ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1747/2022 от 19.05.2022 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-1747/2022

44RS0001-01-2022-001548-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2022 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи Комисаровой Е.А.

при секретаре Приказчиковой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Воскресенской О.А. к Департаменту здравоохранения Костромской области о признании бездействия незаконным, обязании организовать обеспечение медицинскими изделиями,

УСТАНОВИЛ:

Воскресенская О.А. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Костромской области о признании бездействия незаконным, обязании организовать обеспечение медицинскими изделиями, в обоснование заявленных требований указала, что наблюдаюсь в ... Поликлиники взрослых ..., состоит на учете ...), является инвалидом ... (бессрочно). Согласно выписному эпикризу из истории болезни ей показано использование инсулиновой помпы Medtronik 722, для работоспособности данного медицинского устройства необходимы расходные материалы: инфузионные наборы quick-set sure-Т, Silhouette, резервуары 332-А со сменой каждые трое суток, а так же показан ежедневный самоконтроль уровня глюкозы в крови не менее 4 раз в сутки при помощи тест-полосок для глюкометра. Сахарный диабет 1 типа диагностирован ей ... в возрасте 6 лет. С 2017 года ею самостоятельно и за свой счёт был предпринят переход на помповую инсулинотерапию. Связано это было с тем, что на протяжении пяти лет до этого ее состояние здоровья стало значительно ухудшаться, участились случаи тяжёлых гипогликемий, требующих постороннего вмешательства и помощи. Применение стандартной инсулинотерапии шприц-ручками уже не помогало. Она просто теряла сознание и без внешней помощи могла впасть в кому. Кроме того, стали появляться осложнения здоровья, которых до этого не было. Обосновано опасаясь за свою жизнь и здоровье, она стала применять самостоятельно помповую терапию, которая кардинально изменила ее общее самочувствие и практически свела до минимума сопутствующие осложнения.

Но с декабря 2018 года, в связи с высокой стоимостью расходных материалов к помпе ей пришлось перейти опять на шприц-ручки в режиме многократных инъекций. К сожалению, почти сразу же ее самочувствие стало ухудшаться, вернулись старые осложнения, включая случаи тяжелых гипогликемий, дистанальную полинейропатию. В итоге, после очередного случая гипогликемии она была направлена в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, где ей сразу же стали проводить лечение с использованием инсулиновой помпы. В итоге после пяти дней успешного лечения она была выписана из больницы и ей по государственной программе оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) была установлена инсулиновая помпа Medtronik 722.

В период с января 2020 года по декабрь 2020 года ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы» выписывались рецепты на устройство для инфузии: MiniMed Quick-set MMT-399 (6мм/60 см) - 10 шт., в соответствии с показаниями лечащего врача и заявкой поликлиники . Заявки на 2021 и 2022 год так же составлены в соответствии с назначением и рекомендацией по использованию указанного медицинского изделия. Данная рекомендация основана и подтверждается копией выписного эпикриза из истории болезни ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, согласно которой рекомендованы расходные материалы - устройство для инфузии, в том числе MiniMed Quick, совместимые с установленной ей инсулиновой помпой «Medtronik» 722». Практически сразу, с момента использования помповой терапии ее состояние улучшилось, а при использовании помпы совместно с СНМГ, замедлилось прогрессирование осложнений. Она опять вернулась к нормальной жизни.

Но с января 2021 года инфузионных наборов, указанных в эпикризе и заявке поликлиники, совместимых с установленной ей помпой, она не получала вообще, В связи с невозможностью приобрести необходимые медицинские изделия, она вынуждена была перейти на применение «шприц-ручки». В итоге ее состояние значительно ухудшилось.

