ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1746/2016 от 12.10.2016 Кочубеевского районного суда (Ставропольский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

c. Кочубеевское 12 октября 2016 года

Кочубеевский районный суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Гедыгушева А.И.

при секретаре судебного заседания Сычевой Е.Ю.

ответчика ФИО1

представителя ответчика адвоката Кравцовой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Ставропольского края к ФИО1 о взыскании выплаченной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство сельского хозяйства Ставропольского края обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании выплаченной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности. Требования мотивированы тем, что Министерство сельского хозяйства <адрес> осуществляет реализацию на территории <адрес> мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Приказом Министерства сельского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении сводного списка участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», ФИО1, проживающий по адресу: <адрес>, был включен в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации программы по <адрес> на 2014 год по категории «граждане». В соответствии с Порядком предоставления за счет средств бюджета <адрес> социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, получатель обязан завершить строительство жилого дома, ввести его в эксплуатацию и оформить в общую долевую собственность (в равных долях) всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение 6 месяцев со дня окончания срока действия свидетельства, заверенного в установленном порядке. ФИО1 министерством было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 707922 рубля. Способ улучшения жилищных условий получатель определяет самостоятельно. ФИО1 выбрал способ улучшения жилищных условий путем строительства жилого дома (пристройки), расположенного по адресу: <адрес>. ФИО1 отчеты и договоры купли-продажи материалов, оборудования от ДД.ММ.ГГГГ б/н, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ б/н, от ДД.ММ.ГГГГ б/н, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ предоставил. Средства социальной выплаты были перечислены на расчетный счет подрядчика ООО «ПрофСтройПроект». Для подтверждения исполнения обязательств, министерством был направлен запрос в администрации муниципальных районов <адрес> о предоставлении заверенных копий свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество (оформленных на всех членов семьи, указанных в свидетельствах) на объекты строительства. Документы, подтверждающие исполнение обязательства, ФИО1 в министерство предоставила (свидетельства о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ), но с нарушением сроков оформления, что свидетельствует о нарушении ФИО1 Порядка в части сроков оформления жилого помещения в общую долевую собственность (в равных долях) всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение 6 месяцев со дня окончания срока действия свидетельства. Таким образом, ФИО1 не исполнил условия предоставления социальных выплат, хотя с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, в рамках реализации Программы был ознакомлен и обязался их выполнять. В рамках соблюдения процедуры досудебного урегулирования министерством в адрес ответчика было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ с требованием о возврате средств социальной выплаты в сумме 707922 рублей и до настоящего времени оно не исполнено. Возврат социальной выплаты осуществляется в следующем порядке. В соответствии с Порядком получатель производит возврат социальной выплаты в полном объеме в течение 60 календарных дней со дня получения от министерства требования о возврате социальной выплаты. При нарушении получателем срока возврата социальной выплаты Министерство принимает меры по взысканию указанных средств в доход краевого бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>. На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика выплаченную социальную выплату на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности в размере 707922 рублей в бюджет <адрес>.

От ответчика ФИО1 на исковое заявление Министерства сельского хозяйства <адрес> поступили письменные возражения, из существа которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на сумму 707922 рублей. Он самостоятельно выбрал способ улучшения жилищных условий – строительство жилого дома (пристройка) собственными силами. В Министерство сельского хозяйства <адрес> мною были предоставлены отчеты и договоры купли-продажи материалов, оборудования от ДД.ММ.ГГГГ б/н, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ б/н, от ДД.ММ.ГГГГ б/н, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ, после чего средства социальной выплаты были перечислены на расчетный счет подрядчика ООО «ПрофСтройПроект». Просит учесть, что подрядчик ООО «ПрофСтройПроект» только ДД.ММ.ГГГГ сдал, а он принял выполненную работу – строительство жилого дома по <адрес>, о чем был составлен соответствующий акт, после чего он предпринял все необходимые действия для оформления права собственности на жилой дом. Так, ДД.ММ.ГГГГ им был заключен договор подряда -ИФ с ГУП СК «<адрес>имущество» на выполнение кадастровых работ и подготовку технического паспорта и технического плана здания жилого дома, расположенного по адресу: 357020, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен технический план жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Кочубеевского муниципального района <адрес> было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию -Ru – жилого дома, кадастровый , расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между им и супругой ФИО4 заключено соглашение о разделе общего имущества супругов, согласно которому они договорились разделить нажитое в период брака имущество, каждому по 1/2 доли в праве на имущество, расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор дарения, согласно которому они с супругой безвозмездно передали по 1/5 доли в праве общей долевой собственности каждому из детей: ФИО5, ФИО6, ФИО7. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> выданы свидетельства о государственной регистрации права, согласно которых он, его супруга - ФИО4, и их дети: ФИО5, ФИО6, ФИО7 являются сособственниками по 1/5 доли в праве общей долевой собственности каждый на жилой дои и земельный участок, расположенные по адресу: Российская Федерация, <адрес>. Указанные свидетельства незамедлительно были предоставлены в Министерство сельского хозяйства <адрес>. Таким образом, не имеется данных, свидетельствующих о его недобросовестности или совершении им противоправных действий, направленных на получение за счет бюджетных средств субсидии, являющейся по своему характеру социальной выплатой, предоставляемой гражданину в качестве меры социальной поддержки. Более того, ни одно из условий предоставления субсидии, в соответствии с которыми возможен возврат социальной выплаты, им не нарушено: он проживает в сельской местности, до настоящего времени работает по трудовому договору в сельской местности (СПК колхоз имени Чапаева), вложил в строительство жилого дома более 30 процентов расчетной стоимости строительства жилого дома, в установленном порядке был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме того, обязательство о завершении строительства жилого дома (объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому в сельской местности, в том числе ранее начатого строительства жилого дома), вводе его в эксплуатацию и оформлении в общую долевую собственность (в равных долях) всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение 6 месяцев со дня окончания срока действия свидетельства, заверенного в установленном порядке является лишь документом, который гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, при соблюдении им условий, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, представляет по месту постоянного жительства в орган местного самоуправления в качестве приложения к заявлению о предоставлении субсидии, но не является условием предоставления субсидии. На основании изложенного, просит в удовлетворении исковых требований Министерству сельского хозяйства <адрес> отказать.

В судебное заседание представитель истца – ФИО2 не явилась. В суд от нее поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ответчик ФИО1 и его представитель – адвокат Кравцова О.В. в судебном заседании исковые требования Министерства сельского хозяйства Ставропольского края не признали и просили в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа Министерству сельского хозяйства Ставропольского края в удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 5 Федерального закона Российской Федерации № 264-ФЗ от 29.12.2006 года «О развитии сельского хозяйства» государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

Основными целями государственной аграрной политики являются обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 года №1662-р, определены основные цели государственной аграрной политики и развития рыбохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе, в частности устойчивое развитие сельских территорий и повышение уровня жизни сельского населения, включая жителей поселений, имеющих рыбохозяйственную специализацию.

Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 года №120, определены основные направления государственной экономической политики в области устойчивого развития сельских территорий.

15.07.2013 года Постановлением Правительства Российской Федерации №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

Министерство сельского хозяйства Ставропольского края осуществляет реализацию на территории Ставропольского края мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

В соответствии с Порядком предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья граждан Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным постановлением Ставропольского края от 11 марта 2014 года №90-п, право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:

- постоянное проживание в сельской местности;

- работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению №6 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»;

- наличие собственных и (или) заемных средств в размере 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 17 настоящего Порядка;

- признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать:

- на приобретение жилого помещения в сельской местности. Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер), а также на приобретение жилого помещения, в котором гражданин постоянно проживает;

- на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;

- на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) в сельской местности.

В соответствии с п. 18. Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья граждан Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным постановлением Ставропольского края от 11 марта 2014 года №90-п гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, при соблюдении им условий, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, представляет по месту постоянного жительства в орган местного самоуправления заявление с приложением, в том числе обязательство о завершении строительства жилого дома (объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому в сельской местности, в том числе ранее начатого строительства жилого дома), вводе его в эксплуатацию и оформлении в общую долевую собственность (в равных долях) всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение 6 месяцев со дня окончания срока действия свидетельства, заверенного в установленном порядке.

В судебном заседании установлено, что приказом Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 14.05.2014 года №201 «Об утверждении сводного списка участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», ФИО1, проживающий по адресу: <адрес>, был включен в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации программы по <адрес> на 2014 год по категории «граждане».

ФИО1 министерством было выдано свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении социальной выплаты на сумму 707922 рубля.

ФИО1 выбрал способ улучшения жилищных условий путем строительства жилого дома (пристройки), расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с пунктом 19 Порядка для осуществления контроля за достоверностью вложенных собственных и (или) заемных средств в размере 30 процентов расчетной стоимости строительства жилья, а также средств, необходимых для осуществления строительства жилья сверх установленного размера общей площади жилого помещения при условии оплаты гражданином за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства части жилья, превышающей указанный размер, получатели предоставляют в министерство отчет о выполненных работах, произведенных затратах по форме, утвержденной министерством, копии платежных документов, подтверждающих оплату собственных средств исполнителю (подрядчику) или продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома собственными силами получателя.

В соответствии с пунктом 19 Порядка документом для перечисления средств продавцу является договор купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома.

ФИО1 предоставил отчеты и договоры купли-продажи материалов, оборудования от ДД.ММ.ГГГГ б/н, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ б/н, от ДД.ММ.ГГГГ б/н, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ.

Средства социальной выплаты были перечислены на расчетный счет подрядчика ООО «ПрофСтройПроект».

Как пояснил ответчик, он с ее семьей, состоящей из него, супруги и трех детей собственными силами при приобретении строительных материалов за счет предоставленной субсидии произведено строительство жилого дома (пристройки), которое окончено в ноябре 2015 года. После завершения строительства им были предприняты все возможные меры по оформлению права собственности на жилой дом, согласно принятому на себя обязательству. Без каких-либо напоминаний со стороны министерства сельского хозяйства Ставропольского края оформление документов окончено получением ДД.ММ.ГГГГ свидетельств о государственной регистрации права по 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок на каждого члена семьи.

Согласно п. 32 Порядка несоблюдение срока, установленного для оформления жилого помещения в общую долевую собственность (в равных долях) всех членов семьи, указанных в свидетельстве, является основанием для истребования в судебном порядке с получателя средств в размере предоставленной социальной выплаты.

Согласно п. 49 Порядка возврату в доход краевого бюджета подлежат социальные выплаты в случаях:

- неисполнения получателем условий предоставления социальных выплат;

- установления факта представления недостоверных сведений получателем в целях получения социальных выплат;

- установления факта невыполнения получателем условий трехстороннего договора;

- установления факта нецелевого использования социальных выплат.

Исходя из этого несоблюдение срока, установленного для оформления жилого помещения в общую долевую собственность (в равных долях) всех членов семьи, указанных в свидетельстве, не является непреложным основанием для возврата социальной выплаты.

Вместе с тем, возможность обращения государственного органа в суд с иском об истребовании с получателя средств в размере предоставленной социальной выплаты не устанавливает обязанности суда удовлетворить такой иск.

При установленных обстоятельствах суд признает, что в настоящем случае обращение Министерства сельского хозяйства Ставропольского края в суд с иском является только формальным исполнением своих обязанностей, прямо противоречит ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворение рассматриваемого иска может привести к существенному нарушению прав ответчика и его семьи, добросовестно, хотя и с незначительным нарушением срока, исполнивших взятые при получении социальной выплаты на себя обязательства

Суд приходит к выводу, что срок предоставления требуемых документов истцу ответчиком пропущен по объективным причинам и пропуск этого срока не привел к существенному нарушению чьих-либо прав.

При этом суд учитывает, что в настоящем случае при предоставлении социальной выплаты ФИО1 достигнуты цели и задачи, определенные Федеральным законом Российской Федерации № 264-ФЗ от 29.12.2006 года «О развитии сельского хозяйства» и иными подзаконными актами в этом направлении жизнедеятельности, а потому, несмотря на то, что документы, подтверждающие исполнение обязательства (свидетельства о государственной регистрации от 29.04.2016 года), ФИО1 предоставил с нарушением установленных сроков, это не может являться основанием для возврата социальной выплаты, а соответственно, и для удовлетворения рассматриваемого иска

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Министерства сельского хозяйства Ставропольского края к ФИО1 о взыскании выплаченной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности в размере 707922 рубля, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. с 17.10.2016 года.

Судья: А.И. Гедыгушев