Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 августа 2022 года г. Новомосковск Тульской области
Новомосковский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Королевой А.А.,
при секретаре Якушиной О.А.,
с участием представителя истца старшего помощника Новомосковского городского прокурора Чистяковой Е.С., представителя ответчика администрации муниципального образования город Новомосковск по доверенности Ефанова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1749 по иску Новомосковского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Новомосковск, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 8» о понуждении к принятию мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
Новомосковский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Новомосковск, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 8» (далее МБОУ «СОШ № 8») о понуждении к принятию мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой г. Новомосковска Тульской области проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в МБОУ «СОШ № 8», расположенном по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Школьная, д. 13, учредителем которого является муниципальное образование город Новомосковск. Установлены нарушения: помещения кухни пищеблока, подвала, электрощитовой не защищены автоматической пожарной сигнализацией; не демонтирована сгораемая отделка на путях эвакуации здания (линолеум) класс пожарной опасности которой ниже КМ 2 (общие коридоры 2, 3, 4 этажей школы); помещение пищеблока в здании школы не выделены противопожарными перекрытиями и стенами не ниже 2-го типа; кабельные линии автоматической пожарной сигнализации выполнены из не огнестойких материалов в здании школы; автоматическая пожарная сигнализация выполнена не в соответствии со сводом правил, а именно в помещениях с двумя точечными пожарными извещателями ИПД 3.1 М необходимо добавить третий дымовой пожарный извещатель, либо заменить их на один дымовой пожарный извещатель типа ИП 212-90 (Один дома-2). Вышеуказанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации МБОУ «СОШ № 8», свидетельствуют о том, что со стороны руководства школьного учреждения, администрации муниципального образования город Новомосковск не принимаются исчерпывающие меры к обеспечению безопасности граждан, в том числе несовершеннолетних, в месте массового пребывания людей, чем нарушаются права неопределенного круга лиц. Выявленные нарушения создают реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, создают предпосылки причинения вреда в будущем, их характер свидетельствует о необходимости значительных временных затрат для их устранения. Просят обязать администрацию муниципального образования город Новомосковск в срок до 31 мая 2023 года обеспечить финансирование для проведения в МБОУ «СОШ № 8» работ в виде защиты помещения кухни пищеблока, подвала, электрощитовой автоматической пожарной сигнализацией; демонтажа сгораемой отделки на путях эвакуации здания (линолеум) класс пожарной опасности которой ниже КМ 2 (общие коридоры 2, 3, 4 этажей школы); выделить помещение пищеблока в здании школы противопожарными перекрытиями и стенами не ниже 2-го типа; выполнить кабельные линии автоматической пожарной сигнализации из не огнестойких материалов в здании школы; выполнить автоматическую пожарную сигнализацию в соответствии со сводом правил, а именно в помещениях с двумя точечными пожарными извещателями ИПД 3.1 М добавить третий дымовой пожарный извещатель, либо заменить их на один дымовой пожарный извещатель типа ИП 212-90 (Один дома-2). Обязать МБОУ «СОШ №8» не позднее 3 месяцев с момента выделения финансирования выполнить мероприятия направленные на освоение денежных средств, в целях устранения вышеуказанных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
Представитель истца старший помощник Новомосковского городского прокурора Чистякова Е.С. исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации муниципального образования город Новомосковск по доверенности Ефанов К.В. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что администрацией муниципального образования город Новомосковск надлежащим образом исполняются, предусмотренные п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия по финансовому обеспечению деятельности бюджетных учреждений начального, среднего и дополнительного образования. Полагает, что именно руководитель дошкольного образовательного учреждения является одновременно органом и должностным лицом, который может обеспечить исполнение заявленных прокурором исковых требований посредством закупки товаров (работ, услуг) в целях обеспечения соблюдения требований пожарной безопасности за счет средств, предоставляемых на исполнение выданного учреждению муниципального задания, в связи с чем, администрация муниципального образования город Новомосковск является ненадлежащим ответчиком. В удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования город Новомосковск просит отказать.
Представитель ответчика МБОУ «СОШ № 8» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, не просил отложить рассмотрение дела.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего закона.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ определено, что требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123 от 22 июля 2008 года (в ред. Федерального закона 10 июля 2012 года № 117-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Согласно ст. 21 Федерального закона от 21декабря 1994 года № 69-ФЗ меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и(или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Новомосковска МБОУ «СОШ № 8», расположенном по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Школьная, д.13, учредителем которого является муниципальное образование город Новомосковск, установлены следующие нарушения:
- помещения кухни пищеблока, подвала, электрощитовой МБОУ «СОШ № 8» не защищены автоматической пожарной сигнализацией;
- не демонтирована сгораемая отделка на путях эвакуации здания (линолеум) класс пожарной опасности которой ниже КМ 2 (общие коридоры 2, 3, 4 этажей школы);
- помещение пищеблока в здании школы не выделены противопожарными перекрытиями и стенами не ниже 2-го типа;
- кабельные линии автоматической пожарной сигнализации выполнены из не огнестойких материалов в здании школы;
- автоматическая пожарная сигнализация выполнена не в соответствии со сводом правил, а именно в помещениях с двумя точечными пожарными извещателями ИПД 3.1 М необходимо добавить третий дымовой пожарный извещатель, либо заменить их на один дымовой пожарный извещатель типа ИП 212-90 (Один дома-2).
В соответствии со ст. 123.22 ГК РФ муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1).
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено (пункт 5 ст. 123.22 ГК РФ).
Как усматривается из п.1.9 Устава МБОУ «СОШ № 8», учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование город Новомосковск, от имени которого функции и полномочия учредителя осуществляет администрация муниципального образования город Новомосковск.
В соответствии с п.1.11 Устава, образовательная организация является юридическим лицом, создана и зарегистрирована в соответствии с законодательством РФ, имеет имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевой счет в финансовом управлении администрации муниципального образования город Новомосковск.
Выявленные прокуратурой г. Новомосковска нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности создают реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, создают предпосылки причинения вреда в будущем, их характер свидетельствует о необходимости значительных временных затрат для их устранения.
17 июня 2022 года прокуратурой г. Новомосковска вынесено представление № об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Федеральным законом от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в ч. 10 ст. 5 предусмотрено, что имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономными учреждениями при его создании, должны быть достаточными для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа.
Положениями ст. 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетом из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ.
В соответствии с подп. 3.5 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч.1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Неопределенный круг лиц характеризуют такие признаки как многочисленность группы лиц, которая делает невозможным установление и привлечение в процесс потенциальных истцов; наличие общих вопросов права или факта для группы лиц; тождество предмета и основания иска; наличие общего ответчика и способа защиты права в суде; защита публичного (общественного) интереса как группового без индивидуализации материально-правовых требований для каждого; допустимость защиты определенно многочисленной группы без соучастия.
Население муниципального образования город Новомосковск, посещающие вышеуказанное здание дошкольного учреждения, обладают вышеперечисленными признаками, в связи с чем, настоящий иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц.
Вышеуказанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации МБОУ «СОШ № 8» г. Новомосковска свидетельствуют о том, что со стороны руководства школы администрацией муниципального образования город Новомосковск не принимаются исчерпывающие меры к обеспечению безопасности граждан, в том числе несовершеннолетних, в месте массового пребывания людей, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
При этом, по сообщению заместителя главы администрации муниципального образования город Новомосковска от 29 июня 2022 года, бюджет муниципального образования город Новомосковск является дефицитным, собственных доходов недостаточно для покрытия первоочередных расходов, так как темп роста доходов ниже темпа роста стоимости расходных обязательств. Бюджетом муниципального образования город Новомосковск по подпрограмме «Первичные меры пожарной безопасности в муниципальном образовании город Новомосковск» программы «Безопасный город» на мероприятия по пожарной безопасности выделено в 2022 году – 2402800 руб., на 2023 год - 7684000 руб., на 2024 год – 7084 руб.
Поскольку эксплуатация здания МБОУ « СОШ № 8», осуществляется в условиях, допускающих возможность осуществления деятельности с нарушениями требований законодательства о пожарной безопасности и с привлечением неопределенного круга лица, что является небезопасным, то исковые требования Новомосковского городского прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Новомосковского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования город Новомосковск, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 8» о понуждении к принятию мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования город Новомосковск (ИНН 7116129736, ОГРН 1067116004130) в срок до 31 мая 2023 года, обеспечить финансирование для проведения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 8» работ в виде: защиты помещения кухни пищеблока, подвала, электрощитовой автоматической пожарной сигнализацией; демонтажа сгораемой отделки на путях эвакуации здания (линолеум) класс пожарной опасности которой ниже КМ 2 (общие коридоры 2, 3, 4 этажей школы); выделить помещение пищеблока в здании школы противопожарными перекрытиями и стенами не ниже 2-го типа; выполнить кабельные линии автоматической пожарной сигнализации из не огнестойких материалов в здании школы; выполнить автоматическую пожарную сигнализацию в соответствии со сводом правил, а именно в помещениях с двумя точечными пожарными извещателями ИПД 3.1 М добавить третий дымовой пожарный извещатель, либо заменить их на один дымовой пожарный извещатель типа ИП 212-90 (Один дома-2).
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» (ИНН 7116031586, ОГРН 1027101414438) не позднее 3 месяцев с момента выделения финансирования выполнить мероприятия, направленные на освоение денежных средств, в целях устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, а именно работ в виде: защиты помещения кухни пищеблока, подвала, электрощитовой автоматической пожарной сигнализацией; демонтажа сгораемой отделки на путях эвакуации здания (линолеум) класс пожарной опасности которой ниже КМ 2 (общие коридоры 2, 3, 4 этажей школы); выделить помещение пищеблока в здании школы противопожарными перекрытиями и стенами не ниже 2-го типа; выполнить кабельные линии автоматической пожарной сигнализации из не огнестойких материалов в здании школы; выполнить автоматическую пожарную сигнализацию в соответствии со сводом правил, а именно в помещениях с двумя точечными пожарными извещателями ИПД 3.1 М добавить третий дымовой пожарный извещатель, либо заменить их на один дымовой пожарный извещатель типа ИП 212-90 (Один дома-2).
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Новомосковский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 августа 2022 года.