ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1743/18 от 19.11.2018 Няганского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 ноября 2018 года г. Нягань

Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Вараксина П.В.

при секретаре Царёвой Е.П.

с участием,

представителя истца: Зеель И.Г.,

представителя ответчика: Ионовой Е.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Закировой М.В. действующей в интересах несовершеннолетнего Закирова М.А. к Администрации города Нягани о признании участником Муниципальной программы «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования город Нягань на 2014-2016 годы и на период до 2020 года» с целью предоставления субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Истица, выступая в интересах своего несовершеннолетнего сына Закирова М.А., обратилась в суд с заявлением, которым просит признать Закирова М.А. участником Муниципальной программы «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования город Нягань на 2014-2016 годы и на период до 2020 года».

Заявленное требование мотивировано тем, что отец М.А. – Закирова А.Ф. с дата зарегистрирован по адресу <адрес> по этому же адресу с дата зарегистрирован и несовершеннолетний. С дата в муниципальном образовании принята целевая программа «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования город Нягань на 2014-2016 годы и на период до 2020 года». Данной программой предусмотрено получение субсидий гражданами, проживающими в помещениях, приспособленных для проживания, для улучшения жилищных условий, если эти граждане признаны участниками целевой программы. Закирову А.Ф. было отказано в участии данной программы по причине наличия у него в собственности благоустроенного жилого помещения. В свою очередь, указанной целевой программой предусмотрено Мероприятие 5 «дополнительные меры социальной поддержки несовершеннолетних детей, родившихся с дата и зарегистрированных совместно с родителями в приспособленных для проживания строениях». Истица полагает, что нормативное обеспечение целевой программы не исключает участие в ней несовершеннолетних детей в отрыве от родителей (законных представителей), следовательно Закиров М.А. как несовершеннолетний отвечающий всем требованиям программы, должен быть признан её участником с целью дальнейшего получения субсидии. В свою очередь, указывает, что ответчиком такого решения не принято, соответствующее уведомление в адрес законных представителей несовершеннолетнего не направлено.

Законный представитель истца в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.

Представитель Закировой М.В. – Зеель И.Г. настаивала на удовлетворении заявленного требования.

Представитель ответчика Ионова Е.Н. заявленное истицей требование не признала, суду пояснила, что целевая программа «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования город Нягань на 2014-2016 годы и на период до 2020 года» предусматривает мероприятия для улучшения жилищных условий граждан путем предоставления субсидий, в том числе и несовершеннолетним, родившимся после дата Однако, такая субсидия рассчитывается в случае участия в программе законных представителей несовершеннолетнего и реализация Мероприятия 5 находится во взаимосвязи с мероприятиями 1 и 3 целевой программы.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя истца.

Выслушав присутствующие стороны, исследовав имеющиеся в деле материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ч.2 и 5 ст.76 Конституции Российской Федерации).

Пунктами 1 и 2 ст.179 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, администрацией муниципального образования.

На местном уровне порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами местной администрации муниципального образования.

Руководствуясь требованием указанных выше норм, Администрацией города Нягани постановлением от дата г. утверждена муниципальная программа «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений муниципального образования город Нягань на 2014-2016 годы и на период до 2020 года».

Подпрограммой №10 предусмотрены пять мероприятий, которые в себя включают:

Мероприятие 1 Предоставление субсидии на приобретение жилого помещения в собственность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заявителю и членам его семьи - участникам Подпрограмм настоящей Программы, проживающим в настоящее время и зарегистрированным по месту жительства в приспособленных для проживания строениях, включенных в Реестр приспособленных для проживания строений по состоянию на дата соответствующей Подпрограммы настоящей Программы, при условии вселения в такое строение заявителя до дата, не имеющим жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации»;

Мероприятие 2 - «Предоставление субсидии на приобретение жилого помещения в собственность в субъектах Российской Федерации, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, заявителю и членам его семьи - участникам Подпрограмм настоящей Программы, проживающим в настоящее время и зарегистрированным по месту жительства в приспособленных для проживания строениях, включенным в Реестр приспособленных для проживания строений по состоянию на дата соответствующей Подпрограммы настоящей Программы, при условии вселения в такое строение заявителя до дата, не имеющим жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации»;

Мероприятие 3 - «Предоставление субсидии на приобретение жилого помещения в собственность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заявителю и членам его семьи - участникам Подпрограмм настоящей Программы, проживающим в настоящее время и зарегистрированным по месту жительства в приспособленных для проживания строениях, включенных в Реестр приспособленных для проживания строений по состоянию на дата соответствующей Подпрограммы настоящей Программы, при условии вселения в такое строение заявителя после дата не имеющим жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации»;

Мероприятие 4 - «Предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования муниципального образования город Нягань гражданам -участникам Подпрограмм, не желающим воспользоваться субсидией на приобретение жилого помещения в собственность в соответствии с условиями настоящей Программы, проживающим в настоящее время и зарегистрированным по месту жительства в приспособленных для проживания строениях, включенных в Реестр приспособленных для проживания строений по состоянию на дата соответствующей Подпрограммы настоящей Программы, не имеющим жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации»;

Мероприятие 5 - «Дополнительные меры социальнойподдержки несовершеннолетних детей, родившихся с дата изарегистрированных совместно с родителями (усыновителями) вприспособленных для проживания строениях» (далее - Мероприятие 5) являются несовершеннолетний ребенок (дети), родившиеся с дата, не имеющие жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации и зарегистрированные совместно с родителями (усыновителями) в приспособленных для проживания строениях, включенных в Реестр приспособленных для проживания строений по состоянию на дата муниципальной программы муниципального образования город Нягань, утвержденной постановлением Администрации города Нягани от дата. От имени несовершеннолетнего ребенка (детей) действуют их законныепредставители (законный представитель).

С целью реализации Мероприятия 5 постановлением Администрации города Нягани от дата было утверждено Положение о порядке реализации данного мероприятия (далее Положение).

В соответствии с п. 1.1. Положения Мероприятие 5 реализовывается во взаимосвязи с мероприятиями 1 и 3.

Из материалов дела следует, что законному представителю несовершеннолетнего – Закирову А.Ф. ответчиком было отказано в признании участником мероприятия №3, так как он имеет в собственности благоустроенное жилое помещение. Данный отказ Закировым А.Ф. не обжалован. Сведений о признании Закировой М.В. участницей какого либо из мероприятий в материалах дела не имеется.

Кроме того, в соответствии с пунктами 2.10.1., 2.10.2. Положения расчёт размера субсидии несовершеннолетнему может быть рассчитан только при условии, что остальные члены семьи участвуют (участвовали) в Программе по Мероприятию 1 или по Мероприятию 3.

Субсидия рассчитывается по формулам следующим образом:

согласно пункта 2.10.1. - РС= Н х РЖ х 80% - С;

согласно пункта 2.10.2. - РС= Н х РЖ х 70% - С,

где: PC - размер субсидии; Н - норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, РЖ - норма предоставления общей площади жилого помещения, с учетом несовершеннолетнего ребенка (детей), указанных в пункте 1.3 настоящего Положения, и остальных членов семьи участника Мероприятия 5, которые участвуют (участвовали) в Программе по Мероприятию 1 или по Мероприятию 3 соответственно; С - размер предоставляемой (предоставленной) субсидии на остальных членов семьи участника Мероприятия 5, которые участвуют (участвовали) в Программе по Мероприятию 1 (80%) или Мероприятию 3 (70%) соответственно.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что участие несовершеннолетнего в Мероприятии 5 возможно лишь при участии его законных представителей (законного представителя) в Мероприятиях 1 или 3 и субсидия по Мероприятию 5 рассчитывается исходя из размеров субсидий по Мероприятиям 1 и 3.

Предполагая возможность участия несовершеннолетнего в Мероприятии 5 в отрыве от законных представителей, истец неверно толкует смысл целевой программы, расходование средств по которой направлено на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в помещениях приспособленных для проживания. Предоставляя субсидию лишь на одного или более детей без учета и участия в таком мероприятии законных представителей, исполнитель целевой программы допустит невозможность улучшения жилищных условий несовершеннолетних, учитывая сложившиеся рыночные цены на жилье в ХМАО-Югре.

При этом, как следует из пояснений представителя ответчика и представленных ею документов, в дата Закирову А.Ф., как единственному зарегистрированному проживающему в вагоне было отказано в признании участником Мероприятия 1 Подпрограммы 10 Программы (решение от дата он получил дата лично). Основанием для отказа явилось наличие в собственности жилого помещения.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости (выписка ) у Закирова А.Ф. с дата имеется общая долевая собственность (1/3 доля в праве) на жилое помещение, расположенное по адресу: г<адрес>

Представитель истца не оспаривала того обстоятельства, что несовершеннолетний Закиров М.А. был зарегистрирован в вагоне дата, т.е. через два месяца после получения отказа в признании участником Мероприятия 1 его отца.

В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Принимая во внимание исследованные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания Закирова М.А. участником Мероприятия 5, так как фактически несовершеннолетний обеспечен благоустроенных жильем (жилищные права несовершеннолетних производны от жилищных прав их законных представителей ст. 20 ГК РФ), до включения вагона № 173 в реестр целевой программы в нем не проживал, его законные представители участниками целевой программы не являются.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования, заявленного Закировой М.В. действующей в интересах несовершеннолетнего Закирова М.А., отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Няганский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья П.В. Вараксин