ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1746/2010 от 22.07.2010 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 22.07.2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июня 2010 года

Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Майоровой И.В.

при секретаре Крашенинниковой Д.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий сотрудников ГИБДД УВД по МО «Город Екатеринбург»,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель ФИО4 обратилась в суд с вышеназванным заявлением в обоснование которого указала следующее. ДД.ММ.ГГГГ в 20.00 час. заявитель, управляя технически исправным, принадлежащем ей на праве собственности автомобилем «Тойота-королла» 2006 г.в., гос.номер М , двигалась по <адрес> в сторону <адрес> со стороны <адрес> по правому ряду (движение двустороннее), со скоростью 30 км/ч. Состояние дорожного покрытия в начале дороги - асфальт, после - начинаются ледяные колеи, накатанные таким образом, что правое колесо автомобиля неизбежно попадает в правую колею, а левое колесо - в левую. Колёса автомобиля были со специальными «зимними» шипованными шинами. Виду уклона дороги по направлению движения заявителя и низкого коэффициента сцепления, скорость заявителю приходилось время от времени сдерживать тормозом.

Заявитель указывает, что за ней с такой же низкой скоростью ехали иные автомобили. Несмотря на принятые заявителем меры предосторожности - снижение скорости, не доезжая до <адрес>, заднюю часть автомобиля резко выбросило вправо, ударившись о сугроб, автомобиль стало разворачивать против часовой стрелки и одновременно смещать на сторону встречного движения до столкновения с сугробом на левой стороне дороги.

Заявитель считает, что она выполнила все требования п.10.1 ПДД в условиях дорожного движения ДД.ММ.ГГГГ. При возникновении опасности для движения (автомобиль стало заносить), с учётом того, что за заявителем двигались иные транспортные средства, она снижала скорость движения, однако ДТП произошло, и причиной явилось несоответствие дорожного покрытия п.3.1.4.ГОСТа Р «Автомобильные дороги и улицы. Требования безопасности к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» : Коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешённой ПДД скоростью ( т.е 60 км/ч.) и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 - шиной, имеющей рисунок протектора.»

Имущество заявителя автомобиль «Тойота королла» получило повреждения переднего бампера.

Приехавшие на место ДТП сотрудники ДПС 4 роты полка ДПС УВД по МО «г.Екатеринбург» составили схему места ДТП, произвели замеры. Однако, узнав, что автомобиль застрахован, не произвели действий по фиксированию колейности дороги, не произвели замеры колеи и не составили акт о несоответствии дорожного покрытия ГОСТу, таким образом нарушили п.10.2.8.4. Приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ», в соответствии с которым при обнаружении недостатков в состоянии дорог и инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, инспектор ДПС докладывает о них дежурному подразделения ГИБДД, составляет акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (приложение 8) и действует но указанию дежурного.

Вследствие невыполнения указанной выше обязанности сотрудники ГИБДД необъективно рассмотрели материал о ДТП и в справке о ДТП, составленной ДД.ММ.ГГГГ ИДПС 4 взвода 4 poты полка ДПС УВД по МО <адрес> лейтенант милиции ФИО2 необоснованно установил вину заявителя в случившемся ДТП - не обеспечение постоянного контроля за движением по п.10.1 ПДД зафиксировав это в справке в нарушение приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Заявитель не согласна, с тем, что существо нарушения в справке установлено не соблюдение мною ПДД, тогда как ей ПДД соблюдались в полном объёме, а дорожная служба, не выполнила в полном объеме требования ГОСТ, не привела дорожное покрытие в соответствующее госту состояние, что и послужило причиной ДТП. На месте ДТП заявитель находилась 2 часа, о ДТП сообщила в городское ГИБДД. Через 40 минут после этого, по данному участку дороги прошли три грейдера в одну и другую сторону, пытаясь счистить ледяные колеи. Однако, в связи с тем, что колеи были заледенелые, механическим путём их счищать невозможно, поверхностный слой был снят, примерно 3-4 см, но колейность осталась, что позволило заявителю зафиксировать все события на фотоаппарат, на камеру и произвести самостоятельное исследование дорожной поверхности получив заключение от специалиста ФИО3 (ООО Агенство «Эксперт-информ». Сотрудники полка ДПС ГИБДД УВД по МО <адрес> ( 4 взвод,4 рота) нарушили ст. 2 ФЗ «О милиции», в соответствии с которой они обязаны осуществлять оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.

В связи с установлением вины заявителя, при последующем страховании автомобиля страховая компания должна будет увеличить коэффициент риска наступления ущерба, в связи с чем заявитель понесет убытки в размере разницы между суммой страховой премии без учёта факта вины в ДТП и той суммой. Которая будет рассчитана с учетом факта вины в ДТП.

Указав изложенные выше фактические обстоятельства в своем заявлении, заявитель просит признать действия сотрудников ИДПС 4 взвода 4 роты полка ДПС УВД по МО <адрес> в части не составления акта о состоянии дорожного покрытия ДД.ММ.ГГГГ на месте ДТП по <адрес>, а так же необъективное установление факта нарушения п.10.1 ПДД РФ водителем ФИО1 указанное в справке о ДТП незаконными. Обязать ИДПС 4 взвода 4 роты полка ДПС УВД по МО <адрес> восстановить право заявителя на объективное рассмотрение материала о ДТП: исполнить обязанность по составлению акта о несоответствии дорожного покрытия ДД.ММ.ГГГГ на месте ДТП по <адрес>, зафиксировать данный факт в материале о ДТП, выдать мне справку о ДТП исключающую вину заявителя в нарушении ПДД РФ.

В судебном заседании заявитель требования поддержала по предмету и основаниям, просила удовлетворить их в полном объеме.

ГИБДД УВД по МО «Город Екатеринбурга» в суд своего представителя не направили, извещены надлежащим образом. О причине неявки суду не сообщили.

В соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав заявителя, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

На основании ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно пп. 207, 210, 214 - 217 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 185 основанием для выезда сотрудника, осуществляющего контроль за дорожным движением или распорядительно-регулировочные действия, на место дорожно-транспортного происшествия является указание дежурного

По прибытии на место дорожно-транспортного происшествия сотрудник:

обеспечивает обозначение и ограждение места дорожно-транспортного происшествия с целью предотвращения наезда на его участников, транспортные средства, участвовавшие в дорожно-транспортном происшествии, и участников ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия посредством размещения на проезжей части или обочине дороги патрульного автомобиля с включенными специальными световыми сигналами, конусов, ограждающих лент, переносных дорожных знаков;

устанавливает водителей, транспортные средства которых участвовали в дорожно-транспортном происшествии, и других причастных к нему лиц, осуществляет проверку документов у участников дорожно-транспортного происшествия, обеспечивает присутствие указанных лиц на месте происшествия;

выявляет свидетелей дорожно-транспортного происшествия и записывает их данные;

принимает меры к сохранности вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, имеющих отношение к дорожно-транспортному происшествию;

выясняет, если водитель на транспортном средстве скрылся с места дорожно-транспортного происшествия, вероятное направление его движения, марку, тип, государственный регистрационный знак, цвет, а также особые приметы транспортного средства и водителя, полученные при осмотре места дорожно-транспортного происшествия и опросе свидетелей; данные о скрывшемся транспортном средстве и водителе сотрудник немедленно докладывает дежурному, в дальнейшем действует в соответствии с его указаниями;

путем изучения места дорожно-транспортного происшествия, а также опроса его участников и свидетелей устанавливает причины и условия, способствовавшие его совершению, в том числе фиксирует наличие сопутствующих дорожных условий;

при необходимости организует движение транспорта в объезд места дорожно-транспортного происшествия и проведения аварийно-спасательных работ, а при невозможности сделать это - фиксирует в присутствии двух понятых и участников дорожно-транспортного происшествия расположение транспортных средств, следов дорожно-транспортного происшествия и других предметов, имеющих отношение к нему, после чего принимает меры к удалению поврежденных транспортных средств с проезжей части и возобновлению движения;

в случае установления при оформлении дорожно-транспортного происшествия недостатков в эксплуатационном состоянии улично-дорожной сети, непосредственно угрожающих безопасности участников дорожного движения, принимает меры к обозначению и ограждению опасных мест, передает информацию в дежурную часть и действует по указанию дежурного.

