ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1746 от 28.11.2011 Падунского районного суда г. Братска (Иркутская область)

                                                                                    Падунский районный суд г. Братска Иркутской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Падунский районный суд г. Братска Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 ноября 2011 Падунский районный суд города Братска Иркутской области

в составе

председательствующего судьи Кравчук И.Н.

при секретаре Афониной Ю.П.,

с участием:

представителя истца - старшего помощника прокурора Падунского района г. Братска Янковой Н.В., действующей на основании доверенности № 31 от 25.11.2011 г., сроком на один год, со всеми процессуальными правами,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1746/2011 по иску прокурора Падунского района г. Братска в интересах ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Падунский коммунальный комплекс - пять» о признании действий незаконными, взыскании материального ущерба,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Падунского района г. Братска обратился в суд к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «Падунский коммунальный комплекс - пять» (далее по тексту - ООО «ПКК-ПЯТЬ») с исковым заявлением в интересах ФИО1, в котором просит признать незаконными действия ООО «ПКК-ПЯТЬ», выразившиеся в неправильном начислении районного коэффициента к заработной плате ФИО1, взыскать с ООО «ПКК-ПЯТЬ» в пользу ФИО1 материальный ущерб в сумме , причиненный ему в результате занижения ответчиком размера районного коэффициента к заработной плате ФИО1

В обоснование иска указал, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических ООО «ПКК-ПЯТЬ» 10.06.2006 г. внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1063805013227.

Решением Арбитражного суда Иркутской области данное юридическое лицо признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него с 28.03.2011 года открыто конкурсное производство сроком до 19.12.2011 года, конкурсным управляющим утвержден ФИО2

01.04.2010г. ООО «ПКК-ПЯТЬ», как работодатель, заключило с ФИО1, как работником, трудовой договор № 9, по условиям которого он со 02.04.2010 г. был принят на работу, на должность дворника, сроком на два месяца, впоследствии переведен на должность рабочего по благоустройству. В соответствии с п. 4 трудового договора ФИО1. был установлен должностной оклад в размере  руб. в месяц, надбавка к должностному окладу в размере 11%, и предусмотрено начисление надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 50 %, и районного коэффициента в размере 1.3.

Приказом  от 20.06.2011 года ФИО1 уволен с 01.07.2011 года в связи с ликвидацией ООО «ПКК-ПЯТЬ» на основании п.1ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК Российской Федерации)

Предусмотренный заключенным с ФИО1 трудовым договором размер районного коэффициента к заработной плате 1,3 не соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 316 ТК Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время на федеральном уровне единый районный коэффициент не установлен.

Основываясь на постановление Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 года №76, глава администрации Иркутской области издал Постановление от 28 января 1993 года №9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области», согласно пункту 1 которого на территории г. Братска и Братского района с 01 января 1993 года установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,4.

По требованиям пункта 2 Постановления от 28 января 1993 года №9 затраты на выплату установленного районного коэффициента предприятия осуществляют за счет собственных средств.

Исходя из изложенных требований законодательства, при трудоустройстве в ООО «ПКК-ПЯТЬ» ФИО1 должен был быть установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,4.

Таким образом, в результате допущенных работодателем нарушений требований Закона ФИО1 ежемесячно недоначисляется районный коэффициент к заработной плате в размере 1,1 в месяц.

По требованиям ст. 392 ТК Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Пунктом 4 заключенного с ФИО1 трудового договора сроки выплаты заработной платы работнику установлены 12 и 26 числа ежемесячно.

Исходя из установленных Законом сроков обращения за разрешением индивидуального трудового спора и предусмотренных трудовым договором сроков выплаты заработной платы, размер районного коэффициента к заработной плате ФИО1 подлежит перерасчету за последние три календарных месяца, то есть за июль, июнь и май 2011 года.

В указанный период времени ответчик производил начисление районного коэффициента к заработной плате ФИО1 в размере 1,3, что свидетельствует о недоплате ответчиком районного коэффициента к заработной плате ФИО1 в размере 1,1 ежемесячно.

По данным бухгалтерского учета предприятия за май - июль 2011 года недоплата районного коэффициента в размере 1,1 к должностному окладу ФИО1 составила  коп., которая образует размер причиненного ему материального ущерба в результате неправильного начисления ответчиком размера районного коэффициента к его заработной плате.

Недоначисление ответчиком районного коэффициента к заработной плате ФИО1 свидетельствует о нарушении работодателем обязанностей, предусмотренных ст. 22 ТК Российской Федерации в части выплаты ФИО1. причитающейся ему заработной платы в полном размере.

