ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1746/20 от 25.06.2020 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело № 2-1746/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июня 2020 года г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи – Устьянцевой-Мишневой О.О.,

при секретаре судебного заседания – Тимощенко В.В.,

с участием представителя Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратуры Хабаровского края Веселова Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности ликвидировать свалку твердых отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в суд о возложении обязанности на администрацию городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края» принять меры к организации ликвидации несанкционированной свалки (сбору и вывозу) мусора и отходов, размещенных на земельном участке в гор. Комсомольске-на-Амуре рядом с проспектом Победы в районе зданий бывшего Мясокомбината на земельном участке с географическими координатами (иные данные) в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратуры Хабаровского края – Веселов Е.Ф. заявление, предъявленное в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации поддержал, просил удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям, не возражал против предоставления срока для исполнения решения – один год.

Представитель администрации г.Комсомольска-на-Амуре в зал судебного разбирательства не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем представлено заявление. Пунктом 1.2 Санитарных правил СанПиН 42-168-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено, что, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно- бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения: жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

В соответствии с п. 4 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641»: обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или е привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 5.2. «Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края», утвержденных Постановлением Правительства Хабаровского края от 27 июля 2017 года № 291-пр «Об утверждении Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края» государственный надзор в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу и управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края при осуществлении ими федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора соответственно согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. Х« 294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Таким образом, Федеральными законами №№ 131-ФЗ и 89-ФЗ установлен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 89-ФЗ утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.

Согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ № 89-ФЗ «Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований» Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании изложенного, обязанность по принятию мер к организации ликвидировать несанкционированную свалку размещенных на земельном участке г. Комсомольска-на-Амуре с графическими координатами (иные данные).

В связи с тем, что договор с региональным оператором на сегодняшний день не заключен, отраслевым органом Администрации города Комсомольска-на-Амуре Управлением дорог и дорожной деятельности и внешнего благоустройства (далее Управление) (дата) заключен муниципальный контракт с обществом с ограниченной ответственностью СК ХАПСОЛЬ. На 2020 год запланирована организация ликвидации несанкционированных свалок в рамках муниципального контроля, а также по решениям суда вступивших в законную силу. Согласно п. 3.1 вышеуказанного контракта, цена контракта определяется на основании сметного расчета и составляет 690014,56 рублей. В среднем на организацию ликвидации небольшой свалки требуется 200000 - 300000 рублей. Размер свалки зависит как от веса мусора вместе с грунтом, так и кубических метров. В случае, если свалка значительных размеров, на ликвидацию такой свалки может потребоваться от 500 до 1 млн. рублей.

На текущий момент имеется семь решений Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края вступивших в законную силу, где на Администрацию города Комсомольска-на-Амуре возложены обязательства по организации ликвидации свалки: от (дата) по делу (№), от (дата) по делу (№), от (дата) по делу (№), от (дата) по делу (№), от (дата) по делу (№), от (дата) по делу (№).

При формировании местного бюджета на 2020-2022 годы расходная часть на 2020 год сокращена более чем на 300,0 млн. рублей в связи со снижением прогнозируемого объема налоговых и неналоговых доходов и отсутствием плановых показателей от продажи акций, находящихся в муниципальной собственности. В связи с чем, не в полном объеме предусмотрены расходы по вопросам местного значения.

Объем кредиторской задолженности местного бюджета на (дата) составляет (предварительные данные) 62 млн. рублей, погашение которой осуществляется за счет лимитов бюджетных обязательств 2020 года.

Объем муниципального долга на (дата) составляет 1 млрд. 363 млн. рублей, который с учетом привлечения заемных средств от кредитных организаций в (дата) в сумме 268,8 млн. рублей составит на (дата) 1 млрд. 632 млн. рублей или свыше 70,64% от прогнозируемого объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц, что свидетельствует о среднем уровне долговой устойчивости муниципального образования городского округа города Комсомольска-на-Амуре (ст. 107.1. БК РФ). Справочно: низкий уровень долговой устойчивости - 85%.

Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию муниципального дожа, возникшего по состоянию на (дата), без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за (дата), к общему объему налоговых и неналоговых доходов местного бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составляет 20,23%, что выше целевого показателя, соответствующего низкому уровню долговой устойчивости на 2,23% (ст. 107.1 БК РФ).

В сложившейся ситуации наложение обязанности по организации ликвидации свалки будет являться дополнительной нагрузкой на местный бюджет.