Поскольку в поликлинике ей пояснили, что поименованных в рецептах и выдаваемых ей ранее медицинских изделий на аптечной базе нет, она написала заявления в прокуратуру г. Костромы и территориальный отдел Росздравнадзора по Костромской области. Из полученных ответов (копии прилагаются) она узнала, что необходимые ей мендизделия проходили некую процедуру закупки и с февраля она может их получить в поликлинике. Однако в поликлинике ей объяснили, что вместо выписанных ей изделий MiniMed Quick, на аптечную базу КО поступили некие наборы Fast Set-II. Связавшись, по «горячей линии» с компанией-производителем установленной ей инсулиновой помпы, получила ответ о том, что производитель не гарантирует должной работы с предлагаемыми ей наборами. В поликлинике , при предъявлении ответа ей предложили всё-таки получить закупленный Департаментом набор, а по всем вопросам о его применении обратится непосредственно в лекарственный отдел Департамента здравоохранения КО. Учитывая, что ее состояние к тому моменту из-за невозможности использовать помпу и переходом на шприц-ручки было уже очень плохим,она получила инфузионный набор Fast Set-II, но использовать его решила только после посещения депздрава. На следующий день, 10 марта, подготовив заявление в лекарственный отдел, она пришла в Департамент. Так как она не знала кто и что ей посоветует и примут ли вообще ее заявление, она включила перед входом в здание диктофон. В кабинете лекарственного отдела ей пояснили, что инфузионные наборы которые она получила закуплены законно и совместимость с установленной у нее помпой подтверждена производителем самого набора и оснований не доверять этому нет, так как расходные материалы к помпам могут производится как запчасти для машин разными производителями. Но с , поверив его словам о совместимости медицинских изделий, она поставила инфузионную систему. И практически сразу с момента её использования у нее появилась аллергия в месте крепления канюли. Кроме того, длина катетера в отличии от прописанной ей врачом системы оказалась на 40 см. длиннее, что приводило к неудобствам и практически невозможности использования в нормальном режиме всего медицинского изделия в повседневной жизни. Так как аллергия к имеющимся у нее осложнениям ещё больше могла ухудшить ее состояние, ей пришлось практически на третий день прекратить использовать набор Fast Set-II. За апрель данный набор она получать так же не стала. При очередном плановом посещении поликлиники , она указала на наличие аллергии и отказалась от дальнейшего получения наборов Fast Set-II. Ей было предложено лечь в стационар для подтверждения реакции на выданный ранее набор, в проведении врачебной комиссии было отказано, ввиду отсутствия необходимых для комиссии специалистов. От стационара я отказалась, так как мне необходимо было работать. В мае-июле 2021 года ей удалось взять в долг у знакомых несколько инфузионных наборов, совместимых с ее помпой. Самочувствие моё сразу значительно улучшилось, но в конце августа пришлось опять перейти на использование шприц-ручек. И к началу ноября 2021 года состояние ее ухудшилось настолько, что она уже не могла нормально работать, к головным болям и другим осложнениям добавились боли в правой почке. В итоге она согласилась ещё раз получить набор Fast Set-II для наблюдения за его применением в условиях стационара. С 18 по она находилась в стационаре. Аллергическая реакция при применении Fast Set-II подтвердилась полностью. Кроме того, как показали обследования к осложнениям, которые наблюдались до применения инсулиновой помпотерапии и симптомы которых практически исчезли после и во время использования помпы, добавились и другие. Все эти симптомы в дополнение к ранее имеющимся она почувствовала после возврата к применению шприц-ручек для лечения с начала 2021 года, вследствие того, что Департамент здравоохранения Костромской области не предоставлял ей прописанные медицинские изделия, совместимые с установленной ей помпой. Но в итоге, после всех ее страданий, в рекомендациях при выписке было прописано использование инфузионных наборов Quick Set. При посещении поликлиники сразу после выписки ей всё равно предлагали к выдаче инфузионный набор Fast Set-II, ссылаясь на распоряжение Департамента. После ответа на ее обращение из прокуратуры города Костромы от 27. 01. 2022 года, которым в части реального обеспечения ее соответствующим медизделием она не удовлетворена, а так же очередного отказа в выдаче ей соответствующего инфузионного набора по рецепту в марте 2022 года, она решила обратится с настоящим исковым заявлением.

Отдельные категории граждан, включая инвалидов с сахарным диабетом 1 типа, в соответствии со ст. 6.1 Закона № 323-ФЗ имеют право обратиться за предоставлением набора социальных услуг, включающего обеспечение необходимыми медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия за счет средств федерального бюджета.

Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, в который включены расходные материалы к инсулиновой помпе, среди которых имеются инфузионные наборы к инсулиновой помпе (наименование вида медицинского изделия: набор для введения инсулина амбулаторный).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р утвержден «Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», в который включены медицинские изделия «Инфузионные наборы к инсулиновой помпе».