В судебном заседании старший помощник прокурора Падунского района г. Братска Янкова Н.В. исковые требования поддержала, суду пояснила, что ФИО1 состоял с ответчиком в трудовых отношениях с 01 апреля 2011 года по 01 июля 2011 года, трудовым договором ему установлен, в том числе, районный коэффициент в размере 30%. При этом действующим законодательством предусмотрено, что районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в Иркутской области составляет 1,4. Таким образом, работодатель ежемесячно недоначислял ФИО1 районный коэффициент к заработной плате в размере 1,1 в месяц. Учитывая, что по данной категории дел установлен трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, районный коэффициент к заработной плате истца подлежит перерасчету за три месяца, предшествующих обращению в суд, - май, июнь, июль 2011 года, из справки о начисленной заработной плате ФИО1 за указанные месяцы следует, что размер недоплаченной заработной платы составляет сумму  коп., который образует размер причиненного ему материального ущерба в результате неправильного начисления ответчиком размера районного коэффициента к его заработной плате. На основании изложенного, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Истец ФИО1  в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Представитель ответчика - конкурсный управляющий ООО «ПКК-ПЯТЬ» ФИО2, действующий на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 04.04.2011г., в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, согласно заявления просит рассматривать дело в его отсутствие, пояснил, что исковые требования о признании незаконными действия ООО «ПКК-ПЯТЬ», выразившиеся в неправильном начислении районного коэффициента 1,3 и взыскании с ООО «ПКК-ПЯТЬ» материального ущерба в пользу ФИО1  в сумме  коп., признает в полном объеме.

Выслушав пояснения старшего помощника прокурора Падунского района г. Братска Янковой Н.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу ч.1 ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК Российской Федерации), исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу ст. 21 ТК Российской Федерации работник имеет право на:

своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

В соответствии со ст. 22 ТК Российской Федерации работодатель обязан:

соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;

Согласно ст. 129 ТК Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с ч. 1 ст. 316 ТК Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из ст. 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4520-1 (в ред. от 29.12.2004 года) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» следует, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, …, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 423 ТК Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

В соответствии с Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964г. N380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в г. Братске Иркутской области к заработной плате работников применяется коэффициент 1,30.

Согласно п. 13 Постановления Совета Министров РСФСР «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» от 4 февраля 1991г. N76 предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

Как следует из Постановления главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 года №9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» на основании пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», с учетом действующих в настоящее время районных коэффициентов на предприятиях области постановлено с 1 января 1993г. установить, выравнив, единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере: 1,4 - на территории г. Братска, Братского района. Согласно п. 2 затраты на выплату установленных районных коэффициентов осуществлять: предприятиями - за счет собственных средств, бюджетными организациями - за счет соответствующих бюджетов.

Согласно копии выписки Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области по состоянию на 01.10.2011 г. ООО «ПКК-ПЯТЬ» является предприятием-банкротом на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 04.04.2011г.

Согласно копии решения Арбитражного суда Иркутской области по делу А-19-12414/10-68 от 04.04.2011г. ООО «ПКК-ПЯТЬ» признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утвержден арбитражный управляющий ФИО2.

В соответствии с копией трудового договора  от 01 апреля 2010 года, заключенного между ООО «ПКК-ПЯТЬ» (работодателем) и ФИО1  (работником), работник принимается на работу по должности дворник со 02.04.2010 года сроком на два месяца. Согласно п. 4.2. ему установлен должностной оклад в размере  руб., процентная надбавка за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 50%, районный коэффициент - 30%, надбавка 11% к должностному окладу (месячной тарифной ставке).

Согласно копии приказа №-К от 31.05.2010 года ФИО1 переведен с 01.06.2010 года рабочим по благоустройству (выгребные ямы).

Из копии дополнительного соглашения № от 31.05.2010 года к трудовому договору, заключенному с ФИО1 ., № от 01.04.2010 года следует, что с 01 июня 2010 года он переведен на должность рабочего по благоустройству (выгребные ямы) с должностным окладом  руб. в месяц и надбавкой к должностному окладу 11%.

Согласно копии справки № 3 о начисленной заработной плате ФИО1  начислена заработная плата за май 2011 г. в размере  руб., из них оклад по договору (за отработанное время) составил  руб., надбавка по договору (за отработанное время) составила  руб., районный коэффициент 30% -  руб., северная надбавка  руб. За июнь 2011 года ФИО1  начислена заработная плата в размере  руб., из них оклад по договору (за отработанное время) составил  руб., надбавка по договору (за отработанное время) составила  руб., районный коэффициент 30% -  руб., северная надбавка  руб. За июль 2011 г. -  руб., из них оклад по договору (за отработанное время) составил  руб., надбавка по договору (за отработанное время) составила  руб., районный коэффициент 30% -  руб., северная надбавка  руб. Итого начисленная заработная плата за май-июль 2011 г. при расчете районного коэффициента 30% составила  руб., при расчете заработной платы за май-июль 2011г. с районным коэффициентом 40% её размер составил  руб., разница в начислении районного коэффициента составляет  руб.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит установленным, что истец ФИО1 с 01 апреля 2010 года по 01 июля 2011 г. состоял в трудовых отношениях с ответчиком ООО «ПКК-ПЯТЬ» в должности дворника, затем работника выгребных ям. Месячный оклад ФИО1  составлял  рублей, ему выплачивалась надбавка к окладу в размере 11%, что составляет  коп., районный коэффициент в размере 1,3, что составляет  коп. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются материалами дела.

Ответчик зарегистрирован в г. Братске, и свои должностные обязанности, как работник ООО «ПКК-ПЯТЬ», ФИО1 выполнял в г. Братске, который относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, что сторонами также не оспаривается.

