ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-174/19 от 08.05.2019 Ногликского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2-174/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 мая 2019 года пгт. Ноглики Сахалинской области

Ногликский районный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Кучук Н.Ю., при секретарях Лялякине Л.А., Спириной Т.И., с участием заместителя прокурора Ногликского района Русанова Я.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» о признании распоряжения об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании оплаты времени вынужденного прогула, возмещении судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Ногликский районный суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» о восстановлении на работе, взыскании оплаты времени вынужденного прогула.

В обоснование заявленных требований указала, что работала в должности вице-мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» с ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ истец уволена с занимаемой должности на основании части 1 статьи 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон о муниципальной службе). Считает свое увольнение незаконным, произведенным в отсутствие оснований и с нарушением установленного порядка.

ФИО1 просит суд восстановить ее на работе в администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» в должности вице-мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский», взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула по день восстановления на работе (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 поступили дополнения к иску, в которых истец просила признать незаконным распоряжение администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), а также возместить расходы, понесенные в связи с участием в деле представителя, в общей сумме <данные изъяты> рубля (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>).

Истец ФИО1 и ее представитель ФИО6 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали. Представитель ответчика ФИО7 исковые требования не признал.

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими отказу в удовлетворении, исследовав письменные материалы дела, оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ФИО1 на основании распоряжения администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ занимала должность вице-мэра муниципального образования - начальника Управления социальной политики администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский». ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключен трудовой договор (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>).

Постановлением мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» от 25 декабря 2015 года №447 «О наделении полномочиями вице-мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» - начальника Управления социальной политики» вице-мэр муниципального образования «Городской округ Ногликский» - начальник Управления социальной политики, в числе прочих, наделен полномочиями по назначению на должность и освобождению от должности; по заключению и прекращению трудовых договоров; по определению должностных обязанностей и утверждению должностных инструкций в отношении руководителей подведомственных учреждений образования, культуры, спорта, муниципального казенного учреждения «Архив Ногликского района», муниципального казенного учреждения «Централизованная система обслуживания» (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>).

Решением Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена структура администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» в новой редакции, согласно которой вице-мэр организует работу департамента социальной политики (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>).

Решением Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Реестр должностей муниципальной службы муниципального образования «Городской округ Ногликский» в новой редакции, согласно которому к высшей группе должностей, в числе прочих, относится вице-мэр муниципального образования «Городской округ Ногликский» (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>).

В соответствии с пунктами 2 и 4 раздела 3 распределения обязанностей между мэром, первым вице-мэром, вице-мэром муниципального образования «Городской округ Ногликский» и управляющим делами администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский», утвержденного распоряжением мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ, вице-мэр организует работу и возглавляет департамент социальной политики администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский», наделенный статусом юридического лица; курирует муниципальные учреждения образования, культуры и спорта; МБУ «Архив Ногликского района»; МКУ «Центр социального обслуживания» (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>).

Распоряжением администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) прекращено действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ уволена с должности вице-мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» в связи с утратой доверия за несоблюдение муниципальным служащим требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей по принятию мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов по части 1 статьи 27.1 Закона о муниципальной службе.

Основанием для увольнения истца послужили: представление прокурора Ногликского района от ДД.ММ.ГГГГ, материалы по проверке, доклад о результатах проверки соблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленным Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции) от 07 февраля 2019 года, пояснения вице-мэра муниципального образования ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, служебная записка референта ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, лист ознакомления с докладом от ДД.ММ.ГГГГ (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором Ногликского района в адрес администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» внесено представление (далее – представление) об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, согласно которому в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции выявлены факты нарушений в указанной сфере. Так, ДД.ММ.ГГГГ вице-мэру муниципального образования «Городской округ Ногликский» ФИО1 от директора МБОУ ДО «ЦТиВ» ФИО9 поступило уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, то есть, последней выполнена обязанность, предусмотренная Законом о противодействии коррупции и Порядком уведомления муниципальными служащими МКУ «УСП» и руководителями муниципальных учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденным приказом от ДД.ММ.ГГГГ. В силу статьи 11 Закона о противодействии коррупции вице-мэр муниципального образования «Городской округ Ногликский» ФИО1 должна была принять меры по урегулированию и предотвращению конфликта интересов. В нарушение норм законодательства о противодействии коррупции работодателем ФИО1 такие меры не приняты. Из заключения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО9 были приняты меры, направленные на устранение конфликта интересов, в том числе путем создания комиссии по начислению стимулирующих выплат, председателем которой она не является. Однако из представленных документов следует, что председателем такой комиссии непосредственно является директор МБОУ ДО «ЦТиВ» ФИО9, что, в свою очередь, свидетельствует о непринятии ею мер к урегулированию конфликта интересов. Кроме того, уведомление ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов без достаточных оснований, поскольку приказом от ДД.ММ.ГГГГ к основаниям для проведения заседаний комиссии уведомление руководителя муниципального учреждения не отнесено. Работодателем мер, направленных на внесение изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости включения такого основания как уведомление руководителя муниципального учреждения, не принято. Аналогичные факты имели место и при рассмотрении следующих уведомлений: директора МБОУ СОШ ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ; директора МБУ ДО ДЮСШ ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ; директора МКУ ЦСО ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ; заведующей МБДОУ ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ; директора МБОУ ДО ЦТиВ ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ; директора МБУК СДК с. Ныш ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ; директора МБОУ СОШ с. Ныш ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, вице-мэром муниципального образования «Городской округ Ногликский» ФИО1, являющейся работодателем для вышеуказанных руководителей муниципальных учреждений, не приняты меры по урегулированию конфликта интересов, следовательно, не выполнена обязанность, предусмотренная статьей 11 Закона о противодействии коррупции.

