ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1742/13 от 08.05.2013 Индустриального районного суда г. Перми (Пермский край)

№ 2-1742/13

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пермь ДД.ММ.ГГГГ

Индустриальный районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Перевалова А.М., при секретаре Никифоровой О.А.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика Министерства транспорта Пермского края ФИО2 по доверенности, представителей ответчика ООО «ВТБ-Авто» ФИО3 на основании Устава, ФИО4, ФИО5 по доверенностям,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Перми, администрации Пермского муниципального района города Перми, Министерству транспорта Пермского края, ООО «ВТБ-Авто» о признании недействительными паспортов автобусных маршрутов № и № и о других требованиях,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 первоначально обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ о признании незаконными действий (бездействия) главы администрации Пермского муниципального района гр.а, начальника управления транспортного обслуживания и связи Министерства транспорта Пермского края гр.б и обязании дать указания их работникам, чтобы на маршрутах № и № в черте города и пригороде действовал социальный проездной документ. Заявление обосновывает тем, что он является инвалидом 2 группы и пользуется социальным проездным документом, поскольку на автобусах маршрутов № и № социальный проездной документ не действует, он обратился в Министерство транспорта Пермского края с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил провести проверку и наказать виновных. Начальник управления Министерства транспорта гр.б дал ему ответ, из которого следовало, что обращение направлено главе администрации Пермского муниципального района, который дал ответ о том, что социальные проездные документы на указанных автобусных маршрутах не действуют. Изложенное свидетельствует о нарушении пункта 6 Порядка оказания услуг по перевозке пассажиров с использованием СПД, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 22.12.2010 № 1075-П, и соответственно о нарушении прав заявителя.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (далее – истец) в рамках настоящего дела обратился с иском к администрации города Перми, администрации Пермского муниципального района города Перми, Министерству транспорта Пермского края, ООО «ВТБ-Авто» о признании недействительными паспортов автобусных маршрутов № и №. Иск принят судом. Требования мотивированы тем, что паспорта содержат недостоверную информацию и противоречат действующему законодательству. Автобусные маршруты № и № сообщением город Пермь – поселок Курашим имеют статус междугородних, что не соответствует ст. 4 Устава автомобильного транспорта, согласно которому перевозками междугороднего сообщения являются перевозки между населенными пунктами, расстояние между границами которых превышает 50 км. Однако в паспортах автобусных маршрутов в расстояние между конечными населенными пунктами включен путь движения по городу Перми. Кроме того, расстояние определено актом самого перевозчика ООО «ВТБ-Авто» - заинтересованного в исходе дела лица, не определены начальные и конечные показания спидометра, его погрешность. Указанное расстояние не соответствует атласу автомобильных дорог Пермского края и справочнику автотуриста в Пермском крае, согласно которым расстояние составляет 50 км. Считает, что расстояние в паспортах умышленно указано недостоверное, чтобы изменить вид сообщения, кроме того, автобусы этих маршрутов имеют остановки в городе Перми и за его пределами, поэтому они осуществляют перевозки городского и пригородного сообщения, поэтому взимать плату за провоз пассажиров, имеющих социальный проездной документ, неправомерно.

Истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, дополнил, что расстояние необходимо замерять по кратчайшему пути, а не по дорогам от Перми до Кукуштана и от Кукуштана до Курашима, поскольку эта дорога не отражает кратчайшее расстояние.

Ответчики о времени и месте рассмотрении дела извещены, в судебное заседание все ответчики, кроме администрации Пермского муниципального района, направили представителей, которые в письменных возражениях просили в иске отказать, поскольку расстояние между населенными пунктами город Пермь – поселок Курашим превышает 50 км., паспорта маршрутов соответствуют действующему законодательству. Представитель администрации Пермского муниципального района просит рассмотреть дело в его отсутствие, просит в иске отказать в соответствии с доводами, изложенными в письменных возражениях.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец является инвалидом 2 группы (л.д. 7). Из его пояснений и заявления в Министерство транспорта Пермского края следует, что пользуется социальным проездным документом, ДД.ММ.ГГГГ он сел в автобус маршрутом Курашим – Верхние Муллы (г. Пермь) на остановке ФИО6 и собирался доехать до остановки Стахановская без оплаты проезда на основании социального проездного документа, но перевозчик отказался его везти, ссылаясь на то, что социальный проездной документ на этом маршруте не действует.

Пунктами 1, 2 и 6 Порядка приобретения социальных проездных документов для проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края и об установлении стоимости социальных проездных документов, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 22.12.2010 N 1075-п, а также ст. 1 Закона Пермского края от 9 ноября 2010 г. N 700-ПК «О распространении действия отдельных положений Закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» на граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации» предусматривается, что инвалиды имеют право при использовании социальных проездных документов в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края на проезд без дополнительной оплаты.

Таким образом, истец, будучи инвалидом, на основании социального проездного документа вправе без дополнительной оплаты пользоваться проездом в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края.

Из материалов дела также следует, что ООО «ВТБ-Авто» является перевозчиком, который осуществляет свою деятельность по осуществлению автобусных перевозок на маршрутах согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ № с организатором перевозок МКУ «Управлением благоустройством Пермского муниципального района» (л.д. 138-154), в том числе осуществляет перевозки пассажиров автобусами маршрутов № и № сообщениями «город Пермь (Верхние Муллы) – поселок Курашим» и «поселок Курашим – город Пермь (Верхние Муллы)».

Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами. Пунктом 5.2.1 этого Положения предусмотрено, что владельцы автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.

Перевозчик осуществляет перевозку пассажиров на основании паспортов автобусных маршрутов № и №, утвержденных Министерством транспорта и связи Пермского края.

Пунктом 3.3.10 Положения о Министерстве транспорта и связи Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 07.09.2012 N 828-п, Министерство утверждает паспорта автобусных маршрутов, открытие которых относится к компетенции субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, паспорта указанных маршрутов были утверждены Министерством в пределах предоставленных ему полномочий.

Постановлением Правительства Пермского края от 27.04.2007 N 78-п утвержден Порядок организации транспортного обслуживания населения и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа на краевых и межмуниципальных автобусных маршрутах, которым предусмотрена типовая форма паспорта автобусного маршрута. Из обязательных реквизитов в паспорте должен быть указан вид маршрута (сообщения).

Из содержания паспортов указанных автобусных маршрутов следует, что они относятся к межмуниципальным междугородним маршрутам (сообщениям), общая протяженность маршрутов составляет 64,3 км и 72,9 км соответственно (л.д. 26,43).

Согласно частям 1 и 4 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта) перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.

Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.

Из положений статьи 4 Устава автомобильного транспорта следует, что вид сообщения между населенными пунктами определяется расстоянием между их границами.

Истец утверждает, что расстояние между границами города Перми и поселка Курашим составляет 50 км, что свидетельствует о том, что сообщение указанных маршрутов относится к пригородному.

Согласно ответам КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ и ФКУ «Уралуправтодор» от ДД.ММ.ГГГГ автомобильное сообщение между г. Пермь и пос. Курашим осуществляется по двум автомобильным дорогам: федеральной дороге 1Р 242 «Пермь – Екатеринбург» и муниципальной дороге «Пермь – Екатеринбург – Курашим», при этом расстояние от границы города Перми до отворота на поселок Курашим по федеральной автомобильной дороге составляет около 42 км, расстояние от федеральной дороги до пос. Курашим по информационным аншлагам - 11 км, всего 53 км (л.д. 108,158). Из ответа администрации Пермского муниципального района следует, что расстояние между границами г. Пермь и пос. Курашим установленное путем замеров по указанным дорогам составляет 51,3 км, что подтверждается и актом замера расстояний комиссии МКУ «Управление благоустройством Пермского района» (л.д.170,112,113). Ответом министерства транспорта и связи Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ также подтверждается, что расстояние от границ указанных населенных пунктов составляет более 50 км (л.д.119).

При таких обстоятельствах суд считает доказанными возражения ответчиков о том, что расстояние между границами г. Перми и пос. Курашим составляет более 50 км. Ссылки истца на атлас автомобильных дорог Пермского края и справочник автотуриста в Пермском крае изложенного не опровергают, поскольку истец производит измерения не по указанным автомобильным дорогам, по которым осуществляется автомобильное сообщение между двумя этими населенными пунктами, а по кратчайшему расстоянию.

При этом суд отвергает утверждения истца о том, что расстояние между населенными пунктами, должно измеряться по кратчайшему расстоянию (по прямой). Эта посылка не основана на нормах действующего законодательства. По смыслу частей 1 и 2 ст. 1 Устава автомобильного транспорта этот закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом. Перевозки осуществляются, как следует из Устава автомобильного транспорта, Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2, по пригодным (безопасным) для этого автомобильным дорогам. В связи с этим при определении вида сообщения следует исходить из того, что расстояние между населенными пунктами определяется длиной автомобильных дорог, по которым осуществляется сообщение.

Доводы истца о том, что автобусные маршруты имеют несколько остановок в городе Перми, в связи с чем должны быть отнесены к городскому транспорту, основаны на ошибочном толковании закона, поскольку действующее законодательство, в частности ст. 4 Устава автомобильного транспорта предусматривает лишь виды сообщений, при этом виды сообщений, в том числе и междугороднее сообщение, не изменяются, в случае прохождения маршрута междугороднего сообщения через населенный пункт с остановками в нем.

    При таких обстоятельствах оснований для признания указанных паспортов автобусных маршрутов недействительными не имеется, поскольку они соответствуют требованиям действующего законодательства и прав истца не нарушают.

Из материалов дела также следует, что истец обратился в Министерство транспорта Пермского края с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил провести проверку и наказать виновных. Начальник управления Министерства транспорта гр.б дал ему ответ, из которого следовало, что обращение направлено главе администрации Пермского муниципального района, который дал ответ о том, что социальные проездные документы на указанных автобусных маршрутах не действуют.

Поскольку маршруты № и № относятся к междугороднему сообщению, льготы, гарантированные социальным проездным документом, на маршруты этого сообщения не распространяются, права истца перевозчиком нарушены не были. В связи с этим оснований для реагирования на это обращение указанными должностными лицами не имелось, о чем истцу по факту его обращения в Министерство транспорта Пермского края был дан ответ главой администрации по существу его обращения. В связи с этим оснований для признания действий (бездействия) указанных должностных лиц незаконными не имеется.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать ФИО1 в иске к администрации города Перми, администрации Пермского муниципального района города Перми, Министерству транспорта Пермского края, ООО «ВТБ-Авто» о признании недействительными паспортов автобусных маршрутов № и №, о признании незаконными действий (бездействия) главы администрации Пермского муниципального района гр.а, начальника управления транспортного обслуживания и связи Министерства транспорта Пермского края гр.б и обязании дать указания их работникам, чтобы на маршрутах № и № в черте города и пригороде действовал социальный проездной документ.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).

Судья – подпись – А.М. Перевалов