Представитель ответчика просил обратить внимание на тот факт, что с каждым годом количество несанкционированных свалок не уменьшается, в некоторых местах скапливается неоднократное количество раз. В случае вышеуказанной свалки, ответчиком организовывалась ликвидация в (дата). Соответствующие документы запрошены в Управлении дорожной деятельности и внешнего благоустройства запрошены, но до настоящего времени не поступили. На основании изложенного представитель ответчика считает, что требования межрайонного природоохранного прокурора об организации ликвидации несанкционированной свалки в срок 6 месяц не исполнимо, в связи с чем просил увеличить срок до 12 месяцев.

Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие ответчика в соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения представителя Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратуры Хабаровского края, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Предъявление иска в защиту неопределенного круга лиц возможно в случае, если таких лиц невозможно индивидуализировать, то есть, четко определить.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в границах муниципального образования - городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края» на территории, на которой земельные участки не сформированы и государственная собственность на которую не разграничена, необорудованной в качестве объекта размещения отходов или площадки для временного хранения отходов, расположены несанкционированные свалки отходов. Так, указанная свалка выявлена на территории кадастрового района (иные данные)). Свалка расположена рядом с (иные данные) представлена отходами из жилищ несортированными и имеет примерный размер 30 на 100 метров. На момент проверки мероприятия по ликвидации названных свалок не проводились. Собственники отходов не установлены.

Согласно 4.1 ст.3 Устава муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре, принятого решением Комсомольской-на-Амуре городской Думой №67 от 03.12.1996 г. (далее - Устав), город Комсомольск-на-Амуре - муниципальное образование со статусом городского округа.

В соответствии с пунктами 11 и 24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131), пунктами 11 и 24 ч. 1 ст. 6 Устава к вопросам местного значения муниципального округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Аналогичные обязанности в части организации мероприятий по охране окружающей среды содержатся в ч.2 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ № 7).

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (ст. 12 ЗК РФ).

Частью 1 ст. 13 ЗК РФ установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.5 и ч.6 ст.13 ЗК РФ).

Из смысла п.п. «в» п.4 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» следует, что в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Согласно п.2 ст.3.3. Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, отходы из жилищ несортированные относятся к 4 классу опасности для окружающей среды.

Согласно пунктов 1 и 2 ст. 51 ФЗ № 7 отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды; сброс отходов производства и потребления, в том числе на почву, запрещен.

В соответствии со п. 1 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ №89) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно 4.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон №52) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктами 1.13., 2.1.1. Санитарных правил содержания территорий населенных мест «СанПиН 42-128-4690-88» установлено, что вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды запрещается; объектами очистки являются уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Из комплексного анализа перечисленных норм, следует, что в случае отсутствия информации о лицах, чья деятельность привела к образованию свалок отходов, в обязанность органа местного самоуправления городского округа гор. Комсомольска-на-Амуре входит обеспечение рекультивации земельного участка, в рассматриваемом случае, организации ликвидации указанных свалок, что и является рекультивацией (приведение земельного участка в первоначальное состояние).

Непринятие Администрацией указанных мер приводит к возникновению стихийных несанкционированных свалок, т.е. загрязнению отходами, опасными для окружающей среды и здоровья человека, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.

Невыполнение Администрацией требований ч.1 ст.11, ст.13 ЗК РФ, пунктов 11 и 24 ч.1 ст. 16 Закона №131, п. 2 ст. 7 ФЗ №7, ч.1 ст.22 Закона № 52, пунктов 11 и 24 ч.1 ст.6 Устава, пунктов СанПиН 42-128-4690-88, ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, находящихся на территории г.Комсомольска-на-Амуре, в частности нарушается право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, а также право населения на санитарно-эпидемиологическое благополучие, то есть такое состояние среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. При этом меры по выявлению и пресечению нарушений в данной сфере в форме муниципального контроля Администрацией не принимаются.

То есть, данное обращение прокурора в суд обусловлено защитой прав неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье, и благоприятную окружающую среду, интересов РФ в части законности и использования по назначению земельных участков, собственность на которые не разграничена.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного избран способ защиты нарушаемых прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, путем понуждения ответчика к выполнению определенных обязательств на основании ст. 12 ГК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации или прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

При этом неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела.

С учетом вышеизложенного, суд находит заявление Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности ликвидировать свалку твердых отходов - удовлетворить.

Возложить на администрацию городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края» принять меры к организации ликвидации несанкционированной свалки (сбору и вывозу) мусора и отходов, размещенных на земельном участке в г. Комсомольске-на-Амуре рядом (иные данные) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.О.Устьянцева-Мишнева