ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-174/18 от 01.11.2018 Неманского городского суда (Калининградская область)

. Дело №2-174/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 ноября 2018 г. г. Неман

Неманский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Шевченко И.В.,

при секретаре Смолиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, третьего лица ООО «Наш-Дом» к администрации МО «Неманский городской округ», третьему лицу ООО «ЖилКомСервис» о признании незаконными результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Неманского городского округа, в части признания ООО «ЖилКомСервис» единственным участником конкурса и передачи ему для подписания проекта договора по управлению многоквартирным жилым домом,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 изначально обратилась в суд с административным иском к администрации МО «Неманский городской округ» (далее Администрация) о признании незаконным опубликованного в газете «Неманские вести» 24 января 2018 г. решения органа местного самоуправления - Администрации от 19 января 2018 г. о передаче ООО «ЖилКомСервис» для подписания проекта договора управления многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>. При этом административный истец ссылался на то, что в соответствии с постановлением и.о. главы Администрации ФИО2 №1156 от 12 декабря 2017 г., опубликованному в газете «Неманские вести» от 13 декабря 2017 г., назначено проведение конкурса на право заключения договора управления многоквартирными домами на территории Неманского городского округа. 24 января 2018 г. в газете «Неманские Вести» было опубликовано информационное сообщение, согласно которому 19 января 2017 г. единственному участнику конкурса ООО «ЖилКомСервис» Администрацией передан проект договора по управлению многоквартирным домом. 02 февраля 2018 г. в газете «Неманские вести» ООО «ЖилКомСервис» информировало собственников жилых помещений, многоквартирные дома которых были включены в конкурсную документацию, о необходимости заключить договор управления домом с ООО «ЖилКомСервис». Только после этого она узнала, что многоквартирный <адрес> в <адрес>, в котором она проживает и является собственником <адрес>, передан в управление ООО «ЖилКомСервис» (дом указан в Лоте конкурсной документации). Вместе с тем, 11 сентября 2017 г. собственниками помещений данного многоквартирного дома было проведено внеочередное общее собрание, на котором выбран способ управления домом – управляющая организация ООО «Наш Дом» (отражены в протоколе под вторым и третьим вопросами), но при этом решено отказаться от договора управления (четвертый вопрос) и заключить с ООО «Наш-Дом» договор подряда (пятый вопрос). Решения, принятые собственниками помещений на общем собрании, были реализованы и никем не оспорены. Ею (ФИО1), как старшей по дому, и ООО «Наш-Дом» по поручению собственников помещений 28 сентября 2017 г. и 13 октября 2017 г. направлены в Администрацию заявления с приложением к нему копии протокола внеочередного общего собрания собственников, а также иной документации, подтверждающей законность принятых на общем собрании решений. Таким образом, в соответствии с положениями п.3 ч.2 ст.161 Жилищного кодекса РФ собственники жилых помещений выбрали способ управления их многоквартирным домом, заключив договор подряда с ООО «Наш-Дом», и отказавшись от заключения договора управления, руководствуясь экономической целесообразностью (плата за 1 кв.м. составила 8 руб., что значительно ниже расценок на услуги иных управляющих организаций). Из пункта 1.1 указанного договора подряда явствует, что собственники, имеющие в праве собственности жилые (нежилые) помещения и доли в праве обшей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в размере, пропорциональном размеру общих площадей вышеуказанных помещений, передают, а ООО «Наш-Дом» принимает полномочия по текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и выполнение заявок (начисления квитанций, предоставление актов, смет, паспортный стол, диспетчер - являются предметом договора) от имени и за счет средств собственников в соответствии с долями собственников. Положения договора подряда соответствуют требованиям, как гражданского, так и жилищного законодательства Российской Федерации, и в целом исполняются сторонами. В силу Постановления Правительства РФ №75 от 6 февраля 2006 г. «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом» конкурс проводится, если собственники помещений в многоквартирном жилом доме не выбрали способ управления этим домом. С учетом изложенного, она считает, что административный ответчик при организации и проведении конкурса, а также передаче для подписания ООО «ЖилКомСервис» проекта договора управления многоквартирным домом по <адрес>, нарушает действующее законодательство и её права, как собственника жилого помещения, возлагая незаконную обязанность по заключению дополнительного договора управления многоквартирным домом с ООО «ЖилКомСервис» при наличии договорных отношений с ООО «Наш-Дом», тем самым нести дополнительные и необоснованные расходы на содержание и текущий ремонт.

В ходе рассмотрения дела истец ФИО1, неоднократно уточняя и изменяя требования, просила признать незаконными результаты проведенного 15 января 2018 г. открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Неманского городского округа, оформленные протоколами конкурсной комиссии от 15 февраля 2018 г., в части признания ООО «ЖилКомСервис» единственным участником конкурса и передачи ему для подписания проекта договора по управлению многоквартирным жилым домом по <адрес>. В обоснование своих уточненных требований истец указала, что ранее указанный многоквартирный дом находился в управлении ООО «Жилкомсервис». В связи с аннулированием лицензии на право управления многоквартирными домами у данной управляющей организации и невозможностью осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами 21 июля 2017 г. ООО «Жилкомсервис» в газете «Неманские вести» опубликовано уведомление о прекращении деятельности на территории Неманского городского округа с 01 октября 2017 г.. 03 августа 2017 г. Министерство регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области направило в адрес Администрации письмо, в котором уведомило орган местного самоуправления о прекращении действия лицензии у ООО «Жилкомсервис» и одновременно со ссылкой на положения ч.4 ст.200 Жилищного Кодекса РФ органу местного самоуправления было предложено инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах для решения вопроса о выборе способа управления домами (о данном письме истец узнала только в ходе судебного заседания – 8 июня 2018 г.). Ответчик уклонился от возложенной на него в силу закона обязанности и организовал проведение открытого конкурса на право заключение договора управления многоквартирными домами на территории Неманского городского округа. Однако, 31 августа 2017 г. конкурс признан несостоявшимся, и орган местного самоуправления проводит новый конкурс, который состоялся 4 октября 2017 г., но его результаты, как проведенного с нарушением закона, были аннулированы Управлением федеральной антимонопольной службы по Калининградской области. После этого орган местного самоуправления вновь уклонился от возложенной на него обязанности, предусмотренной ч.4 ст.200 ЖК РФ, и опубликовал 13 декабря 2017 г. информационное сообщение о проведении нового открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Неманского городского округа (результаты которого оспариваются). Не соблюдение требований ч.4 ст.200 ЖК РФ повлекло нарушение её прав на личное участие в собрании и волеизъявление по вопросам способа управления многоквартирным домом. Кроме того, в нарушение п.48 Правил проведения отрытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ №75 от 06 февраля 2006 г., Администрация не уведомила о дате проведения конкурса всех собственников помещений их многоквартирного дома путем размещения в местах удобных для ознакомления (доски объявлений во всех подъездах или в пределах земельного участка на котором расположен дом), чем нарушил её право на получение своевременной и достоверной информации о проведении конкурса именно по её дому. Из публикации в газете «Неманские Вести» от 13 декабря 2017 г. о проведении конкурса не представлялось возможным определить список домов включенных в конкурсную массу. Следует отметить, что ответчиком не представлено доказательств своевременного, как того требуют положения пунктов 90 и 92 Правил проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса), предоставления в орган местного самоуправления ООО «ЖилКомСервис» договора страхования ответственности, нотариально заверенную копию. В суд ответчиком представлена нотариально заверенная лишь 12 июня 2018 г. копия договора страхования ответственности. При этом список застрахованных домов (приложение №5) страховой компанией – <адрес> не подписан. С учетом изложенного, ООО «ЖилКомСервис» признается уклонившимся от заключения договора управления многоквартирными домами, а следовательно дом <адрес> не может находиться в управлении ООО «ЖилКомСервис». В силу п.5 Правил проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса. Перечисленные ею (ФИО1) нарушения процедуры проведения конкурса, допущенные ответчиком, являются существенными. Незаконное навязывание ей и иным собственникам услуг по управлению домом ООО «ЖилКомСервис», которой она не доверяет, наблюдая в ней тех же работников, что и в прежней управляющей компании ООО «Жилкомсервис», нарушает её права.

Суд, с учетом уточненных требований, перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца привлечены собственники жилых помещений, расположенных в жилом доме <адрес> ФИО3 ФИО4 ФИО5, ФИО6 ФИО7 ФИО8, ФИО9 ФИО10, ФИО11, действующая в интересах <данные изъяты> ФИО12, ФИО13 ФИО14, ФИО15 ( ФИО16 Никель Виктор ФИО17, ФИО18 ФИО19, ФИО40 ФИО20 ФИО21 ФИО22 ФИО23 ФИО24, ФИО25, действующая в своих интересах и <данные изъяты> ФИО26 ( ФИО27 в лице законного представителя ГБСУСО Калининградской области «Советский психоневрологический интернат» ФИО28 ФИО29 ( ФИО30 ФИО31 ФИО32, ФИО33 ФИО34 ФИО35 ФИО36 ФИО37 ФИО38 (определения от 17 июля 2018 г., 7 августа 2018 г.).

В судебном заседании истец ФИО1 и её представитель адвокат Брык О.И., действующий на основании ордера от 21 мая 2018 г., поддержали уточненные требования по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика – ФИО39, действующий на основании доверенности от 28 апреля 2018 г., в судебном заседании заявил, что администрация Неманского городского округа заявленные требования не признает, ссылаясь на то, что многоквартирный <адрес> правомерно включен в конкурсную массу, так как собственниками помещений не реализован способ управления многоквартирным домом, каковым для данного дома, в котором количество квартир составляет более 30, могут быть: - управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (п.2 ст.161 ЖК РФ); - управление управляющей организацией (п.3 ст.161 ЖК РФ). Представленный протокол внеочередного собрания собственников помещений от 11 сентября 2017 г. не соответствует Требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25 декабря 2015 г. №937/пр. Во исполнение требований ч.5 ст.200 ЖК РФ органом местного самоуправления, учитывая, что общее собрание собственников указанного многоквартирного дома не проводилось, с соблюдением сроков, указанных в части 4 ст.200 ЖК РФ, 1 августа 2017 г. объявлено о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации. Однако, на участие в конкурсе до окончания срока подачи заявок (до 29 августа 2017 г.) не поступило, а поэтому принято решение о признании конкурса несостоявшимся. Очередной конкурс по отбору управляющей организации был объявлен – 5 сентября 2017 г., по результатам конкурса победителем признан ООО «Управдом Плюс». 8 ноября 2017 г. во исполнение предписания от 27 октября 2017 г. Управления федеральной антимонопольной службы по Калининградской области результаты конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Неманского городского округа, проведенного 4 октября 2017 г., аннулированы. 12 декабря 2017 г. вновь объявлен конкурс по отбору управляющей организации. До объявления указанного конкурса Администрация, в адрес которой поступило обращение от истца, где указано на заключение между собственниками жилых помещений и ООО «Наш-Дом» договора подряда, 20 октября 2017 г. письменно разъяснила ФИО1, как старшей по дому, положения ст.161 ЖК РФ. Более того, в средствах массовой информации, а именно в местной газете «Неманские вести», неоднократно публиковались статьи, где подробно разъяснялись вопросы по выбору управляющей компании, включающей в себя не только обслуживание, но управление многоквартирным домом. 17 ноября 2017 г. в 17:30 час. в конференц-зале администрации Неманского городского округа проводилось общее собрание представителей Администрации и старших по домам по вопросу проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации. На данном собрании истец присутствовала. Не позднее чем за 25 дней до даты начала процедуры вскрытия конвертов с заявлениями собственники жилых помещений указанного многоквартирного дома уведомлялись о дате проведения конкурса путем размещения объявлений на каждом подъезде дома, о чем подтвердила в судебном заседании свидетель ФИО59 (непосредственно расклеивала указанные объявления), а также через местную газету «Неманские вести». Информационные сообщения о проведении каждого конкурса по выбору новой управляющей компании размещались на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», где, в том числе, не только указывались Лоты, но и раскрывались, как того требует законодательство, а также на официальном сайте администрации Неманского городского округа. Во исполнение пунктов 90, 92 Правил проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом ООО «ЖилКомСервис» в установленный срок представлен одни из экземпляров договора страхования ответственности.

Третьи лица на стороне истца ФИО6, ФИО5, ФИО20, ФИО21, ФИО28, ФИО30, ФИО36, ФИО37, ФИО13, ФИО33, ФИО4, ФИО14, ФИО40, ФИО34, ФИО35, ФИО10, ФИО12, ФИО31, присутствующие в судебном заседании 1 ноября 2018 г., так и ранее, поддержали требования истца, не отрицая осведомленности о необходимости выбора одного из способов управления многоквартирным домом, в который не входит договор подряда.

Третьи лица на стороне истца ФИО16, ФИО22 (ранее присутствующая в судебном заседании) не поддержали требования истца, признавая результаты конкурса законными.

Третьи лица на стороне истца ФИО18, ФИО17 не смогли определиться с позицией.

Третьи лица ФИО3, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО11, действующая в интересах <данные изъяты> ФИО15, Никель В., ФИО19, ФИО24, ФИО25, действующая в своих интересах и <данные изъяты> ФИО26, ФИО38, ФИО23, ФИО27 в лице законного представителя ГБСУСО Калининградской области «Советский психоневрологический интернат», ФИО29, ФИО32 в судебное заседание не явились, несмотря на надлежащее уведомление.

Директор ООО «ЖилКомСервис» ФИО41 в судебном заседании возражал против требований истца, пояснив суду, что конкурс по отбору управляющих компаний для управления и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов состоялся и ООО «ЖилКомСервис» признан единственным участником данного конкурса. Во исполнение лицензионных требований, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ООО «ЖилКомСервис» приступило к исполнению своих обязанностей, как управляющая компания, заключив договора с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями (договор возмездного оказания услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, договор энергоснабжения, договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде), а также оплачивая счета на холодное водоснабжение в целях содержания общего имущества. Вместе с тем, в полной мере приступить к своим обязанностям, не представляется возможным по причине игнорирования некоторыми собственниками квартир обязанностей по оплате за содержание жилого помещения, а также отказом от их услуг по причине заключения договора подряда с ООО «Наш-Дом», который неправомерно заключил договор с ресурсоснабжающей организацией – ООО «Калининградгазификация». Договор страхования ответственности их организацией заключен в установленные законом сроки.

Директор ООО «Наш-Дом» ФИО42, действующий на основании доверенности от 25 июля 2018 г., поддержал требования истца, ссылаясь на то, что большинством голосов собственники жилых помещений <адрес> решили заключить не договор управления с управляющей компанией, а договор подряда с ООО «Наш-Дом». Непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме возможно в случае, если количество квартир составляет не более тридцати. В данном <адрес> квартиры, то есть на две больше. Он уверен, что законодатель в будущем устранит указанное недоразумение в пользу собственников. Имея лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, ООО «Наш-Дом» заключило с некоторыми собственниками указанного дома договор подряда, но только на обслуживание общего имущества многоквартирного дома, так как управление домом не выгодно. Именно заключение договора подряда, а не договора управления многоквартирным домом позволило установить более низкие расценки, что поддержало большинство собственников.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что квартиры , расположенные в <адрес> в <адрес>, являются муниципальной собственностью, что подтверждается Выпиской из Реестра муниципального имущества МО «Неманский городской округ» от 1 июля 2018 г..

Право собственности, привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца, собственников жилых помещений, расположенных в <адрес> в <адрес>, подтверждается имеющимися в материалах дела правоустанавливающими документами, таковыми как выписки из Единого государственного реестра недвижимости и свидетельства о государственной регистрации права Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Всего в доме 32 квартиры, собственников – 41.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч. 1).

Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая (ч.1.3).

Частью 2 ст.161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

В соответствии с положениями ч.3 указанной статьи способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора (ч.1).

На основании ч.1 ст.44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решения по вопросам, поставленным на голосование.

В силу ч.2 ст.44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом (п.4).

На основании ч.1 ст.46 Жилищного кодекса РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

В обоснование заявленных требований истцом представлен протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес>, расположенному по <адрес>, от 11 сентября 2017 г., согласно которому решено избрать способ управления домом – выбор управляющей компании, но при этом от договора управления отказываются, заключая с ООО «Наш-Дом» договор подряда (вопросы 2,3,4,5).

Вместе с тем, согласно ч.1 ст.46 Жилищного кодекса РФ решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Так, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25 декабря 2015 г. №937/пр утверждены Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, согласно которого обязательными реквизитами протокола общего собрания являются (раздел 1 п.4):

а) наименование документа;

б) дата и регистрационный номер протокола общего собрания;

в) дата и место проведения общего собрания;

г) заголовок к содержательной части протокола общего собрания;

д) содержательная часть протокола общего собрания;

е) место (адрес) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование;

ж) приложения к протоколу общего собрания (в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания);

з) подпись.

Кроме того, в соответствии с п.19 раздела 2 Требований обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:

а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме;

б) сообщение о проведении общего собрания, оформленное в соответствии с п.5 ст.45, п.4 ст.47.1 ЖК РФ, на основании которого проводится общее собрание;

в) реестр вручения собственникам помещений в многоквартирном доме сообщений о проведении общего собрания, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), которым направлены сообщения, и способе направления сообщений, дате их получения собственниками помещений в многоквартирном доме (представителями собственников), за исключением случая, при котором решением общего собрания предусмотрено, что сообщение о проведении общего собрания размещается в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме;

г) список собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), предусмотренные п.12 настоящих Требований;

д) доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании;

е) документы, по которым в ходе рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня и поставленных на голосование, принимались решения на общем собрании;

ж) решения собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в форме очно-заочного или заочного голосования;

з) иные документы или материалы, которые будут определены в качестве обязательного приложения к протоколу общего собрания решением на общем собрании, принятом в установленном порядке.

Указанные Требования собственникам жилых помещений многоквартирного <адрес>, расположенного по <адрес>, в частности регламентированные п.19 раздела 2, проигнорированы и не соблюдены.

Кроме того, согласно ч.1 ст.46 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент проведения собрания) решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Копии решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Частью 1.1 ст.46 Жилищного кодекса РФ также предусмотрено, что управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи копий решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25 декабря 2015 г. №937/пр также утвержден Порядок передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор.

В нарушение указанного Порядка, никто из собственников многоквартирного дома копию протокола внеочередного общего собрания от 11 сентября 2017 года не передал ни в управляющую компанию (ООО «Жилкомсервис»), которая на тот период еще выполняла обязанности по исполнению договора управления указанным многоквартирным домом, ни в органы государственного жилищного надзора.

Старший многоквартирного дома, избранный на общем собрании собственников от 11 сентября 2017 г., ФИО1 совместно с директором ООО «Наш-Дом» ФИО42 ограничились направлением в адрес и.о. главы администрации Неманского городского округа заявления, в котором сообщили, что собственники <адрес>, большинством, отказались от договора управления и заключили договор подряда с ООО «Наш-Дом» (вх. от 28 сентября 2017 г., от 13 октября 2017 г.). При этом приложив к заявлению, которое зарегистрировано 28 сентября 2018 года, только типовой договор с ООО «Наш-Дом», копию лицензии от 16 октября 2015 г. на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> и копию реестра собственников многоквартирного дома, принявших участие в проведении общего очно-заочного собрания.

Согласно ч.4 ст.161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 №75 (далее Правила).

Данный нормативный правовой акт определяет процедуру проведения конкурса и не предоставляет организатору такого конкурса права применять иной порядок.

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил конкурс проводится, если:

1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:

собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;

по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;

2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:

большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;

собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;

4) если в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

Согласно пункту 39 Правил, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области (исх. от 3 августа 2017 г.) уведомило и.о. главы администрации Неманского городского округа о прекращении действий лицензии от 28 апреля 2015 г. ООО «Жилкомсервис» в связи с прекращением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Данное уведомление поступило в Администрацию 24 августа 2017 г. вх. .

В соответствии с требованиями ч.4 ст.200 ЖК РФ в течение пятнадцати дней со дня получения настоящего уведомления орган местного самоуправления обязан инициировать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.

В случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 ст.161 настоящего кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса (ч.5 ст.200 ЖК РФ).

Учитывая, что общее собрание собственников помещений многоквартирного дома органом местного самоуправления проведено не было, 1 августа 2017 г., т.е. с соблюдением требований ч.5 ст.200 ЖК РФ, объявлено о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации. Однако, на участие в конкурсе до окончания срока подачи заявок (до 29 августа 2017 г.) не поступило, а поэтому решено признать конкурс, назначенный на 30 августа 2017 г. в 9:00 час., по Лотам № не состоявшимся (протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации от 30 августа 2017 г.).

Очередной конкурс по отбору управляющей организации был объявлен – 5 сентября 2017 г. – постановление администрации Неманского городского округа от 5 сентября 2017 г. (учитывая дату поступления уведомления из Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, сроки, предусмотренные ч.5 ст.200 ЖК РФ также соблюдены), по результатам конкурса победителем признан ООО «Управдом Плюс» (протокол №1 конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом). 8 ноября 2017 г. во исполнение предписания от 27 октября 2017 г. Управления федеральной антимонопольной службы по Калининградской области результаты конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Неманского городского округа, проведенного 4 октября 2017 г., аннулированы.

12 декабря 2017 г. вновь объявлен конкурс по отбору управляющей организации – постановление администрации Неманского городского округа от 12 декабря 2017 г. №1156.

До объявления указанного конкурса 17 ноября 2017 г. в 17:30 час. в конференц-зале администрации Неманского городского округа проводилось общее собрание представителей Администрации и старших по домам по вопросу проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации.

Как следует из показаний истца, она, как старшая по дому, присутствовала на данном собрании, на котором разъяснялись способы управления многоквартирным домом. Кроме того, в её адрес поступил в октябре 2017 г. ответ на её заявление от 28 сентября 2017 г., где дано полное описание ч.2 ст.161 ЖК РФ. Данный ответ содержит также разъяснение, согласно которого в доме, в котором проживает истец 32 квартиры, выбор управляющей компании обязателен и имеется ссылка о том, что пункт 4 внеочередного общего собрания собственников, где предложено отказаться от договора управления, является неправомерным.

Несмотря на полученную информацию, которую истец, как следует из её показаний и присутствующих в судебном заседании собственников, донесла до большинства, понимая, что собственники жилья могут заключить только договор управления многоквартирным домом, последние не предприняли мер для определения способа управления их многоквартирным домом в соответствии с требованиями ч.2 ст.161 ЖК РФ.

Более того, на протяжении с сентября 2017 г. по декабрь 2017 г. в местной газете «Неманские вести» неоднократно публиковались статьи, дающие четкое понимание и разницу между управлением многоквартирным домом и его обслуживанием. Как показал директор ООО «Наш-Дом» ФИО42, имея лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, ООО «Наш-Дом» заключило с большинством собственников указанного дома договор подряда, но только на обслуживание общего имущества многоквартирного дома, так как управление домом не выгодно.

Таким образом, суд, учитывая изложенное, не считает, что права истца, как собственника <адрес>, расположенной в <адрес>, и других собственников вследствие не проведения Администрацией общего собрания собственников по выбору способа управления конкретным многоквартирным домом нарушены.

Следовательно, орган местного самоуправления правомерно объявил 12 декабря 2017 г. по отбору управляющей организации, в том числе и многоквартирным домом , расположенным по <адрес>, собственниками которого не выбран способ управления в соответствии с ч.2 ст.161 ЖК РФ.

Согласно части 4.1 ст.161 ЖК РФ информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов.

Указанная правовая норма иных обязательных к исполнению по размещению информации о проведении торгов не содержит.

Во исполнение требований ч.4.1 ст.161 ЖК РФ на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://torgi.gov.ru/ от 13 декабря 2017 г. размещено извещение о проведении конкурса. Указанная информация размещалась и при объявлении конкурса в августе 2017 г. и в сентябре 2017 г.. Более того, информация содержит не только название Лота, но и перечень многоквартирных домов.

Так, пунктом 2 постановление администрации Неманского городского округа №1156 от 12 декабря 2017 г. утвержден состав конкурсной комиссии по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, собственниками помещений, в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы, согласно Приложению 1.

Приложение 1 содержит перечень домов. <адрес> указан под номером 43, Лот .

В соответствии с извещением о проведении конкурса от 13 декабря 2017 г. датой окончания подачи заявок является 15 января 2018 г. до 9:00 час., вскрытие конвертов с заявками – 15 января 2018 г. 9:00 час. по адресу:238710, Калининградская область, <...>, администрация Неманского городского округа, каб.8. Место, дата и время рассмотрения конкурсной комиссией заявок на участие в конкурсе не позднее 7 рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе,- 23 января 2018 г. (извещение содержится на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

Рассматривая доводы истца и его представителя об оспаривании действий организатора торгов по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации, а именно нарушения пункта 40 Правил об отсутствие уведомления о дате проведения конкурса всех собственников помещений в доме путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме (не позднее чем за 25 дней до даты начала процедуры вскрытия конвертом с заявками на участие в конкурсе), суд не находит оснований для их удовлетворения.

Указанный пункт Правил предусматривает уведомление о дате проведения конкурса путем размещения сообщения о проведении конкурса на официальном сайте. Размещение сообщения на официальном сайте является надлежащим способом уведомления всех заинтересованных лиц о дате проведения конкурса. Информация, размещенная на официальном сайте в сети «Интернет», является общедоступной, препятствий для ознакомления с такой информацией у собственников помещений не имелось.

Доводы истца и его представителя о том, что собственники не могут отслеживать всю информацию, размещаемую в сети «Интернет», не могут быть приняты судом, поскольку проведение конкурса по отбору управляющей компании является обязательным, в связи чем собственники, действуя разумно и добросовестно, должны и могли знать о том, что органом местного самоуправления инициирована процедура проведения конкурса по отбору управляющей организации, в связи с чем, могли получить информацию о размещении извещения о проведении конкурса, о сроках проведения конкурса на указанном «Интернет-сайте».

Следует отметить, что извещение о проведении конкурса содержалось не только на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», но и на официальном сайте администрации Неманского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://neman.gov39.ru/, а также в газете «Неманские вести».

Более того, из показаний в судебном заседании свидетеля ФИО59 явствует, что она, являясь ведущим специалистом по жилищному контролю и реформированию ЖКХ администрации Неманского городского округа, расклеивала после работы объявления о проведении конкурса на каждом подъезде многоквартирного дома, но данные объявления срывались, а вместо них размещались стихи, автором которых являлся директор ООО «Наш-Дом» - ФИО42. Присутствующие в судебном заседании собственники не отрицали размещения указанных стихов, а третьи лица на стороне истца ФИО16, ФИО40, ФИО12, ФИО22 не отрицали размещение объявлений, в том числе от имени администрации Неманского городского округа, которым они не придавали должного внимания, в отличие от ФИО22, подтвердившей показания свидетеля.

Согласно протоколу, 15 января 2018 г. состоялось вскрытие конвертов по открытому конкурсу по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Неманского городского округа. Заявка ООО «ЖилКомСервис» соответствует требованиям, установленным конкурсной документации, а также требованиям, установленным пунктом 15 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 февраля 2006 г. №75. Управляющая организация ООО «ЖилКомСервис» признана участником конкурса. О результатах конкурса опубликовано 24 января 2018 года в газете «Неманские вести», где также уведомлялось, что 19 января 2018 г. единственному участнику конкурса ООО «ЖилКомСервис» Администрацией передан проект договора по управлению многоквартирным домом. О месте и сроках подписания договоров победитель конкурса ООО «ЖилКомСервис» собственников жилых помещений в многоквартирных домах уведомит самостоятельно.

В силу ст.90 Правил победитель конкурса в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса представляет организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечения исполнения обязательств.

В случае если победитель конкурса в срок, предусмотренный пунктом 90 настоящих Правил, не представил организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также в обеспечение исполнения обязательств (нотариально заверенную копию договора о страховании ответственности или договора о залоге депозита либо безотзывную банковскую гарантию), он признается уклонившимся от заключения договора управления многоквартирными домом (пункт 92 Правил).

22 января 2018 г. между АО Страховое Общество <адрес> и ООО «ЖилКомСервис» заключен договор страхования гражданской ответственности управляющих организаций, осуществляющих эксплуатацию и ремонт жилищного фонда. Застрахованными лицами по настоящему Договору является ООО «ЖилКомСервис» (п.2.1.1.). Застрахованной является деятельность застрахованного лица, связанная с выполнением комплекса работ/оказанием услуг по Договорам управления многоквартирными жилыми домами по адресам, указанным в приложениях к договору страхования. В указанных приложениях указан <адрес>. Страховая премия в размере 13165 руб.82 коп. выплачивается Страхователем единовременно, путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Страховщика (раздел 5 Правил). Оплата произведена 23 января 2018 г., о чем свидетельствует платежное поручение от 23 января 2018 г..

Как следует из показаний директора ООО «ЖилКомСервис» ФИО41, один из экземпляров договора страхования в установленный законом срок предоставлен организатору конкурса. Данный факт подтвержден и представителем ответчика.

Предоставление одного из экземпляров договора страхования ответственности, вместо нотариально заверенной копии указанного договора, при достоверном подтверждении заключения договора страховании ответственности 22 января 2018 г. и оплаты страховой премии 23 января 2018 г., суд не находит существенным нарушением, дающим право на удовлетворение требований истца.

02 февраля 2018 года через опубликование в газете «Неманские вести» ООО «ЖилКомСервис» проинформировал о том, что собственники жилых помещений, в том числе и собственники жилых помещений <адрес>, в соответствии со ст.161 Жилищного кодекса РФ обязаны заключить договора управления домом с ООО «ЖилКомСервис».

Действительно, в силу ч.5 ст.161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 ГК РФ.

Таким образом, решение органа местного самоуправления от 19 января 2018 г., опубликованное в газете «Неманские вести» 24 января 2018 г. о передаче ООО «ЖилКомСервис» для подписания проекта договора управления многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, соответствует требованиям ч.5 ст.161 Жилищного кодекса РФ и является обязательным после проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации.

В силу статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

Деятельность любой управляющей организации зависит от волеизъявления собственников жилья, которые в зависимости от качества предоставляемых управляющей компанией услуг имеют право и возможность заключить договор на управление своим домом с иной управляющей организацией или изменить способ управления домом.

Следует отметить, что собственники жилых помещений многоквартирного дома не лишены в силу норм Гражданского и Жилищного кодексов Российской Федерации права согласовать с управляющей организацией внесение изменений в условия договора управления, в том числе в части дополнения, уточнения, изменения перечня работ и услуг, и размера их оплаты, с учетом индивидуальных технических характеристик многоквартирного дома.

Во исполнение лицензионных требований, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ООО «ЖилКомСервис» приступило к исполнению своих обязанностей, как управляющая компания, заключив договора с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями (договор возмездного оказания услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов от 1 марта 2018 г., договор энергоснабжения от 20 марта 2018 г., договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 1 марта 2018 г.), а также оплачивая счета на холодное водоснабжение в целях содержания общего имущества, а также счета по потреблению электроэнергии в местах общего пользования (превышает установленные нормативы).

Вместе с тем, ООО «ЖилКомСервис» в полной мере приступить к своим обязанностям, не представляется возможным по причине игнорирования некоторыми собственниками квартир обязанностей по оплате за содержание жилого помещения (из 32 квартир оплату производят 17, в том числе частично – за вывоз бытового мусора), а также отказом от их услуг по причине заключения договора подряда с ООО «Наш-Дом». Следует отметить, что собственники помещений, в том числе и истец, не возражали против сухой и влажной уборки подъездов, произведенной ООО «ЖилКомСервис», подтверждая своей подписью выполнение указанных работ (наряды задания от 4 июня 2018 г., 9 июня 2018 г., 26 июня 2018 г., 7 мая 2018 г., 24 мая 2018 г., 12 апреля 2018 г., 6 апреля 2018 г.).

Выполнение ООО «Наш-Дом» ряда работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также оплату большинством собственников указанных работ в силу договора подряда, не может являться основанием для удовлетворения требований истца.

Наличие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом и вступление в управление многоквартирным домом посредством заключения договора, является абсолютно разными понятиями. Договор подряда большинством собственников многоквартирного дома заключен не с управляющей компанией, а с ООО «Наш-Дом».

Трудоустройство в ООО «ЖилКомСервис» работников, ранее состоящих в трудовых отношениях с ООО «Жилкомсервис», также не может являться основанием к удовлетворению требований истца. Собственники имели возможность выбрать иную управляющую организацию.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении иска ФИО1, третьих лиц ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, действующей в интересах <данные изъяты> ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, Никель Виктору, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО40, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, действующей в своих интересах и <данные изъяты> ФИО26, ФИО27 в лице законного представителя ГБСУСО Калининградской области «Советский психоневрологический интернат», ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ООО «Наш-Дом» к администрации Неманского городского округа, третьему лицу ООО «ЖилКомСервис» о признании незаконными результаты проведенного 15 января 2018 г. открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Неманского городского округа, оформленные протоколами конкурсной комиссии от 15 февраля 2018 г., в части признания ООО «ЖилКомСервис» единственным участником конкурса и передачи ему для подписания проекта договора по управлению многоквартирным жилым домом №5 по ул. Победы г. Немана, Калининградской области.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Неманский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения, мотивированное решение изготовлено 06 ноября 2018 г..

Судья Неманского городского суда

И.В.Шевченко