68RS0015-01-2021-002768-50
Дело № 2-1748/2021 (2-180/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2022 года г. Моршанск
Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Комаровой И.А.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации <адрес>, администрации Устьинского сельсовета <адрес> о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации <адрес>, администрации Устьинского сельсовета <адрес> о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований указал, что постановлением администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был предоставлен земельный участок под строительство частного жилого дома по ул. <адрес> Согласно разработанному генплану застройки Моршанским районным отделом архитектуры был изготовлен строительный паспорт на строительство жилого дома, регистрационный №, с датой изготовления ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия ДД.ММ.ГГГГ, со схемой разбивки жилого дома на земельном участке с актом выноса в натуре границ земельного участка, и передан застройщику под строительство, план земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ<адрес> филиалом областного Государственного унитарного предприятия «Тамбовоблархстрой» выдан проект на устройство водопровода и канализации. Своими силами и средствами на земельном участке истец возвёл объект незавершённого строительства, который находится на земельном участке и на сегодняшний день. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ признано право собственности на это незавершенное строительство, которое зарегистрировано в Росресстре ДД.ММ.ГГГГ Завезены строительные материалы на продолжение строительства. Из-за отсутствия денежных средств строительство приостановлено, но истец все время использовал земельный участок как для складирования на нём строительных материалов для строительства, так и для посадки овощных, ягодных, фруктовых культур, а также осуществляет скашивание сорной травы. Но в связи с незаконной сделкой по передаче в ДД.ММ.ГГГГ Устьинским сельским советом в аренду этого земельного участка ФИО4 с находящимися на нём двумя объектами незавершённого строительства (договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес>, который впоследствии апелляционным определением Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ был аннулирован, а ДД.ММ.ГГГГ снят с кадастрового учета), за период пользования истцом земельным участком большая часть строительных материалов истца неизвестными лицами с земельного участка были вывезены, а деревянный сруб пришел в негодность и подлежит демонтажу по заключению проектного института «<данные изъяты>». Ни администрация <адрес>, ни Устьинский сельский совет с ДД.ММ.ГГГГ и по сегодняшний день не предъявляли никаких претензий, не заявляли никаких возражений и не препятствовали пользованию истцом земельным участком. Орган местного самоуправления, выделивший на законных основаниях земельный участок истцу на праве аренды для строительства индивидуального жилого дома, не выносил каких-либо актов об отмене постановления о предоставлении земельного участка истцу или его аннулировании в связи с невыполнением истцом сроков строительства до настоящего времени.
Данный земельный участок № по <адрес> имеет выгодное положение, поскольку расположен в непосредственной близости от объектов инфраструктуры, рядом проходят все инженерные коммуникации, электричество, водопровод, канализация, которые находятся на балансе муниципального образования, и объект незавершенного строительства непосредственно уже к ним присоединен. Точка врезки газопровода находится в непосредственной близости от земельного участка, и он имеет инвестиционную привлекательность по сравнению с каким-либо другими участками, ещё не освоенными, находящимися в удалении от населённого пункта, и действительно свободными как от объектов незавершённого строительства, так и от прав третьих лиц. Поэтому истец предполагает, со стороны администрации и появились такие сложности и претензии при исполнении заявления истца в вынесении постановления об утверждении схемы расположения земельного участка и передаче этого участка ФИО1 в собственность по упрощенной процедуре – земельной амнистии.
На неоднократные обращения ФИО1 в администрацию <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов по упрощенной процедуре (дачная амнистия) на протяжении 3-х лет он постоянно получает отказ, администрация упорно предлагает оформить этот участок только в аренду на три года.
