РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Городец 02 декабря 2013 года
Городецкий городской суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи Ситниковой Н.К., с участием истца ФИО1, представителя третьего лица ФИО2, при секретаре Шастовой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области о возложении обязанности исчисления транспортного налога в отношении транспортного средства как легкового автомобиля,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области о возложении обязанности исчисления транспортного налога в отношении принадлежащего ему транспортного средства *, *** года выпуска, идентификационный номер *, номер двигателя *, номер кузова *, мощность двигателя 66/90 л.с. (кВт), *, как легкового автомобиля.
Определением суда от 31 октября 2013 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен МО МВД России «Городецкий».
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал и пояснил, что с *** года ему на праве собственности принадлежит автомобиль *, *** года выпуска, идентификационный номер ***, номер двигателя *, номер кузова *, мощность двигателя 66/90 л.с. (кВт), *. С указанного момента он несет расходы по оплате транспортного налога, который до *** года рассчитывался ответчиком как с легкового транспортного средства, а с *** года налоговая ставка была увеличена и стала начисляться как за автобус. С указанным истец полностью не согласен, т.к. в паспорте транспортного средства его категория указана «В», т.е. как легковой автомобиль, имеет восемь посадочных мест не считая водительского, массу 3150 кг. (не превышает 3500 кг.), что в соответствии с ПДД относится к категории легковых авто, и дает ему право применения ставки, установленные региональным законодательством для таких автомашин о транспортном налоге по категории «Автомобили легковые» исходя из мощности, указанной в ПТС. В досудебном порядке урегулировать данный спор с ответчиком невозможно, поэтому он вынужден обратиться в суд с иском.
Представитель ответчика в судебное заседание 02 декабря 2013 года не явился. О дате, времени и месте рассмотрения данного дела был извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует извещение на л.д.57. Причина его неявки суду не известна.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании *** представитель ответчика исковые требования ФИО1 не признал и пояснил, что на основании сведений УГИБДД ГУВД Нижегородской области, поступивших 03 августа 2013 года в отношении владельца автомобиля *, *** года выпуска, имеющего код типа транспортного средства № 41 соответствующего категории автобус, был произведен перерасчет транспортного налога за три предшествующих года. Для каждой категории установлены свои ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя. Материалами дела подтверждается, что заявитель является собственником автомобиля *, являющегося по своему назначению и конструктивным особенностям, автобусом, что отражено в паспорте транспортного средства. Оформление ПТС осуществляется на основании одобрения типа транспортного средства, является его производным, но также регулирует допуск водителя к управлению автомобилем, согласно международным и российским нормам, регулирующим правоотношения в области дорожного движения. Категория транспортного средства, указываемая в паспорте транспортного средства, означает возможность управления данным автомобилем лицом, имеющим соответствующее водительское удостоверение - для целей безопасности дорожного движения, при этом, представитель ответчика полагает, не характеризует данное транспортное средство с позиции назначения и конструктивных особенностей. При исчислении сумм транспортного налога инспекция руководствовалась сведениями, представленными регистрирующим органом - ГИБДД по Нижегородской области, согласно которым, транспортное средство заявителя является автобусом имеющим длину не более 5 м., восемь посадочных мест (не включая место водителя) и имеет массу 3150 кг. Аналогичные записи имеются в паспорте транспортного средства и свидетельстве о регистрации транспортного средства. Представитель ответчика считает, что при отнесении транспортного средства * к легковым автомобилям истец руководствовался правовой базой, не подлежащей в данном случае применению. В целях повышения безопасности дорожного движения и установления единообразия правил дорожного движения 08.11.1968 в Вене была заключена Конвенция о дорожном движении. Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года № 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции. Пунктом 5 прил. 6 Конвенции о дорожном движении, определена классификация транспортных средств для выдачи соответствующих удостоверений на управление такими транспортными средствами - категория "А", "В", "С", "D", "прицеп". Таким образом, категория транспортного средства, указанная в паспорте транспортного средства, определяется (согласно п. 20 Положения) органами МВД России на управление данными транспортными средствами. Данная позиция изложена в Письме Минфина России Федеральной налоговой службе России (далее - ФНС России) от 07 июня 2007 года № 04-3-04/000649. Кроме того, пунктом 1 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденных Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от июня 2005 года № 496/192/134 прямо установлено, что ПТС предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за платой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в РФ. Как указано в Правилах сертификации паспорт транспортного средства, в том числе подтверждает наличие «одобрения типа транспортного средства». Данная позиция изложена в письме Минфина России ФНС России от 18 февраля 2008 года № ШС-6-3/112. Категория ТС «В» указывается в ПТС для того, чтобы правом управления таким транспортным средством мог обладать водитель, имеющий удостоверение водителя категории "В". Иного значения указание на категорию транспортного средства ПТС, представитель ответчика полагает, не имеет. В соответствии с отраслевой нормальюю ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" в строке 2 ПТС "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип вид автомобиля. Таким образом, по мнению представителя ответчика, категория «В», указанная в ПТС, не квалифицирует транспортное средство как легковой автомобиль, и может присваиваться иным категориям транспортного средства. Принадлежащий ФИО1 автомобиль относится производителем и органом ГИБДД к автобусу длиной не более 5 метров и имеет тип транспортного средства № 41. На основании изложенного просит суд отказать в удовлетворении иска ФИО1
Представитель третьего лица МО МВД России «Городецкий» ФИО2 с исковыми требованиями ФИО1 полностью согласна, и пояснила в судебном заседании, что согласно данным ПТС автомобиль истца отнесен к категории «В», т.е. легкового. Налоговый кодекс РФ обязывает налоговый орган при исчислении транспортного налога учитывать информацию, поступившую из УГИБДД по Нижегородской области, а согласно информационного письма этого органа категория транспортного средства истца определена «В», соответственно транспортный налог следует исчислять как с легкового автомобиля.
Выслушав доводы истца, представителя ответчика, данные в судебном заседании 31 октября 2013 года, объяснении представителя третьего лица, и исследовав в совокупности письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно ч. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
В силу ст. 356 Налогового кодекса РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Статья 357 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 359 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
На основании ст. 361 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Согласно п. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09 апреля 2003 года № БГ-3-21/177 "Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации", при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться: Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 359) и Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08 ноября 1968 года).
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01 апреля 1998 года № 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов"), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства.
Согласно пунктам 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации № 192, Министерства экономического развития Российской Федерации № 134 от 23 июня 2005 года, в строке 2 паспорта "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств; в строке 3 "Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении.
В Конвенции о дорожном движении определено, что к категории транспортных средств "B" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. В приложении N 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.
КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, M1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), N1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, N2 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн, M2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.
Из изложенного следует, что категория "B", указанная в паспорте транспортного средства, может относиться как к легковым, так и грузовым транспортным средствам.
Согласно ст. 6 Закона Нижегородской области "О транспортном налоге", на территории Нижегородской области установлены ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств - в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В Конвенции о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене, под термином "автомобиль" понимается механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов.
Согласно ГОСТ Р52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 07 мая 2003 года № 139-ст) выделены, в частности, следующие категории автомобилей:
Категория М1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения (п. 3.1);
Категория N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т (п. 4.1).
Данные по сертификации автомобиля в соответствии с ГОСТом должны быть указаны заводом-изготовителем в технической документации на автомобили.
Приказом МНС РФ от 11 июня 2004 года № САЭ-3-09/363@ "О применении сведений, поступающих в налоговые органы по формам, утвержденным приказом МНС России от 10 ноября 2002 года № БГ-3-04/641 "Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств", в целях постановки на учет (снятия с учета) организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств" установлено, что сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемые органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств в соответствии с пунктом 4 статьи 85 и пунктом 4 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, направляются указанными органами в налоговые органы однократно по формам, утвержденным Приказом МНС России от 10 ноября 2002 года № БГ-3-04/641 "Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств", зарегистрированным в Минюсте России 18 декабря 2002 года № 4038, и являются основанием для постановки на учет организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств в соответствии с положениями статей 83, 84, 85 Налогового кодекса Российской Федерации и Приказа МНС России от 03 марта 2004 года № БГ-3-09/178@.
При этом, Минфин России в письме от 29 марта 2007 года № 03-05-06-04/17, а также в письме от 7 февраля 2008 года N 03-05-04-04/01 указал, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства относится к категории "В" - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории "Автомобили легковые" исходя из мощности, указанной в паспорте ТС.
В "Методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (№ 001МР/СЭ)" (утв. НИИАТ Минтранса РФ 12 октября 2004 года, РФЦСЭ при Минюсте РФ 20 октября 2004 года, ЭКЦ МВД РФ 18 октября 2004 года, НПСО "ОТЭК" 20 октября 2004 года) содержится определение термина автобус, согласно которому это - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя. Подразделяются на микроавтобусы, городские, пригородные, междугородние и туристические автобусы.
В п. 1.2.1 Приказа Минтранса РФ от 08 января 1997 года № 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами" разъяснено, что "Автобус" - автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8 (классификация автотранспортных средств принята правилами ЕЭК ООН, М-2 и М-3);
Из приведенных нормативных актов следует, что правомерность действий налогового органа по начислению транспортного налога обусловлена содержанием сведений, предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, о зарегистрированных транспортных средствах, а также о лицах, на которых указанные ТС зарегистрированы.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником автомашины *, *** года выпуска, идентификационный номер *, номер двигателя *, номер кузова *, мощность двигателя 66/90 л.с. (кВт), *, тип которого определен как автобус длиной до 5 метров, категории "В", масса без нагрузки составляет 1970 кг., разрешенная максимальная масса – 3150 кг., мощность двигателя 66/90 кВт (л.д. 5).
Транспортный налог за указанное ТС исчислен для ФИО1 Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области как для автобуса длиной не более 5 метров, с кодом типа транспортного средства № 41.
Строка "4" Категория ТС в ПТС для указанных автомобилей произведена в полном соответствии с классификацией Венской конвенции о дорожном движения - "В" - автомобили, разрешенный максимальный вес которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сидений водителя, не превышает восьми).
Также судом установлено, что указанное транспортное средство в техпаспорте классифицировано как автобус, при этом его длина не превышает 5 метров, разрешенная максимальная масса не превышает 3500 кг. и число пассажирских мест, помимо места водителя, не превышает восьми, т.е. его классификация по типу "В" соответствует наименованию этого типа по Венской Конвенции по типу "М1" - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя.
Таким образом суд полагает, что принадлежащий истцу автомобиль относится к категории "В" и соответствует его типу "М1" по Венской Конвенции, и что дает право применять ставки, установленные региональным законодательством для легковых автомобилей, поскольку как заводом-изготовителем, так и регистрирующим органом данный автомобиль был классифицирован именно по этой категории и не был отнесен ни к автомобилям, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов - категория "С", ни к автомобилям, предназначенным для перевозки пассажиров и имеющим более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя, в том числе автобусы, - категория "D".
В действующем законодательстве предусмотрено, что при расчете транспортного налога учитывается категория ТС, и не учитывается его тип.
С учетом изложенного, учитывая отнесение законодателем к категории "B" как легковых, так и грузовых автомобилей с определенными параметрами, суд полагает необходимым применить положения п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, исходя также из недоказанности факта принадлежности спорного автомобиля в налоговых целях к категории автобусов, и удовлетворить исковые требования ФИО1 в полном объеме.
Доводы представителя ответчика, изложенные как в отзыве так и в судебном заседании 31 октября 2013 года, подлежат отклонению в силу вышеизложенного, как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области о возложении обязанности исчисления транспортного налога в отношении транспортного средства как легкового автомобиля удовлетворить.
Обязать Межрайонную ИФНС России № 5 по Нижегородской области исчислять транспортный налог в отношении, принадлежащего ФИО1, транспортного средства *, *** года выпуска, идентификационный номер *, номер двигателя *, номер кузова *, мощность двигателя 66/90 л.с. (кВт), *, как легкового автомобиля.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Городецкого городского суда Н.К. Ситникова
Мотивированное решение изготовлено 09 декабря 2013 года
Судья Городецкого городского суда Н.К. Ситникова