Дело № 2-174/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижиковой О.В.,
при секретаре Дядиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальные ресурсы,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Красноярская региональная энергетическая компания» (далее – АО «КрасЭКо») обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальные ресурсы в размере 172 489 рублей 63 копейки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования мотивировало тем, что между истцом и ответчиком заключен договор на поставку коммунальных ресурсов, согласно которому ресурсоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединённую сеть коммунальные ресурсы. Абоненту присвоен номер лицевого счёта №. Истцом выполняются условия договора, но ответчик не оплачивает надлежащим образом услугу, в связи, с чем образовалась задолженность.
Представитель истца АО «КрасЭКо» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца. На удовлетворении требований иска настаивает.
Представил информацию, что расчет начислений за услуги производится исходя из общей площади квартиры, норматив потребления и тариф для потребителей. Согласно ч.1 ст.157.1 ЖК РФ не допускается повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В соответствии с Законом Красноярского края от 01.12.2014г. №7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги», в случае, если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации на текущий год в порядке, определенном законодательством, превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельного индекса, производится компенсация части платы граждан за коммунальные услуги. Размер компенсации части платы граждан за коммунальные услуги определяется как разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной по ценам (тарифам), и платой с учетом предельного индекса. Порядок расчета размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги устанавливается Правительством края. В соответствии с п.10 Постановления Правительства РФ №400 от 30.04.2014г. «О формировании индексов изменения размеры платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» (вместе с «Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации») применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса. Согласно Указу Губернатора №325-уг «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Красноярского края на период с 01 января 2017г. по 2018 год», предельный (максимальный) индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для Козульского района за период с 01.01.2017г. по 30.06.2017г. равен 0%, а с 01.07.2017г. по 31.12.2017г. равен 3,9%. Таким образом, размер платы за коммунальные ресурсы во втором полугодии 2017г. не должен превышать платеж декабря 2016г. с учетом предельного индекса 3,9%, а в 1 полугодии 2018г. оставаться на уровне декабря 2017г., а именно оставлять 7389,50 руб. В связи с тем, что с 01 июля 2017г. размер начислений за коммунальные услуги ФИО1 составил 7724,35 руб., соответственно, для приведения размера платы в соответствие с предельным индексом по указанной квартире была предъявлена сумма к возмещению в размере 334,75 руб.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть исковые требования в её отсутствие, иск не признает в полном объеме. Представила возражение на исковое заявление, в котором указала, что истцом не произведен расчет суммы задолженности за оказанные коммунальные услуги, указаны месячные суммы и итоговая сумма. Таким образом, фактически не подтверждена образовавшаяся сумма задолженности за коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 172489 рублей 63 копейки. Пунктом 15 приложения 1 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 установлено обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18 С (в угловых комнатах +20 С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки -31 С и ниже в жилых помещениях – не ниже +20 С (в угловых комнатах +22 С). В занимаемом ею по договору найма жилом помещении температура воздуха составляет + 10 С летом, и + 4 С зимой, о чем приложены фотографии. Информация о состоянии занимаемого ею жилого помещения и тепловом режиме внутри помещения неоднократно передавалась в Единую дежурно-диспетчерскую службу администрации Козульского района. Заявила ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности. В предварительных судебных заседания ответчик ФИО1 поясняла, что не разу не оплачивала за коммунальные услуги, так как в комнате холодно. С заявлениями к истцу о несоответствии температурного режима не обращалась, соответствующих актов не составлялось. Кроме того, при расчетах завышена квадратура жилого помещения, в котором она проживает. Несогласна с расчетом представленным истцом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.3 ст.438 ГК РФ, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать, как акцепт абонентом оферты предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В силуп.1 ст.153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно п.4 ст.154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п.1 ст.155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В силу ч.1 ст.157 ЖК РФ, устанавливающий порядок определения размера платы за коммунальные услуги, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренный п.4 ст.154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (п.2).
В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ч. 1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно ч. 1 ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Частью 2 ст. 13 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ предусмотрено, что потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
Как следует из двухстороннего договора специализированного найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между Администрацией Козульского района действующей от имени собственника жилого помещения, именуемой наймодатель и ФИО1, именуемой наниматель, заключили договор, предметом которого является передача в бессрочное владение и пользование изолированного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, общежитии, общей площадь. <...> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> для проживания в ней, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг электроснабжения.
Согласно выписки из реестра муниципальной собственности Козульского района от ДД.ММ.ГГГГ. комната, расположенная по адресу, <адрес> общей площадью <...> кв.м., числится в реестре муниципальной собственности и составляет муниципальную казну.
Согласно ответу Миграционного пункта от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время.
В соответствии с решением единственного участника ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» от 24 сентября 2014 года общество с ограниченной ответственностью «Красноярская региональная энергетическая компания» реорганизовано путем преобразования в акционерное общество «Красноярская региональная энергетическая компания».
В соответствии с Уставом акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания», утвержденным решением единственного участника от 28.10.2016г., предметом деятельности АО «КрасЭКо» является, в том числе: деятельность по поставке (продаже) электрической и тепловой энергии. Основная цель деятельности АО «КрасЭКо» - это получение прибыли. Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом (п.п.2.1, 2.2, 2.3 Устава).
Факт получения услуг по предоставлению АО «КрасЭКо» коммунальных ресурсов ответчицей ФИО1 не оспаривается.