Использование не оригинальных расходных материалов производителем инсулиновых помп Medtronic MiniMed не рекомендуется (не гарантируется клинический результат и безопасность) и может привести к потере гарантии. Кроме того, согласно реестровой записи 32991, государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, устройства для инфузии Easy Set-I, Easy Set-II, Fast Set-I, Fast Set-II не относятся к взаимозаменяемым с устройствами для инфузии MiniMed Quick-Set и Sure-T.

Инструкция по использованию инсулиновой помпы MiniMed 722, равно как и инструкции к устройствам для инфузии Quick-Set и Sure-T, не содержит конкретных рекомендации по выбору инфузионного набора для пациента.

Возможна замена одного устройства для инфузии на другое устройство для инфузии в случае его оригинальности (согласно инструкции к инсулиновой помпе), сопоставимой (или лучшей) клинической эффективности и переносимости (безопасности) у пациента.

Однако вместо рекомендованного устройства для инфузии MiniMed Quick - Set ММТ-399 (6 мм/60 см) - 10 шт. в месяц. Департаментом здравоохранения КО предлагается устройство для инсулиновых помп, которое не рекомендовано для применения.

Согласно письма от уполномоченного представителя ООО «Медтроник» (производитель инсулиновой помпы), Исаевой Т. Г. компания-производитель не гарантирует оптимальную работу инсулиновых помп и не несёт ответственности за неблагоприятные события, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации неоригинальных расходных материалов (копия прилагается).

Указанные действия противоречат требованиям ч.З ст.38 Федерального закона от 21.11.2011. 1&323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Задача исполнительного органа, отвечающего за их приобретения для нужд больных, на мой взгляд, точно следовать указанным характеристикам изменение которых на своё усмотрение приводит к закупке иных медицинских изделий, не предназначенных для использования инвалидом.

Иное медицинское изделие вправе выписать лишь врач (фельдшер) медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, в силу требований п.2 приложения приказа Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 № ПО. Иное медицинское изделие лечащим врачом не назначалось.

Истице предлагались и предлагаются инфузионные наборы FastSet II, производства компании «Уси Апекс Медикал», которые также не могут использоваться совместно с инсулиновой помпой, производства компании Медтроник МиниМед Инк.

Информационным письмом Росздравнадзора от 28.02.2017 №01И- 509/17 в адрес субъектов обращения медицинских изделий (руководителям территориальных органов Росздравнадзора, медицинским организациям, органам управления здравоохранения субъектов РФ) было доведено письмо ООО «Медтроник» в котором говорится, что компания Медтроник не гарантирует клинического результата и безопасности использования инсулиновых помп производства «Медтроник МиниМед Инк.», США, совместно с инфузионными наборами компании «Уси Апекс Медикал Ко., Лтд.», Китай. Инфузионные наборы «Уси Апекс Медикал Ко., Лтд.», Китай, никогда не проходили процесс валидации для совместного использования с инсулиновыми помпами производства «Медтроник МиниМед Инк.», США. Информационное письмо опубликовано на официальном сайте Росздравнадзора в сети интернет в разделе «Электронные сервисы» 06.03.2017 в 9:45:55. Таким образом, все необходимые условия и требования к закупаемым медицинским изделиям были своевременно доведены до сведения Исполнителя в сфере производства закупок медицинских изделий для инвалидов: Департамента здравоохранения Костромской области и контролирующих органов в лице Росздравнадзора Костромской области.

Исходя из уже состоявшихся в указанной части судебных актов и документов, указанных в данных решениях следует, что согласно позиции из письма Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от -С-571-1414 следует, что :«Согласно ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном положениями постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - Правила).

В соответствии с п. 6 Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение. Информация о зарегистрированных медицинских изделиях размещена на официальном сайте Росздравнадзора.

На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, и медицинских изделий, зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза (часть 4 статьи 38 Федерального закона"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Порядок государственной регистрации медицинских изделий, подлежащих обращению на территории Российской Федерации, установлен Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416 (далее - Правила).

В силу пункта 2 Правил государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

Государственная регистрация медицинских изделий проводится на основании результатов технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний, представляющих собой формы оценки соответствия медицинских изделий с учетом классификации в зависимости от потенциального риска их применения, и экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий с учетом классификации в зависимости от потенциального риска йк применения, а также испытаний в целях утверждения типа средств измерений (абзац первый пункта 5 Правил).

Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом. Регистрационное удостоверение выдается бессрочно (пункт 6 Правил). Необходимость внесения изменений в техническую и эксплуатационную документацию не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия желания производителя (изготовителя), а прямо предусмотрена законодательством. Предусмотренная законодательством и техническими условиями возможность использования взаимозаменяемого медицинского изделия (другого производителя) не освобождает от необходимости осуществления государственной регистрации медицинского изделия, в составе которого была установлена совместимость с другими производителями.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования, что впоследствии подтверждается выданным Росздравнадзором регистрационным удостоверением.»

В соответствии с Регистрационным удостоверением РНЗ 2016/3684, прилагаемом к электронной документации № 0 на закупленное Департаментом здравоохранения КО и предлагаемое истцу медицинское изделие в 2021 году «Наборы инфузионные стерильные для одноразового использования с принадлежностями» производства «Уси Апекс Медикал Ко.,Лтд», Китай, отсутствуют сведения о взаимозаменяемости и совместимости с медицинским изделием производства компании « Уномедикал а/с», Дания - « Устройством для инфузии к помпе инсулиновой « Минимед Парадигма», MiniMed Quick-set ММТ-399 (6 мм/60 см), а в Приложении к регистрационному удостоверению на медицинское изделие № ФСЗ 2011/10169 от 07 февраля 2019 года отсутствуют сведения о совместимости предлагаемых истцу устройств для инфузии, вариант исполнения FS 206101, Fat Set II, производства компании «Уси Апекс Медикал», Китай, с установленной у пациента инсулиновой помпой. Таким образом отсутствуют законные основания для принуждения использования закупленного Департаментом несовместимого медицинского изделия в качестве взаимозаменяемого с установленной помпой и с прописанным лечащим врачом инфузионным набором.

Полагает, что Департамент обязан был включить в описание объекта закупки указание на то, что: «Возможность эксплуатации поставляемых наборов должна быть подтверждена производителем инсулиновых помп, обеспечивающим гарантию и техническое обслуживание.» Кроме того, в нарушение требований закона и нормативных актов Департамент не потребовал от поставщика товара предоставить соответствующую декларацию и регистрационную документацию, подтверждающую установленные в требованиях аукциона характеристики закупаемого МИ, подтверждённые производителем инсулиновых помп, установленных у заказчика. В прилагаемых документах к протоколу о заключении контракта декларация на закупленный товар не содержит сведений о взаимодействии с установленной помпой, а в регистрационном удостоверении на МИ, приложенном к контракту инфузионные наборы ФАСТ-СЕТ 2 не указаны.

Тем не менее в нарушение требований закона, нормативных актов и при отсутствии указанных в аукционной документации обязательных регистрационных документов и подтверждений Департамент заключил государственный контракт. После заключения контракта Департамент дал указание о приёмке закупленного оборудования на Костромскую аптечную базу и выдал распоряжение о выдаче несоответствующих показаниям Лечащего врача медицинских изделий, что подтверждается выпиской из медкарты больного.

МИ в рамках оказания ВМП выписывается в соответствии с рекомендациям лечащего врача посредством подачи заявки, на основании выписного эпикриза из медицинской карты больного, в лекарственный отдел Департамента здравоохранения Костромской области в электронном виде по форме, утверждённой приказом Департамента от . В заявке указываются медицинские препараты, рекомендованные в показаниях лечащего врача, прописанные в выписном эпикризе из истории болезни. Однако Департаментом было предложено иное медицинское изделие- инфузионная система (модель) Fast Set-II, вариант исполнения Р8 206101 производства компании Уси Апекс.

В соответствии с Регистрационным удостоверением РНЗ 2016/3684, Приложением к данному РУ от 18.03.2019 года, Декларации о соответствии ГОСТ, представленным поставщиком в материалы аукционной документации указаны: «Наборы инфузионные стерильные для одноразового использования с принадлежностями». В соответствии с установленными данными МИ может эксплуатироваться только в полном составе, а именно с принадлежностями: «Набор стерильных резервуаров Fast Set-II, вариант исполнения Р8 100, в составе - резервуар -1 штука; коннектор- 1 штука.» Данная информация подтверждается в инструкции производителя «Уси Апекс». При этом указано что гарантия действительна только в случае использования набора и резервуара в соответствии с Инструкциями по эксплуатации производителя инфузионного набора, а не помпы. Указаний на совместимость с иными резервуарами, кроме указанных не имеется.

