ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1746/2014 от 29.07.2014 Кировского районного суда г. Перми (Пермский край)

 Дело № 2-1746/2014                                

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

     29 июля 2014 года

 Кировский районный суд г.Перми в составе

 председательствующего судьи Поносовой И.В.,

 при секретаре Ощепковой М.Н.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании бездействия администрации города Перми,

 УСТАНОВИЛ:

     ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Перми, выразившегося в отказе в признании ФИО1 нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и не включении его в список с момента обращения. Просит обязать администрацию города Перми устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя – признать ФИО1 нуждающимся в получении садовых земельных участков и включить его в список с момента обращения.

     В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что 27.05.2014 года обратился в администрацию города Перми с заявлением о признании его нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и постановке в очередь в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

     27.06.2014 года заявителем получен ответ администрации г.Перми, которым ФИО1 отказано в регистрации заявления и постановке в очередь, в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрена постановка граждан на учет в целях предоставления садового земельного участка.

     С данным ответом заявитель не согласен, поскольку федеральное законодательство возлагает обязанность на органы местного самоуправления по регистрации заявлений о предоставлении садовых, огородных или дачных земельных участков и, кроме того, не устанавливает каких-либо оснований отказа и ограничений постановки заявителей в очередь. Бездействие администрации города Перми, выразившееся в отказе в признании заявителя нуждающимся в получении садовых земельных участков и не постановке в очередь нарушает его права и свободы, связанные с ведением садовых, огородных или дачных дел.

     Определением суда протокольной формы от 09.07.2014 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент земельных отношений администрации г.Перми.

     В судебное заседание заявитель ФИО1 не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что на требованиях настаивает.

     Представители администрации города Перми, Департамента земельных отношений администрации города Перми в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменных возражениях по заявлению, с требованиями ФИО1 не согласны по следующим основаниям. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. В соответствии с Уставом г.Перми к территориальным органам администрации г.Перми относятся администрации районов города и администрация поселка Новые Ляды, созданные в целях обеспечения управления внутригородскими районами. В настоящее время отсутствует порядок ведения учета граждан, нуждающихся в обеспечении садовыми, огородными или дачными земельными участками, не определен уполномоченный орган в сфере ведения такого участка. Кроме того, в связи с отсутствием в пределах муниципального образования «города Пермь» земель сельскохозяйственного назначения, создание указанного фонда органом местного самоуправления не представляется возможным, на данный момент такой фонд отсутствует. Истцом не доказан факт несоответствия направленного Департаментом земельных отношений г.Перми письма действующему законодательству. Кроме того, ч.2 ст. 13 вышеназванного закона, устанавливается необходимое для предоставления земельного участка условие – физические лица должны нуждаться в получении такого земельного участка. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или данных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или данных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Таким образом, пояснения заявителя в отношении того, что федеральным законодательством не установлен принцип нуждаемости при предоставлении земельных участком несостоятелен.

     Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

     В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

 К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

     В силу п. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

     Заявителем обжалуется бездействие администрации города Перми, выразившееся в отказе в признании ФИО1 нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и не включении его в список с момента обращения.

     В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

 Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.

 Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.

 Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.

 Гражданин вправе в судебном порядке обжаловать решение об отказе в предоставлении земельного участка.

     Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.

 Статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" закреплен порядок выбора и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также порядок действий органа местного самоуправления, направленных на создание объединений:

 Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.

 Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

 После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

 Согласно ст. 58 Устава города Перми, администрация города - исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законодательством Пермской области (края).

     Департамент земельных отношений администрации города является функциональным подразделением администрации города. Осуществляет полномочия администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством (Положение о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утв. решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210).

     Из материалов дела следует, что 27.05.2014 года ФИО1 обратился в администрацию г.Перми с заявлением о постановке на учет в целях предоставления садового, огородного или дачного земельного участка.

