изъятии имущества, поскольку изменение стоимости имущества после указанной даты не подлежат учету при определении выкупной стоимости изымаемого имущества.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования администрации МО «Город Астрахань»» к ФИО1, ФИО2 о принудительном изъятии жилого помещения, прекращении право собственности, признании права собственности на квартиру– удовлетворить.

Изъять для муниципальных нужд муниципального образования "Город Астрахань" у ФИО1, ФИО2 жилое помещение –комнату , долей земельного участка по , путем выплаты денежных средств.

Взыскать с Администрации муниципального образования "город Астрахань" за счет средств казны МО "Город Астрахань" в пользу ФИО1 в счет возмещения за изымаемое жилое помещение ? доли комнаты , рыночную стоимость долей земельного участка, убытки, связанные с изъятием для муниципальных нужд жилого помещения, компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в сумме 543 803 рублей.

Взыскать с Администрации муниципального образования "город Астрахань" за счет средств казны МО "" в пользу ФИО2 в счет возмещения за изымаемое жилое помещение ? доли комнаты , рыночную стоимость долей земельного участка, убытки, связанные с изъятием для муниципальных нужд жилого помещения, компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в сумме 543 803 рублей.

После выплаты денежных средств прекратить право обще долевой собственности по ? доли ФИО1, ФИО2 на жилое помещение – комнату расположенного по адресу: , после выплаты денежных средств признать право собственности муниципального образования "Город Астрахань" на комнату .

Указанное решение является основанием для исключения записи о праве обще долевой собственности по ? доли ФИО1, ФИО2 на жилое помещение – комнату .

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Трусовский районный суд г. Астрахани в течение одного месяца с момента составления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения составлен 1 августа 2022 года.

Судья М.Р. Курбанова