В Сведениях о предлагаемом к поставкам товара для заключения контракта поставщиком указано: Наименование товара- «Наборы инфузионные стерильные для одноразового использования с принадлежностями». Вариант исполнения: Fast Set-II, вариант исполнения Р8 206101». Однако в описании характеристик товара в составе устройства принадлежности, в нарушение требований регистрационного удостоверения, а именно: резервуар и коннектор, отсутствуют. Тем не менее Департамент закупил и поставил на аптечную базу КО некомплектный товар. Более того, в связи с отсутствием в составе МИ Fast Set-II принадлежностей, без которых система доставки инсулина не может работать, ответчик отдельно закупил и поставляет истцу резервуары, совместимые с установленной помпой компании « Медтроник Минимед Инк.», прописанной лечащим врачом, что само по себе хорошо, но лишает истца гарантии на предлагаемый ответчиком набор, что в случае согласия на его получение лишает пациента гарантии и на помпу и на инфузионный набор. Полагает, что такое положение вещей является злоупотреблением права со стороны ответчика, как уполномоченного органа, ответственного за качественное и своевременное обеспечение граждан качественной и своевременной медицинской помощью, гарантированной государством. В ходе рассмотрения Свердловским районным судом города Костромы № 2-2427/2021 получен официальный ответ от 22. 07. 2021 года от Росздравнадзора России, в котором указывается что согласно протокола № 436/12 исследуемые МИ эквивалентны в части функционального назначения, качественных и технических характеристик, однако согласно документам, содержащихся в регистрационном досье на медицинскую помпу компании «Медтроник» (установленную истцу), имеется предостережение о том, что «невозможно гарантировать оптимальную работу помпы в сочетании с резервуарами или инфузионными наборами других фирм...». В рамках рассмотрения Свердловским районным судом города Костромы № 2-2427/2021 получен официальный ответ от 06.07. 2021года от главного внештатного детского эндокринолога Минздрава России Петерковой В. А. в котором указывается что сведений о том, что инфузионные наборы компании «Уси Апекс» прошли исследования на совместимость с помпой компании « Медтроник» не имеется.

Полагает, что Департаментом здравоохранения Костромской области закупка наборов для инфузий, рекомендованных ей своевременно не произведен, необходимые по жизненным показаниям расходные материалы для инсулиновой помпы не представлены. Учитывая изложенное, бездействие Департамента здравоохранения КО по неосуществлению закупки жизненно необходимых ей не гарантирует клинического результата и безопасности использования инсулиновых помп производства «Медтроник МиниМед Инк.», США, совместно с инфузионными наборами компании «Уси Апекс Медикал Ко., Лтд.», Китай. Инфузионные наборы «&си Апекс Медикал Ко., Лтд.», Китай, никогда не проходили процесс государственной регистрации для совместного использования с инсулиновыми помпами производства «Медтроник МиниМед Инк.», США. Считает, что бездействие Департамента здравоохранения Костромской области по неосуществлению закупки жизненно необходимых ей устройств для инфузий и бездействие по обеспечению рецептов на их получение являются незаконными. Она вправе получать необходимые устройства для инфузий согласно выписанным рецептам, несвоевременная закупка данных медицинских изделий Департамента здравоохранения КО умаляет мои законные права на своевременное обеспечение медицинскими изделиями бесплатно.

Полномочиями в сфере здравоохранения, в частности, сфере обеспечения граждан лекарственными препаратами обладает, прежде всего, Департамент здравоохранения КО. Исходя из того, что сахарный диабет входит в Перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 890, при этом применяемая при его лечении инсулиновая помпа включена в Перечень медицинских изделий, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, она как лицо, страдающее сахарным диабетом, в силу указанного постановления вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты и средства медицинского назначения, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания. Поскольку в период установки инсулиновой помпы ММТ 722, названная помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе, она вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно изделий медицинского назначения и имеет право на обеспечение бесплатно данными медицинскими изделиями в полном объеме согласно медицинским показаниям. Невыполнение Департаментом здравоохранения КО возложенных обязанностей по обеспечению пациента-инвалида необходимыми медицинскими расходными материалами свидетельствует о существенном нарушении его прав на бесплатную медицинскую помощь, отсутствием надлежащего обеспечения рекомендованными заключением врача медицинскими расходными материалами.