Истец считает, что имеет право на передачу бесплатно в собственность земельного участка по упрощенной процедуре (земельная амнистия) или его покупку. Под земельную амнистию попадают земельные участки, полученные до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Земельного кодекса РФ. Для земельных/дачных участков и расположенных на них построек разрешенных категорий упрощенное оформление права собственности по дачной амнистии является бессрочным, то есть оформить можно и после 1 марта 2015 года, и до 2031 года, и после. Для оформления земли в собственность требуется минимум два вида документов: кадастровый план и документ, который подтверждает факт передачи участка планируемому собственнику (договор купли-продажи, аренды и т.д.).
По мнению истца, у него есть все основания оформить право собственности на земельный участок по упрощенной процедуре (земельная амнистия), для этого необходимо было оформить кадастровый план на основании заявления истца в администрацию <адрес> путем утверждения схемы расположения земельного участка, но администрация <адрес> отказывала в удовлетворении заявления истца об утверждении схемы расположения земельного участка.
При обращении в регистрационную палату по <адрес>ДД.ММ.ГГГГг. получено Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета, но администрация <адрес> упорно отказывает истцу в выдаче постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, с целью постановки его на государственный кадастровый учет, хотя этот участок ДД.ММ.ГГГГ был выделен именно под строительство жилого дома, а это означает, что выделялся он в бессрочное пользование. При наличии кадастрового плана в регистрационной палате возможно было бы оформить этот участок в собственность по земельной амнистии.
На основании изложенного с учетом уточнений просит признать за ним право собственности на земельный участок, расположенный в кадастровом квартале №, по адресу: <адрес>, <адрес> площадью <данные изъяты> согласно схемы расположения земельного участка, подготовленного кадастровым инженером ФИО7, и возложить на администрацию <адрес> обязанность вынести постановление об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес> подготовленной кадастровым инженером ФИО7
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен, его интересы представляет ФИО2
В судебном заседании представитель истца ФИО1 – ФИО2, действующая по доверенности, исковые требования с учетом уточнения поддержала, по основаниям, изложенным в иске, и просила признать за ФИО1 право собственности на земельный участок, расположенный в кадастровом квартале №, по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 800 <данные изъяты>, согласно схемы расположения земельного участка, подготовленного кадастровым инженером ФИО7, и возложить на администрацию <адрес> обязанность вынести постановление об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес> подготовленной кадастровым инженером ФИО7 Кроме того представила суду письменные пояснения, из которых, кроме доводов изложенных в иске следует, что истец правомерно пользовался земельным участком на правах аренды, это подтверждается ст. 610 и ст. 621 ГК РФ. Доказательства того, что администрация Устьинского сельсоваета <адрес> или администрация <адрес> отказывались от договора аренды путем предупреждения ФИО1 за три месяца в какой-либо форме, в материалах дела отсутствуют. Административный порядок установления ненадлежащего использования земельного участка не установлен, следовательно, договор о предоставлении земельного участка во временное пользование на условиях аренды (договор временного пользования землей), заключенный с ФИО1, на данный момент является действующим. Оформить землю в собственность, если она в аренде, можно на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», согласно которому в упрощенном порядке (бесплатно) могут оформляться права граждан на земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса РФ (то есть до ДД.ММ.ГГГГ) для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного или гаражного строительства. При этом период упрощенного порядка оформления прав граждан на вышеназванные земельные участки никаким сроком не ограничиваются. Для оформления в собственность земельного участка по дачной амнистии необходим документ, который подтверждает факт передачи земельного участка в пользование или владение. Это может быть свидетельство (договор, акт) от муниципалитета о предоставлении участка в бессрочное пользование или пожизненно наследуемое владение, выписка из похозяйственной книги, и оформляется этот участок через Росреестр или муниципалитет. Если земельный участок передан не в бессрочное пользование, то следует обращаться в суд, как и поступил ФИО1, так как администрация <адрес> приняла позицию препятствия в оформлении в собственность или продаже по льготной цене. Считает, что на настоящий момент ответчиками нарушаются п.1 и п.2 ст. 10 ГК РФ, то есть налицо злоупотребление правом. Законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество является признанием со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц. Поэтому ФИО1 и обращается в суд о признании права собственности на земельный участок, которым владеет в течение 24 лет. За такой длительный период владения участком, ФИО1 приобрел право на оформление права на приобретательную давность через суд, так как согласно статьи 234 ГК РФ имеет право оформить земельный участок в собственность после 15 лет целевого использования земельного участка.