К доводам ответчицы, о том, что услуга по теплоснабжению предоставлялась ненадлежащего качества, судом не принимаются во внимание, поскольку ответчицей не представлено доказательств как фиксации предоставления услуг ненадлежащего качества, так и обращения потребителя в соответствующем порядке с заявлением об уменьшении или освобождении потребителя от уплаты коммунальной услуги.
Так, согласно подп. «а» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2011 №354 (далее - Правила № 354), исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами № 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (п. 33 Правил № 354).
Требования к качеству оказываемых коммунальных услуг определены в Приложении 1 к Правилам № 354. Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определен в разделе X Правил № 354.
В соответствии с п.п. 105, 106 Правил № 354, при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.
В соответствии с п. 98 Правил № 354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведении ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Согласно п. 111 Правил № 354, датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются: а) дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил); б) дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе, проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 Правил); в) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения; г) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем в соответствии с пунктом 110(1) настоящих Правил, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.
Пунктом 112 Правил № 354 установлено, что период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным: а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 Правил в журнале регистрации таких фактов; б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества; в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 Правил; г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
Из анализа вышеприведённых положений следует, что уменьшение или освобождение потребителя от уплаты коммунальной услуги возможно лишь при соблюдении установленного порядка фиксации даты и времени начала и окончания предоставления услуг ненадлежащего качества. Доказательств соблюдения одного из условий фиксирования периода нарушений качества коммунальной услуги, ответчиками в суд не представлено.
Представленная ответчицей информация об обращения в единую дежурно-диспетчерскую службу ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. свидетельствует об обращении ответчицы в связи с порывами теплоносителей в жилых помещениях, но не подтверждает предоставление истцом коммунальной услуги ненадлежащего качества, а так же предоставление коммунальной услуги с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Представленная ответчицей фотография термометра является недопустимым и не относимым доказательством к качеству оказываемых коммунальных услуг, поскольку невозможно определить место и время фиксации температурного режима дынным термометром, его исправность.
Из представленного истцом расчета карточки начисления услуги по лицевому счету № согласно площади <...> кв.м. задолженность за коммунальные ресурсы составляет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере 153703 рубля 07 копеек. Данный расчет произведен согласно действующего законодательства – ч.1 ст.157.1 ЖК РФ, Закона Красноярского края от 01.12.2014г. №7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги», Постановлением Правительства РФ №400 от 30.04.2014г. «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ», Указу Губернатора Красноярского края №325-уг «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Красноярского края на период с 01 января 2017г. по 2018 год».
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, при расчете размера платы коммунальные услуги истцом были применены тарифы и нормативы, установленные решением Козульского районного Совета депутатов Красноярского края от 07.09.2007г. №24-182Р «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг», Постановлением Правительства Красноярского края от 09.10.2015г. №541-п «О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 30.07.2013г. №370-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях и на общедомовые нужды при использовании земельного участка и надворных построек на территории Красноярского края», Постановлением Правительства Красноярского края от 30.04.2015г. №217-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края», приказами Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 г. № 441-п, от 19.12.2013 г. № 422-п, от 19.12.2014 г. № 447-п, от 19.12.2014г. № 354-п, от 16.12.2015 г. № 598-п, от 16.12.2015 г. № 588-п, от 20.12.2016 г. № 656-п, от 20.12.2016 г. № 654-п.
Указанные приказы, постановления и решения представлены в материалы дела, согласуются с расчётом взыскиваемой суммы, и ответчиком не опровергнуты.
Тарифы за услуги и норматив потребления применены за периоды согласно приказам Региональной энергетической комиссии Красноярского края, решения Козульского районного совета депутатов Красноярского края, Постановления Правительства Красноярского края.
Расчет, представленный истцом, проверен и принимается судом произведенный по площади жилого помещения на <...> кв.м.
Представленный ответчицей расчет содержит неверные данные как тарифа на тепловую энергию, так и необоснованно применен коэффициент периодичности, является неверным и не отклоняется судом.
Ответчица ФИО1 заявила о пропуске истцом срока исковой давности.
В силу п. 1 ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно п. 41 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 ГК РФ).
Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
Учитывая, что истец обращался к мировому судье судебного участка№44 в Козульском районе о вынесении судебного приказа взыскании с ответчика задолженности по оплате коммунальных услуг, ДД.ММ.ГГГГ г. мировым судьей по заявлению АО «Красноярская региональная энергетическая компания» вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности по оплате коммунальных услуг, отмененного ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., не пропущен, в связи с чем ходатайство ответчицы о применении срока исковой давности не подлежит удовлетворению в связи с отсутствием правовых оснований.
Таким образом, исковые требования о взыскании с ответчика задолженности за коммунальные ресурсы подлежат частичному удовлетворению в размере 153703 руб. 07 коп.
В остальной части удовлетворения исковых требований следует отказать в связи с необоснованностью.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца пропорционально удовлетворённым требованиям подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4274 рубля 06 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальные ресурсы удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» задолженность за коммунальные ресурсы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 153703 (сто пятьдесят три тысячи семьсот три) рубля 07 копеек, возврат государственной пошлины 4274 рубля 06 копеек, а всего взыскать 157977 (сто пятьдесят семь тысяч девятьсот семьдесят семь) рублей 13 копеек.
В остальной части удовлетворения исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Красноярский краевой суд через Козульский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий судья: О.В. Чижикова
Мотивированное решение изготовлено 17.08.2018г.