За период с января 2021года по настоящее время Воскресенской О. А. по рецепту врача устройство для инфузии ММТ-399 (6 мм/60 см) - 10 шт. не предоставлялись. От получения медицинского изделия Фаст-сет компании Апекс она отказалась ввиду того, что устройства для инфузии не подходят по медицинским показаниям, не имеет ГРУ и вынужденное применение его вызывает у нее аллергическую реакцию. Использование инсулиновой помпы, которая установлена у нее, совместно с устройствами для инфузии других производителей, не гарантирует безопасности и оптимальной работы инсулиновых помп. Кроме того, в случае поломки инсулиновой помпы может быть исключена возможность гарантийного обслуживания. Непринятие мер к обеспечению указанными устройствами для инфузии влечет за собой нарушение прав гражданина на надлежащее обеспечение медицинскими изделиями.

Ответственность за своевременное, полное и качественное обеспечение Воскресенской О. А. необходимыми медицинскими изделиями возложено на Департамент здравоохранения Костромской области.

Просит признать незаконными бездействие Департамента здравоохранения Костромской области в части непринятия мер к обеспечению с первого января 2021 года по настоящее время медицинским изделием MiniMed Quick – Set ММТ-399 (6 мм/60 см) - 10 шт. в месяц Воскресенской О.А., года рождения, в соответствии с медицинскими показаниями.

Обязать восстановить нарушенные права на обеспечение лекарственными изделиями и совершить необходимые действия по обеспечению со стороны Департамента здравоохранения Костромской области Воскресенской О.А., года рождения, медицинским изделием MiniMed Quick – Set ММТ-399 (6 мм/60 см) - 10 шт. в месяц с первого января 2021 года в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности, за счет средств бюджета Костромской области.

К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на стороне ответчика привлечены ОГКУ «Агентство государственных закупок Костромской области», ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы».

В судебном заседании представитель истца Галичев С.В. уточненные требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

Представитель Департамента здравоохранения Костромской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены.

Третьи лица явку представителей не обеспечили, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 указанного Федерального закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29).

Согласно п. 16 ч. 2 ст. 14 данного Федерального закона, к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения относится утверждение порядка назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядка оформления этих бланков, их учета и хранения.

Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона).

Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 №1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

В разделе II Программы «Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно» указана в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), которая оказывается гражданам согласно разделу III Программы «Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно» при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.

Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 51 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).

Аналогичные приведенным выше положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 №1506, а также в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 №1610.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Постановлением Администрации Костромской области от 29.12.2020 №648-а утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

Согласно п. 3 указанной Программы, в рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную, и паллиативная специализированная медицинская помощь.

Согласно п. 11 Программы, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, указанным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 №2299 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

Согласно п. 19 Программы, гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с главой 2 Программы при следующих заболеваниях и состояниях: болезни эндокринной системы.

Согласно п. 32 Программы, источниками финансового обеспечения настоящей Программы являются средства областного бюджета и средства обязательного медицинского страхования.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 данного Федерального закона определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 №178-ФЗ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 №3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

Инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы к инсулиновой помпе (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 351940) набор для введения инсулина амбулаторный; резервуары к инсулиновой помпе (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 207670) резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы.

Согласно «Рекомендации по организации обеспечения граждан, больных сахарным диабетом, которым установлены инсулиновые помпы, расходными материалами к ним», утвержденной Минздравом России, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2018 №1506 терапевтическое лечение сахарного диабета и его сосудистых осложнений, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (в том числе с установкой инсулиновой помпы), осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования при оказании высокотехнологичной медицинской помощи.

Порядок назначения и выписывания медицинских изделий утвержден приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1181н. Согласно п. 2 Порядка, назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется: лечащим врачом медицинской организации; фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в установленном порядке. При выписывании рецептов на расходные материалы к инсулиновой помпе необходимо учитывать сведения технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) инсулиновой помпы, поставленной гражданину.

Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновой помпой. При этом использование по назначению инсулиновой помпы невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы и резервуара), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий, год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей -инвалидов.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).

В силу пунктов 1, 4 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится: организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

Согласно справке МСЭ от Воскресенская О.А., года рождения является инвалидом ... с детства (бессрочно).