Представитель ответчика - администрации <адрес> - главный специалист юридического отдела ФИО8, действующая по доверенности, исковые требования не признала. При этом пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ему земельного участка в аренду сроком на 3 года под строительство частного жилого дома по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ указанный земельный участок площадью <данные изъяты> предоставлен истцу в аренду сроком на 3 года. Истец пользовался земельным участком, производил строительство жилого дома, как указано в исковом заявлении, ДД.ММ.ГГГГ истцу выданы строительные паспорта на устройство водопровода и канализации. Однако истец не воспользовался своим правом и не обратился в последующем для заключения договора аренды на указанный земельный участок. Фактически в данном случае документы не были дооформлены надлежащим образом, хотя на основании указанного постановления земельный участок был передан истцу для пользования и строительства жилого дома на 3 года. Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается. Так, максимальный срок договора аренды для завершения строительства собственникам объектов незавершенного строительства, составляет 3 года, т.е. по истечении 3 лет договор считается прекращенным. Данные обстоятельства указаны и в ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, где предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов, в том числе без проведения торгов предоставляются земельные участки, на которых расположены объекты незавершенного строительства, однократно, для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи (п.п.10 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ). В данном случае истец сам подтверждает факт прекращения аренды земельного участка, предоставленного сроком на 3 года, для строительства жилого дома, а представленные ими нормы только подтверждают факт не возможности предоставления земельного участка в собственность. Истец просит признать право собственности на земельный участок, предоставленный Постановлением администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на законы РФ о земельной амнистии, однако исполнение указанных требований администрацией <адрес> невозможно, поскольку порядок оформления земельного участка по так называемой «дачной амнистии», предполагает оформление земельного участка без участия органа местного самоуправления. В обоснование заявленных требований истец ссылается на ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», однако объект незавершенного строительства, расположенный на указанном земельном участке и принадлежащий истцу, зарегистрирован на основании решения суда, поэтому прошел порядок регистрации без предоставления правоустанавливающего документа на земельный участок, исключая возможность регистрации прав на данный земельный участок в соответствии с Земельным кодексом РФ и рядом иных нормативно правовых актов. Истец не правильно понимает и трактует закон, так как считает, что в законе конкретно говорится о едином праве, праве собственности на земельный участок. Однако вид права на земельный участок не предполагает конкретно собственность. В данном случае земельный участок ранее предоставлялся истцу в аренду, которая сама по себе является правом, но ограниченным. Кроме того, в соответствии с п. 21 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до ДД.ММ.ГГГГ или такой земельный участок предоставлен до ДД.ММ.ГГГГ в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом. Истец ссылается на ст.7 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имуществ», где п. 4 настоящего закона дополнен п. 9.1. Однако представленные нормы законодательства говорят о невозможности предоставления права на указанный земельный участок, расположенный под объектом незавершенного строительства, принадлежащий истцу на праве собственности, кроме как в аренду. Против признания за истцом права собственности на спорный земельный участок в порядке приобретательной давности, также возражают, поскольку ст. 234 ГК РФ предполагает передачу объекта недвижимости в собственность в силу приобретательной давности лицу, владеющему имуществом как своим собственным. Однако указанный земельный участок находится в государственной собственности, земельный участок предоставлен ФИО1 в аренду, это ограниченное право, поэтому истец не имел права полноценно им владеть и пользоваться, кроме как под строительство жилого дома, без полного распоряжения данным земельным участком. Кроме того, из п. 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при разрешение вопроса в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленным земельным законодательством. В данном случае земельный участок был предоставлен истцу в ограниченное право на основании договора аренды земельного участка. Таким образом, администрация <адрес> не нарушает права истца, так как в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства РФ у администрации района отсутствуют полномочия предоставления земельного участка в собственность. При этом возможность утверждения схемы расположения земельного участка существует при указании цели его образования, в адресованных в адрес администрации заявлениях истца предусмотренная законом цель образования земельного участка отсутствовала. Удовлетворение исковых требований истца повлечет за собой неисполнимость решения суда, так как действия администрации <адрес> исключают возможность предоставления указанного земельного участка в собственность истцу. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации Устьинского сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, от врио главы администрации Устьинского сельсовета <адрес>ФИО9 поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, отнесла разрешение данного спора на усмотрение суда.