После проведения первоначальных действий на месте дорожно-транспортного происшествия, предусмотренных пунктами 210, 211 и 213 настоящего Административного регламента, в случае оформления материалов сотрудником, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 264 и 268 Уголовного кодекса Российской Федерации, и наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 или частью 2 статьи 12.30 Кодекса, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения (пункт 220 настоящего Административного регламента), к которому прилагается схема места совершения административного правонарушения. В схеме отражается место дорожно-транспортного происшествия (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности); ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие, а также технические средства регулирования дорожного движения; ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии); положение транспортных средств после дорожно-транспортного происшествия, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к дорожно-транспортному происшествию, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги; направление движения участников дорожно-транспортного происшествия до момента его наступления. В случае несогласия участников дорожно-транспортного происшествия со схемой, отказа от ее подписания либо отсутствия при ее составлении содержание схемы места совершения административного правонарушения удостоверяется понятыми. Дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и принятия объективного решения по делу, излагаются в рапорте. Выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (пункты 202 - 204 настоящего Административного регламента). От участников и свидетелей дорожно-транспортного происшествия получаются объяснения. Вещественные доказательства фиксируются и приобщаются к делу об административном правонарушении. Участникам дорожно-транспортного происшествия выдаются справки о дорожно-транспортном происшествии по форме, утвержденной Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 748 "О форме справки о дорожно-транспортном происшествии".

После проведения первоначальных действий на месте дорожно-транспортного происшествия, в случае оформления материалов сотрудником, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 264 и 268 Уголовного Кодекса Российской Федерации и административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.24 и частью 2 статьи 12.30 Кодекса, составляется схема места совершения административного правонарушения. Дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и принятия объективного решения по делу, излагаются в рапорте. От участников и свидетелей дорожно-транспортного происшествия получаются объяснения. Вещественные доказательства фиксируются и приобщаются к делу об административном правонарушении. Участникам дорожно-транспортного происшествия выдаются справки о дорожно-транспортном происшествии по форме, утвержденной Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 748 "О форме справки о дорожно-транспортном происшествии". Копия справки о дорожно-транспортном происшествии с отметкой о вручении справки участникам дорожно-транспортного происшествия приобщается к делу об административном правонарушении.

Оформление отдельных материалов по факту дорожно-транспортного происшествия (написание рапорта, получение объяснений, другие действия) и выдача справок участникам дорожно-транспортного происшествия осуществляется сотрудником на месте дорожно-транспортного происшествия. В случае возникновения обстоятельств, препятствующих совершению указанных действий на месте дорожно-транспортного происшествия (необходимость выезда сотрудника на место совершения преступления, другого дорожно-транспортного происшествия, осложнение оперативной обстановки, необходимость перемещения поврежденных транспортных средств в безопасное место, другие обстоятельства) данные действия по указанию (разрешению) дежурного или руководителя подразделения могут быть осуществлены впоследствии в ином месте, в том числе в расположении подразделения, на стационарном посту ДПС в течение суток с момента совершения дорожно-транспортного происшествия.

При оформлении материалов по факту дорожно-транспортного происшествия, указанного в пункте 215 настоящего Административного регламента, если административная ответственность за нарушение правил дорожного движения не установлена, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (пункты 205 - 206 настоящего Административного регламента).

Судом установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ в 20.00 заявитель, управляя технически исправным, принадлежащем ей на праве собственности транспортным средством марки « Тойота-королла» 2006 г.в., государственный регистрационный знак , двигалась по <адрес> в сторону <адрес> со стороны <адрес> по правому ряду, со скоростью 30 км/ч.

Как указывает заявитель, состояние дорожного покрытия в начале дороги - асфальт, после - начинаются ледяные колеи, накатанные таким образом, что правое колесо автомобиля неизбежно попадает в правую колею, а левое колесо - в левую.

Заявитель также пояснила, что колёса на ее автомобиле были со специальными «зимними» шипованными шинами. Виду уклона дороги по направлению движения заявителя и низкого коэффициента сцепления, заявитель снизила скорость движения.

Однако, как указала заявитель, несмотря на принятые заявителем меры предосторожности - снижение скорости, не доезжая до <адрес>, заднюю часть автомобиля резко выбросило вправо, ударившись о сугроб, автомобиль стало разворачивать против часовой стрелки и одновременно смещать на сторону встречного движения до столкновения с сугробом на левой стороне дороги.

Как усматривается из материала, составленного по данному дорожно-транспортному происшествию, в дежурную часть УМ по МО «Г.Екатеринбург» ДД.ММ.ГГГГ в 20 час. 35 мин. поступило сообщение от оператора «02» о произошедшем ДТП.

Сотрудники ГИБДД УВД по МО «Город Екатеринбург» выехали на место дорожно-транспортного происшествия, ими была составлена схема места происшествия, которая была подписана заявителем.

Как усматривается из данного материала, сотрудниками ГИБДД составлен не был.

В соответствии с п.10.2.8.4 наставления по службе Дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 410 при обнаружении недостатков в состоянии дорог и инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, инспектор ДПС докладывает о них дежурному подразделения ГИБДД, составляет акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (приложение 8) и действует по указанию дежурного.

Заявитель указывает, что именно состояние дорожного покрытия на данном участке дороги привело к дорожно-транспортному происшествию. Однако, сотрудники ГИБДД несмотря на ее замечания, не составили акт выявленных недостатков в содержании дорог.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает возможным согласится с требованиями заявления ФИО4 и признает действия сотрудников ИДПС 4 взвода 4 роты полка ДПС УВД по МО <адрес> в части не составления акта о состоянии дорожного покрытия ДД.ММ.ГГГГ на месте ДТП по <адрес> незаконными.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ для восстановления нарушенного права заявителя, суд считает возможным возложить обязанность на сотрудников ГИБДД по составлению акта о несоответствии дорожного покрытия ДД.ММ.ГГГГ на месте ДТП по <адрес>, зафиксировать данный факт в материале о ДТП

Что же касается требований заявителя о признании необъективным факта нарушения п.10.1 ПДД РФ водителем ФИО1 указанное в справке о ДТП незаконными и возложении обязанности на сотрудников ГИБДД выдать заявителю справку о ДТП исключающую вину заявителя в нарушении ПДД РФ суд не находит оснований для их удовлетворения исходя из следующего.

Согласно п.10.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Таким образом, несмотря на плохие дорожные условия, водитель в любом случае должен вести транспортное средство с такой скоростью, с которой он может обеспечивать безопасное движение автомобиля.

Как поясняла сама заявитель, она снизила скорость, потому что видела плохие дорожные условия, но все равно не смогла обеспечить безопасное движение автомобиля, в результате чего автомобиль, принадлежащий заявителю вынесло на полосу встречного движения.

Исследовав в совокупности представленные доказательства, проанализировав нормы Российского законодательства, суд находит требования заявителя подлежащими частично.

Дело рассмотрено в пределах заявленных требований. Иных требований суду не заявлено.

Руководствуясь ст.ст.12,56,194-198,254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования ФИО1 об оспаривании действий сотрудников ГИБДД УВД по МО «Город Екатеринбург» удовлетворить частично.

Признать действия сотрудников ИДПС 4 взвода 4 роты полка ДПС УВД по МО <адрес> в части не составления акта о состоянии дорожного покрытия ДД.ММ.ГГГГ на месте ДТП по <адрес> незаконными.

Обязать ГИБДД УВД по МО «Город Екатеринбург» составить акт о несоответствии дорожного покрытия ДД.ММ.ГГГГ на месте ДТП по <адрес>, произошедшего с участием водителя ФИО1 и зафиксировать данный факт в материале о ДТП.

В остальной части требования заявления ФИО4 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированной части решения путем подачи кассационной жалобы через Верх-Исетский районный суд <адрес>.

Судья /подпись/.

Копия верна. Судья И.В.Майорова

Секретарь Д.С.Крашенинникова