ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-174/11 от 03.02.2011 Хабаровского гарнизонного военного суда (Хабаровский край)

Копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 февраля 2011 года г. Хабаровск

Хабаровский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего судьи Остапенко С.В.,

при секретаре Брыкине А.Ю.,

с участием заявителей, представителя должностного лица капитана Саржана А.А., в открытом судебном заседании в расположении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлениям военнослужащих войсковой части ##### старшего лейтенанта Ступникова Александра Викторовича, лейтенанта Шакуло Дениса Васильевича об оспаривании действий командующего войсками Восточного военного округа, связанных с досрочным увольнением заявителей с военной службы в запас,

УСТАНОВИЛ:

Ступников А.В. и Шакуло Д.В. обратились в суд с заявлениями, в которых с учетом уточнений просили признать действия командующего войсками Восточного военного округа (далее - ВВО), связанные с досрочным увольнением их с военной службы неправомерными, признать приказы названного должностного лица от xx.xx.xxxx года #####, от xx.xx.xxxx года ##### в части досрочного увольнения их с военной службы неправомерным и недействующими со дня их издания и обязать командующего войсками ВВО названные приказы в этих частях отменить.

В обоснование своих требований Ступников А.В. и Шакуло Д.В. в суде, каждый в отдельности, показали, что упомянутыми выше приказами они были незаконно уволены с военной службы на основании п.п. «е.1» пункта 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» - в связи с нарушением запретов, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закона) однако они не занимались никакой предпринимательской деятельностью, не использовали финансовые средства и имущество части, не получали никаких вознаграждений, ссуд и т.д. перечисленных в названном пункте Закона. В беседе с командованием против досрочного увольнения с военной службы по указанным основаниям они возражали, на аттестационную комиссию их не приглашали, провели которую без их участия, в связи с чем, нарушены их права, предусмотренные ФЗ «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе».

Представитель должностного лица капитан Саржан А.А. требования заявителей не признал и в суде пояснил, что оспариваемые приказы командующего войсками округа в части касающейся заявителей были изданы на основании представлений к увольнению в запас, направленных по команде командиром войсковой части #####. Заявители были представлены к увольнению с военной службы в связи нарушением запретов, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» (п.п. «е.1» п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), в связи с тем, что Ступников А.В. приговором Краснореченского гарнизонного военного суда от xx.xx.xxxx года признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ и ему назначено наказание в виде штрафа, без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в отношении Шакуло Д.В. военной прокуратурой xx.xx.xxxx года возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ.

Ст. 27.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что на военнослужащего распространяются ограничения, запреты и обязанности установленные ст. 17, 18, 20 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Совершив указанные преступления заявители нарушили определенные ст. 27.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» обязанности и запреты, на основании чего были рассмотрены на заседании аттестационной комиссии войсковой части 46102 и комиссия ходатайствовала о досрочном увольнении последних по указанному основанию. При таких обстоятельствах оспариваемые приказы командующего войсками округа были изданы в соответствии с действующим законодательством, в пределах предоставленных должностному лицу полномочий.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.п. «е.1» ч. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с нарушением запретов, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от xx.xx.xxxx года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

В соответствии с п. 7 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение; использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы; получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами; принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных государств, международных и иностранных организаций; выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями; использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 27.1 этого Закона, на военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от xx.xx.xxxx года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации. Установление таких исключений и определение военнослужащих, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из копии приговора Краснореченского гарнизонного военного суда от xx.xx.xxxx года усматривается, что Ступников А.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей, без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; из объяснений Шакуло Д.В., представления к увольнению его с военной службы, рапорта военного прокурора Бикинского гарнизона от xx.xx.xxxx года усматривается, что военной прокуратурой xx.xx.xxxx года в отношении последнего возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ.

Как усматривается из копий выписок из протокола заседания аттестационной комиссии войсковой части 46102 от xx.xx.xxxx года, комиссия приняла решение ходатайствовать перед вышестоящим командованием об увольнении заявителей с военной службы в связи с нарушением ими запретов, связанных с прохождением военной службы.

Как видно из копий представлений к увольнению заявителей с военной службы последними нарушены п.п. 1,2,8,13 п. 1 ст. 18 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии с представленными копиями листов бесед с заявителями Ступников А.В. и Шакуло Д.В. возражали против увольнения их с военной службы, в том числе по указанному основанию.

Из выписок из приказов командующего войсками округа от xx.xx.xxxx года #####, от xx.xx.xxxx года ##### усматривается, что Шакуло Д.В. и Ступников А.В., соответственно, досрочно уволены с военной службы на основании п.п. «е.1» ч. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии со ст. 6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», должностное лицо обязано документально доказать законность обжалуемых действий.

Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу данной нормы заявитель не обязан доказывать различного рода обстоятельства, на основе которых может быть сделан вывод о незаконности оспариваемого акта или действия (бездействия). Указывая на нарушение своих прав, свобод или охраняемых законом интересов, заявитель должен конкретизировать их (со ссылкой на соответствующие правовые нормы), но не обязан приводить исчерпывающих доводов о несоответствии оспариваемого акта, действия (бездействия) законам или иным нормативным актам. Бремя доказывания законности оспариваемого акта или действия (бездействия), а также наличия или отсутствия обстоятельств, которые согласно действующему законодательству являются основанием для принятия того или иного акта или для совершения правоприменительных действий, возложено на орган, принявший оспариваемый акт, на органы и лиц, совершивших оспариваемое действие (бездействие).

В соответствии с пунктом е. 1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с нарушением запретов, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», тем самым законодатель указал допущение названных нарушений в их совокупности.

В судебное заседание не были представлены какие-либо доказательства о том, что заявителями были допущены нарушения запретов, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от xx.xx.xxxx года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования заявителей подлежат удовлетворению, поскольку признание виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ, равно как и возбуждение уголовного дела по признакам такого же преступления в отношении последних не является основанием для досрочного увольнения Ступникова А.В. и Шакуло Д.В. с военной службы по п.п. «е.1» ч. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а оспариваемые приказы в этих частях подлежат отмене.

Руководствуясь ст. ст. 198, 199, 257, 258 ГПК РФ, военный суд

РЕШИЛ:

Заявления Ступникова Александра Викторовича, Шакуло Дениса Васильевича удовлетворить.

Признать неправомерными действия командующего войсками Восточного военного округа, связанные с досрочным увольнением Ступникова А.В. и Шакуло Д.В. с военной службы.

Признать приказы командующего войсками Восточного военного округа от xx.xx.xxxx года #####, от xx.xx.xxxx года ##### в части досрочного увольнения с военной службы с зачислением в запас Ступникова А.В. и Шакуло Д.В., соответственно, неправомерными, недействующими со дня их издания и обязать упомянутое должностное лицо названные приказы в этих частях отменить.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Хабаровский гарнизонный военный суд в течение 10-ти дней после его изготовления в окончательной форме.

Подлинное за надлежащей подписью.

Верно: Председательствующий по делу

С.В. Остапенко

Секретарь судебного заседания

А.Ю. Брыкин