Начальник отдела по земле и муниципальному имуществу администрации <адрес>ФИО10, допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обращался в администрацию <адрес> по поводу предоставления ему земельного участка в собственность, а также по поводу утверждения схемы расположения земельного участка. В соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ установлен общий порядок предоставления земельных участков в собственность, в аренду, постоянное бессрочное пользование. Если земельный участок не образован и на нем нет установленных границ, то гражданин должен обратиться с заявлением по предварительному согласованию по предоставлению земельного участка, приложив соответствующие документы. Заявление о предварительном согласовании и предоставлении земельного участка, а именно то, что должно содержаться в этом заявлении, установлено Земельным кодексом РФ. Самое основное необходимо указать, на основании чего человек желает получить земельный участок без торгов, выбрать из названной статьи ЗК РФ определенные в ней пункты. Так ст. 39.5 ЗК РФ содержит в себе сведения о том, кому бесплатно могут быть предоставлены земельные участки в собственность; статья 39.6 ЗК РФ предполагает аренду земельного участка. В своем заявлении ФИО1 писал, что хочет приобрести земельный участок бесплатно в собственность по дачной амнистии. Считает, что для ФИО1 единственным подходящим способом предоставления земельного участка является его аренда сроком на три года. Заявления ФИО1 о предварительном согласовании схемы земельного участка, были ему возвращены в связи с тем, что они не были должным образом оформлены. Возможность утверждения схемы земельного участка также отсутствовала. В соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ заинтересованное лицо изготавливает схему расположения земельного участка, в случае если его нужно образовать, и границы этого земельного участка не утверждены, как и сделал истец. Вторым пунктом подается заявление в полномочный орган <адрес> о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в случае если земельный участок предстоит образовать, либо границы земельного участка подлежат уточнению, должного заявления от ФИО1 так и не поступило. Постановление о предварительном согласовании подразумевает утверждение схемы земельного участка. Первым пунктом постановления прописывается, на каком праве предоставляется земельный участок, вторым пунктом идет образовать схему земельного участка и утвердить все атрибуты. Третьим пунктом указываются условия предоставления земельного участка, это постановка земельного участка на кадастровый учет. Вопросов к истцу по границам земельного участка не имеется, но отдельно образовать земельный участок без соответствующего права земельным законодательством не предусмотрено.
Представитель Управления Росреестра по Тамбовской области, привлеченный к участию в деле в качестве специалиста, не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, от начальника Межмуниципального отдела по Моршанскому и <адрес>м Управления ФИО11 поступил отзыв на исковое заявление, в котором она просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. При этом сообщает, что в Едином государственном реестре недвижимости нет записи о принятии на учет земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 были поданы документы на государственный кадастровый учет в отношении объекта – земельный участок, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>. В отношении данного земельного участка в соответствий с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление действий по государственному кадастровому учету были приостановлены в связи с не предоставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, на срок до ДД.ММ.ГГГГ Для устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, было рекомендовано предоставить дополнительно межевой план и утвержденную схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно положениям статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных названным кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Исходя из п. 3 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок площадью <данные изъяты> га для строительства жилого дома по <адрес> согласно разработанному генплану.
ДД.ММ.ГГГГ по заказу ФИО1 государственным архитектурно-строительным предприятием «Тамбовоблархстрой» был изготовлен строительный паспорт, который был согласован с соответствующими службами. Также была изготовлена схема разбивки жилого дома на земельном участке и были установлены в натуре границы земельного участка, выделенного ФИО1, что подтверждается актом выноса в натуре границ земельного участка и разбивки строений на земельном участке.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Моршанского городского коммунального хозяйства отделом архитектуры ФИО1 было выдано разрешение (ордер) № на производство земляных работ при строительстве индивидуального жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был подготовлен проект на устройство водопровода и канализации.
Постановлением администрации Устьинского сельсовета <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ присвоен номерной знак № земельному участку по адресу: поселок <адрес>, принадлежащему ФИО1.
Факт предоставления истцу земельного участка и присвоения номерного знака принадлежащему ФИО1 земельного участка подтверждается и представленными суду стороной истца справками администрации Устьинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.
На арендуемом земельном участке ФИО1 было начато строительство жилого дома, возведен объект незавершенного строительства.
Апелляционным определением Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО1, ФИО3 к администрации Устьинского сельского совета <адрес>, ФИО4 о признании недействительным договора аренды, признан недействительным договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Муниципальным образованием - Устьинский сельсовет <адрес> и ФИО4, с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес> категория земель: земли населенных пунктов (зона – Ж), разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, и аннулированы в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>
Решением Моршанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1, признано право собственности на объект незавершенного строительства в виде объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, площадью застройки <данные изъяты> со степенью готовности объекта незавершенного строительства 48 %, номер кадастрового квартала №
В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до ДД.ММ.ГГГГ или такой земельный участок предоставлен до ДД.ММ.ГГГГ в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Таким образом, приведенной нормой предусмотрено право лица, при наличии у него объекта незавершенного строительства, на заключение договора аренды земельного участка без торгов однократно для завершения строительства, при наличии предоставления такого земельного участка в аренду до ДД.ММ.ГГГГ
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 ЗК РФ. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется с предварительным согласованием предоставления земельного участка в случае если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусматривает: подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 неоднократно обращался в администрацию <адрес> по вопросу передачи ему земельного участка по адресу: <адрес>
Согласно представленным стороной ответчика данным, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в своем заявлении просил вынести постановление об образовании двух земельных участков согласно схемы расположения земельных участков, выполненной кадастровым инженером ФИО7 и передать ему в собственность вышеуказанный земельный участок.
При обращении ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь просил о вынесении администрацией постановления об образовании двух земельных участков из земельного участка с кадастровым номером № согласно схемы расположения земельных участков, выполненной кадастровым инженером ФИО7
Обращаясь ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 просил предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью <данные изъяты>, на основании предоставления земельного участка без проведения торгов пп. 3, п.8, ст. 39.8 ЗК РФ, в аренду сроком на двадцать лет.
ДД.ММ.ГГГГ при обращении с заявлением в администрацию, ФИО1 просил о предоставлении ему спорного земельного участок без проведения торгов, ссылаясь на ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», решение Моршанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, и приватизацию земельного участка.
Вышеуказанные заявления администрацией <адрес> были возвращены истцу письмами, соответственно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, с указанием на их недостатки и приложением копии заявления установленного образца на предоставление муниципальной услуги.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обратился с заявлениями об утверждении схемы расположения спорного земельного участка, выполненной кадастровым инженером ФИО7, и передачи ему в собственность данного земельного участка по упрощенной процедуре согласно дачной амнистии, ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
К указанному заявлению истцом были приложены схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в системе координат: мск 68, выполненная кадастровым инженером ФИО7; вышеуказанные постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ. №, справки администрации Устьинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№; справка кадастрового инженера ФИО12 подтверждающая обращение ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ году в ООО «<данные изъяты>» с заявлением о проведении межевания земельного участка, план границ земельного участка <адрес>, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ; уведомление Моршанского отдела Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении осуществления государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером № решение Моршанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. заявление было возвращено истцу в связи с несоответствием положениям п. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ и разъяснено на необходимость подачи заявления в администрацию о предварительном согласовании предоставления земельного участка и приложения к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; сообщения заявителя, содержащего перечень всех зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, принадлежащих на соответствующем праве заявителю; документа подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя.
Кроме того, указано, что в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка заявителю необходимо указать:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
3) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
4) цель использования земельного участка;
5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Заявителю разъяснено, что в настоящее время логично было бы предварительно согласовать предоставление земельного участка с последующим заключением договора аренды земельного участка на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, отразив это в заявлении о предварительном согласовании предоставлении земельного участка.
Требования к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.17 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 названной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 указанной статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Как следует из заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, вопреки вышеизложенным нормам права, в нем отсутствует указание на основания предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ оснований.
Указанное заявителем основание предоставления земельного участка по упрощенной процедуре согласно дачной амнистии, ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не предусмотрено подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.17 ЗК РФ.
Таким образом, администрацией <адрес> правомерно было возвращено заявление истца об утверждении схемы расположения спорного земельного участка и предоставлении ему в собственность земельного участка, ввиду отсутствия соответствующего основания и разъяснена возможность повторного обращения в администрацию по вопросу подготовки заявления и получению ответов во всем вопросам, возникающим в процессе оформления земельного участка.
Обращаясь с требованиями о признании права собственности на земельный участок, истец считает, что имеет право на передачу бесплатно в собственность земельного участка по упрощенной процедуре на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», а также на наличие зарегистрированного у него права собственности на объект незавершенного строительства, расположенный на данном земельном участке и ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Указанные доводы истца, по мнению суда, основаны на неверном толковании норм права.
Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан и на отдельные объекты недвижимого имущества» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Как установлено судом, спорный земельный участок постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ был предоставлен ФИО1 в аренду сроком на три года.
Вышеуказанным постановлением установлен режим права пользования земельным участком, срок пользования, в связи с чем доводы стороны истца о предоставлении земельного участка истцу в бессрочное пользование, является несостоятельными.
Учитывая, что земельные отношения, связанные с предоставлением земельных участков, возникают из актов органов местного самоуправления, то независимо от заключения сторонами договора аренды земельного участка, применение в рассматриваемом случае положений ст.3 п.9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» является неверным и возможности приобретения права собственности на земельный участок путем бесплатной передачи у истца не имеется.
Исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (ч.1 ст. 39.20 ЗК РФ).
Положения ст. 39.20 ЗК РФ не предусматривают возможности предоставления земельного участка в собственность для целей эксплуатации объектов незавершенного строительства, которые в соответствии со ст. 130 ГК РФ, п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, являются самостоятельным видом объектов недвижимости.
Занятые объектами недвижимого имущества земельные участки могут быть предоставлены в собственность по основанию, установленному ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ только для эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений, а не для объектов незавершенного строительства, поскольку в отличие от зданий и сооружений не могут быть использованы в соответствии с назначением до завершения строительства и ввода в эксплуатацию.
Таким образом, объекты незавершенного строительства, в том числе являющиеся объектами недвижимости, не указаны в статье 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации наряду со зданиями, сооружениями как объекты, для эксплуатации которых может быть предоставлен земельный участок в собственность без проведения торгов.
Ссылка стороны истца на часть 1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» согласно которой государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, является необоснованной, поскольку объект незавершенного строительства истца зарегистрирован на основании решения суда без предоставления правоустанавливающего документа на земельный участок.
При этом совокупное толкование выше приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что действующим земельным законодательством предусмотрено право собственника объекта незавершенного строительства, правомерно возведенного в период действия договора аренды и на основании надлежащих разрешительных документов на земельном участке, предоставленном для его строительства, на заключение (пролонгацию) после ДД.ММ.ГГГГ однократно договора аренды для завершения строительства без торгов на три года при условии, что такой земельный участок после указанной даты не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Необоснованными, по мнению суда, являются и доводы стороны истца о том, что право собственности на земельный участок может быть приобретено ФИО1 в порядке ст. 234 ГК РФ в силу следующего.
Так, согласно пункту 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается со дня поступления вещи в открытое владение добросовестного приобретателя, а в случае, если было зарегистрировано право собственности добросовестного приобретателя недвижимой вещи, которой он владеет открыто, - не позднее момента государственной регистрации права собственности такого приобретателя. (пункт 3 и пункт 4 статьи 234 ГК РФ).
Согласно разъяснений, данных в пунктах 15, 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Исходя из правового содержания и смысла указанной нормы закона, для приобретения права собственности на имущество по давности фактического владения необходимо иметь его во владении добросовестно (то есть не помимо воли собственника), такое владение должно быть открытым, очевидным для всех иных лиц, оно должно быть непрерывным в течение установленных законом сроков. Лишь при соблюдении всех трех перечисленных условий приобретательная давность может стать основанием права собственности фактического владельца имущества. При этом приобретательная давность распространяется лишь на случаи фактического, беститульного владения чужим имуществом. Наличие у владельца какого-либо юридического основания владения, то есть договора или иного соглашения с собственником относительно данного имущества, исключает действие приобретательной давности.
С учетом изложенного на истце лежит обязанность представить доказательства наличия совокупности следующих фактических обстоятельств: открытого владения имуществом; непрерывного владения имуществом; владения имуществом в течение установленного законом срока; добросовестное владение имуществом; владения имуществом как своим.
При рассмотрении спора установлено, что спорный земельный участок фактически передан истцу в ДД.ММ.ГГГГ в рамках договорного арендного обязательства.
Указанное обстоятельство свидетельствует об осведомленности истца об осуществлении им владения публичным имуществом, соответственно, отсутствии у него оснований возникновения права собственности на названный объект по признаку давностного владения, поскольку исключает наличие одного из необходимых признаков, установленных статьей 234 ГК РФ, - добросовестного владения.
По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку доказательств в обоснование требований о праве на бесплатное предоставление в собственность земельного участка истцом не представлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в указанной части.
Принимая во внимание отсутствие оснований у администрации <адрес> для предоставления в собственность земельного участка истцу, правомерное возвращение данным ответчиком заявлений истца о предоставлении земельного участка, в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на администрацию <адрес> вынести постановление об утверждении схемы расположения спорного земельного участка суд считает необходимым отказать.
Отказ в удовлетворении исковых требований не лишает истца права обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
В силу пункта 1 <данные изъяты> статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
При установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ответчика признаков злоупотребления правом, поскольку данные доводы являются исключительно субъективным мнением стороны истца и не подтверждаются представленными в дело доказательствами.
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым исковые требования ФИО1 к администрации <адрес>, администрации Устьинского сельсовета <адрес> о признании за ФИО1 права собственности на земельный участок, расположенный в кадастровом квартале №, по адресу: <адрес>, <адрес> площадью <данные изъяты> согласно схемы расположения земельного участка, подготовленной кадастровым инженером ФИО7 и возложении обязанности на администрацию <адрес> вынести постановление об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес> подготовленной кадастровым инженером ФИО7, оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к администрации <адрес>, администрации Устьинского сельсовета <адрес> о признании за ФИО1 права собственности на земельный участок, расположенный в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью <данные изъяты> согласно схемы расположения земельного участка, подготовленной кадастровым инженером ФИО7 и возложении обязанности на администрацию <адрес> вынести постановление об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес> подготовленной кадастровым инженером ФИО7, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Моршанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: И.А. Комарова
Решение составлено в окончательной форме: ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: И.А. Комарова