     Письмом администрации города Перми от 05.06.2014 года №... на обращение ФИО1 о постановке на учет в целях предоставления садового земельного участка, разъяснено, что Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", закрепляя прав граждан на получение садовых, огородных и дачных земельных участков, не регулирует ряд вопросов, связанных с реализацией такого права. Учитывая положения ЗК РФ и Закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ, в целях ведения садоводства предоставлению подлежат участки, относящиеся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенные за границей населенных пунктов. Департамент земельных отношений администрации г.Перми, в соответствии с Положением департаменте земельных отношений администрации города Перми, утв. решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210, не обладает полномочиями, необходимыми для реализации права граждан на получение садовых, огородных, и дачных земельных участков, а именно: по постановке на учет в целях предоставления садовых, огородных, и дачных земельных участков, осуществлению взаимодействия с гражданами по определению пожеланий и направлению ходатайств в орган местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участок, осуществлению взаимодействия с гражданами по формированию персонального состава членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Дополнительно сообщено, что в целях обеспечения реализации права граждан на получение садовых, огородных и дачных земельных участков, закрепленного Законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ, ведется работа, направленная на устранение обозначенных пробелов, в том числе, рассматривается вопрос о возможности разработки необходимых нормативных правовых актом. В связи с чем, в настоящее время просьба заявителя не может быть удовлетворена.

     Согласно доводам заявителя, данное письмо им получено 27.06.2014 года (иные сведения в материалах дела отсутствуют); в суд с заявлением ФИО1 обратился 09.07.2014 года, срок обращения в суд, установленный ст. 256 ГПК РФ, заявителем соблюден.

      Проанализировав действующее законодательство в соответствующей правовой сфере, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

     Федеральное законодательство возлагает обязанность на органы местного самоуправления по регистрации и учету заявлений граждан о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и формирование списков граждан, подавших такое заявление. При этом, регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно.

 Нормы Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не устанавливает каких-либо оснований отказа и ограничений для включения заявителей в соответствующие списки.    

 Отсутствие разработанного порядка регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, не может служить основанием для неисполнения возложенной законом обязанности по регистрации и учету заявления о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка и не должно являться препятствием к осуществлению заявителем своего права.

 Таким образом, администрацией города Перми – органом местного самоуправления, не исполнена обязанность по регистрации и учету заявления ФИО1 о предоставлении садового земельного участка и включения его в соответствующий список. Указанным бездействием администрации города Перми нарушены права заявителя, установленные указанным выше законом.   

 В соответствии с Уставом города Перми администрация города - исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения. Местом жительства заявителя является г.Пермь, а администрация города является органом местного самоуправления, в связи с чем обоснованно занимает процессуальное положение заинтересованного лица по делу.

 В соответствии со ст. 258 ГПК РФ допущенные нарушения подлежат устранению путем возложения на администрацию г.Перми обязанности включить ФИО1 в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, с момента его обращения.

 При этом, суд не усматривает оснований для возложения обязанности признать ФИО1 нуждающимся в получении садового земельного участка, поскольку требование не основано на нормах Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Данным законом не предусмотрено признание гражданина нуждающимся при подаче заявления о предоставлении садовых, огородных или дачных земельных участках.     

 В связи с чем, доводы администрации г. Перми о том, что федеральным законом установлен принцип нуждаемости при предоставлении земельного участка суд отклоняет как не имеющие отношения к рассматриваемому вопросу о правомерности отказа ФИО1 в регистрации и учете его заявления и включении его в соответствующий список.

 Другие доводы администрации г.Перми касаются порядка формирования дачных некоммерческих объединений, предоставления земельных участков и отсутствия на территории города соответствующих земель. Указанные обстоятельства также не имеют непосредственного отношения к предмету судебного разбирательства о включении заявителя в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

     Признать незаконным бездействие администрации города Перми, выразившееся в не включении ФИО1 в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка.

     Обязать администрацию города Перми включить ФИО1 в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, с момента его обращения.

 Решение суда в течение одного месяца с момента принятия судом в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.

 Судья                            И.В. Поносова