Как следует из выписного эпикриза из истории болезни /С2019 Воскресенской О.А., находившейся на лечении в терапии диабета ...» Минздрава России с по . Согласно анамнеза жизни сахарный диабет 1 типа диагностирован ... в возрасте 6 лет. На момент прохождения лечения диабет 1 типа с осложнениями – диабетическая дистальная полинейропатия, сенсо-моторный тип. Диабетическая автономная нейропатия: нераспознаваемая гипогликемия

Поступила с жалобами на колебания гликемии от 2 до 13 ммоль/л, с частыми эпизодами гипогликемии, сопровождающиеся резкой слабостью, потливостью; судороги, в ногах, преимущественно в ночные часы. Госпитализирована планово, в счет средств ОМС, для коррекции инсулинотерапии, обучения навыкам эффективного самоконтроля сахарного диабета, комплексного обследования.

Проведено лечение в том числе помповая инсулинотерапия: в базис-болюсном режиме путем непрерывной подкожной инфузии аналога инсулина ультракороткого действия Аспарт (НовоРапид) с помощью инсулиновой помпы «Medtronik MiniMed Paradigm ММТ-722».

На фоне терапии отмечается положительная динамика в виде стабилизации показателей гликемии, снижения количества гипогликемий.

При выписке даны рекомендации по применению помпы Medtronik 722, а именно по использованию следующих расходных материалов к помпе: инфузионные наборы: устройство для инфузии MiniMed Quick-Set 6-9 мм или SURE-T (6 мм) или Silhouette 13 мм. Смена каждые трое суток, смена резервуара Медтроник 3,0 мл. 1 раз в 3-4 дня.

В связи с имеющимся заболеванием Воскресенская О.А. по месту жительства наблюдается у врача-эндокринолога ОГБУЗ «Городская больница города Костромы», которым осуществляется выписка рецептов на лекарственные препараты и медицинские изделия, согласно назначениям.

Как следует из пояснений сторон, до января 2021 года по рецептам, выписанным врачом- эндокринологом Воскресенская О.А. обеспечивалась инфузионными наборами, рекомендованными, согласно выписному эпикризу, иные расходные материалы, чем указаны в выписном эпикризе ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России, Воскресенской О.А. не назначались.

С января 2021 года инфузионные наборы к установленной ей помпе «Medtronik MiniMed Paradigm ММТ-722» не выдавались.

В 2021 году первый рецепт на устройство для инфуции MiniMed Quick-Set ММТ 399 ей был выдан 8 февраля 2021 года, однако при предъявлении данного рецепта в аптеке ей было выдано устройство Fast Set-II. На протяжении 2021 года рекомендованные к установленной помпе инфузионные наборы истице не выдавались. Указанные обстоятельства подтверждаются в том числе письмом Департамента здравоохранения Костромской области в адрес Прокуратуры Костромской области от , представленным в материалы гражданского дела по иску Прокурора г. Костромы в интересах Воскресенской О.А. к Департаменту здравоохранения Костромской области о взыскании денежных средств на приобретение лекарственных препаратов, рассмотренному мировым судьей судебного участка Свердловского судебного района г. Костромы. Согласно данного письма в течение 2021 года Воскресенская О.А. обеспечена 16 упаковками тест-полосок Сетеллит Экспресс , 11 упаковками резервуаров для инсулиновой помпы MiniMed и 2 упаковки инфузионных наборов Фаст Сет. То есть в течение 2021 года истица не обеспечивалась инфузионными наборами, рекомендованными медицинским учреждением, установившим помпу.

В результате использования Воскресенской О.А. инфузионных наборов Fast Set-II в течение 2021 года, в том числе под контролем специалистов в период стационарного лечения в ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.» с 18 ноября по , у нее была выявлена аллергическая реакция при использовании расходников Fast Set-II в виде местной гиперемии, сопровождающую местным зудом, высыпаниями по типу крапивницы с необходимостью применения антигистаминных препаратов. Рекомендовано использование оригинальных расходников при смене инфузионных наборов таких как MiniMed Quick-Set.

В ответ на обращение Воскресенской О.А. компания ООО «Медтроник», уполномоченный официальный представитель на территории Российской Федерации компании Medtronik, сообщило, что не подтверждает совместимость использования медицинского изделия «Наборы инфузионные стерильные для одноразового использования с принадлежностями» производства «Уси Апекс Медикал Ко., ЛТД «Китай» с инсулиновыми помпами компании Медтроник Минимад» США. Компания ООО «Медтроник» не гарантирует оптимальную работу инсулиновых помп производства «Медтроник Минимед» США в сочетании с резервуарами, инфузионными наборами и сенсорами других производителей и не несет ответственности за повреждения и /или неисправность инсулиновых помп, а также за неблагоприятные события, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации неоригинальных расходных материалов.

Проанализировав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит установленным, что Воскресенская О.А., как лицо, страдающее сахарным диабетом, в силу приведенного нормативно-правового регулирования, вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания, назначенные лечащим врачом.

Поскольку установленная Воскресенской О.А. инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе, Воскресенская О.А. вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно изделий медицинского назначения согласно медицинским показаниям.

В рассматриваемом случае обеспечение Воскресенской О.А. медицинскими изделиями осуществляется за счет средств регионального бюджета Департаментом здравоохранения Костромской области.

В нарушение приведенных положений законодательства обеспечение Воскресенской О.А. медицинскими изделиями - расходными материалами для инсулиновой помпы Медтроник ММТ722 - устройство для введения инсулина в соответствии с назначением лечащего врача не производится с января 2021 года.

Поскольку Департаментом здравоохранения Костромской области закупка наборов для инфузии, рекомендованных врачом Воскресенской О.А. не осуществлена, необходимые по жизненным показаниям расходные материалы для инсулиновой помпы ей не предоставлены.

Закупленные Департаментом и предложенные для предоставления наборы инфузионные Фаст Сет (вариант исполнения: Fast Set-II)», производства «УСИ Апекс Медикал Ко., Лтд.» Китай лечащим врачом Воскресенской О.А. не назначались, имеют иные характеристики в отличие от назначенных модификаций изделий, при этом исключены врачами для использования истицей ввиду проявления аллергической реакции.

Кроме того, возможность эксплуатации предлагаемых наборов совместно с установленной помпой не подтверждена производителем инсулиновых помп, обеспечивающим гарантию и техническое обслуживание, вопреки положениям аукционной документации.

Именно бездействие Департамента здравоохранения Костромской области, выразившееся в непринятии мер на протяжении 2021 года к обеспечению истицы медицинскими изделиями (инфузионными наборами) в рекомендованном лечащим врачом виде и количестве, влечет нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно. Решением мирового судьи судебного участка № 36 Свердловского судебного района г. Костромы от , вступившим в законную силу, с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Воскресенской О.А. взыскано в том числе денежные средства, затраченные в том числе на приобретение устройства для инфузии квик-сет - 8300 руб. Из материалов данного дела следует, что Воскресенской самостоятельно было приобретено 10 штук инфузионных наборов квик-сет ММТ-3399 (6мм/60см). С учетом вышеизложенного исковые требования Воскресенской О.А. подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Поскольку медицинские расходные материалы, обязанность по обеспечению которыми истца возложена на ответчика, необходимы для применения жизненно необходимых лекарственных препаратов, замедление исполнения решения может привести к негативным последствиям для здоровья истицы.

При таких обстоятельствах требования об обращении решения к немедленному исполнению суд находит обоснованными.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 212 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Воскресенской О.А. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента здравоохранения Костромской области, выразившееся в непринятии мер к обеспечению Воскресенской О.А. расходными материалами для инсулиновой помпы Медтроник 722 - устройство для инфузии MiniMed Quick-set MMT-399 (6мм/60 см) 10 штук в месяц с в соответствии с медицинскими показаниями.

Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Воскресенской О.А., года рождения расходными материалами для инсулиновой помпы Медтроник 722 - устройство для инфузии MiniMed Quick-set MMT-399 (6мм/60 см) в соответствии с назначением лечащего врача с января 2021 года до отмены/изменения назначения лечащего врача за счет средств бюджета Костромской области

Решение в части обязания Департамента здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Воскресенской О.А., года рождения расходными материалами для инсулиновой помпы Медтроник 722 - устройство для инфузии MiniMed Quick-set MMT-399 (6мм/60 см) в соответствии с назначением лечащего врача с января 2021 года до отмены/изменения назначения лечащего врача за счет средств бюджета Костромской области обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья