05RS0031-01-2023-000207-53
Дело № 2-1749/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала, 04.07.2023
мотивированное: 11.07.2023
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе судьи Чоракаева Т.Э.
при секретаре Мухтарове М.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдулгапурова ФИО6 к Комитету по лесному хозяйству Республики Дагестан и Управлению Росреестра по РД об обязании переоформить договор аренды земельного участка лесного фонда для осуществления рекреационных от 02.12.2011 в целях приведения в соответствие с действующим законодательством с разрешенным использования – для осуществления рекреационной деятельности, обязании обеспечить представление необходимых материалов в Управление Росреестра по РД в целях осуществления государственного кадастрового учёта и регистрации прав на арендуемый земельный участок лесного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Абдулгапуров А.М. обратился в суд с первоначальными исковыми требованиями к Комитету по лесному хозяйству Республики Дагестан об обязании зарегистрировать договор аренды земельного участка лесного фонда для осуществления рекреационных целей от 02.12.2011, присвоить кадастровый номер арендуемому земельному участку.
В последующем истцом уточнены исковые требования к Комитету по лесному хозяйству Республики Дагестан, ставится вопрос об обязании переоформить договор аренды земельного участка лесного фонда для осуществления рекреационных целей от 02.12.2011 в целях приведения в соответствие с действующим законодательством с разрешенным использования – для осуществления рекреационной деятельности, обязании обеспечить представление необходимых материалов в Управление Росреестра по РД в целях осуществления государственного кадастрового учёта и регистрации прав на арендуемый земельный участок лесного фонда.
Также от представителя истца Абдулгапурова А.М. поступил отказ от иска в части исковых требований к Управлению Росреестра по РД.
Определением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 04.07.2023 отказ от иска в части требований к Управлению Росреестра по РД принят судом, производство по делу в данной части прекращено.
В обоснование уточнённого иска указывается на то, что ранее 02.12.2011 между ФГУ «Махачкалинский лесхоз» (правопреемник – ГКУ РД «Махачкалинское лесничество») и истцом Абдулгапуровым А.М. был заключён договор аренды земельного участка лесного фонда для осуществления рекреационных целей. Актом приёма-передачи от 02.12.2011 земельный участок передан арендатору – истцу Абдулгапурову А.М. Указанный земельный участок открыто и добросовестно использовался истцом, им вносилась соответствующая арендная плата. Согласно ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ. Истец обратился к ответчику с заявлением о перерегистрации договора аренды, однако письмом от 23.06.2022 истцу указывается на необходимость представить зарегистрированный в Управлении Росреестра по РД договор аренды. Указанный отказ истец считает незаконным. За защитой нарушенного права истец был вынужден обратиться в суд.
Письменные возражения на иск не поступили.
Надлежаще извещенные стороны на рассмотрение дела не явились (представителей не направили), о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
С учётом наличия сведений о надлежащем извещении суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Истцом Абдулгапуровым А.М. на рассмотрение и разрешение судом поставлены вопросы об обязании Комитета по лесному хозяйству РД переоформить договор аренды земельного участка лесного фонда для осуществления культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей от 02.12.2011 в целях приведения в соответствие с действующим законодательством с разрешенным использования – для осуществления рекреационной деятельности, обязании обеспечить представление необходимых материалов в Управление Росреестра по РД в целях осуществления государственного кадастрового учёта и регистрации прав на арендуемый земельный участок лесного фонда.
Как следует из материалов гражданского дела, 02.12.2011 между арендодателем – Агентством по лесному хозяйству и арендатором Абдулгапуровым А.М. заключён договор аренды земельного участка лесного фонда, площадью 600 кв. м, сроком на 49 лет, расположенного в квартале 1, выд. 6 (бывший квартал № 12, выдел № 6) Лесопаркового участкового лесничества ГУ «Махачкалинское лесничество» Махачкалинского лесхоза.
Актом приёма-передачи от 02.12.2011 подтверждается передача указанного земельного участка истцу.
Срок действия указанного договора аренды от 02.12.2011 на момент рассмотрения гражданского дела не истёк.
16.06.2022 истец обратился к ответчику за изданием распоряжения об образовании лесного участка.
23.06.2022 истцу ответчиком направлен ответ, согласно которому необходимо представить зарегистрированный в Управлении Росреестра по РД договор аренды.
Истец обратился в Управление Росреестра по РД за регистрацией договора аренды, однако в регистрации было отказано, поскольку земельный участок не прошёл кадастровый учёт.
Таким образом, как следует из рассматриваемого иска, истец оказался в безвыходном положении, когда регистрация договора аренды требует кадастрового учёта земельного участка, а кадастровый учёт земельного участка требует регистрации договора аренды.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 4 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009.
Согласно ч. 2 указанной статьи для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с ЛК РФ осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
При этом в соответствии с п. 2 указанной статьи, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно ч. 1 ст. 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных ч. 3 настоящей статьи, ч. 1 ст. 74 ЛК РФ.
В силу ч. 6 данной статьи порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Типовые договоры аренды лесных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса (ч. 7 ст. 73.1 ЛК РФ).
Согласно п. 2, 3, 7 Приказа Минприроды РФ 04.10.2007 № 258 «Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации» для приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278) лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (заявление о переоформлении). Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование, а в <адрес> - в соответствующий территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства (далее - уполномоченный орган). По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (далее - решение).
В настоящее время данный приказ утратил силу в связи с истечением срока переоформления договоров аренды, однако для рассматриваемых правоотношений он имеет значение, поскольку переоформление договора аренды подлежало проведения по утвержденному данным нормативным правовым актом алгоритмы.
Согласно п. 2 Порядка для приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278) (далее - Лесной кодекс Российской Федерации) лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (заявление о переоформлении).
В соответствии с п. 3 Порядка заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование, а в Московской области - в соответствующий территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства (далее - уполномоченный орган).
В силу п. 6 Порядка срок рассмотрения заявления о переоформлении и прилагаемых к нему документов не должен превышать 30 дней с даты их получения.
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (далее - решение) (п. 7 Порядка).
Согласно п. 9 Порядка решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05. 2007 № 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», или договора безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Таким образом, действовавший на тот момент порядок перезаключения договора аренды не предполагал отказ в переоформлении договора. Основания для отказа в перезаключении договора Порядком также не предусмотрены.
Истечение срока переоформления договора не может служить основанием для отказа в его переоформлении, поскольку само по себе непроведение такого переоформления не влечёт прекращение арендных отношений.
Из материалов гражданского дела следует, что арендные отношения между истцом и ответчиком сохранялись, арендатор продолжает использовать земельный участок, арендодатель не предпринял никаких действий по изъятию земельного участка, продолжил принимать арендную плату, доказательства обратного ответчиком в суд не представлены.
С учётом изложенного судом не установлены основания для вывода о прекращении арендных отношений. При этом, несмотря на окончание срока приведения арендных договоров к требованиям действующего законодательства, истечение такого срока не является препятствием к проведению процедуры переоформления договора аренды.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные Абдулгапуровым А.М. исковые требования основаны на законе, являются обоснованными и подлежат удовлетворению с возложением на ответчика обеспечить представление необходимых материалов в Управление Росреестра по РД в целях осуществления государственного кадастрового учёта и регистрации прав на арендуемый земельный участок лесного фонда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Абдулгапурова ФИО7 к Комитету по лесному хозяйству Республики Дагестан удовлетворить.
Обязать Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан переоформить с ФИО2 договор аренды земельного участка лесного фонда,расположенного в квартале 1, выд. 6 (бывший квартал №, выдел №) Лесопаркового участкового лесничества ГУ «Махачкалинское лесничество» Махачкалинского лесхоза, для осуществления рекреацинных целей от ДД.ММ.ГГГГ в целях приведения в соответствие с действующим законодательством с разрешенным использования – для осуществления рекреационной деятельности,
Обязать Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан обеспечить представление необходимых материалов в Управление Росреестра по РД в целях осуществления государственного кадастрового учёта и регистрации прав на арендуемый Абдулгапуровым ФИО8 земельный участок лесного фонда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
/подпись/ Судья Т.Э. Чоракаев
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> | <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |