ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1741/18 от 17.09.2018 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

17 сентября 2018 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Раенгулова А.Б.,

при секретаре Слышковой Н.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании приказа о наложении дисциплинарного взыскания незаконным, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Бохан обратилась в суд к УМВД России по ЯНАО с исковыми заявлениями о признании незаконным и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований истец указала, что проходила службу в органах внутренних дел с сентября 2004 года, до 20.07.2018 состояла в должности старшего юрисконсульта правового отделения УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу. Приказом УМВД России по ЯНАО от 28.04.2018 истец привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания. Основанием наложения указанного дисциплинарного взыскания послужило нарушение ФИО1 требований статьи 12 Дисциплинарного устава ОВД, пункта 52.1.1. Инструкции по делопроизводству в системе МВД России и пунктов 3.1.24, 3.1.25 раздела III должностного регламента. С данным приказом истец не согласна, указав на то, что основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности послужил рапорт от 10.04.2018 начальника штаба УМВД полковника внутренней службы Свидетель №1 на имя начальника УМВД о том, что были выявлены грубые нарушения Порядка и условий командирования сотрудников ОВД РФ, сотрудником Бохан, и предписано начальнику правового обеспечения УМВД ФИО, обеспечить предоставление Бохан объяснений по факту нарушений, однако Бохан нарушения не устранены, объяснения не представлены. С указанным рапортом и приказом о дисциплинарном взыскании истец не согласна, приводит доводы о том, что предоставляла объяснения в виде рапорта, а также в дополнительной докладной записке подробно изложила обстоятельства и пояснения оформления служебных командировок и документов по прибытию в 2017 году, в том числе выражено несогласие с выявленными нарушениями, указанными в анализе командировок. Полагает, что нормами трудового законодательства, как специальным нормами регулирующие прохождение службы в органах внутренних дел, за сотрудником закреплено право, а не обязанность давать объяснения работодателю, а также установлена произвольная форма изложения в нем обстоятельств, причин, событий и т.д. В данном случае акт об отказе в предоставлении объяснений не составлялся. Таким образом, полагает, что объяснение считается предоставленным, что подтверждается резолюцией на объяснении в виде рапорта врио начальника УМВД, а также сведениями, указанными в рапорте врио начальника штаба УМВД Свидетель №1. Также по мнению истца, ответчиком был пропущен срок привлечения к дисциплинарной ответственности.

В судебном заседании истец Бохан, на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика, действующие на основании доверенности, возражал относительно удовлетворения исковые требования по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Заслушав доводы сторон, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, применением мер поощрения и взыскания, а также с определением правового статуса (положения) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в ч. 1 данной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства. Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции".

Статья 51 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ определяет, что дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации.

Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник).

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.

О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.

В приказе о наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания указываются иные сотрудники, до сведения которых должен быть доведен этот приказ.

Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника.

Истец Бохан проходила службу в органах внутренних дел с сентября 2004 года, в должности (на момент увольнения со службы 20.07.2018) старшего юрисконсульта правового отделения УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу.

Врио начальника штаба УМВД России по ЯНАО Свидетель №1 обратилась 10.04.2018 с рапортом к начальнику УМВД, в котором указала, что выявлены грубые нарушения Порядка и условий командирования сотрудников ОВД РФ, сотрудником Бохан, и предписано начальнику правового обеспечения УМВД ФИО, обеспечить предоставление Бохан объяснений по факту нарушений, однако Бохан нарушения не устранены, объяснения не представлены.

Руководителем УМВД России по ЯНАО издан приказ от 28.04.2018 «О наложении дисциплинарного взыскания» в соответствии с которым на старшего юрисконсульта правового отделения УМВД России по ЯНАО Бохан наложено дисциплинарной взыскание - замечание.

Основанием наложения указанного дисциплинарного взыскания послужило нарушение Бохан, требований п. «а, б» статьи 5, статьи 12 Дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, утверждённого Указ Президента РФ от 14.10.2012 N 1377, пункта 52.1.1. Инструкции по делопроизводству в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 20.05.2012 , и пунктов 3.1.24, 3.1.25 раздела III должностного регламента старшего юрисконсульта правового отделения УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу.

В ходе судебного заседания представитель ответчика пояснил, что основанием для привлечения истца к ответственности послужило неисполнение истцом приказа (поручения) прямого начальника о предоставлении письменного объяснения по служебным командировкам, вместо этого Бохан предоставила рапорт, в котором не объяснены причины допущенных нарушений, что не соответствовало требованиям приказа руководства и требованиям п.52.1.1. Инструкции по делопроизводству в системе МВД России. В дальнейшем от Бохан поступила докладная записка в адрес начальства с кратким изложением обстоятельств, отображенных в ранее представляемом рапорте, что также не соответствовало вышеуказанным требованиям. Также представитель ответчика пояснил, что решение о проведении служебной проверки в отношении истца начальником УМВД России по ЯНАО, согласно части 8 статьи 51 Федерального закона -Ф3, не принималось.

Таким образом, согласно дисциплинарного приказа и озвученным возражениям представителя ответчика, можно сделать вывод о том, что основанием для привлечения Бохан к ответственности послужило ненадлежащее оформление документа в адрес своего руководства, что выразилось в нарушении п.52.1.1. Инструкции по делопроизводству в системе МВД России и как следствие нарушение Дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, должностного регламента юрисконсульта правового отделения УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу.

Анализируя представленные доказательства и положения нормативно-правовых актов, суд пришел к выводу о том, что ответчик незаконно привлек истца к дисциплинарной ответственности.

Судом установлено, что по результатам проведённого штабом УМВД России по ЯНАО анализа организации и эффективности служебных командировок сотрудников УМВД России по ЯНАО в 2017 году, согласно резолюции начальника УМВД России по ЯНАО, начальнику правового отделения УМВД России по ЯНАО ФИО2 предложено в срок до 10.03.2018 обеспечить предоставление подчиненной Бохан письменного объяснения начальнику УМВД России по ЯНАО по выявленным фактам нарушения требований приказа МВД России от 14.02.2017 и копию объяснения с резолюцией начальника УМВД России по ЯНАО, необходимо было направить в штаб УМВД России по ЯНАО.

Бохан, во исполнение приказа начальника УМВД России по ЯНАО, на имя врио начальника УМВД России по ЯНАО подготовлен документ, озаглавленный как рапорт, в котором изложены обстоятельства и пояснения оформления служебных командировок и документов по прибытию в 2017 году.

В последующем, 16.03.2018 Бохан составлена и предоставлена в адрес начальства УМВД России по ЯНАО докладная записка с кратким изложением обстоятельств, отображенных в ранее представляемом рапорте.

Порядок организации делопроизводства в системе МВД России с требованиями к подготовке, обработке, текущему хранению и использованию документов образующихся в деятельности подразделений территориальных органов МВД России, определен Инструкцией по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 20.06.2012 г. .

Согласно п. 52.1. приказа МВД России от 20.06.2012 , для реализации отношений субординации структурных подразделений органа внутренних дел с руководством органа внутренних дел, координации деятельности между структурными подразделениями служит внутренний документ - записка (служебная, докладная, аналитическая), объяснение, где в произвольной форме печатным или рукописным способом излагаются сведения, отчеты, пояснения, замечания, предложения, заключения (мнения) и иная справочная или управленческая информация по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел.

При этом в пункте 52.1.1. этого же приказа, также указывается на произвольность формы дачи объяснении сотрудников о причинах какого-либо действия, факта, события, в том числе нарушения служебной (трудовой) дисциплины, невыполнения поручений и тому подобные.

Таким образом, суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что со стороны Бохан, как сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, имело место нарушение Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 20.06.2012 г. , выразившееся в ненадлежащем оформлении внутреннего документа, как того требовало руководство УМВД России по ЯНАО.

Бохан выполнила в срок требования начальства, предоставив объяснения в печатном виде с изложением сведений об обстоятельствах командирования. Озаглавливание данного объяснения рапортом, не влечет для сотрудника негативных последствий, поскольку в данном случае законодателем строго не регламентировано оформление внутреннего документа при реализации отношений субординации структурных подразделений органа внутренних дел с его руководством, предоставляя сотруднику право оформлять документ в произвольной форме.

Следовательно являются несостоятельными утверждения ответчика о том, что Бохан нарушила положения Дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, должностного регламента, согласно которым сотрудник обязан знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав. Выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральным законам. Приказ, отдаваемый руководителем (начальником), обязателен для исполнения подчиненными, за исключением заведомо незаконного приказа.

При таких обстоятельствах вынесенный в отношении Бохан приказ о наложении дисциплинарного взыскания не может быть признан законным.

Поскольку ни Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" ни Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не содержат положений, регулирующих порядок компенсации морального вреда сотруднику органа внутренних дел при нарушениях трудового законодательства со стороны работодателя, в данном случае должны применяться нормы трудового права, регулирующего эти отношения.

В соответствии с положениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Суд определяет, что истцу были причинены моральные и нравственные страдания самим фактом нарушения работодателем трудового законодательства, выраженные в необоснованном его привлечении к дисциплинарной ответственности. Суд считает, что истец испытывал в связи с данным обстоятельством моральные и нравственные страдания. Учитывая наличие вины работодателя суд, с учетом требований разумности и справедливости, оценивает причиненные истцу моральные страдания в сумме 5000 рублей, и исковые требования истца в данной части также подлежащими частичному удовлетворению и взысканию в его пользу с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить иск ФИО1 к УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании приказа о наложении дисциплинарного взыскания незаконным, взыскании компенсации морального вреда.

Признать незаконным приказ начальника УМВД России по ЯНАО от 28.04.2018 «О наложении дисциплинарного взыскания».

Взыскать с УМВД России по ЯНАО в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда 5000 рублей.

Взыскать с УМВД России по ЯНАО в доход местного бюджета государственную пошлину 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Судья А.Б. Раенгулов