Дело № 2-1747/2019
64RS0045-01-2019-001583-46
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
15 апреля 2019 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Кравцовой Ю.Н.,
при секретаре Ткачевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО5 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании бездействия незаконными и обязании предоставить единовременную денежную выплату,
установил:
истец ФИО1 обратилась в суд с указанным иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, мотивируя свои требования тем, что 21.02.2007 года семья истца составом из 6 человек, решением уполномоченного органа при Администрации Балаковского муниципального образования, была признана нуждающиеся в получении социальной выплаты по категории многодетной семьи в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных законодательством Саратовской области «Государственной программы Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года» (распоряжение № 1215-Р от 12.10.2015 г.).
При постановке на учет семья истца по списку очереди числилась под номером 3.
В 2008 году реализация данной программы была передана Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
В связи с произошедшими изменениями, Администрация БМР Саратовской области направило в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области списки многодетных семей, состоявших на учете и нуждающихся в предоставлении субсидии. На момент предоставления списков семья истца числилась под номером 3.
Как следует из письменных ответов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 16.12.2010 года № 6378/10 вместо номера 3, её семья числилась под номером 143, по состоянию на 01.01.2011 года её очередь отодвинулась на номер 124.
В единой автоматизированной системе баз данных учета нуждающихся в получении субсидий семья истца была зарегистрирована 21.02.2007 году.
В связи с чем, Министерство строительства жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, незаконно поставило семью истца в 2010 году на учет под номером 143, и в последующем изменяла нумерацию необоснованно, поскольку ими не были, приняты во внимание первоначальная дата постановки семьи истца на учет в единой автоматизированной системе баз данных учета семей нуждающихся в получении субсидий.
Семья истца в составе 6 человек проживает в однокомнатной квартире общей площадью 36 - кв.м.
Считает, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, просто идет по простому пути, дожидаясь достижения её детьми возраста 23 лет, чтобы они не получили субсидию на приобретение жилья.
Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 17.08.2018 года № 5330/2018, истцу предоставлен ответ, в котором следует что по состоянию на 16.08.2018 года номер очереди моей семьи в сводном списке многодетных семей, нуждающихся в социальных выплатах на строительство (приобретение) жилых помещений, по Саратовской области — номер 5, и указанно что ориентировочная дата предоставления социальной выплаты — 2019 год.
Из данного ответа истец не располагает документально подтвержденной информацией о том, когда её семье будет предоставлена указанная выплата, либо о принятии такого решения.
Полагает, что ответчик умышленно бездействует в отношении её семьи, поскольку обладает информацией, что в июле 2019 года дочь истца оканчивает Медицинский колледж, и ей исполняется 23 года, что в свою очередь влечет для её семьи отказ в предоставлении указанной выплаты.
На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным бездействия Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Саратовской области выразившиеся в не предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения административного истца ФИО1 ФИО6 и обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить ФИО1 ФИО7, исходя из состава ее семьи, единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилья с выдачей гарантийного письма.
Истец ФИО1 извещена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, причины неявки суду не сообщила.
Представитель ответчика - министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представили возражения относительно исковых требований истца и просил в удовлетворении иска отказать.
Рруководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных не явивишихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с принципом процессуального равноправия стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности (ст. 38 ГПК РФ). Закон предоставляет истцу и ответчику равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов в суде. Стороны независимо от того, являются ли они гражданами или организациями, наделяются равными процессуальными правами. Какие-либо юридические преимущества одной стороны перед другой в гражданском процессе исключаются.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо для лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
В соответствии с частями 1-3 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.06.2012 г. N 13-П указано, что оценка доказательств и отражение их результатов в судебном решении является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В судебном заседании установлено, что 21.02.2007 года семья истца ФИО1 составом из 6 человек, решением уполномоченного органа при Администрации Балаковского муниципального образования, была признана нуждающиеся в получении социальной выплаты по категории многодетной семьи в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных законодательством Саратовской области «Государственной программы Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года».
При постановке на учет семья истца по списку очереди числилась под номером 3.
В 2008 году реализация данной программы была передана Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
В связи с произошедшими изменениями, Администрация БМР Саратовской области направило в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области списки многодетных семей, состоявших на учете и нуждающихся в предоставлении субсидии. На момент предоставления списков семья истца числилась под номером 3.
Как следует из письменных ответов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 16.12.2010 года № 6378/10 вместо номера 3, её семья числилась под номером 143, по состоянию на 01.01.2011 года её очередь отодвинулась на номер 124.
По данному вопросу истец письменно обратилась в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, на основании чего истцу был предоставлен письменный ответ от 23.04.2012 года № 1610/12, в котором было разъяснено пройти перерегистрацию, для того чтобы её семья была включена в список нуждающихся в социальной выплате на улучшение жилищных условий в соответствии с датой постановки на учет, еще при Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, т.е. с 21.02.2007 года, и тогда нумерация в очереди восстановится в соответствии с первоначальной датой постановки на учет.
В 2012 году истец прошла перерегистрацию, также семья истца прошли перерегистрацию в связи с тем, что 02.12.2011 года в их семье родился ребенок ФИО1 ФИО8.
По состоянию на 01.01.2015 года семья истца значится под № 16.
В единой автоматизированной системе баз данных учета нуждающихся в получении субсидий семья истца была зарегистрирована 21.02.2007 году.
По состоянию на 20.12.2017 года семья истца значилась под номером 11.
Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 17.08.2018 года № 5330/2018, истцу предоставлен ответ в котором следует что по состоянию на 16.08.2018 года номер очереди её семьи в сводном списке многодетных семей, нуждающихся в социальных выплатах на строительство (приобретение) жилых помещений, по Саратовской области — номер 5, и указанно что ориентировочная дата предоставления социальной выплаты — 2019 год (л.д. 12-13).
Относительно бездействия со стороны Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области истец обращалась с жалобами в прокуратуру Саратовской области, к Уполномоченному по правам человека в Саратовской области.
11.01.2018 года прокуратура Саратовской области провела проверку по факту её жалобы и установила что, со стороны Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства имеются нарушения в части ненадлежащего финансирования мероприятий, в связи с чем со стороны прокуратуры было вынесено представление об устранении допущенных нарушений.
Согласно ответу Прокуратуры Саратовской области от 11.01.2018 года на осуществление выплат на приобретение (строительство) жилых помещений многодетным семьям в 2018 году запланировано 28, 2 млн. рублей при потребности 1 385 млн. рублей на каждую семью (л.д. 8-9).
В соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей полномочия субъектов Российской Федерации в сфере жилищных отношений, Законом Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 39-3CO «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» (далее - Закон) предусмотрена возможность улучшения жилищных условий многодетных семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (приемных).
Реализация данных мероприятий осуществляется в рамках подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных законодательством Саратовской области» государственной программы Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства области от 20 ноября 2013 года № 645-П.
Законом предусмотрены две формы социальной поддержки по обеспечению жильем многодетных семей по их выбору: либо предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений, либо предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области.
Многодетная семья ФИО1 составом 6 человек была признана нуждающейся в получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения по категории многодетных семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, и принята на жилищный учет с 21 февраля 2007 года в рамках реализации, действующей на тот период, подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями многодетных семей» областной целевой (комплексной) программы «Обеспечение населения области доступным жильем и развитие жилищного строительства» на 2005-2010 годы.
В 2010 году мероприятия по реализации указанной программы были завершены.
По состоянию на 1 января 2011 года номер очередности семьи истца по Саратовской области был 124.
Постановлением Правительства области № 767-П от 29 декабря 2018 года утверждена государственная программа Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры», в рамках которой действует подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных законодательством Саратовской области», мероприятиями которой предусмотрено улучшение жилищных условий многодетных семей, в которых родились и (или) воспитываются четверо и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных), а также многодетных семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных, приемных), вставших на учет в уполномоченном органе до 1 января 2011 года.
Постановлением Правительства области №181-П от 5 апреля 2011 года (далее Постановление № 181-П) утвержден порядок предоставления гражданам социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений.
В соответствии с Постановлением № 181-П с целью последующего включения в сводный список многодетных семей, указанные семьи в настоящее время проходят перерегистрацию.
По итогам прохождения перерегистрации семья ФИО1 решением уполномоченного органа №1215 от 12 октября 2015 года признана нуждающейся в получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных законодательством Саратовской области» и включена в сводный список многодетных семей с первоначальной даты подачи документов с 21 февраля 2007 года.
Социальная выплата предоставляется многодетным семьям, имеющим трех и более детей (в том числе усыновленных, приемных), если их возраст не превышает 18 лет, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в уполномоченном органе до 1 января 2011 года в соответствии с условиями областных целевых программ.
В случае, если несовершеннолетние дети достигли совершеннолетия, социальная выплата предоставляется указанным семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в социальной выплате, если возраст детей, достигших совершеннолетия, не превышает 23 лет и они обучаются в образовательных организациях по очной форме обучения;
Номер очередности семьи истца ФИО1 в сводном списке многодетных семей, нуждающихся в социальных выплатах на строительство (приобретение) жилых помещений, по Саратовской области - 5.
В 2018 году бюджетом области были предусмотрены средства в размере 7,218 млн. рублей, что позволило улучшить жилищные условия 3 многодетных семей.
Право на внеочередное предоставление социальной выплаты имеют многодетные семьи, проживающие в жилых помещениях, признанных до 2005 года установленным порядком непригодными для проживания.
Документы о признании жилого помещения, в котором проживает семья заявителя, непригодным для проживания ФИО1 не представляла.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для предоставления социальной выплаты семье заявителя во внеочередном порядке не имеется.
Уполномоченным органом за период с 2005 по 2010 годы включительно в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями многодетных семей» областной целевой (комплексной) программы «Обеспечение населения области доступным жильем и развитие жилищного строительства» на 2005-2010 годы нуждающимися в улучшении жилищных условий признано 839 многодетных семей.
Поскольку в 2010 году мероприятия по реализации указанной программы были завершены, в настоящее время реализация данных мероприятий осуществляется в рамках подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных законодательством Саратовской области» государственной программы Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года».
Пункт 11 Постановления Правительства Саратовской области от 08.04.2011 года «О порядке предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений» указывает, что снятие (исключение) из списка граждан, нуждающихся в социальных выплатах на строительство (приобретение) жилых помещений, производится уполномоченным органом в случаях утраты оснований, дающих им право на получение социальной выплаты.
Таким образом, оснований для признания бездействия незаконным выразившиеся в не предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения семье истца ФИО1 не имеется.
Следовательно, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области права и законные интересы ФИО1 не нарушены.
Поскольку судом не установлено нарушения прав истца действиями ответчика, то суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО9 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании бездействия незаконными о обязании предоставить единовременную денежную выплату – отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца с момент его изготовления в мотивированной форме через Кировский районный суд г. Саратова.
Судья Кравцова Ю.Н.