Прокурор считает, что право истца на получение заработной платы в полном объеме нарушено в связи с недоплатой ему ответчиком ежемесячно районного коэффициента в размере 1,1, так как в г. Братске Иркутской области на основании Постановления главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 года №9 установлен единый районный коэффициент 1,4, а истцу выплачивался 1,3.

Представитель ответчика против указанных доводов не возражал, считает требования истца правомерными, не возражал против их удовлетворения в полном объеме.

Суд считает возможным принять от ответчика признание иска, так как оно не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действиями ответчика ООО «ПКК-ПЯТЬ» нарушено гарантированное Конституцией Российской Федерации, Трудовым Кодексом Российской Федерации право истца на вознаграждение за труд. В связи с чем требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Выслушав пояснения старшего помощника прокурора, изучив заявление представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 173 ГПК Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно части 1 статьи 316 ТК Российской Федерации размер районного коэффициента устанавливается Правительством Российской Федерации. Однако, на сегодняшний день такой нормативный акт не принят. Поэтому в соответствии со статьей 423 ТК Российской Федерации на территории Российской Федерации могут применять нормативные акты бывшего СССР, не противоречащие действующему ТК Российской Федерации.

Так, в соответствии с Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964г. N380/П-18 в г. Братске Иркутской области к заработной плате работников применяется коэффициент 1,3.

Вместе с тем, позднее было принято постановление Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 года №76, пунктом 13 которого облисполкомам предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

На основании указанного пункта 28 января 1993 года Постановлением главы администрации Иркутской области установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,4 на территории г. Братска, Братского района с 01 января 1993 года. Оба постановления на сегодняшний день являются действующими.

Суд считает, что глава администрации Иркутской области, принимая данное постановление во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1991 года N76, действовал в пределах полномочий, предоставленных законом, и правомерно установил единый районный коэффициент на территории г. Братска, Братского района в размере 1,4.

Кроме того, согласно данным постановлениям затраты на выплату установленных районных коэффициентов осуществляются предприятиями за счет собственных средств.

Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2008 года №66-Г08-1 судом проверялись пункты 1 и 2 Постановления главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 года №9, из которых следует, что с 01 января 1993 года на территории г. Братска и Братского района установлен единый районный коэффициент в размере 1,4 и предусмотрено, что затраты на выплату установленных коэффициентов осуществляются предприятиями за счет собственных средств, бюджетными организациями за счет соответствующих бюджетов. Проверив материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что данные пункты не противоречат действующему законодательству. Указанным Определением Верховного Суда Российской Федерации в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений постановления главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 года №9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» было отказано. Следовательно, Постановление главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 года №9 является законным и обоснованным.

Таким образом, суд считает, что доводы истца нашли своё подтверждение по указанным выше обстоятельствам.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что, установив ФИО1  районный коэффициент в размере 1,3 вместо 1,4, ответчик ООО «ПКК-ПЯТЬ» допустил нарушение гарантированного Конституцией Российской Федерации, Трудовым Кодексом Российской Федерации право истца на справедливое и в полном объеме вознаграждение за труд. В связи с чем, требования прокурора в интересах ФИО1 о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в неправильном начислении районного коэффициента к заработной плате истца в размере 1,3 подлежат удовлетворению.

Также прокурор просит взыскать с ООО «ПКК-ПЯТЬ» в пользу ФИО1  материальный ущерб в сумме  копеек, причиненный ему в результате занижения ответчиком размера районного коэффициента к заработной плате. Требования заявлены за три месяца - май, июнь, июль 2011 года.

Из представленной справки о начисленной заработной плате ФИО1  следует, что за май, июнь и июль 2011 г. истцу была начислена заработная плата  коп. с учетом районного коэффициента 30 %. При расчете заработной платы за указанные три месяца, с учетом районного коэффициента 40%, она составляет  коп. Разница в начислении районного коэффициента составила  коп., данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Так как судом было установлено, что начисление районного коэффициента в размере 1,3 незаконно, следовательно, суду необходимо рассчитать недоплаченный истцу районный коэффициент, который составит 1,1 в месяц.

Таким образом, за май 2011 года истцу недоплачен районный коэффициент в сумме:  коп.

За июнь 2011 года:  коп.

За июль 2011 года:  коп.

Всего за май - июль 2011 года истцу недоплачен районный коэффициент в сумме:  коп., данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу ФИО1 , как сумма недоплаченного районного коэффициента в размере 1,1 ежемесячно за период с мая по июль 2011 года.

Оценивая все доказательства в совокупности, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В силу ст. 393 ТК Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

В силу ч.1 ст. 103 ГПК Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию в пользу государства госпошлина в размере  рублей, исчисленная в соответствии с требованиями ст. 333.19 НК Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Падунский коммунальный комплекс - пять», выразившиеся в неправильном начислении районного коэффициента к заработной плате ФИО1.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Падунский коммунальный комплекс - пять» в пользу ФИО1  материальный ущерб в сумме  копеек.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Падунский коммунальный комплекс - пять» госпошлину в госдоход в размере  рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: И.Н. Кравчук