Согласно резолюции и.о. мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» на представлении, истцу было предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить пояснения по изложенным в нем фактам (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 дано объяснение, в котором она выражает свое несогласие с доводами представления (т. <данные изъяты> л.д.<данные изъяты>).

Распоряжением. мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении проверки соблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов» в отношении вице-мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» ФИО1 назначена проверка соблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции, проведение которой поручено референту по кадровому обеспечению ФИО8 (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>).

Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ и вице-мэр муниципального образования «Городской округ Ногликский» ФИО1 извещена о назначении проверки; ей разъяснены ее права, предусмотренные Приложением 4 к Закону Сахалинской области от 06 июля 2007 года № 78-ЗО "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области" (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>).

Распоряжением. мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ срок проверки соблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции, в отношении истца продлен на 10 дней до ДД.ММ.ГГГГ (т. <данные изъяты> л.д.<данные изъяты>).

В докладе референта кадровой службы ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки соблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции, в отношении вице-мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» ФИО1 в целом приведены доводы, изложенные в представлении, и сделан вывод о том, что истцом не были приняты меры по урегулированию конфликта интересов руководителями учреждений (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ истец была ознакомлена с докладом и в этот же день представила пояснения, в которых выразила свое несогласие с содержащимися в нем выводами (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>).

В соответствии с частью 1 статьи 27.1 Закона о муниципальной службе за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 27 названного Закона за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

В силу пункта 3 части 1 статьи 19 Закона о муниципальной службе, помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона;

При этом увольнение с муниципальной службы по такому основанию как - в связи с утратой доверия - предусмотрено только положениями части 2 статьи 27.1 Закона о муниципальной службе, согласно которой муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

Между тем, в оспариваемом ФИО1 распоряжении об увольнении с муниципальной службы в связи с утратой доверия часть 2 статьи 27.1 Закона о муниципальной службе в качестве основания применения взыскания не указана, также как и не содержится ссылки на совершение истцом правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 Закона о муниципальной службе.

Помимо приведенных положений Закона о муниципальной службе, увольнение в связи с утратой доверия предусмотрено пунктом 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Вместе с тем, ни сведений, ни доказательств, указывающих на совершение ФИО1 подобных виновных действий, дающих основание для утраты доверия, в материалах проведенной в отношении нее служебной проверки не содержится.

При таких данных, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для увольнения ФИО1 с должности вице-мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» в связи с утратой доверия за несоблюдение муниципальным служащим требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей по принятию мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов по части 1 статьи 27.1 Закона о муниципальной службе, что в силу статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для признания распоряжения администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) незаконным и восстановления истца на работе в прежней должности с выплатой среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Приходя к такому выводу, суд учитывает, что установление факта дисциплинарного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен, а также наложение на работника дисциплинарного взыскания в силу прямого указания закона является компетенцией работодателя, в связи с чем, не дает оценку действиям истца в части наличия в них иных нарушений.

Определяя размер оплаты времени вынужденного прогула истца, суд берет за основу представленный ответчиком и не оспоренный истцом расчет, согласно которому размер среднедневного заработка ФИО1 составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек (т. <данные изъяты> л.д. <данные изъяты>).

Следовательно, средний заработок за время вынужденного прогула истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек (<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек х <данные изъяты> дня).

Разрешая требование истца о возмещении судебных расходов, связанных с участием представителя, суд, руководствуясь положениями статей 94, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав платежные документы, в том числе, на оплату расходов, понесенных в связи с явкой представителя в суд, исходя из необходимости соблюдения баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, конкретных обстоятельств дела, соотносимых с объектом судебной защиты и объемом оказанных правовых услуг, полагает, что достаточной и разумной компенсацией указанных расходов истца является сумма в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать распоряжение администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) незаконным.

Восстановить ФИО1 в должности вице-мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский».

Взыскать с администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» в пользу ФИО1 оплату времени вынужденного прогула в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек, судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей, всего взыскать <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек.

В удовлетворении остальной части требований ФИО1 о возмещении судебных расходов отказать.

Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению и в целом может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Ногликский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 13 мая 2019 года.

Председательствующий судья Н.Ю. Кучук

Копия верна: судья Кучук Н.Ю.